- Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете
- Что собой представляют хозяйственные операции
- Примеры хозяйственных операций в бухучете
- Типы хозяйственных операций
- Как установить вид операции
- Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции
- Нюансы формирования проводок
- Примеры
- ГЛАВА 4. ТЕКУЩАЯ ГРУППИРОВКА ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- Текущая группировка и систематизация информации: счета бухгалтерского учета, двойная запись
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.
Что собой представляют хозяйственные операции
Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.
Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.
Примеры хозяйственных операций в бухучете
Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:
- Снабжение. Примеры ХО: поступление сырья, перевод средств поставщику, ввод в производство сырья.
- Реализация. Примеры ХО: траты на реализацию продукции, поступление выручки, продажа товаров.
- Производство. Примеры ХО: выплаты зарплаты сотрудникам, амортизация ОС, принятие работы подрядчика, перевод средств подрядчику.
Это самые распространенные типы хозяйственных операций.
Типы хозяйственных операций
Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:
Воздействие на баланс | Корреспонденция по дебету | Корреспонденция по кредиту |
---|---|---|
Изменение активов | Активный | Активный |
Изменение пассивов | Пассивный | Пассивный |
Повышение актива и пассива | Активный | Пассивный |
Понижение актива и пассива | Пассивный | Активный |
Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.
Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):
- 1 тип. Проводки, сокращающие одну статью актива путем увеличения другой. Примеры 1 типа: на склад пришел товар, деньги направляются со счета в кассу. При этом меняется структура имущества, но конечная сумма остается прежней.
Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.
2 тип. Проводки, меняющую статьи пассива. Примеры 2 типа: умножение резервного капитала за счет изменения суммы прибыли. При этом ХО вызывает изменение структуры источников средств, но конечная оценка остается прежней.
Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.
3 тип. Действия, которые увеличивают стоимость имущества компании и размер обязательств. Пример: операции по реализации ОС, получение займа. Проводки изменяют валюты баланса.
Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.
4 тип. Действия, уменьшающие значения обязательств или объем собственного капитала за счет снижения объема активов. Пример: расчеты с поставщиками. В процессе уменьшается и актив, и пассив.
Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.
Также операции классифицируются по своему содержанию:
- Материальные. Предполагают движение ТМЦ.
- Финансовые. Предполагают движение средств.
- Расчетные. Расчеты с контрагентами.
От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.
Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.
Как установить вид операции
Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):
- Активная ХО. Корреспонденция: оба счета А. Дт повышается, а Кт – снижается. Баланс не меняется.
- Пассивная ХО. Корреспонденция: оба счета П. Дт снижается, Кт – повышается. Баланс не меняется.
- Смешанная ХО на повышение. Корреспонденция: Дт – А, Кт – П. Дт и Кт повышаются. Баланс увеличивается.
- Смешанная ХО на уменьшение. Корреспонденция: Дт – П, Кт – А. показатели Дт и Кт снижаются. Баланс будет уменьшен.
Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.
К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.
Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции
Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:
- Направление сырья в производство: Дт20 КТ10.
- Получение средств от покупателя: Дт51 КТ60.
- Направление средств в кассу: ДТ50 КТ51.
Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:
- Удержание НДФЛ с зарплаты: Дт70 КТ68.
- Увеличение резерва за счет прибыли: Дт84 Кт82.
- Выплата аванса поставщику из заемных денег: Дт60 Кт66.
Проводки по операциям типа 3:
- Получение материала от поставщика: Дт10 Кт60.
- Выплата зарплат: Дт20 Кт70.
- Поступление заемных средств: Дт51 Кт66.
Проводки по операциям типа 4:
- Выплата кредита: Дт66 Кт51.
- Выплата зарплат: Дт70 Кт51.
- Направление платежа поставщику: Дт51 Кт60.
Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.
Нюансы формирования проводок
Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.
Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:
- Подписи уполномоченных лиц.
- Информация о лице, ответственном за операцию.
- Информация о содержании операции.
- Дата заполнения документа.
- Вид документа.
Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.
Примеры
Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:
- На счет ООО «Приоритет» поступили средства в объеме 5 тысяч рублей за переданный товар. В этом случае будет использована следующая проводка: Дт51 Кт62. Сумма операции: 5 000 рублей. Валюта баланса в этом случае остается прежней, однако меняются активы. Расчетный счет пополняется на 5 тысяч рублей, счет «Расчеты с покупателями» уменьшается на аналогичную сумму.
- В завершение отчетного периода ООО «Приоритет» получило прибыль. Руководителю нужно рассчитать дивиденды на сумму 10 тысяч рублей. Проводка будет следующей: Дт84 Кт75. Сумма операции: 10 тысяч рублей. Валюта баланса остается прежней. Меняется только пассив.
- На склад ООО «Приоритет» пришло сырье на сумму 4 тысячи рублей. Проводка будет такой: Дт41 Кт60. Сумма: 4 000 рублей. В данном случае происходит изменение валюты баланса.
- ООО «Приоритет» перечислило средства в размере 5 тысяч рублей поставщику в счет поставки. Проводка будет такой: Дт60 Кт51. Сумма: 5 тысяч рублей.
В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.
Источник
ГЛАВА 4. ТЕКУЩАЯ ГРУППИРОВКА ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Цель – знакомство со счетами бухгалтерского учета и их взаимосвязью с балансом.
— изучение назначения и строения бухгалтерских счетов, их взаимосвязи с помощью двойной записи;
— установление особенностей функционирования активных, пассивных и активно-пассивных счетов;
— выделение основных классификационных групп бухгалтерских счетов по отношению к балансу, по степени обобщения, по назначению и структуре, по экономическому содержанию;
— формирование умений отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета;
— отработка навыков работы с Планом счетов бухгалтерского учета.
