Основы туристской техники передвижения и страховки
Название | Основы туристской техники передвижения и страховки |
страница | 3/3 |
Дата | 27.07.2013 |
Размер | 369.03 Kb. |
Тип | Документы |
скачать >>> |
7. Техника страховки на переправах через водные препятствия Какие способы самостраховки в движении применяют туристы на переправах через горные реки и ручьи? Если на переправе вброд через неглубокие равнинные реки с небольшим течением и силой потока надобности в особых приемах и средствах страховки нет (достаточно не снимать обуви при движении по дну), то ситуация в случае переправы через горные реки и ручьи иная. Здесь при движении вброд есть реальная угроза быть сбитым силой водного потока с последующими неблагоприятными последствиями. Поэтому, даже если характер водной преграды не предполагает применения групповой страховки, использование приемов самостраховки в движении необходимо. В случае если сила потока не слишком велика, для переправы вброд через горную реку туристы, например, используют индивидуальную технику передвижения с дополнительной опорой о дно реки шестом (рисунок). На переправе турист перемещается боком, шаг за шагом в положении лицом против течения, упираясь шестом в дно впереди себя (ноги и шест образуют надежный треугольник опоры) В случае более мощного потока (скорость выше 4 м/с, глубина выше колена) индивидуальная техника перехода не безопасна. Здесь используют ряд групповых способов переправы. Взаимная поддержка туристов в группе позволяет компенсировать воздействующую на нее силу потока воды (устойчивость группы туристов к воздействию потока выше, чем устойчивость одного туриста). При переправе шеренгой (стенкой) несколько (2-5) туристов переходят реку, обнявшись за плечи, боком к течению, причем сверху по течению становиться наиболее сильный участник (рисунок). Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При переправе по двое, лицом друг к другу туристы становятся боком к течению; каждый кладет руки на плечи напарнику и крепко берется за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры. Рисунок – техника самостраховки в движении при переправе вброд через горную реку (переправа с шестом, рисунок представлен на интернет сайте http://www.outdoors.ru/transit/wade.php) Рисунок – техника коллективной переправы вброд через горную реку (шеренгой) (рисунок представлен на интернет сайте http://www.outdoors.ru/transit/wade.php.) Как организуется взаимная страховка первого туриста, переходящего горную реку вброд? Взаимная страховка первого туриста, переходящего реку вброд (для последующей организации страховочных перил) организуется двумя основными веревками, расположенными V-образно (под углом, примерно, 90º друг к другу). Одна веревка (страховочная) закреплена на переходящем реку туристе и выдается страхующими туристами (2-3 человека), стоящими в устойчивом положении на берегу на позиции выше по течению реки относительно переправы (рисунок). Страховочная веревка помогает переправляющемуся лицом к течению туристу справляться с напором воды и удерживает его при падении и сносе течением. Вторая веревка (вспомогательная) так же закреплена на переходящем вброд туристе и заносится ниже по течению. Концы обоих веревок не закреплены на опорах; веревки просто удерживаются страхующими туристами руками (рисунок) Рисунок – Страховка туриста при переправе вброд : 1 – страховочная веревка; 2 – вспомогательная (транспортировочная) веревка (По Э.Н. Кодышу, 1990) . Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо:
Важно чтобы страховочная веревка ни в коем случае не оказалась сильно натянута, поскольку в этом случае упавшего туриста затянет течением под воду! Как организуется страховка туристов на переправе через горную реку вброд (не лидеров)? После выхода на целевой берег, первый участник закрепляет страховочные перила. Остальные переходят реку вброд с самостраховкой на горизонтальных перилах. По перилам участники двигаются через реку приставными шагами, лицом – навстречу течению. Перильную веревку следует включать прямо в грудной карабин обвязки, или в карабин короткого уса самостраховки (чтобы при срыве участника, течение не отбросило его от перильной веревки). Внимание! В случае срыва и подтягивания туриста, пристегнутого карабином к