- Схемы строповки грузов
- Как делается обвязка груза
- Грузоподъемность стропов
- Как зацепить ветвевые стропы
- Правила перемещения грузов
- Монтаж сборных фундаментных подушек. Монтаж блоков стен подвалов. Приёмы перемещения блоков при монтаже. Организация монтажных работ.
- 1. Монтаж сборных фундаментных подушек.
- 2. Монтаж блоков стен подвалов.
- 3. Приёмы перемещения блоков при монтаже.
- 4. Организация монтажных работ.
- 4.1. Расстояние от опор крана до бровки откоса котлована.
- Таблица 3. Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от бровки котлована до ближайшей опоры машины (tx):
- 4.2. Расстояние от вылета крюка крана до линий электропередачи.
- Таблица 4. Наименьшее допустимое расстояние по вертикали границы опасной зоны работы машин вблизи линий электропередачи.
- 4.3. Расстояние от монтажной зоны.
Схемы строповки грузов
Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.
Как делается обвязка груза
Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки. На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:
- Стропы. Представлены цепными, ленточными, канатными видами. Канатные изделия наиболее востребованы для работы с конструкциями сложных форм, цепные – применяются для операций с конструкциями, имеющими острые ребра, ленточные – используются для подъема, перемещения и опускания более деликатных товаров. Дополнительно могут использоваться гибкие оттяжки;
- Захваты. Представлены приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана и могут быть клещевыми, эксцентриковыми, коромысловыми, винтовым и др.;
- Траверсы. Конструкции балочного типа с полуавтоматическими или автоматическими захватами на концах. Балочные траверсы используются в комплекте со стропами, тем самым облегчая и ускоряя зацепку и перемещение грузов.
Методы обвязки грузов:
- Свободная укладка. Простой и щадящий метод обвязки, при котором конструкция/оборудование размещаются между стропами и не могут сдвигаться относительно такелажных приспособлений. Предупредить смещение поклажи помогают специальные распорки. Стропы практически не соприкасаются с конструкцией, что минимизирует риск их деформации и износа;
- «на удавку». Фиксация продукции производится за счет собственного веса. По надежности строповка на удавку текстильными стропами превосходит свободную укладку, но имеет и слабые места. К ним относят более быстрый износ стропов и риск повреждения конструкции в результате сдавливания.
Грузоподъемность стропов
Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.
Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.
При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».
Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами. При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:
- Масса товара, указанная на продукции согласно требованиям ГОСТ 14192-96;
- Центр тяжести;
- Количество и расположение мест креплений для транспортировки;
- Угол наклона ветвей стропа к вертикали, их длина.
Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.
Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки
Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:
где
S – нагрузка на одну ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ количество ветвей;
k – коэффициент распределения веса на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).
Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.
Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:
, где kзап – коэффициент запаса прочности.
Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.
Как зацепить ветвевые стропы
Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:
- Размер крюка должен отвечать петле или рем болту – крюк должен беспрепятственно в них проходить. Зацеплять стропу следует так, как это показывает карта строповки грузов;
- Установка крюков должна проводиться по направлению от центра тяжести;
- Предусмотренные производителем петли (рымы) обязаны захватываться крюком. Если цеплять груз не на все петли, возрастает риск повреждения или разлома товара;
- Максимальный угол между стропами должен составлять 90°.
Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.
Правила перемещения грузов
При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:
- Используемые грузозахватные механизмы не должны снижать прочность конструкции и деформировать товар. В их задачи также входит защита от опрокидывания и падения;
- Все грузозахватное оборудование, крепления конструкции и подъемный кран должны быть надежны;
- Предусматривается возможность дистанционной расстроповки – без участия стропальщика;
- Возможно многократное использование такелажа.
Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.
К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:
- Соблюдение схем строповки для габаритных, негабаритных и длинномерных грузов;
- Использование специальных устройств (рым, цапф, петлей и пр.);
- При отсутствии схемы строповки и перемещение продукции должно проводиться под руководством сотрудника, ответственного за безопасность производства работ;
- Перемещение оборудования, вес которого неизвестен, разрешено только после его взвешивания и определения фактической массы;
- Выбор грузозахватных приспособлений (траверс, захватов, строп и пр.) должен производиться с учетом разработанной схемы обвязки и характеристик товара;
- При обвязке строп не должно быть узлов и перекручиваний;
- Должен быть исключен риск задевания предметов на пути движения незадействованными зацепами на концах строп;
- Обязательно учитывать расположение центр тяжести. Это предупредит выскальзывание груза во время отрыва от поверхности. Особенности строповки длинномерных грузов заключаются в том, что такелаж должен располагаться на удалении 1/4 длины конструкции от ее концов. Предусматривается обязательная фиксация не менее чем в 2-х местах;
- Крюки строп следует направлять от центра груза. На крюках следует предусмотреть предохранительные замки;
- При строповке с затяжной петлей канатного стропа грузоподъемность рекомендуется снизить на 20%;
- При свободной укладке товара на петлевые стропы перемещение производится независимо от количества петель и предусматривает обязательное наличие на поклаже элементов, предупреждающих его смещение в продольном направлении;
- При работе с цепными стропами важно не допустить деформацию звеньев на ребрах конструкции;
- Обвязка «на удавку» (в обхват) при длине груза менее 2 м может производиться в одном месте. Кроме случаев, когда используется схема строповки профилированного листа и другого металлопроката.
