- 5 распространенных методов оценки бизнеса
- Что такое оценка стоимости бизнеса?
- 5 распространенных методов оценки бизнеса
- 1. Оценка активов
- 2. Оценка исторической прибыли
- 3. Относительная оценка
- 4. Оценка будущей сохраняемой прибыли
- 5. Оценка дисконтирования денежных потоков
- Пре-капитальная и пост-капитальная оценка
- Пре-капитальная
- Пост-капитальная
- Оценка стоимости компании
- «Скрытая» цена: как определить реальную стоимость бизнеса
- Общие положения
- Метод дисконтированных денежных потоков
- Метод мультипликаторов и коэффициентов
- Метод чистых активов
- Другие методы оценки стоимости компаний
- Реальный опыт
- Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital:
- Маргарита Власенко, куратор проектов ИТ-парка г. Набережные Челны:
- Данила Некрылов, аналитик фонда Bright Capital:
5 распространенных методов оценки бизнеса
При принятии решения о продаже своего бизнеса важно иметь представление о том, сколько стоит ваш бизнес, когда вы вступаете в процесс MA. Существуют различные способы определения стоимости бизнеса и различные причины для проведения оценки бизнеса.
Здесь представлен полный обзор процесса определения стоимости бизнеса, включая общие методы оценки, когда и почему необходимо проводить оценку, а также то, что следует учитывать по результатам оценивания бизнеса.
Что такое оценка стоимости бизнеса?
Оценка бизнеса — это процесс определения экономической стоимости компании. Для определения стоимости бизнеса обычно привлекается профессиональная оценочная компания, которая использует один или несколько методов оценки для получения объективной цены.
5 распространенных методов оценки бизнеса
Ниже приведены пять наиболее распространенных методов оценки бизнеса:
1. Оценка активов
Активы вашей компании включают материальные и нематериальные объекты. Используйте балансовую или рыночную стоимость этих активов для определения стоимости вашего бизнеса. При расчете оценки активов своего бизнеса учитывайте все денежные средства, оборудование, инвентарь, недвижимость, акции, опционы, патенты, торговые марки и отношения с клиентами.
2. Оценка исторической прибыли
Валовой доход предприятия, способность погасить долг и капитализация денежного потока или прибыли определяют его текущую стоимость. Если ваш бизнес не в состоянии приносить достаточный доход для оплаты счетов, его стоимость падает. И наоборот, быстрое погашение долга и поддержание положительного денежного потока повышает стоимость вашего бизнеса. Используйте все эти факторы при определении исторических доходов вашего бизнеса.
3. Относительная оценка
При использовании метода относительной оценки вы определяете, сколько бы принес аналогичный бизнес в случае его продажи. Он сравнивает стоимость активов вашего бизнеса со стоимостью аналогичных активов и дает вам разумную запрашиваемую цену.
4. Оценка будущей сохраняемой прибыли
Доходность вашего бизнеса в будущем определяет его стоимость сегодня, и вы можете использовать метод оценки будущей сохраняемой прибыли для оценки бизнеса, если ожидается, что прибыль останется стабильной. Чтобы рассчитать будущую поддерживаемую прибыль вашего бизнеса, оцените его продажи, расходы, прибыль и валовую прибыль за последние три года. Эти цифры помогут вам спрогнозировать будущее и определить стоимость вашего бизнеса сегодня.
5. Оценка дисконтирования денежных потоков
Если не ожидается, что прибыль останется стабильной в будущем, используйте метод оценки дисконтирования денежных потоков. При этом берутся будущие чистые денежные потоки вашего бизнеса и дисконтируются до сегодняшней стоимости. Получив эти цифры, вы узнаете, какова оценка дисконтированных денежных потоков вашего бизнеса и сколько денег, как ожидается, принесут ваши бизнес-активы в будущем.
Для получения наилучших и наиболее точных результатов сравните два или более методов, чтобы вы были готовы к процессу слияния и поглощения и могли уверенно отстаивать стоимость вашего бизнеса.
Пре-капитальная и пост-капитальная оценка
Ниже приводится краткий обзор методов оценки до и после денег, а также сходства и различия между ними.
Пре-капитальная
В самом простом понимании оценка до вложения денег — это финансовый показатель, используемый для описания общей стоимости компании до вложения капитала. Этот тип оценки обычно рассчитывается путем анализа таких факторов, как активы, обязательства, выручка, прибыль и ряд других соответствующих финансовых факторов, которые часто зависят от характера бизнеса и сегмента экономики, в котором он находится. Кроме того, анализ, вероятно, будет включать изучение бизнес-плана и маркетинговой стратегии компании, соответствующего рынка, конкурентов на нем и других внешних экономических факторов, которые в конечном итоге повлияют на способность компании расти и процветать. Эта оценка основывается на состоянии компании до проведения раундов привлечения средств.
