Способы торможения автомобиля с механической коробкой передач

Как правильно тормозить на механике

Одной из самых распространенных ошибок начинающих водителей на автомобилях с МКПП – небезопасное торможение на дороге. Именно неумелое и неуместное торможение приводит к ДТП. Чтобы обезопасить будущих и начинающих водителей, предлагаем подробно разобраться с правилами торможения и остановки транспортного средства с механической коробкой передач.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике


В разных автошколах объясняют по-разному: кто-то говорит, что выжимать надо, другие твердят, что пользоваться педалью сцепления необходимо лишь тогда, когда автомобиль практически остановился, чтобы не заглохнуть. Мы скажем так: нужно тормозить по ситуации, так как особенность работы со сцеплением зависит от погодных условий и состояния дорожного полотна.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление – механизм, участвующий в передаче крутящего момента с двигателя на коробку передач и далее на колеса автомобиля. Оно необходимо при плавном переключении передач, для старта автомобиля или его остановки. В остальных моментах движения сцепление не нужно.

Если все же такая ситуация все-таки происходит, то передача крутящего момента разрывается. Это может привести у ухудшению управления автомобиля или, того хуже, заносу.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

    • движение на спуск;
    • движение по мокрому или обледенелому дорожному полотну;
    • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Если же вы решите затормозить при включенном сцеплении, то крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. Автомобиль в таких случаях более устойчивый, нагрузки на тормоза становится меньше, и остановка происходит плавно.

Нужно ли сцепление при торможении до полной остановки?

Конечно нужно, но не сразу! Для начала необходимо дождаться понижения скорости до того момента, пока не возникнет ощущение, что транспортное средство вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Можно так же поймать этот «подходящий момент» по тахометру: обороты будут близки к холостым.

Зачем нужен крутящий момент при торможении?

Как мы писали выше, крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. Благодаря этому, автомобиль может сохранять заданную рулевую траекторию, которую в случае необходимость будет легко изменить. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Основные виды торможения

1. Штатное торможение

Такой вид торможения происходит в случае запланированной остановки транспортного средства. Это может быть остановка перед светофором, с целью припарковаться или пропустить автомобиль или пешехода.

Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость

2. Торможение двигателем

Такой вид торможения допустим, чаще всего на затяжных спусках. Водитель в такой ситуации убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Происходит плавное торможение, без нагрузок на тормозную систему.

Читайте также:  Способы организации освоения курса учащимися

3. Ступенчатое комбинированное торможение

Суть такого торможения в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации:

  • на заснеженном, обледенелом дорожном покрытии или на бездорожьем используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия;
  • на сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия.

4. Экстренное торможение и руление

Лучше всего при экстренном торможении при менять импульсный(ступенчатый) способ торможения. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

ЗАПРЕЩЕНО в аварийной ситуации наклоняться вперед и намертво держаться за руль. Лучше всего упереться спиной в спинку кресла автомобиля. При таком расположении вы будете лучше чувствовать поведение автомобиля и начало заноса.

Торможение на машине с системой ABS

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Нюансы торможения на машине с МКПП новичку

Вид торможения Действия
Торможение перед светофором
  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

PS: Если дистанция позволяет, то тормозить лучше всего двигателем. Торможение в повороте

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

PS: Резкое торможение в повороте недопустимо! Обязательно снижайте скорость. Торможение на спуске

  1. Увидев знак 1.13 «Крутой спуск», сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
  2. Выжмите педаль сцепления.
  3. Включите пониженную передачу.
  4. Отпустите педаль сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.

PS: На спуске всегда нужно тормозить двигателем Торможение на скользкой дороге

  1. Торможение проводиться ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия.
  2. Не удерживайте долго педаль сцепления в выжатом состоянии.
  3. Переключайте передачи как можно быстрее.

PS: будьте внимательны при проезде через мосты: даже если везде сухо, в таких местах может быть наледь.

Торможение в различных ситуациях

Действия при торможении зависит от многих факторов. Ниже изложены всевозможные нюансы.

Ситуация Способ торможения Недопустимые действия
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дороге Импульсное торможение с понижением усилия Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге Импульсное торможение с повышением усилия Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спуске Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворота Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы постарались разобрать все варианты торможения. Но, если вы новичок и хотите передвигать на своем автомобиле безопасно, то лучше всего обратиться к опытному инструктору и разобрать на практике все вышеизложенные варианты торможения на механической коробке передач.

Источник

Как правильно тормозить на автомобиле с МКПП?

При эксплуатации автомобиля с механической трансмиссией необходимо знать особенности управления такой техникой, в особенности правильно тормозить, что позволит обеспечить полную безопасность таких манёвров, позволяя одновременно сократить расход топлива. Поговорим поподробнее о том, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач.

Особенности трансмиссии

На первый взгляд эксплуатация автомобиля с механической коробкой передач может показаться сложной, однако в действительности, привыкнув к работе этого агрегата, можно с легкостью переключать скорости, одновременно экономя топливо при торможении и использовании наката.

Специалисты выделяют три различных способа торможения на автомобиле с механической трансмиссией:

1. Экстренное торможение.

3. Торможение двигателем.