Примеры схем строповки различных грузов.
Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.
Источник
Монтаж сборных фундаментных подушек. Монтаж блоков стен подвалов. Приёмы перемещения блоков при монтаже. Организация монтажных работ.
Выбор оснований, земляные работы и проектирование фундаментов выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83.
При выполнении работ по устройству фундаментов следует руководствоваться СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП II-Б.1-62* «Основания зданий и сооружений», СНиП II-В.1-62 «Бетонные и железобетонные конструкции», СНиП III-В.3-62 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные».
Работы по устройству гидроизоляции фундаментов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-В.9-62 «Гидроизоляция и пароизоляция».
1. Монтаж сборных фундаментных подушек.
Перед строповкой блоков надо убедиться, что кран находится на безопасном расстоянии от края котлована, что его опоры (гусеницы, колёса, аутригеры) расположены за пределами призмы обрушения грунта.
Монтаж ленточных фундаментов начинают с установки маячных блоков (рис.6 поз.1) по углам и в местах пересечения стен.
На высоте 20…30 см от места установки блок ориентируют и спускают в проектное положение.
Расстояние между маячными блоками в пределах — 20 м.
Если положение в плане или по высоте уложенного блока отклоняется от проектных отметок и эти отклонения превышают допустимые величины, то блок снова приподнимают краном, отводят в сторону, заново выравнивают основание и на него вновь опускают блок.
Порядок монтажа первого ряда сборных фундаментных подушек показан на рис.6.
Монтаж первого ряда фундаментных подушек.
1- укладка маячных фундаментных блоков; 2- причалка разметки фундамента; 3- четырёхветьевой строп монтажного крана; 4- рабочие операции монтажников при укладке первого ряда фундаментных подушек.
После кладки маячных блоков причалку (рис.6 поз.2), натянутую на грани фундаментной ленты, поднимают до уровня верхнего наружного ребра блоков и по ней укладывают все промежуточные блоки.
Верх маячных блоков проверяют нивелиром (рис.6 поз.4), а остальные — по причалке (рис.6 поз.2) или визированием (рис.6) на ранее установленные блоки.
При монтаже (рис.6) фундаментные блоки поднимают за петли четырёхветвевыми стропами (рис. 6 поз.3). Поворотом стрелы монтажного крана блок перемещают к месту укладки, наводят и по команде звеньевого монтажников опускают на основание.
Незначительные отклонения устраняют, перемещая блок монтажным ломом при натянутых стропах. При этом поверхность основания не должна быть нарушена.
Стропы (рис.6 поз.3) снимают только после того, как блок займёт правильное положение в плане и по высоте.
Разрывы между блоками, если это предусмотрено проектом, и боковые пазухи в процессе монтажа заполняют песком или песчаным грунтом и уплотняют.
Вертикальные швы в местах сопряжений продольных и поперечных стен между плотно уложенными (без разрывов) фундаментными подушками и блоками заливают бетонной смесью.
Марка бетона, на котором должны монтироваться блоки, указывается в проекте.
2. Монтаж блоков стен подвалов.
Монтаж стен подвалов начинают с проверки положения смонтированных фундаментных подушек и устройства горизонтальной гидроизоляции.
Обычно в качестве изоляции по очищенной поверхности фундаментов расстилают слой раствора толщиной 20…30 мм, который одновременно служит выравнивающим слоем.
Если разметка осей на фундаментах не сделана при составлении исполнительной схемы, то перед монтажом стеновых блоков размечают основные и межсекционные оси здания и границы стен, которые фиксируют на фундаментах соответствующими рисками.
Разметку выполняют такими же приёмами, как и при разметке фундаментов.
Затем по монтажной схеме размечают на фундаментах положение стеновых блоков первого (от фундаментов) ряда, отмечая места вертикальных швов.
Подготовка рабочего места заключается в том, что звеньевой и монтажник приносят к месту монтажа инструменты, очищают поверхность фундамента от мусора и устанавливают ящик с раствором на расстоянии 2…2,5 м от стены с таким расчётом, чтобы можно было, не переставляя его на новое место, смонтировать 3…4 блока.
Подготовка рабочего места монтажников (М1 и М2) стеновых блоков фундамента или блоков стен подвалов показана на рис.7.
Подготовка рабочего места монтажников стеновых блоков фундамента.
1- фундаментные подушки; 2- монтируемый стеновой блок; 3- причальный шнур; 4- ящик с раствором; 5- лопаты; 6- ведро с водой; 7- лом; 8- правИло; 9- ящик с инструментом.
При подготовке постели поверхность блоков очищают от мусора и смачивают водой, раствор подают и разравнивают лопатой. Лучшее качество постели получается, когда раствор разравнивают рейкой по рамке, которая обеспечивает горизонтальность постели и фиксирует его толщину.
Монтаж стен подвалов начинают с установки маячных блоков в углах и местах пересечения стен на расстоянии 20…30 м друг от друга.
Блок, поднятый за две петли, краном подают к месту установки, разворачивают в проектное положение (по рискам) и опускают на постель из раствора. Правильность установки по осям маячных блоков проверяют по осевым рискам, а по высоте — по визиркам.
Если после проверки выясняется, что блок установлен неправильно, его снова поднимают, очищают нижнюю грань от раствора и восстанавливают растворную постель, добавляя раствор у той стороны постели, в которую наклонялся блок.
После монтажа маячных блоков на уровне их верха и расстоянии 2…3 мм от боковой грани натягивают шнур-причалку и закрепляют её скобами.
Установка шнура-причалки для монтажа фундаментных блоков стен подвалов показана на рис.8.
Установка шнура-причалки для монтажа блоков стен подвала.
поз.А- натягивание причалки с помощью скобы; 1- скоба; 2- шнур-причалка.
Далее рядовые блоки устанавливают на растворе по причалке.
Во время опускания блока на место его направляют по шнуру-причалке, придерживая за стропы или верхнее боковое ребро блока.
Выравнивание фундаментных блоков стен подвалов по шнуру-причалке показано на рис.9.
Выравнивание фундаментного блока по шнуру-причалке.
поз.Б- опускание блока на постель из раствора; 3- стропы монтажного крана; 4- шнуры-причалки; 5- постель из раствора.
Браться рукой за торец блока, ближайший к ранее установленному блоку, ОПАСНО, так как можно прижать руку монтируемым блоком.
Правильность установки рядовых блоков контролируют по причалке, отвесу, визированием на ранее установленные блоки и по разметочным рискам на фундаментах.
Если блок посажен неточно, его поправляют монтажными ломиками, перемещая блок в нужном направлении.
Перемещение фундаментного блока при монтаже по отметке на место установки показано на рис.10.
Перемещение фундаментного блока при монтаже по отметке на место установки.
поз.В- перемещение блока по отметке на место установки; 3- стропы монтажного крана; 4- шнуры-причалки; 5- постель из раствора; 6- монтажный ломик.
Блоки наружных стен подвалов выравнивают по плоскости, обращённой в сторону подвала, а блоки внутренних стен — по одной из плоскостей.
Убедившись в правильной установке блока, монтажники расстроповывают его, кельмой срезают излишки раствора, выступившего из горизонтальных швов, и укладывают его в колодец стыка блоков. Затем добавляют в стык недостающее количество раствора и уплотняют его кельмой.
Последующие ряды блоков монтируют в той же последовательности, делая разметку раскладки блоков на нижележащем ряду.
Первые два ряда блоков устанавливают с уложенных фундаментных блоков, последующие — с инвентарных подмостей.
3. Приёмы перемещения блоков при монтаже.
Для перемещения блоков по растворной постели пользуются тремя основными приёмами:
- лапой лома от себя;
- лапой лома в сторону;
- лапой лома на себя.
В приёме лапой от себя (рис.11 поз.1) оттянутый конец лома заводят под блок и отжимают лом от себя на блок, который при этом несколько поднимается и, соскальзывая с лапы, продвигается вперёд.
В приёме лапой лома в сторону (рис.11 поз.2) оттянутый конец лома заводят под фундаментный блок под острым углом к его лицевой грани. Нажимая затем на лом и поворачивая его на пятке лапы лома в сторону, приподнимают блок и перемещают его (направление движения лома и блока показано на рисунке стрелками).
Способы перемещения фундаментного блока при монтаже ломиком показаны на рис.11.
Способы перемещения фундаментного блока при монтаже ломиком.
1- лапой лома от себя; 2- лапой лома в сторону; 3- лапой лома на себя.
В приёме лапой лома на себя (рис.11 поз.3) оттянутый конец лома заводят под блок и, нажимая на конец лома, приподнимают и перемещают блок на себя.
При большой толщине шва вместо приёма лапой от себя применяют приём острым концом от себя.
Движения при выполнении этих приёмов — одинаковые.
