Сушка изоляции обмоток электрических машин
Сушке подвергаются электрические машины при увлажнении изоляции обмоток и других токоведущих частей , например, при транспортировке, хранении, монтаже и ремонте, а также при длительном останове агрегата.
Сушка изоляции обмоток электрических машин без особой необходимости вызывает дополнительные неоправданные расходы, а при неправильном ведении режима сушки, кроме того, происходит порча обмотки.
Назначение сушки — удаление влаги из изоляции обмоток и повышение сопротивления до значения, при котором электрическую машину можно поставить под напряжение. Абсолютное сопротивление, МОм, изоляции для электрических машин, прошедших капитальный ремонт, должно быть не менее 0,5 МОм при температуре 10 — 30° С.
Для вновь установленных электрических машин это значение должно быть не ниже значений, приведенных в табл. 2, а у электродвигателей напряжением выше 2 кВ или более 1000 кВт, кроме того, необходимо определить мегаомметром коэффициент абсорбции ka6c или отношение R60/ R15.
Если полученные данные указывают на неудовлетворительное состояние изоляции, электрические машины подвергаются сушке.
Удаление влаги из изоляции обмотки электрической машины происходит за счет диффузии, вызывающей перемещение влаги в направлении потока тепла от более нагретой части обмотки к более холодной.
Перемещение влаги происходит вследствие перепада влажности в разных слоях изоляции, из слоев с большей влажностью влага перемещается в слои с меньшей влажностью. Перепад влажности в свою очередь создается перепадом температуры. Чем больше температурный перепад, тем интенсивнее происходит сушка изоляции. Например, нагревая внутренние части обмотки током, можно создать перепад температуры между внутренними и внешними слоями изоляции и тем ускорить процесс сушки.
Для ускорения сушки обмотки, нагретые до предельной температуры, целесообразно периодически охлаждать до температуры окружающей среды. Пои этом эффективность термической диффузии получается тем большей, чем быстрее охлаждаются поверхностные слои изоляции.
Табл. 1. Ориентировочная продолжительность сушки электрических машин
Электрические машины | Минимальное время, ч, для достижения температуры | Продолжительность сушки, ч | |||||||||||||||
50 °С | 70 °С | общая | минимальная после достижения установившегося сопротивления изоляции, МОм | ||||||||||||||
Малой и средней мощности | 2 — 3 | 5 — 7 | 15 — 20 | ||||||||||||||
Большой мощности открытого исполнения | 10 — 16 | 15 — 25 | 40 — 60 | 5 — 10 | |||||||||||||
Большой мощности закрытого исполнения | 20 — 30 | 25 — 50 | 70-100 |
Машины или их части | Наименьшее допустимое сопротивление изоляции |
Статоры машин переменного тока с рабочим напряжением: выше 1000 В | 1 МОм на 1 кВ рабочего напряжения |
до 1000 В | 0,5 МОм на 1 кВ |
Якори машин достоянного тока на пряжением до 750 В включительно | 1МОм на 1 кВ |
Роторы асинхронных и синхронных электродвигателей (включая всю цепь возбуждения) | 1 МОм на 1 кВ, но не менее 0,2 — 0,5 МОм |
Электродвигатели напряжением 3000 В и более: статоры | 1 МОм на 1 кВ |
роторы | 0,2 МОм на 1 кВ |
Сушка обмоток электрических машин способом индукционных потерь в стали
В последние годы внедрены рациональные способы сушки электродвигателей индукционными потерями в стали статора при неподвижных машинах, не связанные с прохождением тока непосредственно в обмотках. При этом способе сушки имеются две разновидности: потерями в активной стали статора и потерями в корпусе статора.
Нагрев электродвигателей осуществляется потерями на перемагничивание и вихревые токи в активной стали статора электродвигателя переменного тока или индуктора машины постоянного тока от создаваемого в машинах переменного магнитного потока в сердечнике статора и корпусе машины.
Переменный магнитный поток создается специальной намагничивающей обмоткой, наматываемой на корпус машины по наружной поверхности его с протягиванием проводников под станину (рис. 1, а) или на корпус и подшипниковые щиты (рис. 1, б), переменный магнитный поток может быть также создан индукционными потерями в активной стали статора и корпусе электрической машины (рис. 1, в).
Ротор асинхронной или синхронной машины должен быть вынут для возможности намотки на статор намагничивающих витков.
Рис. 1. Сушка электрических машин за счет индукционных потерь в стали: о-в корпусе машины, б — в корпусе и подшипниковых щитах, в — в корпусе и активной стали статора
Намагничивающая обмотка выполняется изолированным проводом, сечение и количество витков определяется соответствующим расчетом.
В процессе сушки сопротивление изоляции обмоток электрических машин в первый период сушки снижается, в дальнейшем возрастает и, достигнув некоторого значения, становится постоянным. В начале сушки сопротивление изоляции измеряют через каждые 30 мин, а при достижении установившейся температуры — через каждый час.
Результаты заносят в журнал сушки и одновременно вычерчивают кривые (рис. 2) зависимости сопротивления изоляции и температуры обмоток от продолжительности сушки. Измерения сопротивления изоляции, температуры обмоток и окружающей среды продолжают до полного охлаждения электрической машины.
Сушку обмоток электрической машины прекращают после того, как сопротивление изоляции будет при постоянной температуре практически неизменным в течение 3 — 5 ч и ka6c будет не ниже 1,3.
Рис. 2. Кривые зависимости сопротивления изоляции 2, коэффициента абсорбции 3 и температуры обмотки 1 электрической машины от продолжительности сушки
Сушка изоляции обмоток электрического двигателя в сушильной печи
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Способы сушки изоляции электрических машин
Назначение сушки изоляции.
