Способы сжатия изложения тезисы

Конспект урока «Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)» (9 класс)

Тема урока: Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.

формировать структурированное восприятие и содержание текста;

формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих, причины. Запись в журнал и тетрадь приёма-передачи обучающихся.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

Записывают число, классная работа, тема.

Слушают и настраиваются на работу.

Мотивация УД. Введение в работу.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: «звону много, да толку мало»; «язык без костей»; «лучше ногою запнуться, чем языком»…

Эпиграф нашего занятия:

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

«Краткость – сестра таланта»

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.

Что значит «сжать текст»?

«Сжать» текст — это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Лаконизм – краткость и четкость изложения;

Краткий – предельно сжатый;

Короткий – небольшой по размеру;

Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;

Тема – то, о чем говорится в тексте;

Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

Итак, подробное изложениемаксимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Слушают, настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.

— Раскройте содержание понятия «тезис».

( тезис = микротема + основная мысль; тезис — это мысль или положение, истинность которого требуется доказать)

— В каких текстах по стилю и типу речи встречаются тезисы?

(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи — рассуждение)

— При написании сжатого изложения нам необходимо уметь составлять тезисы.

— Итак, мы уточнили понятие «тезис». Обратим внимание на его структурные составляющие. Любой тезис начинается с микротемы. Так что же такое микротема?

(Микротема — это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)

-Как формулируется микротема?

(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)

— Замените одним словом выражение «перечень микротем в определённой последовательности» (план)

— Что такое основная мысль?

(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).

— Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.

Читайте также:  Естественный способ стимуляции родов

Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора)

по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Работа с текстом.

Знакомство с содержанием

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта — это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным — с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

2) Определения типа и стиля речи.

3) Информация о тексте (определение микротем)

Раздать по одному тексту на парту. Вслух прочитать одному из учащихся.

Записать микротемы

4)Сжатие текста Записать

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением.

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным место имением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражении

5) Редактирование текста по абзацам

Редактирование 1 и 2 абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Читайте также:  Метод интервала графическим способом

Редактирование 3 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

( упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения;

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Мечта — это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Редактирование 4 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение одного предложения;

исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Редактирование 5 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

исключение нескольких предложений;

исключение фрагмента предложения и

слияние нескольких предложений в одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Мечта — это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)

Что узнали? Чему научились? Какие приемы использовали при выполнении заданий?

Источник

Презентация «Способы сжатия текста (тезисы,конспект)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Презентация содержит материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_szhatiya_teziskonspekt.pptx 416.61 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы сжатия (сокращения) текста (тезисы, конспект). Урок в 9 классе

Цель : научить слушать содержание текста, уметь выделять в нем микротемы , определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Подготовиться к сжатому изложению.

Работа с новым материалом Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада, лекции и т. д . Конспект – краткое изложение, запись какого – либо доклада, сочинения, статьи.

Три способа компрессии текста исключение подробностей, деталей (удаление): Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — меди­циной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. — Чем бы современный школьник ни занимал­ся в будущем, он может и должен представить себя за ком­пьютером

Три способа компрессии текста обобщение конкретных, единичных явлений (объединение): Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II ,шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за доч­кой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. — Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету

Три способа компрессии текста сочетание исключения и обобщения (замена): В Гельсингфорсе , Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением ново­го искусства. — Иностранные газеты назвали выступления русских откровением ново­го искусства.

Приемы сжатия материала сокращение отдельных членов предложения, некоторых одно­родных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смеж­ных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существен­ной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Т ребования к сжатому изложению наличие предложений, выражающих мысль, общую для каж­дой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отлич­ных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации: Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию. Какие предложения, перестроив, можно соединить? Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микро­тему каждого из них. Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Упростите выражение, заменив его синонимом. Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали. Определите и запишите основную проблему текста. Сравните два текста (один — подробный, второй — сжатый вари­ант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

Упражнение 1. Подчеркните (выделите) главную информацию текста. Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замеча­тельная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, род­никовой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет. Мир Божий и чело­веческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожале­нию, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал ».

Проверь себя. Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дере­во — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — прехо­дяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязатель­но молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет. Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал».

Превратите выделенную информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение. Вся настоящая литература о жизни человеческой, поэтому писа­тель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща . Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь, в которой много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? К сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал».

Упражнение 2. Прочитайте текст Софии Цветовой. Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, света, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.

Домашнее задание: Работа над текстом С. Цветовой: Озаглавить микротемы . Сжать текст.

Источник

Читайте также:  Радиоактивное загрязнение заражение способ защиты
Оцените статью
Разные способы