Способы толкование административно правовой нормы

Механизм административно-правового регулирования (5)

Главная > Реферат >Право, юриспруденция

Способы толкования норм административного права

Филологический – толкование лексической, грамматической и синтаксической структуры административно-правовой нормы.

Логический – толкование формально-логической формы административно-правовой нормы

Систематический – толкование системного значения административно-правовой нормы

Историко-политический – толкование административно-правовой нормы с учетом конкретно-исторического момента его создания

Специально-юридический – толкование административно-правовой норы с использованием средств и приемов юридической техники

Виды толкования административно-правовых норм

По субъектам и юридическому значению

Официальное — толкование субъектом права, имеющим на это государственно-властные полномочия, обязательно к руководству для субъектов административного права

Аутентичное – толкование административно-правовой нормы установившим ее лицом

Легальное – толкование административно-правовой нормы специально уполномоченным на это субъектом права

Неофициальное — толкование субъектом права, не наделенным на это государственно-властными полномочиями, не носит юридически обязательного характера для субъектов административного права

Доктринальное — научное толкование норм административного права

Профессиональное – толкование административно-правовых норм юристами–профессионалами в их практической деятельности

Обыденное — толкование норм административного права населением

По объему (результату)

Буквальное – действительное содержание административно-правовой нормы совпадает с ее буквальным выражением в источниках права

Ограниченное – действительное содержание административно-правовой нормы уже ее буквального выражения в источниках права

Расширительное — действительное содержание административно-правовой нормы шире ее буквального выражения в источниках права

По степени конкретизации

Нормативное — толкование применительно ко всем случаям

Казуальное — толкование для отдельного случая применения

Применение норм АП. Акты применения административно-правовых норм.

Применение административно-правовых норм – это государственно-властная деятельность органов и их должностных лиц по конкретизации административно-правовых норм при разрешении индивидуальных дел с вынесением актов применения права.

Признаки применения административно-правовых норм

Касаются конкретной правовой ситуации, индивидуально определенного административного правоотношения

Осуществляется по установленной процедуре или в процессуальной форме

Рассчитаны на определенное количество раз применения ограниченным кругом лиц

Логически разделяется на стадии

Оформляется решение по делу (актом применения административного права)

Осуществляется уполномоченными адм.-публичными органами

Носит государственно-властный характер

Стадии применения норм административного права

Установление поводов и оснований для возбуждения дела

Установление фактических обстоятельств дела (определение предметов дела, пределов доказывания, сбор, фиксация, исследование доказательств, установление общеизвестных фактов, презумпций, фикции, оценка доказательств в их совокупности)

Выяснение нормативно-правового регулирования дела (определение административно-правовой нормы, подлежащей применению; проверка действия нормы по предмету регулирования, во времени, в пространстве, по кругу лиц, уяснение содержания нормы; применение аналогии закона или аналогии права при отсутствии нормы, прямо регулирующей ситуацию

Принятие решения по делу (квалификация ситуации; определение юридических последствий, оформление и вынесение правоприменительного акта; доведение его до заинтересованных лиц

Обжалование, опротестование решения

Акты применения норм административного права – индивидуально-правовые акты, издаваемые административно-публичными органами и их должностными лицами при разрешении конкретной ситуации.

Требования к актам применения административно-правовых норм

Обоснованность – т.е. на основе объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств дела

Социальная справедливость — соответствие нравственным нормам и общественному мнению

Целесообразность – соответствие целям управления

Мотивированность – соответствие поводам, нормативным и фактическим основаниям его принятия

Законность – издание в строгом соответствии с источниками административного права: в пределах компетенции, в соответствии с нормами материального права и с соблюдением установленного порядка и сроков

Структура акта применения административно-правовых норм – разделение акта на установленные части, имеющие самостоятельное юридическое значение.

Структура акта применения административно-правовых норм

Вводная часть – содержат общие сведения о деле (время, место, обстановка разрешения дела, орган и должностное лицо, разрешающее дело, существо дело, участники дела

Описательная часть – содержит изложение фактических обстоятельств дел с указанием доказательств и других материалов

Мотивировочная часть – содержит фактическое и нормативное обоснование решения по делу

Резолютивная часть – содержит решение по существу дела (квалификацию правовой ситуации и ее юридические последствия).