Пост-капитальная
Она рассматривает стоимость бизнеса после вложения капитала, часто через определенную форму привлечения средств. При оценке после денег инвестор предлагает денежную сумму на основе заявленной оценки после денег. Разумеется, это означает, что в этом предложении также подразумевается сумма оценки до денег. Стоимость акций до инвестирования — это просто оценка до вложения денег, деленная на количество акций в обращении. Однако, чтобы получить капитал инвесторов, необходимо выпустить новые акции. Это означает, что общее количество акций увеличивается, что приводит к размыванию доли первоначальных акционеров.
Например, если изначально было 100 акций стоимостью 10 долларов каждая, а инвестор предложил 500 долларов, то он получит 50 акций (500 долларов/10 долларов). Тогда в обращении окажется 150 акций, причем первоначальные акционеры будут владеть своими 100 акциями, а новый инвестор — своими 50 акциями. Это означает, что доля первоначальных акционеров уменьшится со 100% до 67%. Но если дела пойдут хорошо и в дальнейшем будет вкладываться больше денег, стоимость акций должна начать расти, как и оценка компании после вложения денег. Таким образом, даже если инвесторы владеют меньшей долей, они получают более высокую стоимость одной акции.
Источник
Оценка стоимости компании
«Скрытая» цена: как определить реальную стоимость бизнеса
По мнению ряда экономистов, в том числе Эдварда Мейсона и Роджера Харрисона, оценка компании всегда является неточной и субъективной и может рассматриваться как «произвольная», «неофициальная» и принятая «по договоренности сторон». Почему предприниматель и инвестор по-разному оценивают одну и ту же компанию? Как определить, сколько действительно стоит ваш бизнес?
Точная оценка непубличной компании, чьи акции не торгуются на фондовой бирже, — всегда нетривиальный вопрос. Каждое заинтересованное в сделке лицо может применять свои методы оценки и спорить с другими, отстаивая правильность собственных вычислений. Универсального рецепта здесь нет.
Современные методы оценки компаний, надо признаться, недалеко ушли от классических книжных истин, прописанных Мейсоном и Харрисоном. Бизнес-ангелы, частные инвесторы, венчурные фонды и предприниматели по-прежнему используют для оценки бизнеса коэффициенты и мультипликаторы, дисконтированные денежные потоки и чистые активы. Но какой метод подходит вам?
Общие положения
Оценка стоимости компании предполагает ряд допущений, в частности, реальный объем рынка (особенно тяжело «оцифровать» молодые, формирующиеся отрасли), а также финансовый прогноз. Нередко бизнес-планы предпринимателя могут не совпадать с видением инвестора.
Еще один субъективный показатель — это требуемая инвестором степень доходности, покрывающая все его риски. Чем раньше инвестор «заходит» в компанию, тем большую доходность он требует. На самой ранней стадии развития только одна компания из десяти проинвестированных оказывается прибыльной, отмечает Константин Фокин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов. «Я плотно работаю с компаниями, потому что хочу, чтобы доходность моего портфеля была ваше средней, я рассчитываю, что две компании из десяти портфельных смогут быть успешными»,- рассказывает о реалиях высоко рискового инвестирования бизнес-ангел Александр Бородич.
При оценке рынка и компаний предприниматели опираются на уже прошедшие аналогичные сделки, которые позволят им и получить примерный мультипликатор, и понять объем рынка. Окончательное решение о стоимости инвестор принимает, опираясь не только на данные похожих сделок, но и на собственную интуицию и результаты «торгов» с предпринимателем.
На самой ранней стадии развития компании инвестор особое внимание уделяет анализу и другим показателям компании: команде, потенциальному спросу на технологию, системным рискам, связанным с общим экономическим и политическим фоном, а также возможным барьерам для входа на рынок конкурентов.
На стадии идеи очень сложно дать даже примерную оценку будущей компании — это уравнение с множеством переменных.
Но инвестора такой ответ вряд ли устроит. «Бизнес-ангелы вкладывают деньги в бизнесы, финансированием научно-исследовательских проектов они не занимаются»,- констатирует Игорь Пантелеев, исполнительный директор Национального содружества бизнес-ангелов. Чаще всего частные инвесторы отказывают стартапам как раз по причине отсутствия у молодой компании продаж.
Метод дисконтированных денежных потоков
Подходит: для быстрорастущих стартапов, находящихся на начальных стадиях развития, с малым доходом или вообще без него.
Не применяется: к техническим компаниям.
Основание оценки: стоимость компании определяется из суммы свободного денежного потока будущих периодов. Величина потока дисконтируется с учетом рисков будущих лет. Ставка дисконтирования определяется исходя из средневзвешенной стоимости капитала.
Минусы: завышенная оценка реальной стоимости компании, неточные допущения (выручка компании в будущие периоды, темпы роста продаж, риски, ставка дисконтирования).
