Способы страховки при переправах

Основы туристской техники передвижения и страховки

Название Основы туристской техники передвижения и страховки
страница 3/3
Дата 27.07.2013
Размер 369.03 Kb.
Тип Документы
скачать >>>
1. /Теория и практика СиРТ/Медицинское обеспечение и основы техники транспортировки пострадавшего.docx
2. /Теория и практика СиРТ/Методика выбора снаряжения и разработки продуктовой раскладки похода.docx
3. /Теория и практика СиРТ/Методология выбора района и разработки маршрута похода.docx
4. /Теория и практика СиРТ/Организация и проведение учебных туристских походов.docx
5. /Теория и практика СиРТ/Организация туристского похода.docx
6. /Теория и практика СиРТ/Основы техники бивачных работ.docx
7. /Теория и практика СиРТ/Основы туристской техники и тактики.docx
8. /Теория и практика СиРТ/Основы туристской техники передвижения и страховки.docx
9. /Теория и практика СиРТ/Подготовка и тренировка туристов.docx
10. /Теория и практика СиРТ/Понятие и виды походов.docx
11. /Теория и практика СиРТ/Понятие туристской деятельности.docx
12. /Теория и практика СиРТ/Риск и факторы риска.docx
13. /Теория и практика СиРТ/Система управления спортивным туризмом.docx
14. /Теория и практика СиРТ/Топографическая подготовка и техника ориентирования.docx
15. /Теория и практика СиРТ/Туристские соревнования.docx
16. /Теория и практика СиРТ/Физическая работоспособность.docx
Медицинское обеспечение и основы техники транспортировки пострадавшего в походных условиях
Методика выбора снаряжения и разработки продуктовой раскладки похода
Методология выбора района и разработки маршрута похода
Организация и проведение учебных туристских походов Вопросы: Понятие «учебный туристский поход»
Организация туристского похода
Основы техники бивачных работ Вопросы: Понятие «туристский бивак»
Техника туризма: определение и классификация Что означает понятие «техника туризма»
Основы туристской техники передвижения и страховки
Подготовка и тренировка туристов
Понятие «туристский поход» и виды туристских походов Вопросы экзамена: Понятие «туристский поход»
Туристская деятельность: основные понятия и классификация. Вопросы экзамена: Определение понятий «путешествие»
Риск и факторы риска Вопросы экзамена: Понятие «риск» и «фактор риска»
Система управления спортивным и рекреационным туризмом
Топографическая подготовка туриста и техника ориентирования на местности
Туристские соревнования
Физическая работоспособность туриста и методы контроля работоспособности Вопросы экзамена: Понятия «физическая нагрузка»

7. Техника страховки на переправах через водные препятствия

Какие способы самостраховки в движении применяют туристы на переправах через горные реки и ручьи? Если на переправе вброд через неглубокие равнинные реки с небольшим течением и силой потока надобности в особых приемах и средствах страховки нет (достаточно не снимать обуви при движении по дну), то ситуация в случае переправы через горные реки и ручьи иная. Здесь при движении вброд есть реальная угроза быть сбитым силой водного потока с последующими неблагоприятными последствиями. Поэтому, даже если характер водной преграды не предполагает применения групповой страховки, использование приемов самостраховки в движении необходимо.

В случае если сила потока не слишком велика, для переправы вброд через горную реку туристы, например, используют индивидуальную технику передвижения с дополнительной опорой о дно реки шестом (рисунок). На переправе турист перемещается боком, шаг за шагом в положении лицом против течения, упираясь шестом в дно впереди себя (ноги и шест образуют надежный треугольник опоры)

В случае более мощного потока (скорость выше 4 м/с, глубина выше колена) индивидуальная техника перехода не безопасна. Здесь используют ряд групповых способов переправы. Взаимная поддержка туристов в группе позволяет компенсировать воздействующую на нее силу потока воды (устойчивость группы туристов к воздействию потока выше, чем устойчивость одного туриста). При переправе шеренгой (стенкой) несколько (2-5) туристов переходят реку, обнявшись за плечи, боком к течению, причем сверху по течению становиться наиболее сильный участник (рисунок). Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает.

При переправе по двое, лицом друг к другу туристы становятся боком к течению; каждый кладет руки на плечи напарнику и крепко берется за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры.

