Способы структурирования содержания образования примеры

Вопрос №3: Типы образования

Лекция 22.11.10

Вопрос №2: Основные категории педагогики.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывая основы учебно-воспитательного человека в образовательных учреждениях всех типов.

Общая педагогика включает 4 раздела:

1. Общие методологические основы педагогики – история, принципы образования и т.д.

2. Теория воспитания – все, что касается процесса воспитания.

3. Дидактика – теория обучения.

4. Школоведение.

Лекция 15.11.10 – нет

Последняя лекция 20 декабря и зачет 27 декабря будет в к. 314.

Содержание образования отражает деятельность субъекта образовательного процесса. Субъектами образовательного процесса являются педагог и учащийся.

Содержание образования конкретизируется:

1) в учебных программах и планах;

2) Находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях;

3) Регулируется образовательным стандартом.

Способы структурирования содержания образования:

1) Линейное построение учебного материала – все темы представлены последовательно и не дублировано;

2) Концентрический способ – образовательная программа составлена таким образом, что проблемные аспекты обсуждаются несколько раз, в результате чего содержание расширяется и углубляется;

3) Спиралеобразный способ – анализ проблем сопровожден расширением и углублением поля исследования, неоднократно прорабатываются различные учебные схемы. Фокусируется проблемная задача и в последствие рассматривается с различных сторон.

4) Модульный способ – содержание всей научной дисциплины распределяется по следующим направлениям:

a. Методологическое – задаются основные теоретические постулаты науки и конкретизируется тот метод, с помощью которого изучается предмет;

b. Созидательно-описательный – раскрываются отдельные феномены и конкретизируются в дальнейшем;

c. Операционально-действенное – конкретная отработка изученного материала (семинары, решение задач, прохождение практики):

d. Контрольно-проверочное – оценивается степень усвоения дисциплины (итоговый, промежуточный)

Способы получения образования:

2) Ускоренное образование (экстернат) – самостоятельно изучается дисциплину, потом сдает;

3) Индивидуальное обучение – на дому либо по специальным программам;

5) Заочная – овладение материалом осуществляется самостоятельно, затем сдают сессию.

Типы образования:

1) Мифологическое – осмысление действительности осуществляется по средствам сказок, былин, мифов и приданий. Данный тип характерен для первобытного общества;

2) Схоластическое – основной источник образования – текст, основной акцент ставится на совестной природе знания, тренировки памяти и воли. Основная задача – сформировать представление учеников о смысле человеческого существования;

3) Просветительский – основной акцент ставится на классификации наук и практик. Характер образования – светский и регулярный;

4) Опосредование образовательной системы общественно-экономической формацией общества основной акцент ставится на том, чтобы учащийся овладел тем набором качеств, который необходим ему для реализации определенных видов человеческой деятельности.

Качество образования зависит от структуры педагогической деятельности, учебно-материальной базы образовательного учреждения, научно-методического и организационно-управленческого обеспечения, а также меры освоения образовательного стандарта.

Виды образования по разным основаниям:

1) Качество освоения научных знаний (подразделяются все виды образования по роду науки):

2) По содержанию образования:

b. Прикладное – отработка практических навыков;

d. Естественнонаучные дисциплины.

3) По типу освоения культурных ценностей:

a. Классическое образование – все виды дисциплин, комплексное представление о мире;

Читайте также:  Контроль плотности способом керосиновой пробы положение сварного соединения кольцевые швы

b. Творческо-эстетическое – формирование творческого мышления;

c. Религиозное образование – знания формируются на основе религиозных постулатах.

4) По масштабу освоения ценностей человеческого общества:

a. Национальное образование – отражение тех аспектов, которые могут быть актуализированы в определенном обществе;

b. Европейское образование (бакалавриат, магистратура);

c. Международное образование – может быть реализовано в любой стране мира.

5) По типу образовательной системы:

a. Университетское образование;

b. Академическое образование – реализуют академии и институты, характеризуются узкой профессиональной направленностью;

c. Гимназическое образование;

d. Школьное образование.

6) По сословному признаку:

a. Элитное образование;

b. Массовое образование.

7) Направленность содержания образования:

a. Формальное – получение «корочки»;

b. Научное и элементарное;

c. Гуманитарное и естественнонаучное;

d. Начальное профессиональное и высшее профессиональное.

8) По уровню образования:

a. Начальное образование (с 1-го по 4-й класс) – формируется общее представление об окружающей действительности;

b. Неполное среднее образование (9 классов);

c. Среднее образование (по окончании 11 классов);

d. Неполное высшее образование (3,5 года обучения в ВУЗе);

e. Высшее образование (окончание ВУЗа).

Тема № 10: Процесс обучения:

Вопросы: 1. Сущность процесса обучения

2. Виды обучения и тип организации отношений в процессе обучения;

3. Продукты и методы процесса обучения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Способы конструирования и структурирования содержания образования

Первый – линейное построение учебного материала.

В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой, целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел и все разделы – учебный курс. Каждая часть изучается один раз.

Второй — концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне.

Третий – спиралеобразный. Ставиться проблема, к решению которой преподаватель и студенты возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг, связанных с ней знаний и способов деятельности.

Четвертый – модульный способ. Содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределено по следующим направлениям:

2.4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

Закон Российской федерации об образовании.

Правовой основой образования является Закон об образовании, который впервые был принят в 1992 г., в 1996 г. в него было внесено целый ряд поправок. В 1995 г. был принят Государственный образовательный стандарт.

В Законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития образования в России. К ним относятся:

— гуманистический характер образования;

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— свободное развитие личности;

— бесплатность общего образования;

— всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21-23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.

Читайте также:  Растворитель для переходов по базе способ нанесения

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства (на базе полного общего или начального профессионального образования). Оно может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на 1-х ступенях высшего профессионального образования.

Закон «Об образовании» требует установления государственного стандарта образования.

Государственный стандарт профессионального образования.

Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его реинтеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе.

Государственный стандарт служит примером сквозного комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.

Стандарт представляет собой содержательное ядро профессионального образования, включающий в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Он направлен на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.

Закон «Об образовании» трактует государственный стандарт как сумму трёх составляющих:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объём учебной нагрузки обучаемых;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Функции государственного стандарта (кому и зачем он нужен)

1. Преподавателям и учащимся. Они должны в ходе обучающий и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом возможностей и интересов.

2. Администраторам, работникам системы профессионального образования для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом.

3. Работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации населения.

4. Работодателям, профсоюзам и лицам наёмного труда для сознательного вступления в трудовые отношения.

5. Нашим партнёрам ближнего и дальнего зарубежья для объяснения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Требования к стандарту.

1. Он должен быть основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне.

2. Он должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны.

3. Он должен создать условия для свободного функционирования в России системы непрерывного образования.

4. Он должен быть основой для разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений и т. д.

Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, коротком сроке жизни учебно-программной документации, т. к. содержание профессионального обучения связано с быстроменяющимся содержанием труда.

Источник

Способы конструирования и структурирования содержания образования

Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в, рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.

Читайте также:  Попутные нефтяные газы способ переработки

Четвертый — модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:

— ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

— успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);

— индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

— дистантное (от англ, distanse — расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

— заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Формы организации образовательного процесса:

— урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;

— лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;

— семинар — практическое занятие всей учебной группы;

— лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

— учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр;

Разработка модельного опыта и его апробация
Разработку модельного опыта начали с составления схемы опыта и подробной программы исследований. Приготовление новых видов удобрений провели методом компостирования сосновой коры и сапропеля и осуществляли в лабораторных условиях в пластмассовых сосудах в течение одного года. Схема опыта включала с .

Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбо .

Анализ готового электива «Английский язык в профессиональной сфере»
Проанализируем элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере», составленный И.С. Рахубой, по данным критериям. С точки зрения структурных компонентов, данное издание включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание изучаемого курса, учебно-тематический план. В титульно .

Источник

Оцените статью
Разные способы