Способы строповки монтируемых конструкций

Способы строповки монтируемых конструкций

Строповка — это операция по креплению конструкций (деталей) к крюку крана с целью их подъема. Соответственно расстроповка — это освобождение конструкций от крюка крана после их установки в заданное положение.

Общие правила строповки состоят в следующем.

Захватные устройства закрепляют, чтобы полностью исключить саморасстроповку и падение конструкций при подъеме.

Стропы и захватные устройства выбирают исходя из формы и массы конструкций. Иначе при подъеме конструкций в них могут возникнуть усилия, не предусмотренные расчетом, что приведет к деформациям (повреждениям) конструкций, выдергиванию монтажных петель, их обрыву и аварии. Не разрешается применять случайные, не проверенные строповочные устройства. Нужно пользоваться только грузозахватными устройствами, имеющими клеймо, соответствующими массе и виду конструкций, предусмотренными проектом производства работ (ППР) или картами трудовых процессов.

Стропы крепят к конструкциям в местах, предусмотренных для этой цели или указанных в проекте. Если это выполнить невозможно, изменение мест строповки согласуют с проектной организацией.

Строповка должна обеспечивать устойчивое равновесие конструкции в подвешенном состоянии, поэтому точки подвеса должны быть расположены выше центра ее тяжести. Это позволяет наводить конструкцию на проектные опоры при ее установке без больших усилий.

Конструкции поднимают в положении, близком к проектному: вертикальные элементы — в вертикальном, горизонтальные — в горизонтальном. Элементы, проектное положение которых должно быть наклонным (отдельно стоящие раскосы, элементы связей, лестничные марши), поднимают стропами разной длины, обеспечивающими подъем элемента в наклонном положении.

При строповке конструкций в обхват универсальным канатным стропом предварительно на острые углы конструкций устанавливают под строп подкладки, предохраняющие канат от излома и повреждения прядей.

С учетом указанных требований применяют различные схемы строповки (см. схему ниже, поз. а . е).


Схемы строповки конструкций

а — двухветвевым стропом блока подкрановых балок, б — четырехветвевым стропом лестничной площадки, в — траверсой в двух точках стропильной фермы, г — то же, траверсой в четырех точках с двумя уравнительными роликами, д — траверсой в четырех точках пространственного элемента, е — то же, продольной и двумя поперечными траверсами в четырех точках; 1 — центр тяжести груза, 2 — стропы, 3 — полуавтоматический замок, 4 — канат для расстроповки, 5 — траверса.

Источник

Способы строповки монтируемых конструкций

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СТРОПОВКИ КОНСТРУКЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ

Строповка — это совокупность обвязки и зацепки конструкций для их подъема, перемещения и монтажа грузоподъемными средствами, выполняемая с помощью грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк. В зависимости от вида и массы грузов, методов их погрузки, разгрузки и монтажа применяют различные схемы строповки грузозахватными устройствами. Наиболее распространены схемы строповки конструкций и материалов за петли, в обхват и в отверстия (рис. 21). Места строповки располагают вне центра тяжести конструктивных элементов.

Тип захватного приспособления и места строповки деталей или конструкций выбирают исходя из предельных для данного элемента сжимающих усилий и допустимых углов наклона нитки захватного приспособления к горизонту. Необходимый угол строповки грузов — не свыше 90°, достигается он длиной стропов не менее 3/4 А. Строповку и расстроповку грузов проводят при устойчивом их опирании на месте складирования или на транспортном средстве.

Крюки стропов заводят с внешней стороны конструкции к ее центру, иначе страховочный запор крюка при подъеме детали может упасть внутрь крюка.

Читайте также:  Основные способы защиты права римское право

21. Основные способы строповки конструкций и материалов:
а — фундаментных элементов; б— блоке камеры; в — панелей; г — лестничной площадки; д — блока колодца; е — элемента канала; ж — стакана колонны; з — металлических балок; и — изолированных труб; к — арматурных сеток) л — пиломатериалов

Источник

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Читайте также:  Методы или способы управления рисками

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Читайте также:  Способ осмысления права сводящий многогранную правовую реальность

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

Источник

Строповка конструкций по действующим сводам правил

Согласно п.3.12-3.22 СП 70.13330.2012 при выполнении строповки необходимо соблюдать следующие требования:

3.12 Сборные конструкции следует устанавливать, как правило, с транспортных средств или стендов укрупнения.

