Способы сжатия изложения упражнения

Тренировочные упражнения по сжатию текста при подготовке к ОГЭ

Автор: Черноножкина Оксана Геннадьевна

Тренировочные упражнения по сжатию текста при подготовке к ОГЭ

Успешное выполнение первой части экзаменационной работы (написание сжатого изложения) представляется сложной задачей если подготовке не уделять должного внимания.

Образцовую работу можно описать так: если в ней передано без искажения содержание всего текста и каждой микротемы, грамотно использованы различные приемы сжатия текста, изложение логичное и последовательное, при этом отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые и фактические ошибки. К такому образцу следует стремиться.

Подготовительная работа для отработки приемов работы с текстом может быть разнообразной. Ученики должны научиться работать с текстом – выделять главную мысль, видеть второстепенную (необязательную) информацию, передать основное содержание, применяя различные приемы сжатия (компрессии) текста.

Прочитайте предложение и выделите в нем главную информацию. Запишите полученные предложения. ! Важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.

2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение — подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование — . ; совершать вращение — . ; проявлять интерес — . ; выдвинуть предположения — .

Процесс реакции — реакция; свойство упругости — . ; месяц март — .

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить — для осуществления; для того чтобы получить — …..; для того чтобы изменить — . ; для того чтобы соединить — . ; для того чтобы распределить — . ; для того чтобы рассмотреть — .

1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

1.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

2. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

3.Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

4.Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.

1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный — об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

1) Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2) Пуганая ворона и куста боится.

3) Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4) Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)

4 Задание. Сократите предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена при­даточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

1) На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья.

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?

1) Орешник — широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.

3) Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными обо­ротами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3) Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

Читайте также:  Способы оплаты по реквизитам

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе , он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­го позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начина­ет систематическое изучение рукописей поэта.

Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь.

Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

Источник

Конспект открытого урока-практикума в 9 классе на тему «Способы сжатия текста»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Методическая разработка урока-практикума по подготовке к сжатому изложению в 9 классе «Способы сжатия текста»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyi_urok_9_klass_sposoby_szhatiya_teksta.odt 21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока:

Способы сжатия текста (компрессия текста). Подготовка к написанию сжатого изложения

Цель урока : научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок-практикум.

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, что такое изложение?

— Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

— Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

(Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

3. Повторение приемов и способов сжатия текста.

-Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали).

  1. Обобщение конкретных, единичных явлений (сначала вычленяем единичные существенные факты — несущественные исключаем, затем объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст)

Содержательная компрессия текста:

1.Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2.Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

  1. Упрощение синтаксических структур.

Языковая компрессия текста.Подготовка

  1. Замены:
  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым.

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ – ИСКЛЮЧЕНИЕ.

— одного или нескольких синонимов,

— уточняющих и поясняющих конструкций,

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

Напоминаю: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода , имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являеися устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

— Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

Исключение синонимов в ряду однородных членов.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения , перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

  1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.
  2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
  3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
  4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать , что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).

Примеры выполнения работы учащимися:

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

1.2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение — подтвердить; привести доказательство — доказать; проводить исследование — …

совершать вращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …

Заменить придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить — для осуществления;

для того чтобы получить — для получения;

для того чтобы соединить — …;

для того чтобы рассмотреть — …

Заменить придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

  1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов в 10000раз.

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

— замена однородных членов обобщающим наименованием,

— замена слов с менее широким значением словом с более широким значением,

— замена простых предложений сложными.

— Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В какой атмосфере протекала жизнь семьи Серовых?

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Пример замены однородных членов их обобщенным наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Пример замены простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(По К. Паустовскому)

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена предложения или его части указательным местоимением,

— замена СПП простым,

-замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

То есть УПРОЩЕНИЕ – это сочетание исключения и обобщения.

Пример замены придаточного определительного синонимичным определением

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.

(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ)

При написании изложения вам необходимо проделать следующую работу:

1. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.

3. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.

4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.

5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ.

6. ОБОБЩИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

4. Работа над сжатием текста

Внимательно прочитайте текст.

1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки.

З.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут. 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. 11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Примените приёмы сжатия текста для каждого абзаца.

Предложение № 1 — сложносочинённое, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми. Применим следующий приём сжатия текста: исключим определение большой в первой части, а во второй части определение молодом и определение поблизости от неё.

Предложение № 2 можно исключить полностью.

Предложение№3—сложносочинённое, вторая часть которого осложнена двумя последовательными обособленными определениями (причастным оборотом и распространённым согласованным определением). Конструкции осложнения несут дополнительную информацию, поэтому их нужно сократить. Кроме того, во второй части исключаем слово весь и наречие звучно.