4.1. Система счетов, их содержание и строение
4.2. Двойная запись, ее сущность и значение
4.3. Понятие о синтетическом и аналитическом учете, субсчетах
4.4. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета в оборотных ведомостях
4.5. План счетов бухгалтерского учета
4.6. Классификация счетов по экономическому содержанию
4.7. Классификация счетов по отношению к балансу
4.8. Классификация счетов по назначению и структуре
Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины
При изучении учебного материала темы «Текущая группировка фактов хозяйственной жизни» необходимо особое внимание уделить пониманию сущности счетов и особенностей их взаимосвязи с помощью двойной записи. Следует также усвоить содержание основных элементов счетов: «сальдо» и «оборот», «дебет» и «кредит». Рассматривая вопрос о применении оборотных ведомостей, обратите внимание на их разновидности, определите достоинства и недостатки простой и шахматной формы оборотной ведомости. При изучении классификации счетов установите, к какой группе каждый счет относится по различным основаниям. Особое внимание уделите изучению взаимосвязи счетов с бухгалтерским балансом. Для углубленного понимания сущности счетов и двойной записи изучите инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом МФ РФ № 94н от 31.11.2000г.
Источник
Текущая группировка и систематизация информации: счета бухгалтерского учета, двойная запись
Для процесса управления предприятием необходима информация о наличии и движении его имущества и обязательств. В бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной деятельности отражается через систему счетов.
Система счетов — это способ экономической группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.
На каждом счете, на основании первичных документов отражаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. На каждый вид имущества, капитала и обязательств открывается отдельный счет.
По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (самолетик), состоящую из двух частей. Счет имеет название, которое совпадает с названием объекта учета и шифр. Левая сторона счета носит название — дебет, правая — кредит.
На начало отчетного периода необходимо показывать начальный остаток по счету – сальдо начальное. Оно отражает факт наличия имущества и их источников образования (капитал и обязательства) на определенную отчетную дату.
Счета открывают в разрезе статей баланса, в соответствии с этим все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние имущества предприятия в денежной оценке. Сальдо в активном счете только дебетовое. Хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по дебету; уменьшающие сальдо по кредиту.
Схема активного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода (начальное сальдо) | Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода (конечное сальдл) |
где Ск – сальдо конечное;
Сн– сальдо начальное;
Обд – оборот по дебету;
Обк – оборот по кредиту.
Пассивнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. Сальдо в пассивном счете только кредитовое. Поэтому хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по кредиту, уменьшающие сальдо по дебету.
Схема пассивного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) | Сальдо на начало периода (начальное сальдо) |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода (конечное сальдо) |
Ск = Сн+ Обк – Обд.
Кроме того счета бывают активно-пассивные. Их перечень определяет две группы счетов:
– финансовых результатов (счет 99 «Прибыли и убытки»);
– счета расчетов (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.)
Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов приведен в Плане счетов и Инструкции по его применению.
Бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы имеют двойственный характер. В связи с этим любая хозяйственная операция затрагивает два объекта учета, т.е. два счета. При отражении хозяйственных операций на бухгалтерских счетах каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды по дебету одного и кредиту другого счета.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции называют корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующими.
Обозначение корреспонденции счетов с указанием суммы по данной хозяйственной операции называется «бухгалтерской проводкой».
Двойная запись позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей.
Хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения и записываются в специальных регистрах, которые называются журналами учета хозяйственных операций.
В журнале учета хозяйственных операций каждой хозяйственные операции присваивается очередной порядковый номер, указывается корреспонденция счетов и сумма по каждой хозяйственной операции.
В результате регистрации хозяйственных операций в журнале учета хозяйственных операций и на бухгалтерских счетах обороты дебета по всем счетам должны быть равны оборотам кредита по всем счетам и равны итогу в журнале учета хозяйственных операций.
Бухгалтерский синтетический и аналитический учет
Для конкретизации и более детального контроля за движением средств, их источников и хозяйственных процессов необходима более подробная информация о каждом виде средств и источников.
В связи с этим счета бухгалтерского учета подразделяются на синтетические и аналитические.
Учет, который осуществляется на синтетических счетах, называется синтетическим. Он дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности предприятия в системе синтетических счетов и в бухгалтерском балансе.
Аналитический учет представляет детальную информацию по всем участкам хозяйственной деятельности в системе аналитических счетов.
Аналитические счета открываются к определенному синтетическому счету с оценкой хозяйственных средств и источников в натуральных, трудовых и денежных измерителях.
Наряду с синтетическими и аналитическими счетами применяют субсчета. Это промежуточные счета, которые используются для дополнительной группировки аналитических счетов. Субсчета открываются только в отношении тех счетов, которые представлены значительной номенклатурой учитываемых объектов и предназначены для «разгрузки» отдельных синтетических счетов.
Оборотные ведомости и их значение
Необходимость подтверждения правильности данных бухгалтерского учета требует периодического обобщения его информации. Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе является составление оборотной ведомостиза отчетный период.
Наименование счетов | Сальдо начальное | Обороты за месяц | Сальдо конечное | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Итого: | 1-я пара | 2-я пара | 3-я пара |
Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов.
В оборотную ведомость заносятся все используемые в предприятии счета, при этом каждому счету отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты и конечное сальдо. При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть равенство итогов в колонках.
Такое равенство имеет следующее основание: равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества организации, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов вытекает из сущности двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть равны итогу в журнале хозяйственных операций (контрольная цифра).
Отсутствие любого из указанных равенств является результатом возможных бухгалтерских ошибок; их надо определить и исправить.
Источник