Способы сжатия текста
Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.
Выделяют основные приёмы сжатия текста:
Пример 1.
Текст (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»)
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)
(Ю.Казаков «Тихое утро»)
Применяем следующие способы сжатия текста:
1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.
2) исключение: исключение фрагмента предложения:
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. — Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.
Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. — Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.
3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. — Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.
► Возможный вариант сжатого текста
Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)
Пример 2.
Источник
Русский язык. 9 класс
Урок 10. Способы сжатия текста
Что можно убрать в тексте? Напишите сжатый текст.
1.Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.
3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России.
5. Было предвечернее время июньского дня.
Правильный ответ
Мы шли по дороге, а они косили в берёзовом лесу и пели.
Это было давно.
Они косили и пели, и берёзовый лес ещё откликался им.
Кругом нас были поля глушь.
Вы сегодня на уроке сможете потренироваться в работе с текстом: научитесь составлять план текста, применять приемы сжатия.
Такой вид деятельности нужен для того, чтобы отработать навыки письма сжатого изложения.
Основное содержание урока
Изложение определяется как пересказ, близкий к тексту. Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения.
При этом необходимо:
— точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
— отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы (главной мысли текста);
— воссоздать особенности языка и стиля текста;
— соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста.
Понимание текста – основное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения главное не запоминание (хотя и это важно), а умение анализировать текст.
Прослушаем текст
Скрипка, подаренная дедом внучке при поступлении в консерваторию, кулон – талисман от тёти на счастье, шахматы прадеда, фотоаппарат отца… Такие подарки, переходя от старшего поколения к младшему, выражают особые чувства, соединяющие дарящего и принимающего дар.
Выбирая одну вещь из многих, даритель наделяет ее символическим смыслом. Такой подарок словно превращается в частичку его души и, конечно, многое говорит об отношении к получателю. В этом сила и суть семейных реликвий, этим и объясняется их роль в истории семьи. Старинный рубанок, деревенская крынка, стеклянная чернильница… Даже самые обычные вещи, вписываясь в историю преемственности поколений, обретают особую значимость. Эти предметы помогают нам ощутить связь с прошлым, почувствовать себя звеном в цепи поколений и таким образом быть уверенным в том, что мой род продолжается.
А что движет нами, когда мы преподносим такой подарок? Осознанно или нет, мы хотим оставить напоминание о себе, символически продлить свое бытие и за порогом смерти. Но это далеко не единственная причина. Мы словно протягиваем нить между поколениями, напоминая детям об их корнях, прививая им те ценности, к которым привержены сами.
(По Г. Черменской)
Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца.
В данном тексте 3 абзаца.
В каждом абзаце есть микротема.
Давайте попробуем составить план текста.
В первом абзаце говорится о семейных реликвиях, спрашивается о том, какие чувства вызывают семейные реликвии и даётся ответ на этот вопрос.
Во втором абзаце говорится о смысле реликвии, рассматривается роль реликвий в истории семьи и делается вывод о том, что семейные реликвии – это связь с прошлым, символ продолжения рода.
Микротема третьего абзаца – нить между поколениями. Здесь мы задаемся вопросом: «Что движет людьми, которые дарят реликвии» и понимаем, что это – желание привить семейные ценности, уважение к предкам.
Чтобы написать сжатое изложение, необходимо
исключить второстепенную информацию,
обобщить единичные факты,
заменить конкретное обобщающим.
Приёмы сжатия также называют приёмами компрессии.
Исключение — это самый распространенный способ сжатия текста.
При исключении удалять из исходного текста:
вводные слова;
• однородные члены предложения;
• повторы;
• однотипные примеры;
• риторические вопросы и восклицания;
• цитаты;
• детали;
• пояснения; рассуждения; описания;
• слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Например, в этом отрывке мы исключаем деепричастный оборот, синонимы, вводное слово.
В исходном тексте можно обобщить (объединить):
• парцеллированные предложения( небольшие);
• предложения, связанные одной мыслью;
• части предложений;
• конкретные, единичные факты, события, явления.
Например:
можно объединить е однородные члены предложения в одно понятие.
Упрощение (замена) –
это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:
замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом (сложного предложения – простым);
слияние нескольких предложений в одно;
замена части текста одним предложением;
сокращение количества частей сложного предложения;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена прямой речи – косвенной.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
И все-таки воспроизведенное высказывание — ваш вариант текста. В нем отражено ваше развитие, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью.
Ключевые слова
Способы сжатия текста, исключение, обобщение, упрощение, тема и идея текста.
Основные понятия
Приемы компрессии: исключение, обобщение, упрощение (замена).
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное;
составить новый текст.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
Тема текста – это предмет речи (о чем?).
Идея текста – это задумка автора (зачем?).
Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста.
Разбор типового тренировочного задания
Какие определения соответствуют понятию. Продолжите мысль:
Сжатие текста — это
1.преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.
2. краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
3. формирование основной мысли текста и создание связного, завершенного текста.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание;
2) подставьте все варианты;
3) определите верные утверждения.
Сжатие текста — это
1.преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. – это верное утверждение.
2. краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. – это верное утверждение.
3. формирование основной мысли текста и создание связного, завершенного текста. – это верное утверждение.
Следовательно, верные ответы — 1,2,3.
Разбор типового контрольного задания
Что не является микротемой
1.- это маленькая часть общей темы,
2.- тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца.
3. – это дополнительные детали, второстепенная информация.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание;
2) проанализируйте варианты ответов и соотнесите с понятием, которое дается в задании;
3) найдите верный ответ.
1. Микротема — это маленькая часть общей темы. — это верное утверждение.
2. Микротема — тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. — это верное утверждение.
3. Микротема – это дополнительные детали, второстепенная информация. — это неверное утверждение.
Следовательно, ответ нужно выбрать № 3.
Дополнительно
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
— определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
— запомните последовательность событий, рассуждений;
— определите количество абзацев, ключевые слова;
— составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Источник
Приемы сжатия текста с примерами (подготовка к ОГЭ-9)
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
Сжатие текста — компрессия
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
3. Удаление, исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник — то, что находится под окном; подушка — то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова. » = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник — то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть этими приемами.
Способы сжатия текста:
ü Выделите опорные слова в предложении.
ü Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
ü Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
ü Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
ü Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
ü Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
ü Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
ü Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Источник
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения — простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи — косвенной;
части текста — одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную;
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Источник