перилам, вспомогательной (сопровождающей) веревкой, его путь к любому берегу будет проходить под углом вверх по течению. Величина угла тем больше, чем слабее натянута перильная веревка. Все это может привести к следующему: во-первых, преодолевая сильную струю, турист может захлебнуться; во-вторых, вытащить туриста в направлении против течения — задача, решить которую одному страхующему, как правило, далеко не под силу. Поэтому руководитель до закрепления перил на противоположном берегу должен подумать, что будет лучше: расположить перила строго поперек течения или под некоторым углом 15- 20° вниз по течению (расположение перил под углом вверх по течению – грубая ошибка). Как организуется взаимная страховка туристов на переправе через горную реку над водой? После переправы со страховкой через горную реку лидера (вброд, по стволу дерева и пр.), группа создает страховочные перила, и остальные участники преодолевают препятствие с самостраховкой на горизонтальных (реже наклонных) перилах. На переправе по бревну используются две основных веревки: страховочная, натянутая и закрепленная на опорах по разные стороны реки (перила) и вспомогательная (челночная, сопровождающая). Турист переходит реку по бревну «подключенный» к перилам усом самостраховки и скользящим карабином. Концы вспомогательной веревки, длиной, по крайней мере, в два раза больше перильной, так же закрепляется на опорах. Середина веревки закрепляется на ИСС туриста или на грузе (грузовой петле рюкзака и пр.). Этой веревкой можно перетаскивать грузы и (при необходимости) самих участников по натянутым перилам с берега, на берег (рисунок). Рисунок – Переправа через реку по бревну с самостраховкой на горизонтальных перилах (по Э.Н. Кодышу, 1990) На навесной переправе для движения участников, грузов и их страховки необходимы три веревки. Одна (транспортная) – закреплена на опорах по обе стороны реки и наиболее сильно натянута, по ней переправляются участники и грузы, так, чтобы не доставать до воды. Вторая (страховочная) – закреплена на опорах, натягивается выше транспортной, является страховочными перилами (на случай непреднамеренного срыва туриста с транспортной веревки или ее разрыва). Третья – вспомогательная (сопровождающая), ее функции указаны выше. Как организовать навесную переправу через водное препятствие? Наиболее благоприятен для навесной переправы такой участок реки, где:
При организации навесной переправы туристы должны выполнить следующую последовательность действий.
Рисунок – Законченный вид навесной переправы (по Э.Н. Кодышу, 1990) 1 – страховочная веревка, к которой переправляющийся турист подключен своим усом самостраховки. 2 – транспортная веревка, к которой турист подключен беседочным карабином. 3 – веревка сопровождения. Что такое «полиспаст» и для чего он применяется на переправах? Чтобы избежать большого провисания транспортной веревки под грузом, ее натягивают с помощью т.н. полиспаста. Полиспаст – это система подвижных и неподвижных блоков соединенных веревкой, применяемая для увеличения тянущих усилий в процессе поднятия груза или натяжения веревочных перил. Сам термин происходит от греческого «поли» (много), и «спао» (тяну). Система полиспаста, использует в своей работе принцип рычага (рисунок). Суть применения полиспаста в рассматриваемом случае сводится к натяжению перильной веревки с помощью вспомогательной (тянущей) основной веревки, проходящей через подвижные и неподвижные блоки. Блоками служат карабины с муфтой или специальные блоки-ролики. Блоки являются точками разворота тянущей веревки в системе. Последовательность натяжения веревки полиспастом, например, такова (рисунок).
Выигрыш в усилии натяжения веревки при такой схеме организации полиспаста (по сравнению с натяжением веревки без блоков) – трехкратный (без учета потерь на трении веревки в карабинах) (Полиспаст 3:1). Рисунок – Пример полиспаста 3:1 для натяжения перильной веревки (по . по Э.Н. Кодышу, 1990) 1 – натягиваемая основная веревка. 2- вспомогательная (тянущая) веревка, закрепленная на подвижном блоке. 3 – схватывающий узел, которым подвижный блок привязан к основной веревке. 4, 5- карабины, 6- поворотные блоки-ролики (неподвижный, закрепленный на опоре, и подвижный, закрепленный на схватывающем узле) Источник |