Административно-правовые отношения: понятие, отличительные особенности, структура.

Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в административно-правовой сфере.

Признаки административно-правовых отношений

Возникают на основе административно-правовых норм

Обязательным субъектом, как правило, выступают административно-публичные органы

Складываются преимущественно в сфере осуществления деятельности административно-публичных органов

Как правило, основаны на отношениях власти и подчинения

Споры между сторонами разрешаются как в судебном, так и в несудебном порядке

Обеспечивается административным принуждением

Структура административно-правовых отношений – совокупность элементов административно-правовых отношений, имеющих самостоятельное юридическое значение.

Структура административно-правовых отношений

Субъекты административно-правовых отношений – кто участвует в них

Объекты административно-правовых отношений – общественные отношения в административно-правовой сфере

Содержание административно-правовых отношений – взаимные права и обязанности субъектов административного правоотношения, их гарантии, поощрение и ответственность

Источник

Юридический справочник

Толкование административно-правовых норм

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Толкование административно-правовых норм — это деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли. Элементами толкования административно-правовых норм являются уяснение и разъяснение сущности толкуемой нормы. Способы толкования норм составляют совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования — грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

Читайте также:  Как по английски будет способ обработки

Толкование административно-правовых норм бывает официальным и неофициальным. Официальное толкование дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте. Неофициальное дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-правовых норм, и не имеет установленной формы. Акты официального толкования административно-правовых норм – это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.

Акты официального толкования административно-правовых норм не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания, принимаются уполномоченными субъектами, раскрывают содержание толкуемой нормы, определяют порядок реализации толкуемой нормы, обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы, обладают государственно-властным характером и адресуются субъектам правоприменения.

По форме выражения акты официального толкования нормы могут быть письменными или устными. По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования. По видам государственных органов акты официального толкования делят на акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов и акты органов прокуратуры. В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.

Источник

Механизм административно-правового регулирования

Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования — совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

  • представляет собой совокупность юридических средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
  • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

  • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
  • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
  • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

  1. императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  2. диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
  3. рекомендательный — способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
  4. поощрительный — способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

  • определяют юридическую природу административного права;
  • закрепляются в административно-правовых нормах;
  • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
  • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
  • обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Читайте также:  Способы протезирования коренных зубов

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.

Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

  1. являются разновидностью юридических норм;
  2. объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  3. административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  4. устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  5. содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  6. имеют представительно-обязывающий характер;
  7. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  8. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  9. во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

  1. гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  2. диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  3. санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Акты официального толкования административно-правовых норм

Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно- правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.

Элементы толкования административно-правовых норм:

  1. уяснение сущности толкуемой административно-правовой нормы;
  2. разъяснение сущности толкуемой нормы.

Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования:

  1. грамматический (филологический, языковый, текстовый);
  2. логический;
  3. систематический;
  4. историко-политический;
  5. специально-юридический.
Читайте также:  Финансовая устойчивость банка сущность способы обеспечения оценка

Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно- правовых норм, и не имеет установленной формы.

Акты официального толкования административно-правовых норм — это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.

Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:

  1. не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания;
  2. принимаются уполномоченными субъектами;
  3. раскрывают содержание толкуемой нормы;
  4. определяют порядок реализации толкуемой нормы;
  5. обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
  6. обладают государственно-властным характером;
  7. адресуются субъектам правоприменения.

По форме выражения акты могут быть письменными или устными.

По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.

По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.

В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.

Акты применения административно-правовых норм

Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.

Признаки актов административно-правовых норм:

  • носят государственно-властный (обязательный) характер;
  • принимаются компетентными субъектами государственного управления;
  • индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
  • применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер;
  • имеют чаще всего документальную форму;
  • выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
  • принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).

Административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

Особенности административно-правовых отношений:

  1. это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
  2. это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
  3. для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
  4. возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
  5. могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
  6. споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
  7. при нарушении требований административно- правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
  8. по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.

В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.

Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра- воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.

По связи с волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно- процессуальных норм.

По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.

По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Источник

Оцените статью
Разные способы