- Способы строповки монтируемых конструкций
- Способы строповки монтируемых конструкций
- Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
- 5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |
- Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
- Строповка конструкций по действующим сводам правил
Способы строповки монтируемых конструкций
Строповка — это операция по креплению конструкций (деталей) к крюку крана с целью их подъема. Соответственно расстроповка — это освобождение конструкций от крюка крана после их установки в заданное положение.
Общие правила строповки состоят в следующем.
Захватные устройства закрепляют, чтобы полностью исключить саморасстроповку и падение конструкций при подъеме.
Стропы и захватные устройства выбирают исходя из формы и массы конструкций. Иначе при подъеме конструкций в них могут возникнуть усилия, не предусмотренные расчетом, что приведет к деформациям (повреждениям) конструкций, выдергиванию монтажных петель, их обрыву и аварии. Не разрешается применять случайные, не проверенные строповочные устройства. Нужно пользоваться только грузозахватными устройствами, имеющими клеймо, соответствующими массе и виду конструкций, предусмотренными проектом производства работ (ППР) или картами трудовых процессов.
Стропы крепят к конструкциям в местах, предусмотренных для этой цели или указанных в проекте. Если это выполнить невозможно, изменение мест строповки согласуют с проектной организацией.
Строповка должна обеспечивать устойчивое равновесие конструкции в подвешенном состоянии, поэтому точки подвеса должны быть расположены выше центра ее тяжести. Это позволяет наводить конструкцию на проектные опоры при ее установке без больших усилий.
Конструкции поднимают в положении, близком к проектному: вертикальные элементы — в вертикальном, горизонтальные — в горизонтальном. Элементы, проектное положение которых должно быть наклонным (отдельно стоящие раскосы, элементы связей, лестничные марши), поднимают стропами разной длины, обеспечивающими подъем элемента в наклонном положении.
При строповке конструкций в обхват универсальным канатным стропом предварительно на острые углы конструкций устанавливают под строп подкладки, предохраняющие канат от излома и повреждения прядей.
С учетом указанных требований применяют различные схемы строповки (см. схему ниже, поз. а . е).
Схемы строповки конструкций
а — двухветвевым стропом блока подкрановых балок, б — четырехветвевым стропом лестничной площадки, в — траверсой в двух точках стропильной фермы, г — то же, траверсой в четырех точках с двумя уравнительными роликами, д — траверсой в четырех точках пространственного элемента, е — то же, продольной и двумя поперечными траверсами в четырех точках; 1 — центр тяжести груза, 2 — стропы, 3 — полуавтоматический замок, 4 — канат для расстроповки, 5 — траверса.
Источник
Способы строповки монтируемых конструкций
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СТРОПОВКИ КОНСТРУКЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Строповка — это совокупность обвязки и зацепки конструкций для их подъема, перемещения и монтажа грузоподъемными средствами, выполняемая с помощью грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк. В зависимости от вида и массы грузов, методов их погрузки, разгрузки и монтажа применяют различные схемы строповки грузозахватными устройствами. Наиболее распространены схемы строповки конструкций и материалов за петли, в обхват и в отверстия (рис. 21). Места строповки располагают вне центра тяжести конструктивных элементов.
Тип захватного приспособления и места строповки деталей или конструкций выбирают исходя из предельных для данного элемента сжимающих усилий и допустимых углов наклона нитки захватного приспособления к горизонту. Необходимый угол строповки грузов — не свыше 90°, достигается он длиной стропов не менее 3/4 А. Строповку и расстроповку грузов проводят при устойчивом их опирании на месте складирования или на транспортном средстве.
Крюки стропов заводят с внешней стороны конструкции к ее центру, иначе страховочный запор крюка при подъеме детали может упасть внутрь крюка.
21. Основные способы строповки конструкций и материалов:
а — фундаментных элементов; б— блоке камеры; в — панелей; г — лестничной площадки; д — блока колодца; е — элемента канала; ж — стакана колонны; з — металлических балок; и — изолированных труб; к — арматурных сеток) л — пиломатериалов
Источник
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).
К строповке конструкций предъявляют следующие требования:
· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
· использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);
· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);
· строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.
Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.
Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.
При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.
При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.
Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.
Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.
При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.
Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.
Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.
Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.
Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Рис. 5.2. Строповка балок:
а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка
Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:
груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.
Рис. 5.3. Строповка труб:
а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка
Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Рис. 5.4. Строповка металлопроката:
а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — эксцентриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.
Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.
При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:
· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);
· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;
· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);
· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;
· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;
· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.
Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.
Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.
Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.
Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.
Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)
Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д):
1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт
Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов
(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномерных; ж — штабелей)
Рис. 5.8. Строповка оборудования:
а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — задвижки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двухпетлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами
Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.
При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.
Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.
Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Источник
Строповка конструкций по действующим сводам правил
Согласно п.3.12-3.22 СП 70.13330.2012 при выполнении строповки необходимо соблюдать следующие требования:
3.12 Сборные конструкции следует устанавливать, как правило, с транспортных средств или стендов укрупнения.
3.13 Перед подъемом каждого монтажного элемента необходимо проверить:
- соответствие его проектной марке;
- состояние закладных изделий и установочных рисок, отсутствие грязи, снега, наледи, повреждений отделки, грунтовки и окраски;
- наличие на рабочем месте необходимых соединительных деталей и вспомогательных материалов;
- правильность и надежность закрепления грузозахватных устройств.Каждый монтажный элемент необходимо оснастить в соответствии с ППР средствами подмащивания, лестницами и ограждениями.
3.14 Строповку монтируемых элементов следует производить в местах, указанных в рабочих чертежах, и обеспечить их подъем и подачу к месту установки в положении, близком к проектному. При необходимости изменения мест строповки они должны быть согласованы с организацией — разработчиком рабочих чертежей.
Грузоподъемные операции с тонкостенными оцинкованными конструкциями, облицовочными панелями и плитами следует производить с использованием текстильных ленточных строп, вакуумных захватов или других приспособлений, исключающих повреждение конструкций и панелей.
Запрещается строповка конструкций в произвольных местах, а также за выпуски арматуры.
Схемы строповки укрупненных плоских и пространственных блоков должны обеспечивать при подъеме их прочность, устойчивость и неизменяемость геометрических размеров и форм.
3.15 Монтируемые элементы следует поднимать плавно, без рывков, раскачивания и вращения, как правило, с применением оттяжек. При подъеме вертикально расположенных конструкций используют одну оттяжку, горизонтальных элементов и блоков — не менее двух.
Поднимать конструкции следует в два приема: сначала на высоту 20-30 см, затем, после проверки надежности строповки, производить дальнейший подъем.
3.16 При установке монтажных элементов должны быть обеспечены:
- устойчивость и неизменяемость их положения на всех стадиях монтажа;
- безопасность производства работ;
- точность их положения с помощью постоянного геодезического контроля;
- прочность монтажных соединений.
3.17 Конструкции следует устанавливать в проектное положение по принятым ориентирам (рискам, штырям, упорам, граням и т.п.).
Конструкции, имеющие специальные закладные или другие фиксирующие устройства, следует устанавливать по этим устройствам.
3.18 Устанавливаемые монтажные элементы до расстроповки должны быть надежно закреплены.
3.19 До окончания выверки и надежного (временного или проектного) закрепления установленного элемента не допускается опирать на него вышележащие конструкции, если такое опирание не предусмотрено ППР.
3.20 При отсутствии в рабочих чертежах специальных требований предельные отклонения совмещения ориентиров (граней или рисок) при установке сборных элементов, а также отклонения от проектного положения законченных монтажом (возведением) конструкций не должны превышать значений, приведенных в соответствующих разделах настоящего свода правил.
Отклонения на установку монтажных элементов, положение которых может измениться в процессе их постоянного закрепления и нагружения последующими конструкциями, должны назначаться в ППР с таким расчетом, чтобы они не превышали предельных значений после завершения всех монтажных работ. В случае отсутствия в ППР специальных указаний величина отклонения элементов при установке не должна превышать 0,4 предельного отклонения на приемку.
3.21 Использование установленных конструкций для прикрепления к ним грузовых полиспастов, отводных блоков и других грузоподъемных приспособлений допускается только в случаях, предусмотренных ППР и согласованных при необходимости с организацией, выполнившей рабочие чертежи конструкций.
3.22 Монтаж конструкций зданий (сооружений) следует начинать, как правило, с пространственно-устойчивой части: связевой ячейки, ядра жесткости и т.п.
Монтаж конструкций зданий и сооружений большой протяженности или высоты следует производить пространственно-устойчивыми секциями (пролеты, ярусы, этажи, температурные блоки и т.д.).
Источник