Вопрос №3: Типы образования
Лекция 22.11.10
Вопрос №2: Основные категории педагогики.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывая основы учебно-воспитательного человека в образовательных учреждениях всех типов.
Общая педагогика включает 4 раздела:
1. Общие методологические основы педагогики – история, принципы образования и т.д.
2. Теория воспитания – все, что касается процесса воспитания.
3. Дидактика – теория обучения.
4. Школоведение.
Лекция 15.11.10 – нет
Последняя лекция 20 декабря и зачет 27 декабря будет в к. 314.
Содержание образования отражает деятельность субъекта образовательного процесса. Субъектами образовательного процесса являются педагог и учащийся.
Содержание образования конкретизируется:
1) в учебных программах и планах;
2) Находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях;
3) Регулируется образовательным стандартом.
Способы структурирования содержания образования:
1) Линейное построение учебного материала – все темы представлены последовательно и не дублировано;
2) Концентрический способ – образовательная программа составлена таким образом, что проблемные аспекты обсуждаются несколько раз, в результате чего содержание расширяется и углубляется;
3) Спиралеобразный способ – анализ проблем сопровожден расширением и углублением поля исследования, неоднократно прорабатываются различные учебные схемы. Фокусируется проблемная задача и в последствие рассматривается с различных сторон.
4) Модульный способ – содержание всей научной дисциплины распределяется по следующим направлениям:
a. Методологическое – задаются основные теоретические постулаты науки и конкретизируется тот метод, с помощью которого изучается предмет;
b. Созидательно-описательный – раскрываются отдельные феномены и конкретизируются в дальнейшем;
c. Операционально-действенное – конкретная отработка изученного материала (семинары, решение задач, прохождение практики):
d. Контрольно-проверочное – оценивается степень усвоения дисциплины (итоговый, промежуточный)
Способы получения образования:
2) Ускоренное образование (экстернат) – самостоятельно изучается дисциплину, потом сдает;
3) Индивидуальное обучение – на дому либо по специальным программам;
5) Заочная – овладение материалом осуществляется самостоятельно, затем сдают сессию.
Типы образования:
1) Мифологическое – осмысление действительности осуществляется по средствам сказок, былин, мифов и приданий. Данный тип характерен для первобытного общества;
2) Схоластическое – основной источник образования – текст, основной акцент ставится на совестной природе знания, тренировки памяти и воли. Основная задача – сформировать представление учеников о смысле человеческого существования;
3) Просветительский – основной акцент ставится на классификации наук и практик. Характер образования – светский и регулярный;
4) Опосредование образовательной системы общественно-экономической формацией общества – основной акцент ставится на том, чтобы учащийся овладел тем набором качеств, который необходим ему для реализации определенных видов человеческой деятельности.
Качество образования зависит от структуры педагогической деятельности, учебно-материальной базы образовательного учреждения, научно-методического и организационно-управленческого обеспечения, а также меры освоения образовательного стандарта.
Виды образования по разным основаниям:
1) Качество освоения научных знаний (подразделяются все виды образования по роду науки):
2) По содержанию образования:
b. Прикладное – отработка практических навыков;
d. Естественнонаучные дисциплины.
3) По типу освоения культурных ценностей:
a. Классическое образование – все виды дисциплин, комплексное представление о мире;
b. Творческо-эстетическое – формирование творческого мышления;
c. Религиозное образование – знания формируются на основе религиозных постулатах.
4) По масштабу освоения ценностей человеческого общества:
a. Национальное образование – отражение тех аспектов, которые могут быть актуализированы в определенном обществе;
b. Европейское образование (бакалавриат, магистратура);
c. Международное образование – может быть реализовано в любой стране мира.
5) По типу образовательной системы:
a. Университетское образование;
b. Академическое образование – реализуют академии и институты, характеризуются узкой профессиональной направленностью;
c. Гимназическое образование;
d. Школьное образование.
6) По сословному признаку:
a. Элитное образование;
b. Массовое образование.
