Основные формы бытия. Таблица 1 Основные формы бытия Структурное деление 1
Основные формы бытия | Структурное деление |
1. Бытие вещей (тел) и процессов | 1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы») 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») |
2. Бытие человека | 2.1 Бытие человека в мире вещей 2.2 Специфически человеческое бытие |
3. Бытие духовного (идеального) | 3.1 Индивидуализированное духовное бытие 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) |
4. Бытие социального | 4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории 4.2 Бытие общества |
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.
Источник
Бытие, его структура, формы и способы существования
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия — категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» — наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство — быть, существовать.
В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения.
1.Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность.
2.Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества.
3. Бытие — это синоним другого слова — «существование». Быть — значит существовать.
В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему.
Категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО существуют, хотя и в разных формах;
3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;
4) мир развивается по своей объективной логике, он создаетреальность, которая существует прежде сознания, его людей.
1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;
2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей — и собственно специфическое Бытие);
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества
Как исходная категория философии «бытие» является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий:
— обоснование его видов и свойств;
— проблемы единственности и единства бытия;
— соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов;
— соотношение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания;
— проблема независимости бытия от человека и объективная включенность человека в бытие и др.
К проблеме бытия обращаются многие науки, которые изучают разные стороны бытия, его признаки, структуру, форму.
Фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками, на основе которых формируется естественно – научная картина мира.
Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия всего живого. Философия решает проблему бытия в основном с мировоззренческих позиций, дополняя объяснения конкретных наук (естественных, технических и общественных).
Рассмотрение проблемы бытия дает возможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации и субординации между ними. Бытие включает в себя два вида: материальное и идеальное (нематериальное) бытие.
Структуру материального бытия можно представить как единство трех элементов:
— микромир — мир элементарных частиц, атомов, молекул;
— макромир — крупные материальные объекты: Земля, ее население, общество и т.д.;
— мегамир — объекты космоса.
Формы (подвиды) материального бытия:
— бытие природы, которое представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы — это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек животный и растительный мир.
Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.
— бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.
Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им, он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.
Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологического, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в каких иных предметах и явлениях бытия.
— бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию — социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.
В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.
Таким образом, рассмотренные выше проблемы и категории составляют содержание онтологии — раздела философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства (греч. «онтос» — сущее, «логос» — учение, слово). Онтология — важная часть философии, ее проблемы, категории, принципы являются основой постановки и решения проблем гносеологии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.
Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия.
Источник
Способы существования бытия таблица
Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)
Что такое бытие?
Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.
Какие виды бытия существуют?
В философии различают бытие как объективную и субъективную реальности.
Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.
Субъективная реальность — это сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвязаны. Субъективная реальность отражает объективную реальность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.
Какие уровни бытия выделяются в философии?
В философии различают актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие.
Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов.
Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.
Какие формы бытия существуют?
В философии различают природное и социальное бытие.
Какие концепции бытия существуют?
В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием понимают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существующих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.
Что такое субстанция?
Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.
Субстанция в обычном понимании — синоним материи и вещества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые меняются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.
В философии субстанция трактуется по-разному, в соответствии с разным видением мира. В монистическом учении основой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым началом всех явлений.
Наряду с монистическими толкованиями в философии существуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и духовное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.
Что такое материя?
Материя — это вещество. В материализме материя понимается как основа всей действительности.
Понятие материи возникло в то время, когда древнегреческие мыслители пытались объяснить единство мира.
Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и в сознании. Материя не существует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.
Каким образом человек может познать материю?
Материя существует в бесчисленном множестве конкретных форм, и познать ее можно только через познание отдельных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.
Какую структуру имеет материя?
Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархическом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни организации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.
Каким образом существует материя?
Длительное время считалось, что материя — некое застывшее образование, из которого возникают вещи. В ходе развития философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.
Какие формы движения материи существуют?
Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение.
Что является началом всякого превращения?
Основой и началом всякого превращения является самодвижение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.
Как понимают пространство и время в философии?
В философии сложились два подхода в толковании пространства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).
Субстанциональный подход в общем виде был сформулирован еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материальных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, неизменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в которой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божественного первотолчка»).
Что такое реляционный подход?
Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его развивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил название реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».
Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?
Пространство и время в диалектическом материализме воспринимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.
Пространство — форма существования вещей, их структурность и протяженность.
Время — форма протекания всех механических, органических и психических процессов. Время характеризует взаимодействие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для пространства это гомогенность (однородность), изотропность (одинаковость свойств) и кривизна; для времени — однородность.
Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.
Источник