3.13 Перед подъемом каждого монтажного элемента необходимо проверить:

  • соответствие его проектной марке;
  • состояние закладных изделий и установочных рисок, отсутствие грязи, снега, наледи, повреждений отделки, грунтовки и окраски;
  • наличие на рабочем месте необходимых соединительных деталей и вспомогательных материалов;
  • правильность и надежность закрепления грузозахватных устройств.Каждый монтажный элемент необходимо оснастить в соответствии с ППР средствами подмащивания, лестницами и ограждениями.

3.14 Строповку монтируемых элементов следует производить в местах, указанных в рабочих чертежах, и обеспечить их подъем и подачу к месту установки в положении, близком к проектному. При необходимости изменения мест строповки они должны быть согласованы с организацией — разработчиком рабочих чертежей.

Грузоподъемные операции с тонкостенными оцинкованными конструкциями, облицовочными панелями и плитами следует производить с использованием текстильных ленточных строп, вакуумных захватов или других приспособлений, исключающих повреждение конструкций и панелей.

Запрещается строповка конструкций в произвольных местах, а также за выпуски арматуры.

Схемы строповки укрупненных плоских и пространственных блоков должны обеспечивать при подъеме их прочность, устойчивость и неизменяемость геометрических размеров и форм.

3.15 Монтируемые элементы следует поднимать плавно, без рывков, раскачивания и вращения, как правило, с применением оттяжек. При подъеме вертикально расположенных конструкций используют одну оттяжку, горизонтальных элементов и блоков — не менее двух.

Поднимать конструкции следует в два приема: сначала на высоту 20-30 см, затем, после проверки надежности строповки, производить дальнейший подъем.

3.16 При установке монтажных элементов должны быть обеспечены:

  • устойчивость и неизменяемость их положения на всех стадиях монтажа;
  • безопасность производства работ;
  • точность их положения с помощью постоянного геодезического контроля;
  • прочность монтажных соединений.

3.17 Конструкции следует устанавливать в проектное положение по принятым ориентирам (рискам, штырям, упорам, граням и т.п.).

Конструкции, имеющие специальные закладные или другие фиксирующие устройства, следует устанавливать по этим устройствам.

3.18 Устанавливаемые монтажные элементы до расстроповки должны быть надежно закреплены.

3.19 До окончания выверки и надежного (временного или проектного) закрепления установленного элемента не допускается опирать на него вышележащие конструкции, если такое опирание не предусмотрено ППР.

3.20 При отсутствии в рабочих чертежах специальных требований предельные отклонения совмещения ориентиров (граней или рисок) при установке сборных элементов, а также отклонения от проектного положения законченных монтажом (возведением) конструкций не должны превышать значений, приведенных в соответствующих разделах настоящего свода правил.

Отклонения на установку монтажных элементов, положение которых может измениться в процессе их постоянного закрепления и нагружения последующими конструкциями, должны назначаться в ППР с таким расчетом, чтобы они не превышали предельных значений после завершения всех монтажных работ. В случае отсутствия в ППР специальных указаний величина отклонения элементов при установке не должна превышать 0,4 предельного отклонения на приемку.

3.21 Использование установленных конструкций для прикрепления к ним грузовых полиспастов, отводных блоков и других грузоподъемных приспособлений допускается только в случаях, предусмотренных ППР и согласованных при необходимости с организацией, выполнившей рабочие чертежи конструкций.

3.22 Монтаж конструкций зданий (сооружений) следует начинать, как правило, с пространственно-устойчивой части: связевой ячейки, ядра жесткости и т.п.

Монтаж конструкций зданий и сооружений большой протяженности или высоты следует производить пространственно-устойчивыми секциями (пролеты, ярусы, этажи, температурные блоки и т.д.).

Источник

Оцените статью
Разные способы