- BYYD. Блог
- Стратегический анализ: полезный гид по разным методикам
- Что такое стратегический анализ?
- Внутренний стратегический анализ
- Внешний стратегический анализ
- Процесс стратегического анализа
- Шаг 1: Определение целей
- Шаг 2: Сбор и анализ информации
- Шаг 3: Построение стратегии
- Шаг 4: Реализация стратегии
- Шаг 5: Оценка и контроль
- Инструменты стратегического анализа
- 1. Сильные стороны (Strengths)
- 2. Слабые стороны (Weakness)
- 3. Возможности (Opportunities)
- 4. Угрозы (Threats)
- PEST-анализ
- Анализ пяти сил Портера
- 1. Конкурентная борьба
- 2. Рыночная власть поставщиков
- 3. Рыночная власть потребителей
- 4. Угроза появления продуктов-заменителей
- 5. Угроза появления новых игроков на рынке
- Сценарное планирование
- Анализ цепочки ценности
- Стратегический анализ внутренней и внешней среды компании
- Что такое стратегический анализ и зачем он нужен компании
- Что включает в себя стратегический анализ внутренней среды
- Методы стратегического анализа внутренней среды
- Виды стратегического анализа внутренней среды
- Что включает в себя стратегический анализ внешней среды
- Методы стратегического анализа внешней среды
- Виды стратегического анализа внешней среды
BYYD. Блог
Стратегический анализ: полезный гид по разным методикам
28 октября 2019
Стратегический анализ организации — важный фактор, когда речь заходит о разработке плана для более продуктивной работы вашей компании. Стратегический анализ относится к процессу исследования организации, это рабочая схема для разработки стратегии.
Что такое стратегический анализ?
Как мы уже упомянули выше, с помощью стратегического планирования можно достичь поставленных компанией целей или задач.
Совершенствование — это единственная константа в любой компании. Вы должны всегда работать над своим планом и стратегий, а также взаимодействием между членами команды. Именно для этого периодически необходимо проводить стратегический анализ. Это поможет вашей организации заранее планировать и определять, какие области нуждаются в улучшении.
Проводя стратегический анализ, важно хорошо знать своих конкурентов, чтобы определить стратегию, которая поможет выделиться среди них и оставаться конкурентоспособными.
Одной из важнейших функций стратегического анализа является прогнозирование будущих событий и планирование альтернативного подхода, если определенная стратегия не сработает.
Есть несколько типов стратегического анализа, которые важно рассмотреть.
Внутренний стратегический анализ
Внутренний стратегический анализ даст вам понимание о функционировании компании. В рамках этого анализа оцениваются сильные и слабые стороны, а также устанавливается стратегия, по которой можно улучшить имидж бренда.
Внутренний анализ начинается с оценки эффективности, будущего потенциала компании и ее способности расти.
Анализ сильных и слабых сторон компании должен основываться исключительно на рыночной ситуации и реакциях клиента. Сильные стороны имеют смысл только тогда, когда они дают реальную пользу компании (например, удовлетворяют потребности клиента, дают качественный сервис и т. д). Наряду с сильными сторонами, стратегия должна включить и знания о слабых сторонах.
Внешний стратегический анализ
Как только организация завершит внутренний анализ, можно перейти к внешнему обзору. Многие внешние факторы могут препятствовать росту организации.
Для проведения внешнего стратегического анализа необходимо знать, как функционирует рынок и что требуется потребителям. Нужно измерить удовлетворенность клиентов вашей продукцией и продукцией ваших конкурентов, чтобы получить представление о том, как функционирует рынок.
Процесс стратегического анализа
Любой процесс стратегического анализа состоит из пяти частей.
Шаг 1: Определение целей
Вам нужно определить долгосрочные и краткосрочные цели, прежде чем что-то делать. Цели должны быть подробными, реалистичными и соответствовать вашей компании.
Шаг 2: Сбор и анализ информации
На этом этапе соберите как можно больше данных и информации. Конечно же, они должны соответствовать потребностям вашего бизнеса.
Шаг 3: Построение стратегии
Построение стратегии, опять же, является пошаговой процедурой.
- Просмотрите информацию, полученную после завершения анализа.
- Определите ресурсы, которыми в настоящее время располагает бизнес, и которые могут помочь в достижении целей.
- Определите области, в которых нужна поддержка внешних ресурсов.