Метод мультипликаторов и коэффициентов
Подходит: для солидных и прибыльных компаний со скромными активами.
Основание оценки: сравнение с котирующими на бирже компаниями с аналогичной операционной и финансовой структурой. Оценка стоимости основывается на нескольких показателях: оборот, EBITDA, EBIT, годовой прирост. Во внимание принимаются сделки с похожими компаниями, которые были проданы стратегическим или финансовым инвесторам. Большое значение в этом методе играет соотношение рыночной цены акции компании и ее чистой прибыли в расчет на акцию. В оценке определяется потенциал развития компании или отрасли в целом, в итоге инвестор или предприниматель оценивает стратегическую стоимость компании.
Минусы: сложности в поиске подходящего аналога, закрытость аналогичных сделок, сложный процесс сбора данных.
Метод чистых активов
Подходит: для крупных компаний с весомыми базовыми активами.
Не подходит: для сектора малых и средних предприятий.
Основания для оценки: балансовые показатели компании. Важный плюс данного метода — возможность качественно проверить полученную стоимость бизнеса исходя из его официальных бухгалтерских документов.
Минусы: сложно оценить интеллектуальную собственность.
Другие методы оценки стоимости компаний
Правило третей Люциуса Кэри: компания делится на три части между инвестором, учредителем/директором и руководством.
Правило компетенций: оценка доли каждой стороны проходит по профессиональным навыкам и компетенциям участников компании.
Коэффициент жадности: сумму инвестиций, умноженную на долю директора бизнеса, делят на инвестиции самого директора, умноженные на долю инвестора. Если полученный коэффициент от 5 до 8, оценка компании адекватна, если больше 10 — предприниматель жадничает и отдает инвесторам слишком маленькую долю.
Реальный опыт
Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital:
Мы используем разные методы оценки — начиная от дисконтированных денежных потоков и заканчивая методом сравнения проектов по метрикам и прогнозирования будущей стоимости компании. На нашей стадии инвестирования наиболее применимо, конечно, прогнозирование будущей стоимости с дисконтированием на текущий момент.
Откройте счет в Эльба|Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5% на остаток.
Самый эффективный метод оценки — это метод переговоров. Мы понимаем минимальную, комфортную и максимальную для нас оценку проекта. Далее общаемся с проектом и соотносим эту оценку с ожиданиями основателей. Та цифра, на которой остановились, и есть реальная стоимость проекта сегодня.
Маргарита Власенко, куратор проектов ИТ-парка г. Набережные Челны:
Мы используем доходный метод при оценке стоимости ИТ-проектов. В российских реалиях сравнительный метод использовать крайне затруднительно. Сложно найти аналогичные бизнесы и практически невозможно получить доступ к реальным цифрам. Отрицательная сторона затратного метода заключается в том, что он не учитывает стоимость интеллектуальной собственности, «горящие глаза» команды и прочие нематериальные ценности. А ведь на начальном этапе именно от них зависит дальнейший успех проекта. На практике доходный метод дает самые достоверные данные по стартапу. Но здесь тоже нужно понимать, что ни один из подходов не дает объективную оценку, если мы говорим о начинающем бизнесе в ИТ. По стартапам невозможно делать долгосрочные прогнозы, так как иногда проекты терпят серьезные изменения в своих бизнес-процессах в первый год существования.
Данила Некрылов, аналитик фонда Bright Capital:
Традиционные подходы к оценке компаний (сравнительный, затратный, доходный) для определения прединвестиционной стоимости (pre-money valuation) венчурного проекта практически не используются. Связано это с высокой степенью неопределенности касательно будущих денежных потоков проекта, часто отсутствием компаний-аналогов в России и в мире. А оценка проекта по его ликвидационной стоимости часто приводит к такой цифре, что продолжать проект для основателя не имеет в дальнейшем никакого смысла.
В венчурном бизнесе оценка стоимости проекта — это результат переговоров основателя компании с инвесторами. Часто венчурный фонд делает оценку проекта на основании своего предыдущего опыта инвестирования в проекты той же стадии развития.
Если, предположим, в одном венчурном проекте за $1 млн инвестор получил 30%, а вы за точно такую же сумму можете предположить ему только 10%, то у инвестора возникнет много вопросов, чем ваш проект лучше аналога.
Также в качестве определения диапазона оценки проекта используется следующая схема:
- Венчурным фондом определяется «комфортная» для него доля в инвестиционном проекте, обычно она лежит в диапазоне 15-45% и зависит от стадии проекта и наличия других инвесторов. Контроль фонды, как правило, не интересует.
- Соответственно, если инвестор за требуемый проектом объем инвестиций не получит свою комфортную долю в проекте, это послужит началом долгих переговоров. Переменных в данной модели две — это размер инвестиций и прединвестиционная оценка проекта самими основателями.
При подготовке статьи использовались материалы образовательной программы для профессиональных частных инвесторов Ready for Equity
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник