Способы строповки цепные стропы

Способы строповки цепные стропы

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.

При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном 1/4 длины элемента от его концов;

6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.

Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.

9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

11. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

Схема строповки груза 2,3 и 4-ветвевыми стропами

Порядок строповки

  • Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, использовать, если необходимо, оттяжки;
  • Крюк должен свободно заходить в зев петли;
  • Груз стропуют за все петли, предусмотренные проектом для подъема;
  • Ветви строп должны иметь одинаковое натяжение и угол между ними не должен превышать 90 o ;
  • Строп накладывается без узлов и перекруток;
  • Неиспользуемые концы многоветвевого стропа закрепляют так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы.

Запрещается:

  • Подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
  • Забивать крюк в монтажную петлю;
  • Поправлять ветви стропа в зев крюка ударами.

Расчет натяжения стропа

При массе груза Q(т) натяжение S(т) в каждой ветви определяют по формуле:

Где n-число ветвей; a-угол наклона ветви к вертикали.

Источник

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

Читайте также:  Какими бывают бутерброды по способу приготовления

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Читайте также:  Производный способ возникновения государства

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

Источник

Как выбрать цепные стропы

Назначение

Благодаря конструктивным особенностям и характеристикам применение цепных стропов практически не имеет ограничений. С их помощью можно перемещать грузы в промышленности, строительной сфере и других областях, они могут работать в условиях воздействия агрессивных сред (на химических производствах) и при температурах до +400 … +475°C (это позволяет использовать их в металлургии). Гибкость, высокая устойчивость к износу и прочность определяет назначение цепных стропов: перегрузка тяжелых грузов, в том числе с острыми кромками, малыми радиусами искривления поверхностей, и т.д.

Устройство цепных строп

Основой стропа является цепная ветвь, которая состоит из отрезка цепи и двух концевых или переходных звеньев (неразъемных или разъемных)

Такое устройство цепных строп позволяет изготавливать грузозахватные приспособления различных типов:

  • Одноветвевые – путем добавления захватного органа (крюка) и концевого звена;
  • Многоветвевые – путем объединения одноветвевых стропов с помощью нескольких переходных и одного концевого звена;
  • Кольцевые стропы путем соединения концов ветви одним звеном в замкнутую петлю.

Возможное устройство цепных строп и их конфигурация указаны в документе РД 11-07-2007 и других.

Преимущества и недостатки

К важнейшим преимуществам цепных стропов относятся:

  • Высокая прочность и устойчивость к деформирующим нагрузкам;
  • Возможность работы в химически агрессивных средах и температур вплоть до +400 … +475°C;
  • Наибольший среди других типов стропов срок эксплуатации;
  • Гибкость и удобство работы;
  • Безопасность.

В то же время цепные стропы имеют и недостатки, среди которых большая масса (тяжелее других типов снаряжения) и плохая устойчивость к динамическим нагрузкам высокой интенсивности.

Обозначение

Нормативами установлено обозначение цепных стропов, состоящее из следующих элементов:

  • Число – класс прочности;
  • Буквенное обозначение типа изделия (ВЦ – ветвь цепная, 1СЦ, 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ – одно- и изделия с различным числом ветвей, СЦК – кольцевой);
  • Грузоподъемность;
  • Длина, в мм;
  • Исполнение (конструктивное и климатическое).

Например, маркировка цепных стропов 4 – 2СЦ – 20,0 – 5000 означает, что это двухветвевой строп 4 класса прочности с г/п 20 т длиной 5000 мм. Данная информация наносится на бирку, которая также содержит данные о производителе, дату последней проверки и инвентарный номер.

Иногда используется обозначение, в котором на первой позиции стоит слово «Строп», а класс прочности указан отдельно.

Характеристики

Наиболее важными являются следующие характеристики цепных стропов:

  • Грузоподъемность, в тоннах;
  • Допускаемая (рабочая) нагрузка, в кН;
  • Разрывное усилие, в кН;
  • Класс прочности цепи;
  • Габариты – длина, калибр цепи, размеры элементов стропов (крюков, звеньев и т.д.).;
  • Конструктивное исполнение;
  • Климатическое исполнение.

Основные характеристики цепных стропов зашифрованы в условном обозначении изделий, также они присутствуют в документах.

Грузоподъемность цепных строп

Грузоподъемность данного снаряжения зависит от его конструктивного типа и калибра цепи. Так, грузоподъемность цепных стропов одноветвевых лежит в пределах 0,5 – 12,5 т, кольцевых – от 1 до 25 т, многоветвевых – от 1,6 до 17 – 26,5 т в зависимости от типа. Изготавливаются цепные стропы с г/п до 50 – 67 т. Однако грузоподъемность цепных стропов зависит от температуры окружающей среды: изделия до 3 класса прочности можно эксплуатировать только до +100°C, г/п снаряжения более высоких классов снижается на 10 – 51% в зависимости от класса прочности цепи и температуры.

Размеры

В соответствии с нормативными документами установлены следующие размеры цепных стропов:

  • Длина – от 1 до 8 метров и более;
  • Калибр цепи – от 5 до 44 мм (при длине звена от 18 до 176 мм и более);
  • Размеры промежуточных и соединительных звеньев, крюков и других элементов.

