- Механизм административно-правового регулирования (5)
- Главная > Реферат >Право, юриспруденция
- Юридический справочник
- Толкование административно-правовых норм
- Механизм административно-правового регулирования
- Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
- Стадии и способы административно-правового регулирования
- Принципы административного права
- Административно-правовые нормы
- Акты официального толкования административно-правовых норм
- Акты применения административно-правовых норм
- Административно-правовые отношения
Механизм административно-правового регулирования (5)
Главная > Реферат >Право, юриспруденция
Способы толкования норм административного права
Филологический – толкование лексической, грамматической и синтаксической структуры административно-правовой нормы.
Логический – толкование формально-логической формы административно-правовой нормы
Систематический – толкование системного значения административно-правовой нормы
Историко-политический – толкование административно-правовой нормы с учетом конкретно-исторического момента его создания
Специально-юридический – толкование административно-правовой норы с использованием средств и приемов юридической техники
Виды толкования административно-правовых норм
По субъектам и юридическому значению
Официальное — толкование субъектом права, имеющим на это государственно-властные полномочия, обязательно к руководству для субъектов административного права
Аутентичное – толкование административно-правовой нормы установившим ее лицом
Легальное – толкование административно-правовой нормы специально уполномоченным на это субъектом права
Неофициальное — толкование субъектом права, не наделенным на это государственно-властными полномочиями, не носит юридически обязательного характера для субъектов административного права
Доктринальное — научное толкование норм административного права
Профессиональное – толкование административно-правовых норм юристами–профессионалами в их практической деятельности
Обыденное — толкование норм административного права населением
По объему (результату)
Буквальное – действительное содержание административно-правовой нормы совпадает с ее буквальным выражением в источниках права
Ограниченное – действительное содержание административно-правовой нормы уже ее буквального выражения в источниках права
Расширительное — действительное содержание административно-правовой нормы шире ее буквального выражения в источниках права
По степени конкретизации
Нормативное — толкование применительно ко всем случаям
Казуальное — толкование для отдельного случая применения
Применение норм АП. Акты применения административно-правовых норм.
Применение административно-правовых норм – это государственно-властная деятельность органов и их должностных лиц по конкретизации административно-правовых норм при разрешении индивидуальных дел с вынесением актов применения права.
Признаки применения административно-правовых норм
Касаются конкретной правовой ситуации, индивидуально определенного административного правоотношения
Осуществляется по установленной процедуре или в процессуальной форме
Рассчитаны на определенное количество раз применения ограниченным кругом лиц
Логически разделяется на стадии
Оформляется решение по делу (актом применения административного права)
Осуществляется уполномоченными адм.-публичными органами
Носит государственно-властный характер
Стадии применения норм административного права
Установление поводов и оснований для возбуждения дела
Установление фактических обстоятельств дела (определение предметов дела, пределов доказывания, сбор, фиксация, исследование доказательств, установление общеизвестных фактов, презумпций, фикции, оценка доказательств в их совокупности)
Выяснение нормативно-правового регулирования дела (определение административно-правовой нормы, подлежащей применению; проверка действия нормы по предмету регулирования, во времени, в пространстве, по кругу лиц, уяснение содержания нормы; применение аналогии закона или аналогии права при отсутствии нормы, прямо регулирующей ситуацию
Принятие решения по делу (квалификация ситуации; определение юридических последствий, оформление и вынесение правоприменительного акта; доведение его до заинтересованных лиц
Обжалование, опротестование решения
Акты применения норм административного права – индивидуально-правовые акты, издаваемые административно-публичными органами и их должностными лицами при разрешении конкретной ситуации.
Требования к актам применения административно-правовых норм
Обоснованность – т.е. на основе объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств дела
Социальная справедливость — соответствие нравственным нормам и общественному мнению
Целесообразность – соответствие целям управления
Мотивированность – соответствие поводам, нормативным и фактическим основаниям его принятия
Законность – издание в строгом соответствии с источниками административного права: в пределах компетенции, в соответствии с нормами материального права и с соблюдением установленного порядка и сроков
Структура акта применения административно-правовых норм – разделение акта на установленные части, имеющие самостоятельное юридическое значение.
