Способы текущей группировки хозяйственных фактов

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.

Что собой представляют хозяйственные операции

Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.

Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.

Примеры хозяйственных операций в бухучете

Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:

  • Снабжение. Примеры ХО: поступление сырья, перевод средств поставщику, ввод в производство сырья.
  • Реализация. Примеры ХО: траты на реализацию продукции, поступление выручки, продажа товаров.
  • Производство. Примеры ХО: выплаты зарплаты сотрудникам, амортизация ОС, принятие работы подрядчика, перевод средств подрядчику.

Это самые распространенные типы хозяйственных операций.

Типы хозяйственных операций

Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:

Воздействие на баланс Корреспонденция по дебету Корреспонденция по кредиту
Изменение активов Активный Активный
Изменение пассивов Пассивный Пассивный
Повышение актива и пассива Активный Пассивный
Понижение актива и пассива Пассивный Активный

Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.

Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):

    1 тип. Проводки, сокращающие одну статью актива путем увеличения другой. Примеры 1 типа: на склад пришел товар, деньги направляются со счета в кассу. При этом меняется структура имущества, но конечная сумма остается прежней.

Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.

2 тип. Проводки, меняющую статьи пассива. Примеры 2 типа: умножение резервного капитала за счет изменения суммы прибыли. При этом ХО вызывает изменение структуры источников средств, но конечная оценка остается прежней.

Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.

3 тип. Действия, которые увеличивают стоимость имущества компании и размер обязательств. Пример: операции по реализации ОС, получение займа. Проводки изменяют валюты баланса.

Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.

4 тип. Действия, уменьшающие значения обязательств или объем собственного капитала за счет снижения объема активов. Пример: расчеты с поставщиками. В процессе уменьшается и актив, и пассив.

Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.

Также операции классифицируются по своему содержанию:

  • Материальные. Предполагают движение ТМЦ.
  • Финансовые. Предполагают движение средств.
  • Расчетные. Расчеты с контрагентами.

От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.

Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.

Как установить вид операции

Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):

  • Активная ХО. Корреспонденция: оба счета А. Дт повышается, а Кт – снижается. Баланс не меняется.
  • Пассивная ХО. Корреспонденция: оба счета П. Дт снижается, Кт – повышается. Баланс не меняется.
  • Смешанная ХО на повышение. Корреспонденция: Дт – А, Кт – П. Дт и Кт повышаются. Баланс увеличивается.
  • Смешанная ХО на уменьшение. Корреспонденция: Дт – П, Кт – А. показатели Дт и Кт снижаются. Баланс будет уменьшен.
Читайте также:  Способ получения циклоалканов таблица

Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.

К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.

Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции

Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:

  • Направление сырья в производство: Дт20 КТ10.
  • Получение средств от покупателя: Дт51 КТ60.
  • Направление средств в кассу: ДТ50 КТ51.

Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:

  • Удержание НДФЛ с зарплаты: Дт70 КТ68.
  • Увеличение резерва за счет прибыли: Дт84 Кт82.
  • Выплата аванса поставщику из заемных денег: Дт60 Кт66.

Проводки по операциям типа 3:

  • Получение материала от поставщика: Дт10 Кт60.
  • Выплата зарплат: Дт20 Кт70.
  • Поступление заемных средств: Дт51 Кт66.

Проводки по операциям типа 4:

  • Выплата кредита: Дт66 Кт51.
  • Выплата зарплат: Дт70 Кт51.
  • Направление платежа поставщику: Дт51 Кт60.

Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.

Нюансы формирования проводок

Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.

Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:

  • Подписи уполномоченных лиц.
  • Информация о лице, ответственном за операцию.
  • Информация о содержании операции.
  • Дата заполнения документа.
  • Вид документа.

Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.

Примеры

Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:

  • На счет ООО «Приоритет» поступили средства в объеме 5 тысяч рублей за переданный товар. В этом случае будет использована следующая проводка: Дт51 Кт62. Сумма операции: 5 000 рублей. Валюта баланса в этом случае остается прежней, однако меняются активы. Расчетный счет пополняется на 5 тысяч рублей, счет «Расчеты с покупателями» уменьшается на аналогичную сумму.
  • В завершение отчетного периода ООО «Приоритет» получило прибыль. Руководителю нужно рассчитать дивиденды на сумму 10 тысяч рублей. Проводка будет следующей: Дт84 Кт75. Сумма операции: 10 тысяч рублей. Валюта баланса остается прежней. Меняется только пассив.
  • На склад ООО «Приоритет» пришло сырье на сумму 4 тысячи рублей. Проводка будет такой: Дт41 Кт60. Сумма: 4 000 рублей. В данном случае происходит изменение валюты баланса.
  • ООО «Приоритет» перечислило средства в размере 5 тысяч рублей поставщику в счет поставки. Проводка будет такой: Дт60 Кт51. Сумма: 5 тысяч рублей.

В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.

Источник

ГЛАВА 4. ТЕКУЩАЯ ГРУППИРОВКА ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Цель – знакомство со счетами бухгалтерского учета и их взаимосвязью с балансом.

— изучение назначения и строения бухгалтерских счетов, их взаимосвязи с помощью двойной записи;

— установление особенностей функционирования активных, пассивных и активно-пассивных счетов;

— выделение основных классификационных групп бухгалтерских счетов по отношению к балансу, по степени обобщения, по назначению и структуре, по экономическому содержанию;

Читайте также:  Сколько всего спортивных способов плавания

— формирование умений отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета;

— отработка навыков работы с Планом счетов бухгалтерского учета.