Если общая стратегия не работает, нужно иметь запасной план. После того как все эти факторы будут отсортированы, можно перейти к следующему шагу.
Шаг 4: Реализация стратегии
После того как вы определили структурированный подход, нужно реализовать его. Это этап действия стратегического анализа. После реализации, если общая стратегия не сработает, нужно реализовывать совершенно новый подход.
Все сотрудники организации должны четко представлять свои роли и обязанности, чтобы у стратегии был шанс на успех.
Шаг 5: Оценка и контроль
Этот шаг включает в себя измерение производительности, последовательное рассмотрение внутренних и внешних проблем и принятие соответствующих корректирующих мер. Оценка включает как внешнее, так и внутреннее стратегическое планирование.
Инструменты стратегического анализа
SWOT (Strengths, weakness, opportunities, and threats) — это методология, используемая для оценки конкурентной позиции компании на рынке и разработки стратегического планирования.
SWOT-анализ оценивает внутренние и внешние факторы, а также настоящий и будущий потенциал вашей организации. Давайте рассмотрим каждый элемент исследования.
1. Сильные стороны (Strengths)
Опишите сильные стороны: в чем ваша организация преуспевает и каково уникальное торговое предложение, которое отделяет вас от конкурентов. Преимуществами компании могут быть хорошее позиционирование на рынке, репутация, база постоянных клиентов, уникальный продукт, хорошая клиентоориентированность.
Вам нужно разработать методику использования ваших сильных сторон для маркетинга вашего бренда и привлечения инвесторов.
2. Слабые стороны (Weakness)
Слабые стороны мешают организации работать в полную силу. Эти факторы могут включать в себя долги, слабую позицию бренда на рынке, недостаток бюджета и т.д.
3. Возможности (Opportunities)
Возможности — те факторы, которые могут дать организации конкурентное преимущество.
4. Угрозы (Threats)
Угрозы — это факторы, которые потенциально могут нанести вред организации и осложнить достижение цели.
PEST-анализ
Он предназначен для того, чтобы выявить политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, которые могут повлиять на работу компании.
Анализ пяти сил Портера
Эту методику разработал еще в 1979 году Майкл Портер для определения стратегии бизнеса. Анализ состоит из пяти элементов.
1. Конкурентная борьба
В этом пункте важно определение конкурентов: сколько компаний на рынке, кто они, как качество их продукта можно сравнить с вашим, сколько они тратят на рекламу и т.д
2. Рыночная власть поставщиков
Поставщики сырья, бизнес-услуг и других необходимых элементов для бренда могут влиять на работу компании. В рамках этого пункта важно проверить отношения с поставщиками, найти потенциальных заменителей, чтобы в случае разрыва партнерских отношений компания не пострадала
3. Рыночная власть потребителей
Власть потребителей заключается в том, насколько сильно они могут воздействовать на изменение рыночной цены на продукт в вашей нише.
4. Угроза появления продуктов-заменителей
Название пункта говорит само за себя — это оценка вероятности того, что клиенты найдут замену вашей услуге или продукту.
5. Угроза появления новых игроков на рынке
Здесь важно определить, насколько легко новым игрокам войти в вашу нишу, и как можно на это повлиять.
Сценарное планирование
Как следует из названия, сценарное планирование помогает получить четкое представление о том, что произойдет, если компания реализует ту или иную стратегию.
Вы также можете включить сценарное планирование в разработку и реализацию стратегии и использовать комбинации SWOT и PEST-анализа для определения сценария после реализации стратегии.
Анализ цепочки ценности
При анализе цепочки ценности организация определяет свои основные и вспомогательные виды деятельности, которые увеличивают ценность конечного продукта, а затем анализирует эти виды деятельности для снижения затрат или увеличения дифференциации.
На этом обзор стратегического анализа и его методов можно закончить. Каждая компания должна иметь стратегический план, который будет полезен и выгоден, чтобы достичь успеха и поставленных целей.
Источник
Стратегический анализ внутренней и внешней среды компании
Зачем компании проводить стратегический анализ среды, какие задачи решает внутренний, а какие — внешний анализ, с помощью каких методов их проводить? Cо всеми этими вопросами разбираемся в статье:
Что такое стратегический анализ и зачем он нужен компании
Стратегический анализ — это изучение деятельности компании (внутренний анализ), а также окружающей среды, условий работы в отрасли и конкурентов (внешний анализ). Основываясь на его данных, определяют сильные и слабые стороны компании и строят стратегию долгосрочного развития.