Структура акта применения административно-правовых норм
Вводная часть – содержат общие сведения о деле (время, место, обстановка разрешения дела, орган и должностное лицо, разрешающее дело, существо дело, участники дела
Описательная часть – содержит изложение фактических обстоятельств дел с указанием доказательств и других материалов
Мотивировочная часть – содержит фактическое и нормативное обоснование решения по делу
Резолютивная часть – содержит решение по существу дела (квалификацию правовой ситуации и ее юридические последствия).
Административно-правовые отношения: понятие, отличительные особенности, структура.
Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в административно-правовой сфере.
Признаки административно-правовых отношений
Возникают на основе административно-правовых норм
Обязательным субъектом, как правило, выступают административно-публичные органы
Складываются преимущественно в сфере осуществления деятельности административно-публичных органов
Как правило, основаны на отношениях власти и подчинения
Споры между сторонами разрешаются как в судебном, так и в несудебном порядке
Обеспечивается административным принуждением
Структура административно-правовых отношений – совокупность элементов административно-правовых отношений, имеющих самостоятельное юридическое значение.
Структура административно-правовых отношений
Субъекты административно-правовых отношений – кто участвует в них
Объекты административно-правовых отношений – общественные отношения в административно-правовой сфере
Содержание административно-правовых отношений – взаимные права и обязанности субъектов административного правоотношения, их гарантии, поощрение и ответственность
Источник
Юридический справочник
Толкование административно-правовых норм
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Толкование административно-правовых норм — это деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли. Элементами толкования административно-правовых норм являются уяснение и разъяснение сущности толкуемой нормы. Способы толкования норм составляют совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования — грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.
Толкование административно-правовых норм бывает официальным и неофициальным. Официальное толкование дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте. Неофициальное дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-правовых норм, и не имеет установленной формы. Акты официального толкования административно-правовых норм – это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.
Акты официального толкования административно-правовых норм не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания, принимаются уполномоченными субъектами, раскрывают содержание толкуемой нормы, определяют порядок реализации толкуемой нормы, обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы, обладают государственно-властным характером и адресуются субъектам правоприменения.
По форме выражения акты официального толкования нормы могут быть письменными или устными. По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования. По видам государственных органов акты официального толкования делят на акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов и акты органов прокуратуры. В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.
Источник
Механизм административно-правового регулирования
Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования — совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
- представляет собой совокупность юридических средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач общества и государства;
- активизирует субъекты управленческих отношений;
- повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
Стадии и способы административно-правового регулирования
Стадии административно-правового регулирования:
- регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
- возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
- конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
- защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
Существуют следующие способы административно-правового регулирования:
- императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
- диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
- рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
- поощрительный — способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:
- определяют юридическую природу административного права;
- закрепляются в административно-правовых нормах;
- являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
- выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
- обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
Административно-правовые нормы
Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности административно-правовых норм:
- являются разновидностью юридических норм;
- объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
- административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
- устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
- содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
- имеют представительно-обязывающий характер;
- обеспечиваются мерами государственного принуждения;
- преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
- во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:
- гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
- диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
- санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Выделяют следующие виды административно-правовых норм.
1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Акты официального толкования административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно- правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.
Элементы толкования административно-правовых норм:
- уяснение сущности толкуемой административно-правовой нормы;
- разъяснение сущности толкуемой нормы.
Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования:
- грамматический (филологический, языковый, текстовый);
- логический;
- систематический;
- историко-политический;
- специально-юридический.
Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно- правовых норм, и не имеет установленной формы.
Акты официального толкования административно-правовых норм — это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.
Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:
- не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания;
- принимаются уполномоченными субъектами;
- раскрывают содержание толкуемой нормы;
- определяют порядок реализации толкуемой нормы;
- обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
- обладают государственно-властным характером;
- адресуются субъектам правоприменения.
По форме выражения акты могут быть письменными или устными.
По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.
По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.
Акты применения административно-правовых норм
Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.
Признаки актов административно-правовых норм:
- носят государственно-властный (обязательный) характер;
- принимаются компетентными субъектами государственного управления;
- индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
- применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер;
- имеют чаще всего документальную форму;
- выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
- принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Особенности административно-правовых отношений:
- это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
- это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
- для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
- возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
- могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
- споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
- при нарушении требований административно- правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
- по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.
Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.
Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра- воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.
По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.
По связи с волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.
По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно- процессуальных норм.
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Источник