Рисунок – техника самостраховки в движении при переправе вброд через горную реку (переправа с шестом, рисунок представлен на интернет сайте http://www.outdoors.ru/transit/wade.php)

Рисунок – техника коллективной переправы вброд через горную реку (шеренгой) (рисунок представлен на интернет сайте http://www.outdoors.ru/transit/wade.php.)

Как организуется взаимная страховка первого туриста, переходящего горную реку вброд? Взаимная страховка первого туриста, переходящего реку вброд (для последующей организации страховочных перил) организуется двумя основными веревками, расположенными V-образно (под углом, примерно, 90º друг к другу).

Одна веревка (страховочная) закреплена на переходящем реку туристе и выдается страхующими туристами (2-3 человека), стоящими в устойчивом положении на берегу на позиции выше по течению реки относительно переправы (рисунок). Страховочная веревка помогает переправляющемуся лицом к течению туристу справляться с напором воды и удерживает его при падении и сносе течением. Вторая веревка (вспомогательная) так же закреплена на переходящем вброд туристе и заносится ниже по течению. Концы обоих веревок не закреплены на опорах; веревки просто удерживаются страхующими туристами руками (рисунок)

Рисунок – Страховка туриста при переправе вброд : 1 – страховочная веревка; 2 – вспомогательная (транспортировочная) веревка

(По Э.Н. Кодышу, 1990)

. Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо:

  • удерживать страхуемого на страховочной веревке, а если натяжение ее мешает страхуемому держаться над водой, вытравить веревку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению;
  • одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной веревкой.

Важно чтобы страховочная веревка ни в коем случае не оказалась сильно натянута, поскольку в этом случае упавшего туриста затянет течением под воду!

Как организуется страховка туристов на переправе через горную реку вброд (не лидеров)? После выхода на целевой берег, первый участник закрепляет страховочные перила. Остальные переходят реку вброд с самостраховкой на горизонтальных перилах. По перилам участники двигаются через реку приставными шагами, лицом – навстречу течению. Перильную веревку следует включать прямо в грудной карабин обвязки, или в карабин короткого уса самостраховки (чтобы при срыве участника, течение не отбросило его от перильной веревки).

Внимание! В случае срыва и подтягивания туриста, пристегнутого карабином к перилам, вспомогательной (сопровождающей) веревкой, его путь к любому берегу будет проходить под углом вверх по течению. Величина угла тем больше, чем слабее натянута перильная веревка. Все это может привести к следующему: во-первых, преодолевая сильную струю, турист может захлебнуться; во-вторых, вытащить туриста в направлении против течения — задача, решить которую одному страхующему, как правило, далеко не под силу. Поэтому руководитель до закрепления перил на противоположном берегу должен подумать, что будет лучше: расположить перила строго поперек течения или под некоторым углом 15- 20° вниз по течению (расположение перил под углом вверх по течению – грубая ошибка).

Как организуется взаимная страховка туристов на переправе через горную реку над водой? После переправы со страховкой через горную реку лидера (вброд, по стволу дерева и пр.), группа создает страховочные перила, и остальные участники преодолевают препятствие с самостраховкой на горизонтальных (реже наклонных) перилах.

На переправе по бревну используются две основных веревки: страховочная, натянутая и закрепленная на опорах по разные стороны реки (перила) и вспомогательная (челночная, сопровождающая). Турист переходит реку по бревну «подключенный» к перилам усом самостраховки и скользящим карабином. Концы вспомогательной веревки, длиной, по крайней мере, в два раза больше перильной, так же закрепляется на опорах. Середина веревки закрепляется на ИСС туриста или на грузе (грузовой петле рюкзака и пр.). Этой веревкой можно перетаскивать грузы и (при необходимости) самих участников по натянутым перилам с берега, на берег (рисунок).

Рисунок – Переправа через реку по бревну с самостраховкой на горизонтальных перилах (по Э.Н. Кодышу, 1990)

На навесной переправе для движения участников, грузов и их страховки необходимы три веревки. Одна (транспортная) – закреплена на опорах по обе стороны реки и наиболее сильно натянута, по ней переправляются участники и грузы, так, чтобы не доставать до воды. Вторая (страховочная) – закреплена на опорах, натягивается выше транспортной, является страховочными перилами (на случай непреднамеренного срыва туриста с транспортной веревки или ее разрыва). Третья – вспомогательная (сопровождающая), ее функции указаны выше.