Аналитика – инструмент, жизненно необходимый любой компании на разных стадиях ее существования. Собственно, внутренняя аналитика и рыночные исследования помогают понять, на каком этапе находится компания. В зависимости от этого, формируется бизнес-стратегия и принимаются важные тактические решения. Аналитические исследования внутренней и внешней среды позволяют понять место компании на рынке, уровень и особенности потребления, действия конкурентов.
На разных этапах развития компании цели и задачи стратегического анализа среды будут отличаться.
1. На этапе выхода на рынок новому оператору важно понимать:
- размер рынка;
- основных конкурентов, их уникальное предложение и способы продвижения на рынке;
- своего потребителя — что его интересует, почему он будет готов выбрать ваш продукт, а не то, что уже есть на рынке;
- какие факторы влияют на рынок, как они проявляли и будут проявлять себя в будущем.
Для этих целей проводят кабинетные исследования, опросы потребителей и рыночных экспертов, фокус-групповые интервью, тестирование продукции. На основании полученных данных формируют выводы, которые становятся основой бизнес-стратегии.
2. На этапе роста бизнеса важно понимать причины этого самого роста и его перспективы.
Для рынков, находящихся на стадии роста, применяют математические прогнозные модели и все виды маркетинговых исследований. После анализа вносят корректировки в стратегию дальнейшего расширения на рынке.
3. На этапе зрелости принимают такие решения:
- как долго продлится этот период;
- есть ли риск конкуренции со стороны новых игроков;
- нужно ли расширяться в том же направлении или необходимо зафиксировать прибыль и осваивать новое направление.
Здесь анализируют удовлетворенность потребителей, сравнивают темпы роста рыночных долей конкурентов, строят прогнозы и исследуют смежные направления, в которые можно инвестировать.
4. Если же бизнес находится на стадии спада, аналитика, как внутренняя, так и внешняя, помогает выявить его причину, устранить ее и перестроить маркетинговую стратегию так, чтобы вернуться на путь роста.
Итогом стратегического анализа становится план усиления позиций и конкурентоспособности компании.
Что включает в себя стратегический анализ внутренней среды
С помощью стратегического анализа внутренней среды определяют сильные и слабые стороны компании, ее активы и ключевые компетенции.
Внутренний анализ среды можно проводить для организации в общем либо же углубляться до подробного изучения отдельных центров ответственности. При этом оценивают несколько основных стратегически значимых факторов.
1. Организационная структура и корпоративная культура:
- соответствует ли штатное расписание оптимальному распределению нагрузки на сотрудников и удовлетворению запросов клиентов;
- как построено взаимодействие между отделами, между менеджерами и подчиненными;
- насколько неформальные коммуникации мотивируют сотрудников на качественную работу.
2. Ресурсы компании:
- какие оборудование и инструменты используются для производства товаров либо методики и программное обеспечение для оказания услуг;
- насколько квалификация сотрудников соответствует требованиям рынка.
Методы стратегического анализа внутренней среды
SWOT-анализ. Он достаточно прост и часто применяется для оценки деятельности компаний. При SWOT-анализе собирают положительные и отрицательные факторы, причем как внутренние, так и внешние.
После того как собраны факторы, участвующие в SWOT-анализе, применяют следующий алгоритм работы с ними.
1. Оценивают влияние каждого фактора, учитывая при этом, на какой срок разрабатывается стратегия. Можно составлять параллельно несколько SWOT-таблиц — отдельно для краткосрочного и долгосрочного планирования. Каждому фактору присваивают баллы. Например, от 1 до 10, где 1 — слишком слабое влияние, 10 — максимальное влияние на деятельность компании.
2. Ранжируют факторы по убыванию степени влияния и решают, с какими из них имеет смысл работать дальше.
3. Для каждого значимого фактора отвечают на вопросы, собранные в таблице выше. Таким образом пытаются понять, как усилить влияние сильных сторон и внешних возможностей, что делать со слабыми сторонами и как снизить внешние риски.