7) Направленность содержания образования:
a. Формальное – получение «корочки»;
b. Научное и элементарное;
c. Гуманитарное и естественнонаучное;
d. Начальное профессиональное и высшее профессиональное.
8) По уровню образования:
a. Начальное образование (с 1-го по 4-й класс) – формируется общее представление об окружающей действительности;
b. Неполное среднее образование (9 классов);
c. Среднее образование (по окончании 11 классов);
d. Неполное высшее образование (3,5 года обучения в ВУЗе);
e. Высшее образование (окончание ВУЗа).
Тема № 10: Процесс обучения:
Вопросы: 1. Сущность процесса обучения
2. Виды обучения и тип организации отношений в процессе обучения;
3. Продукты и методы процесса обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Способы конструирования и структурирования содержания образования
Первый – линейное построение учебного материала.
В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой, целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел и все разделы – учебный курс. Каждая часть изучается один раз.
Второй — концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне.
Третий – спиралеобразный. Ставиться проблема, к решению которой преподаватель и студенты возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг, связанных с ней знаний и способов деятельности.
Четвертый – модульный способ. Содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределено по следующим направлениям:
2.4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
Закон Российской федерации об образовании.
Правовой основой образования является Закон об образовании, который впервые был принят в 1992 г., в 1996 г. в него было внесено целый ряд поправок. В 1995 г. был принят Государственный образовательный стандарт.
В Законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития образования в России. К ним относятся:
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— свободное развитие личности;
— бесплатность общего образования;
— всесторонняя защита потребителя образования.
Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21-23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства (на базе полного общего или начального профессионального образования). Оно может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на 1-х ступенях высшего профессионального образования.
Закон «Об образовании» требует установления государственного стандарта образования.
Государственный стандарт профессионального образования.
Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе.
Государственный стандарт служит примером сквозного комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.
Стандарт представляет собой содержательное ядро профессионального образования, включающий в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Он направлен на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.
Закон «Об образовании» трактует государственный стандарт как сумму трёх составляющих:
— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
— максимальный объём учебной нагрузки обучаемых;
— требования к уровню подготовки выпускников.
Функции государственного стандарта (кому и зачем он нужен)
1. Преподавателям и учащимся. Они должны в ходе обучающий и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом возможностей и интересов.
2. Администраторам, работникам системы профессионального образования для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом.
3. Работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации населения.
4. Работодателям, профсоюзам и лицам наёмного труда для сознательного вступления в трудовые отношения.
5. Нашим партнёрам ближнего и дальнего зарубежья для объяснения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.
Требования к стандарту.
1. Он должен быть основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне.
2. Он должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны.
3. Он должен создать условия для свободного функционирования в России системы непрерывного образования.
4. Он должен быть основой для разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений и т. д.
Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, коротком сроке жизни учебно-программной документации, т. к. содержание профессионального обучения связано с быстроменяющимся содержанием труда.
Источник
Способы конструирования и структурирования содержания образования
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в, рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый — модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:
— ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);
Способы получения образования в мировой и отечественной практике:
— успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);
— индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);
— дистантное (от англ, distanse — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;
— заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Формы организации образовательного процесса:
— урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;
— лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;
— семинар — практическое занятие всей учебной группы;
— лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
— учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр;
Разработка модельного опыта и его апробация
Разработку модельного опыта начали с составления схемы опыта и подробной программы исследований. Приготовление новых видов удобрений провели методом компостирования сосновой коры и сапропеля и осуществляли в лабораторных условиях в пластмассовых сосудах в течение одного года. Схема опыта включала с .
Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбо .
Анализ готового электива «Английский язык в профессиональной сфере»
Проанализируем элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере», составленный И.С. Рахубой, по данным критериям. С точки зрения структурных компонентов, данное издание включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание изучаемого курса, учебно-тематический план. В титульно .
Источник