4.1. Система счетов, их содержание и строение

4.2. Двойная запись, ее сущность и значение

4.3. Понятие о синтетическом и аналитическом учете, субсчетах

4.4. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета в оборотных ведомостях

4.5. План счетов бухгалтерского учета

4.6. Классификация счетов по экономическому содержанию

4.7. Классификация счетов по отношению к балансу

4.8. Классификация счетов по назначению и структуре

Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины

При изучении учебного материала темы «Текущая группировка фактов хозяйственной жизни» необходимо особое внимание уделить пониманию сущности счетов и особенностей их взаимосвязи с помощью двойной записи. Следует также усвоить содержание основных элементов счетов: «сальдо» и «оборот», «дебет» и «кредит». Рассматривая вопрос о применении оборотных ведомостей, обратите внимание на их разновидности, определите достоинства и недостатки простой и шахматной формы оборотной ведомости. При изучении классификации счетов установите, к какой группе каждый счет относится по различным основаниям. Особое внимание уделите изучению взаимосвязи счетов с бухгалтерским балансом. Для углубленного понимания сущности счетов и двойной записи изучите инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом МФ РФ № 94н от 31.11.2000г.

Источник

Текущая группировка и систематизация информации: счета бухгалтерского учета, двойная запись

Для процесса управления предприятием необходима информация о наличии и движении его имущества и обязательств. В бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной деятельности отражается через систему счетов.

Система счетов — это способ экономической группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.

На каждом счете, на основании первичных документов отражаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. На каждый вид имущества, капитала и обязательств открывается отдельный счет.

По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (самолетик), состоящую из двух частей. Счет имеет название, которое совпадает с названием объекта учета и шифр. Левая сторона счета носит название — дебет, правая — кредит.

На начало отчетного периода необходимо показывать начальный остаток по счету – сальдо начальное. Оно отражает факт наличия имущества и их источников образования (капитал и обязательства) на определенную отчетную дату.

Счета открывают в разрезе статей баланса, в соответствии с этим все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

Активнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние имущества предприятия в денежной оценке. Сальдо в активном счете только дебетовое. Хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по дебету; уменьшающие сальдо по кредиту.

Схема активного счета:

Счет (наименование объекта учета)

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода (начальное сальдо) Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо)
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)
Сальдо на конец периода (конечное сальдл)

где Ск – сальдо конечное;

Сн– сальдо начальное;

Обд – оборот по дебету;

Обк – оборот по кредиту.

Пассивнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. Сальдо в пассивном счете только кредитовое. Поэтому хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по кредиту, уменьшающие сальдо по дебету.

Схема пассивного счета:

Счет (наименование объекта учета)

Дебет Кредит
Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) Сальдо на начало периода (начальное сальдо)
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)
Сальдо на конец периода (конечное сальдо)

Ск = Сн+ Обк – Обд.

Кроме того счета бывают активно-пассивные. Их перечень определяет две группы счетов:

– финансовых результатов (счет 99 «Прибыли и убытки»);

– счета расчетов (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.)

Читайте также:  Основные способы гибки листов

Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов приведен в Плане счетов и Инструкции по его применению.

Бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы имеют двойственный характер. В связи с этим любая хозяйственная операция затрагивает два объекта учета, т.е. два счета. При отражении хозяйственных операций на бухгалтерских счетах каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды по дебету одного и кредиту другого счета.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции называют корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующими.

Обозначение корреспонденции счетов с указанием суммы по данной хозяйственной операции называется «бухгалтерской проводкой».

Двойная запись позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей.

Хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения и записываются в специальных регистрах, которые называются журналами учета хозяйственных операций.

В журнале учета хозяйственных операций каждой хозяйственные операции присваивается очередной порядковый номер, указывается корреспонденция счетов и сумма по каждой хозяйственной операции.

В результате регистрации хозяйственных операций в журнале учета хозяйственных операций и на бухгалтерских счетах обороты дебета по всем счетам должны быть равны оборотам кредита по всем счетам и равны итогу в журнале учета хозяйственных операций.

Бухгалтерский синтетический и аналитический учет

Для конкретизации и более детального контроля за движением средств, их источников и хозяйственных процессов необходима более подробная информация о каждом виде средств и источников.

В связи с этим счета бухгалтерского учета подразделяются на синтетические и аналитические.

Учет, который осуществляется на синтетических счетах, называется синтетическим. Он дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности предприятия в системе синтетических счетов и в бухгалтерском балансе.

Аналитический учет представляет детальную информацию по всем участкам хозяйственной деятельности в системе аналитических счетов.

Аналитические счета открываются к определенному синтетическому счету с оценкой хозяйственных средств и источников в натуральных, трудовых и денежных измерителях.

Наряду с синтетическими и аналитическими счетами применяют субсчета. Это промежуточные счета, которые используются для дополнительной группировки аналитических счетов. Субсчета открываются только в отношении тех счетов, которые представлены значительной номенклатурой учитываемых объектов и предназначены для «разгрузки» отдельных синтетических счетов.

Оборотные ведомости и их значение

Необходимость подтверждения правильности данных бухгалтерского учета требует периодического обобщения его информации. Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе является составление оборотной ведомостиза отчетный период.

Наименование счетов Сальдо начальное Обороты за месяц Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Итого: 1-я пара 2-я пара 3-я пара

Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов.

В оборотную ведомость заносятся все используемые в предприятии счета, при этом каждому счету отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты и конечное сальдо. При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть равенство итогов в колонках.

Такое равенство имеет следующее основание: равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества организации, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества.

Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов вытекает из сущности двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть равны итогу в журнале хозяйственных операций (контрольная цифра).

Отсутствие любого из указанных равенств является результатом возможных бухгалтерских ошибок; их надо определить и исправить.

Источник

Оцените статью
Разные способы