Сушку изоляции электрических машин, как правило, производят до их установки. Вместе с тем нередки случаи, когда уже установленные электрические машины длительное время бездействуют в связи с задержкой пуска объекта или технологического комплекса, в результате чего их изоляция увлажняется и не отвечает нормативным требованиям. В таких случаях изоляцию электрических машин сушат перед их пуском.
Назначение сушки — удаление влаги из изоляции обмоток и других токопроводящих частей с целью повышения сопротивления до значений, позволяющих поставить машины под напряжение.
Способы сушки изоляции электрических машин.
Сушку изоляции выполняют: внешним нагревом, нагревом от тока постороннего источника, индукционным методом, током короткого замыкания в генераторном режиме, на «ползучей скорости» (для двигателей постоянного тока) и вентиляционными потерями.
В том случае, если один из перечисленных способов не создает необходимой для сушки температуры или обогрев происходит неравномерно, применяют комбинированную сушку. При этом одновременно используют не один, а какие-либо два способа.
Сушка внешним нагревом.
Для внешнего нагрева машин применяют чугунные сопротивления или ящики сопротивлений, а также специально изготовленные нагреватели, которые располагают под машиной таким образом, чтобы исключить возможность местных перегревов от прямого излучения тепла или чрезмерно близкого размещения нагревателя.
Во время сушки следят за тем, чтобы температура горячего воздуха, поступающего в машину, не превышала 90 °С, а температура обмоток в наиболее нагретой части — 70 °С. Температуру замеряют термометрами, установленными на патрубке воздуходувки и в наиболее нагретой части обмотки, а в крупных электрических машинах — встроенными температурными индикаторами (термопарами). Этот способ применяют для сушки сильно отсыревших машин.
Сушка нагревом от тока постороннего источника.
Для сушки машин этим способом применяют ряд схем. Ниже рассматриваются только наиболее распространенные из них. Синхронные машины сушат последовательным подключением всех трех фаз и ротора (при близких значениях тока ротора и статора) к источнику постоянного тока (рис. 5, а). Ток сушки должен составлять 0,5—0,7 /ном ротора.
Асинхронные двигатели сушат трехфазным током в режиме КЗ. Для этого ротор затормаживают, а его обмотку закорачивают на кольцах специальной перемычкой (во избежание подгорания колец). Ток сушки поддерживают не более 0,7/ном, следовательно, подводимое напряжение должно быть не более 0,7 напряжения КЗ.
Сушка индукционным способом.
Может быть рекомендована для всех электрических машин. При данном способе применяют одну из двух разновидностей сушки: потерями в активной, стали статора или потерями в корпусе статора. Нагревание производят за счет создания переменного магнитного потока путем накладывания на статор намагничивающей обмотки, питаемой однофазным током.
В первом случае обмотку накладывают таким образом (рис. 1, б), что благодаря значительной разнице магнитных
проводимостей корпуса и активной стали в корпус ответвляется большой магнитный поток. Во втором случае намагничивающую обмотку накладывают так, как показано на рис. 1, в.
Рис. 1. Схемы подключения при сушке нагревом от тока постороннего источника (а); индукционным способом (б и в)
Источник
СПОСОБЫ СУШКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Для осуществления процесса сушки обмотки электродвигателя необходимо нагреть.
Применяются следующие способы нагрева обмоток электродвигателей:
3. индукционный, токами высокой или промышленной частоты;
4. токовый (пропускание по обмотке тока).
Конвекционная сушка производится в специальных печах.
Тепло подвергающимся сушке изделиям передается циркулирующим в печи нагретым воздухом. Воздух же нагревается при прохождении через калорифер печи.
При конвекционном способе разогрев изделий происходит с поверхности, образующаяся при этом пленка препятствует испарению из-под нее растворителей. Такой метод сушки является самым длительным.
Терморадиационный способ сушки заключается в нагреве обмоток электродвигателя инфракрасными лучами. Генераторами лучей служат специальные электрические лампы, трубчатые электронагревательные элементы, специальные металлические панели. Нагретые до температуры 300 — 450° панели и трубчатые электронагревательные элементы начинают излучать инфракрасные лучи.
Терморадиационная сушка эффективней сушки конвекционным способом, так как разогрев пропиточного состава происходит снизу от металлических частей, нагреваемых инфракрасными лучами, благодаря чему создаются благоприятные условия для удаления растворителя и образования сквозной пропитки.
Время сушки якорей, пропитанных масляно-битумным лаком, при инфракрасном нагреве сокращается в сравнении с конвекционной сушкой в пять — шесть раз, а удельный расход электроэнергии в два раза.
Индукционная сушка. При индукционном способе сушки для нагрева изделий используют явления магнитной индукции. Изделия помещают в специальный индуктор, конфигурация которого соответствует форме и размерам этих изделий. Индукторы подключают к генераторам для питания токами высокой частоты (ТВЧ) или токами промышленной (нормальной) частоты (ТНЧ).
Под воздействием переменного магнитного поля в изделии наводятся индукционные токи, которые и нагревают его.
Токовый способ сушки. При токовой сушке через обмотку ротора, статора или якоря пропускается электрический ток, который и служит причиной нагрева изделий.
Для нагрева изделий предпочтительнее переменный ток, т. к. при прохождении его, кроме нагрева проводников за счет активных потерь, стальные детали машины нагреваются за счет потоков рассеивания.
При индукционной и токовой сушках, как и при терморадиационной сушке, создаются благоприятные условия для удаления паров растворителя, так как вначале нагревается металл изделий.
Источник