Типы связи придаточных предложений с главным.
До этого момента мы говорили о СПП с одним придаточным. Но мы знаем, что в СПП может быть два, три и больше придаточных.
– Какие вы знаете виды СПП с несколькими придаточными? (Два вида: 1) все придаточные присоединены непосредственно к главному. 2) первое присоединено к главному, второе – к первому придаточному и т.д.)
– Какие вы знаете типы связи придаточных частей с главной? (3 типа связи: последовательное подчинение, однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение)
Задание:найдите и выпишите СПП с последовательным подчинением придаточных. Составьте схему. Текст показан через презентацию.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть способы связи придаточных предложений с главной частью)
Слайд 1 | Ответ ученика. |
В одну минуту дорога вздулась, как река. При свете молний Петя увидел потоки воды, кипящие вокруг него и сбивающие с ног. Нечего было и думать идти дальше. Петя побежал по колено в воде назад к станции, крестясь каждый раз, когда вспыхивала совсем близко молния и сейчас же за ней с пироксилиновым шорохом сыпались сухие обломки грома. И только провалившись в канаву, полную воды, Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. Вокруг бушевала не просто вода, а именно та самая вода, которая должна вдоволь напоить сад, наполнить высохшую цистерну и спасти семейство Бачей от разорения. (В. Катаев) | Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. |
Задание:найдите и выпишите СПП с однородными придаточными. Составьте схему.
Слайд 2 | Ответ ученика. |
Спустившись в овраг, медведь напился из ручья, поднялся на другую сторону и вдруг почуял запах дыма и услышал человеческие голоса. Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. Это была научная экспедиция, но Тедди, конечно же, не знал этого и в величайшем изумлении присел, чтобы получше рассмотреть. (Ю. Казаков) | Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. |
Задание: найдите и выпишите СПП с параллельным (неоднородным ) подчинением придаточным.
Слайд 3 | Ответ ученика. |
Про обезьянку Марию Ивановну отец написал маленький рассказ. Могу добавить, что назвал он её так, чтобы досадить одной неприятной даме, которая , рассердившись, перестала посещать наш дом, и таким образом цель была достигнута. Я помню Марию Ивановну баюкающей щенка. Она держала его головой вниз и нежно прижимала торчащий верх хвостик к своей мордочке. Щенок отчаянно визжал, но подойти к обезьянке в эти минуты было невозможно. Это поведение навело отца на мысль, что у неё кто-то, наверное, отнял детёныша. Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. (По К.Куприной) | Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. |
5.Задание: заполнить всю таблицу.
(Учащиеся должны продемонстрировать знания о средствах связи главного предложения с придаточным, знание , на какой вопрос отвечает каждое придаточное, умение различать союз от союзного слова)
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | ||
Изъяснительные. | ||
Степени и образа действия. | ||
Сравнительные. | ||
Места. | ||
Времени. | ||
Цели. | ||
Причины. | ||
Следствия. | ||
Условия. | ||
Уступки. |
В конце работы должна получиться следующая таблица:
Источник
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении
Придаточное предложение — синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.
Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” — “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.
Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.
Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).
В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.
Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).
Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.
Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).
Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.
Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Классификация видов придаточных предложений
В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.
В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.
В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).
Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.
Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали . |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью . |
3. Обстоятельственные: | ||
• образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше . |
• времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома. |
• места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
• цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку. |
• причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно. |
• условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли . ли. | Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести. |
• уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. | Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет. |
• сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки . |
• следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим . |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.
Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.
ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.
Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.
Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.
В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.
Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.
Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.
Алгоритм определения вида придаточного предложения
1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.
2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).
3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:
а) от содержания главной части в целом;
б) от сказуемого в главной части;
в) от существительного или местоимения в главной части;
г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).
4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).
5. Назовите вид придаточного предложения.
Источник