Зная все особенности управления, можно гарантировать безопасность эксплуатации и управления автомобилем даже в тяжёлых условиях. Торможение двигателем часто применяется на заснеженных и обледенелых дорогах. По сути, автовладелец уменьшает крутящий момент, отпуская педаль газа, что позволяет эффективно тормозить, даже не выключая при этом передачу. Преимуществом такого торможения двигателем является наличие качественного сцепления с дорогой, что в особенности важно при управлении транспортом на заснеженных дорогах.

А вот если пытаться тормозить на такой скользкой дороге стандартным способом, когда выжимают сцепление, включают нейтраль, после чего резко давят на педаль тормоза, то подобное может сразу же привести к заносу, причём корректировать такие проблемы даже правильными движениями руля будет крайне сложно. Несомненным преимуществом торможения двигателем является экономия топлива, что позволяет эффективно замедляться в тех случаях, когда не требуется полностью останавливаться, а просто нужно уменьшить скорость автомобиля.

Однако и определённые сложности у такого торможения двигателем всё же имеются. Силовой агрегат при включенной передаче может работать лишь в определенном диапазоне скоростей, соответственно замедлиться на 4 передаче до 30 км/ч и менее будет затруднительно. Необходимо будет всё же выжимать сцепление, понижать передачу, и далее продолжать замедляться. Именно в момент переключения передачи автомобиль может потерять сцепление с дорогой, что приведёт к появлению неконтролируемого заноса.

Многие водители практикуют, так называемое, комбинированное торможение, когда они замедляются, отпуская педаль газа и одновременно нажимая педаль тормоза. Такой способ позволяет быстрее остановить двигатель, при этом имеется возможность некоторого сокращения расхода топлива, так как машина эффективно использует накат. Водителю необходимо будет по мере замедления автомобиля включать пониженную передачу, при этом полностью исключается опасная блокировка колес, которая может привести к заносу автомобиля.

Нужно лишь научиться одновременно правильно нажимать на педаль тормоза и отпускать газ, не забывая при этом понижать передачу, так как на высокой ступени автомобиль попросту заглохнет, что приведёт к отключению работы усилителя тормоза и руля, а это крайне опасные ситуации, когда мы теряем контроль над управлением автомобиля. Комбинированное торможение не относится к экстремальным, его рекомендуют использовать лишь на ровной дороге при наличии каких-либо препятствий или неподалеку от места остановки транспорта.

В редких случаях применяют на механической коробке передач экстренное торможение, которое позволяет быстро остановить автомобиль, избежав тем самым дорожно-транспортного происшествия. Педаль тормоза при такой экстренной остановке нажимается до упора, при этом на современных автомобилях срабатывает ABS, а автоматика вмешивается в работу, предупреждая занос и потерю управления транспортным средством.

На старых автомобилях практиковать такой способ торможения не рекомендуется, так как велика вероятность потери контроля над автомобилем с заблокированными колесами, что приводит к опасности дорожно-транспортных происшествий. Специалисты рекомендуют при необходимости резко замедлиться все же практиковать неэкстренное торможение, а ступенчатое прерывистое, что позволяет имитировать работу ABS, предупреждая при этом полную блокировку колёс.

Такое прерывистое импульсное торможение чаще всего практикуют водители при управлении машиной, не оборудованной системой ABS. Резко нажимая и отпуская тормоз, мы предупреждаем полную блокировку колёс, что позволяет сохранить контроль над автомобилем.

В хороших погодных условиях на сухой дороге можно применять, так называемое, ступенчатое торможение с уменьшением или увеличением усилия на педали тормоза по мере замедления автомобиля. Такое ступенчатое торможение позволяет эффективно останавливать автомобиль, но его можно применять лишь в условиях качественного сцепления с дорожным полотном. А вот если под колесами гололёд или скользкий утрамбованный снег, то такое ступенчатое замедление неизменно приведет к заносу, а автомобиль окажется на полосе встречного движения.

Можно ли тормозить в повороте?

Бытует мнение, что при управлении автомобилем с механической коробкой передач можно тормозить в повороте, и якобы это никоим образом не сказывается на управляемости транспорта. Однако, в действительности, при вывернутых колесах любое нажатие на педаль тормоза приведет к неправильному распределению мощности, появится избыточная поворачиваемость, при которой задняя часть автомобиля словно пытается обогнать перед. Это крайне опасная ситуация, контролировать развитие которой практически невозможно. Поэтому большинство специалистов по экстремальному управлению транспортом не рекомендуют водителям тормозить в повороте, вне зависимости от того, используют ли они машину с механической или автоматической коробкой передач.

А вот на спуске на машине с механикой можно тормозить, но при этом имеется определённая особенность. Ни в коем случае не следует переключать передачи или включать нейтраль. Разъединять трансмиссию и двигатель запрещено. В этом случае можно будет обеспечить эффективное замедление транспорта и исключить потерю управления автомобилем. При активном торможении на спуске, в особенности когда автомобиль используется в горах, следует помнить о том, что может происходить перегрев тормозной системы, что снижает её эффективность, и, в конечном счете, такие раскалённые тормоза просто отказывают, и остановить машину будет невозможно. Поэтому при поездках по таким горным серпантинам необходимо комбинировать как классическое торможение педалью, так и замедление двигателем.

Источник

Читайте также:  Способы проверки расчета цепей постоянного тока потенциальная диаграмма баланс мощностей
Оцените статью
Разные способы