Анализ цепочки ценности. Этот метод компании используют, чтобы разобраться с основными и вспомогательными видами деятельности. При этом определяют, что увеличивает ценность продуктов или услуг и на каких этапах можно уменьшить затраты. То есть анализ ценности помогает регулировать ценообразование и повышать прибыль компании.
Виды стратегического анализа внутренней среды
Анализ результатов деятельности. Его удобно применять, если в компании выстроена работа по KPI. В процессе анализа по достигнутым KPI отмечают, какие цели реализованы. А для остальных целей выясняют причины, по которым не удалось их достичь.
Основные показатели, по которым оценивают деятельность:
- финансовые: рентабельность активов ROA и рентабельность собственного капитала ROE;
- нефинансовые: качество товаров и услуг, результативность менеджеров, удовлетворенность покупателей, лояльность к бренду и т.д.
Анализ товарного портфеля. Здесь разбираются, какие линейки и отдельные товары или услуги приносят прибыль, а какие — убытки. При этом стоит учитывать, что не всегда надо отказываться от убыточных позиций: возможно, они станут приносить прибыль в перспективе либо без них покупатели откажутся от других товаров компании.
Анализ затрат. Их сравнивают со своими же затратами в предыдущих периодах. А также с затратами основных конкурентов, если такие данные возможно найти.
Анализ организации компании. Оценивают структуру взаимодействия отделов, менеджеров разных уровней между собой и с подчиненными, а также уровень корпоративной культуры.
Здесь важно учитывать, что сегодня интеллектуальные активы могут играть более значимую роль, по сравнению с финансовыми. Компании, инвестирующие в повышение квалификации сотрудников, окупают эти вложения в дальнейшем за счет инновационных идей, скорости и качества решения рабочих вопросов.
Что включает в себя стратегический анализ внешней среды
С помощью внешнего стратегического анализа оценивают тенденции развития как всего рынка, так и того рыночного сегмента, в котором работает компания, и проводят подробный разбор конкурентов. В процессе анализа ищут ответы на следующие вопросы:
- какие изменения внешней среды влияют на стратегию компании;
- какие факторы угрожают существующей стратегии компании;
- какие факторы способствуют достижению стратегических целей компании.
По результатам внешнего анализа прогнозируют дальнейшие пути развития компании.
Методы стратегического анализа внешней среды
РЕSТ-анализ. Это аббревиатура исследуемых направлений: политика, экономика, социальные факторы и технология. В последние годы к ним еще добавляют экологические факторы.
Особенность этого анализа в том, что перечень влияющих факторов практически идентичен для любых предприятий: от малого бизнеса до международных корпораций — только влиять на каждую компанию они будут по-разному. Например, пандемия COVID-19 стала катастрофой для туристического и ресторанного бизнеса, но поспособствовала росту компаний, связанных с дистанционным образованием, онлайн-продажами и услугами доставки.
Анализ пяти сил Портера. Майкл Портер разработал эту методику для определения стратегии бизнеса. Анализируемые в ней факторы показаны в таблице ниже.
Фактор
Что исследовать
Сколько у компании сейчас конкурентов на рынке, как их товары отличаются по качеству, какие у них затраты на рекламу, какое ценообразование и так далее — любая информация, которую можно найти
Рыночная власть поставщиков
Какие у компании отношения с нынешними поставщиками и кем их можно заменить в случае разрыва контракта
Рыночная власть потребителей
Как сильно потребители влияют на цену продуктов и услуг в рыночном сегменте работы компании
Угроза появления продуктов-заменителей
Насколько вероятно, что потребители найдут замену продуктам или услугам компании
Угроза появления новых игроков на рынке
Насколько легко новым компаниям войти в нишу, в которой работает компания, и можно ли на это повлиять
Виды стратегического анализа внешней среды
Конкурентный анализ. Здесь сначала изучают активно работающих конкурентов: их количество, сильные и слабые стороны относительно вашей компании и по рынку в целом, качество и жизненный цикл продукции.
На следующем этапе прогнозируют, возможно ли появление новых соперников и повлияет ли это на изменение цен внутри ниши.
Для анализа существующих конкурентов можно использовать алгоритм, похожий на ранжирование важности факторов при SWOT-анализе:
1. Определение основных факторов успеха.
2. Присвоение «весовых» им баллов от 1 до 10.
3. Определение, какие из этих факторов присутствуют у конкурентов.
4. Расчет среднеарифметического влияния всех факторов.
Источник