Наиболее востребованы цепные стропы длиной 1 – 5 метров, по требованию потребителя изготавливается снаряжение длиной 6 – 8 метров и более. Однако минимальная длина ветви не может быть меньше 20 длин звена цепи + 2 длины переходных звеньев.

Вес цепных стропов зависит от калибра цепи, длины, типа захватного органа и других элементов. Масса изделий лежит в следующих пределах:

  • Один метр ветви – от 0,8 – 1,1 кг до 74 кг;
  • Общий вес ветви – от 1,1 до 200 кг;
  • Минимальная масса многоветвевых стропов – от 1,6 до 3,9 кг;
  • Общий вес многоветвевых стропов – от 1,6 до 400 – 700 кг и более.
Читайте также:  13 способов ненавидеть аудиокнига

В целом, цепные стропы тяжелее снаряжения других типов той же длины и грузоподъемности.

Износ

В процессе эксплуатации цепные стропы подвергаются износу, его интенсивность и размер необходимо отслеживать при плановых осмотрах. Критическим считается износ цепных стропов, при котором диаметр звена (прутка, из которого оно изготовлено) уменьшается на 10% и более. Контроль износа осуществляется по меткам на маркировочной бирке.

Классы прочности цепного стропа

Для изготовления стропов данного типа допущены цепи от 4 до 8 классов прочности, что соответствует допустимому рабочему усилию от 100 до 200 Н/мм2 (разрывному – от 400 до 800 Н/мм2). В отдельных случаях допускаются как меньшие классы прочности цепного стропа (2 и 3), так и больше (10).

Запас прочности

Согласно нормативным документам, запас прочности цепных стропов всех типов должен быть не менее 4. То есть, разрывное усилие изделий должно как минимум вчетверо превышать их грузоподъемность.

Проверка цепных стропов

Для оценки состояния съемных грузозахватных устройств проводится регулярная проверка цепных стропов всех типов. Осмотр выполняется стропальщиками перед каждым применением, а каждые 10 дней осуществляется проверка ответственным специалистом. Установленный нормативами порядок осмотра цепного стропа предусматривает: визуальный осмотр, измерение степени износа и растяжения звеньев, определение степени их деформации, а также оценка повреждений, износа и деформаций других элементов. Для проверки цепных стропов используется как специальный измерительный инструмент, так и бирка, на которой имеются выступы и пазы, позволяющие определить достижение максимальных значений износа деталей.

Правильная строповка грузов цепными стропами

Обеспечивающая безопасность работ правильная строповка грузов цепными стропами приводится в различных нормативных документах (в том числе РД 11-07-2007). В общем случае к строповке предъявляются следующие требования:

  • При возможности строповка проводится за выступающие части грузов;
  • Строповку можно выполнять с применением испытанной арматуры и иных приспособлений;
  • Допускается строповка «на удав», обвязка петлей с фиксацией крюком и по другим схемам;
  • При необходимости на одном грузе можно использовать стропы разной длины и конфигурации;
  • Не допускается такое положение цепи, при котором острые кромки груза упираются непосредственно в звенья – кромка должна располагаться между звеньями, что предотвращает их деформацию.

Стропальщики должны знать, как выполняется правильная строповка грузов цепными стропами, нарушения правил могут привести к авариям и травмам

Периодичность испытания

Нормативными документами установлена следующая периодичность испытания цепных стропов:

  • Предприятием-изготовителем при производстве;
  • Организацией-эксплуатантом не реже одного раза в 6 месяцев после ввода в эксплуатацию;
  • После ремонта.

Испытание проводится статической нагрузкой, в 1,25 раза (на 25%) превышающей грузоподъемность стропа.

Браковка

Согласно документу РД 11-07-2007 и другим на предприятии-эксплуатанте должна производиться браковка цепных стропов – изъятие из эксплуатации снаряжения, потерявшего свои качества.

Существуют следующие признаки браковки:

  • Растяжение цепи (увеличение расстояния между звеньями на 10% и более, удлинение звена на 3% и более);
  • Износ звеньев на 10% и более;
  • Трещины и надрывы на звеньях на глубину 10% и более их диаметра;
  • Деформации звеньев;
  • Повреждения, трещины, износ и потеря формы элементов стропа – крюков, звеньев и т.д.

Указанные нормы браковки учитываются при каждом осмотре снаряжения, отбракованный строп в зависимости от состояния подлежит ремонту или утилизации.

Каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов?

При выборе снаряжения одним из наиболее важных является вопрос о том, каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов и сопутствующих изделий. Стандартами установлены следующие сроки:

  • Со дня ввода съемных грузозахватных приспособлений в эксплуатацию – не менее 18 месяцев;
  • Со дня их изготовления – не менее 24 месяцев.

Несоблюдение этих сроков является грубым нарушением и может привести к аварийной ситуации.

Расчет цепных строп

При изготовлении съемных грузозахватных приспособлений и их подборе для выполнения тех или иных операций производится расчет цепных стропов на грузоподъемность и другие характеристики. Расчет выполняется по специальным формулам, учитывающим требуемую грузоподъемность, способ строповки (как и под какими углами расположены ветви), класс прочности цепи и некоторые другие данные.

При расчете цепных стропов добиваются, чтобы их запас прочности был не менее 4:1, и они безопасно работали при всех допустимых способах строповки во всех условиях.

Источник

Оцените статью
Разные способы