Предложение № 4 — простое, осложнённое обособленным определением, выраженным приложением, которое выражает добавочную информацию. Приложение отсекаем.

Предложение № 5 является деталью описания, поэтому его можно сократить.

Предложение № 6 — простое, осложнённое двумя последовательными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и определением, выраженным приложением. Конструкции осложнения можно отсечь.

Предложение № 7 — сложноподчиненное с двумя придаточными. Первая часть в свою очередь осложнена обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Кроме того, в первой части два однородных сказуемых. Применим следующие приёмы сжатия: выберем из двух однородных членов один, обозначающих наиболее общую информацию (первый однородный член). Исключим деепричастные обороты, так как они несут НЕГЛАВНУЮ информацию. Сохраним придаточную часть.

Предложение № 8 можно исключить.

Предложение № 9 — сложноподчинённое, напрямую связанное с темой текста, поэтому его мы сохраним в большей степени. Исключим только повтор.

Другой вариант сжатия: обобщим однородный ряд словом времени, исключим отрицание и установим подчинительную спя и, управление слова времени со словом не было.

Предложение № 10 — простое, осложнённое двумя рядами однородных обстоятельств. Применим следующие приёмы сжатии текста: выберем только те однородные члены, которые выражу ют информацию в обобщённом виде: первый из первого однородного ряда и первый из второго однородного ряда.

Предложение № 11 — сложноподчинённое, главная часть которого простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Применим следующие приёмы сжатия: выберем один главный член из первого однородного ряда — второй, из второго однородного ряда — второй, придаточную часть отсекаем.

Мы шли по [большой] дороге, а они косили в [молодом] берёзовом лесу [поблизости от неё] — и пели.

Это было давно, [это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже во веки.]

Они косили и пели, и [весь] берёзовый лес, [ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно] откликался им.

Кругом нас были поля, [глушь серединной, исконной России.] [5. Было предвечернее время июньского дня.] 6.Старая большая дорога, [заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов], уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, [стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату,] где небо уже золотилось, [великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.] [8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут. ] 9. Казалось, что нет, [да никогда и не было, ни] времени, [ни деления его на века, на годы] в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, [простоты и первобытности] с какой-то былинной свободой [и беззаветностью.] 11. И берёзовый лес [принимал и] подхватывал их песню так же [свободно и] вольно, [как они пели.]

Напишите сжатое изложение.

Образец сжатого изложения:

Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.

Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.

5.Анализируем. Оцениваем по критериям.

7. Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.

Приложение №1 .Текст для сжатия.

1 .Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. 2.Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. 3. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь — оберегают сокровища или дремлют. 4. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркой Росси. 5. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки.

6.Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7.Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной речки или Охты.

8. Чуждое нам — и наше самое славное великолепие! 9.Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! 10.Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту.11. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

12.Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны растрелянных и слёзы жён — всё это тоже забудется* начисто?13.Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту.

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.

Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 17.Снег во дворе пушистый, обильный 18.Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора. 19.Из угла в угол, и морда в снегу.

20. Подбежал ко мне, лохматый. 21 .Меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

22.Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу.

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделить в тексте существенные (т. е.) важные мысли.
  2. Найти среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  7. Обдумайте средства связи между частями.
  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9классе. Подготовка к сжатому изложению.

Цели урока: — Образовательные:- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.-Разви.

Открытый урок-практикум по теме «Электронные таблицы» в 10 классе.

Раздел программы: «Моделирование в электронных таблицах». Класс: 10 класс Тема урока: Моделирование ситуаций Цель урока: Научить учащихся применять табличный процессор Excel для моделирован.

Методическая разработка урока в формате ФГОС.»Правописание приставок пре- и при-«. Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол.

Открытый урок- практикум по теме: «Квадратные корни » 8 класс

Конспект открытого урока по теме: » Квадратные корни» 8 класс по учебнику Ю. Н. Макарычев и др. Урок- практикум.

Открытый урок-практикум в 8-м классе. Тема: Типы речи.

Открытый урок-практикум на тему «Типы речи».Дается полное описание хода урока. Цели и методы урока использованные в ходе работы.

Открытый урок-практикум по информатике «Антивирусные программы. Программы архивации», 7 класс

Открытый урок-практикум «Антивирусные программы. Программы архивации» Данный урок проводится в разделе «Компьютер как универсальное устройство для р.

Открытый урок-практикум по русскому языку «Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева «Оружие» (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Данный материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Источник

Читайте также:  Способы улучшения почвенной структуры
Оцените статью
Разные способы