Как организовать навесную переправу через водное препятствие? Наиболее благоприятен для навесной переправы такой участок реки, где:

  • ее ширина минимальна (достаточно веревки в 40-50м);
  • есть надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки (или имеются иные опоры);
  • есть небольшое превышение исходного берега над противоположным, так, чтобы переправа происходила под уклон;
  • можно достичь достаточного превышения точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
  • имеется возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

При организации навесной переправы туристы должны выполнить следующую последовательность действий.

  • Провести разведку и выбрать наиболее подходящее место переправы.
  • Переправить на страховке одного, наиболее сильного участника группы вброд на целевой берег реки.
  • Первый участник должен закрепить основные веревки (которые он перенес с собой) на опоре целевого берега.
  • Остальные участники с исходного берега должны натянуть над водой и закрепить на опорах две основных веревки: транспортную и страховочную
  • Туристы должны организовать сопровождение переправляющегося участника и грузов вспомогательной основной веревкой (рисунок).

Рисунок – Законченный вид навесной переправы (по Э.Н. Кодышу, 1990)

1 – страховочная веревка, к которой переправляющийся турист подключен своим усом самостраховки. 2 – транспортная веревка, к которой турист подключен беседочным карабином. 3 – веревка сопровождения.

Что такое «полиспаст» и для чего он применяется на переправах? Чтобы избежать большого провисания транспортной веревки под грузом, ее натягивают с помощью т.н. полиспаста. Полиспаст – это система подвижных и неподвижных блоков соединенных веревкой, применяемая для увеличения тянущих усилий в процессе поднятия груза или натяжения веревочных перил. Сам термин происходит от греческого «поли» (много), и «спао» (тяну). Система полиспаста, использует в своей работе принцип рычага (рисунок).

Суть применения полиспаста в рассматриваемом случае сводится к натяжению перильной веревки с помощью вспомогательной (тянущей) основной веревки, проходящей через подвижные и неподвижные блоки. Блоками служат карабины с муфтой или специальные блоки-ролики. Блоки являются точками разворота тянущей веревки в системе. Последовательность натяжения веревки полиспастом, например, такова (рисунок).

  • Неподвижный блок закрепляется на опоре (карабин, закрепленный на петле из основной веревки, повешенной на дереве, камне и т.д.).
  • На необходимом расстоянии от опоры (определяется по месту) на натягиваемой веревке закрепляется с помощью схватывающего узла подвижный блок (разворотный карабин, блок-ролик). Внимание! Схватывающий узел (например, австрийский) вяжется обязательно петлей из сдвоенного репшнура, а лучше из 8мм репшнура, т.к. на него приходятся значительные тянущие усилия от нескольких человек, и одинарная петля может просто лопнуть.
  • Конец тянущей (вспомогательной) веревки закрепляют на одном карабине подвижного блока.
  • В пространстве вспомогательной веревкой «выписывается» буква «Z»: веревка от карабина подвижного блока (от схватывающего узла) идет к опоре; там разворачивается в блоке (в карабине), возвращается к схватывающему узлу, вновь разворачивается (на втором карабине) и вытягивается участниками туристской группы.
  • Перильную веревку вытягивают полиспастом до тех пор, пока подвижный блок (схватывающий узел) не приблизится к неподвижному блоку (к опоре). Если достигнуто достаточное натяжение, вытянутую веревку закрепляют на опоре (перила готовы к использованию).

Выигрыш в усилии натяжения веревки при такой схеме организации полиспаста (по сравнению с натяжением веревки без блоков) – трехкратный (без учета потерь на трении веревки в карабинах) (Полиспаст 3:1).

Рисунок – Пример полиспаста 3:1 для натяжения перильной веревки (по . по Э.Н. Кодышу, 1990)

1 – натягиваемая основная веревка. 2- вспомогательная (тянущая) веревка, закрепленная на подвижном блоке. 3 – схватывающий узел, которым подвижный блок привязан к основной веревке. 4, 5- карабины, 6- поворотные блоки-ролики (неподвижный, закрепленный на опоре, и подвижный, закрепленный на схватывающем узле)

Источник

Читайте также:  Как преодолеть депрессию самостоятельно 10 проверенных способов
Оцените статью
Разные способы