4. Организация монтажных работ.
Фундаменты и стены подвала монтирует звено из четырёх человек: машиниста крана, монтажника 4-го разряда (звеньевого), монтажника 3-го разряда и такелажника.
Такелажник выполняет следующие работы:
- подбирает и стропует фундаментные блоки,
- проверяет надёжность строповки,
- подаёт сигналы машинисту крана и следит за подъёмом блока.
Два монтажника выполняют следующие работы:
- принимают и устанавливают блоки в проектное положение.
4.1. Расстояние от опор крана до бровки откоса котлована.
Работа машин вблизи выемок (котлованов, траншей и др.) с неукреплёнными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом (ППР) или технологической картой на земляные работы и монтаж фундамента.
При отсутствии таких указаний расстояние до ближайших опор машин принимают с учетом требований СНиП III-4-80 и по данным таблицы 3.
Таблица 3. Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от бровки котлована до ближайшей опоры машины (tx):
п/п | Тип грунтов на стройплощадке | Ед. изм. | Глубина котло-вана | Виды грунтов на стройплощадке | ||||
Песча-ный и гравий-ный | Супес-чаный | Сугли-нистый | Глини-стый | Лессо-видный сухой | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Грунт (не насыпной) | м | 1 | 1,5 | 1,25 | 1 | 1 | 1 |
2 | м | 2 | 3 | 2,4 | 2 | 1,5 | 2 | |
3 | м | 3 | 4 | 3,6 | 3,25 | 1,75 | 2,5 | |
4 | м | 4 | 5 | 4,4 | 4 | 3 | 3 | |
5 | м | 5 | 6 | 5,3 | 4,75 | 3,5 | 3,5 |
При работе автокрана наименьшее допустимое расстояние до основания выемки котлована принимают в зависимости от работы автокрана.
Наименьшее допустимое расстояние от опор крана до бровки откосов котлована при монтаже фундамента показано на рис.12.
Наименьшее допустимое расстояние от опор крана до бровки откосов котлована.
поз.А- с выносными опорами — расстояние принимают до оси опор; поз.Б- при работе автокрана без опор — расстояние принимают до ближайшей оси колеса.
Монтажный кран в зависимости от его типа может находиться во время работы на бровке котлована, тогда на захватке монтируют сначала все фундаментные подушки, а затем блоки стен подвала.
Если кран установлен в котловане, то фундаменты монтируют небольшими участками, а стены подвала на этих участках возводят уступами сразу на полную высоту, так как монтажный кран не сможет вторично войти в зону, где уже смонтированы блоки выше уровня грунта.
4.2. Расстояние от вылета крюка крана до линий электропередачи.
Для выполнения таких работ машинист должен получить наряд-допуск, подписанный главным инженером или механиком транспортного предприятия.
Работы машин вблизи линий электропередачи ДОПУСКАЮТСЯ в том случае, если расстояние по воздуху от подъёмной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза (в т.ч. и при наибольшем подъёме или вылете крюка) до ближайшего провода, находящегося под напряжением электролиний, должны быть не менее указанных расстояний в табл.4.
Таблица 4. Наименьшее допустимое расстояние по вертикали границы опасной зоны работы машин вблизи линий электропередачи.
п/п | Напряжение | Расстояние | п/п | Напряжение | Расстояние |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | До 1,0 кВ | 1,5 м | 4 | 150…220 кВ | 5,0 м |
2 | 1…20 кВ | 2,0 м | 5 | 330 кВ | 6,0 м |
3 | 35…110 кВ | 4,0 м | 6 | 500 кВ | 9,0 м |
4.3. Расстояние от монтажной зоны.
Согласно СНиП III-4-80 монтажная зона является потенциально опасной, она равна контуру строящегося или реконструируемого здания:
- плюс ещё 7 м — при высоте строящегося (реконструируемого) здания до 20 м;
- плюс ещё 10 м — при высоте строящегося (реконструируемого) здания до 70 м.
Эти зоны на стройплощадке обозначают хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками.
В этой зоне можно размещать только монтажный механизм. Складировать материалы здесь НЕЛЬЗЯ.
Для прохода людей в здание назначают определённые места, с фасада здания противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.
При монтаже конструкций несчастные случаи могут происходить из-за:
- неисправности такелажных приспособлений;
- неправильной строповки элементов конструкций;
- отсутствия необходимых оградительных устройств и связей;
- неисправного оборудования и инструментов.
Нарушение технологии монтажа конструкций, неправильные сигнализации приёмы работ, любое нарушение правил техники безопасности и производства работ могут привести к тяжёлым последствиям.
Чтобы это не случилось, необходимо строго соблюдать правила безопасного выполнения работ на строительном объекте и на каждом рабочем месте.
Источник