Способы стимулирования труда разделите приведенные

Нематериальная мотивация персонала: примеры стимуляции сотрудников

У многих компаний существует проблема текучки кадров. Из-за этого тратятся колоссальные ресурсы на постоянный поиск подходящих кандидатов, их тестирование, собеседование, адаптацию, планирование карьеры и развития. Несмотря на это, значительная часть персонала не задерживается надолго в компании и покидает её.

Согласно статистике, около 60% сотрудников увольняются непосредственно из-за финансовой части мотивации. Но есть ещё примерно 40% тех, кто расстаются с работодателями по совершенно иным причинам. Как правило, это происходит из-за несоответствия ценностей кандидатов и элементов, из которых состоит нематериальная часть мотивации персонала, либо в связи с её полным отсутствием. Здесь нематериальная мотивация – это способ исправить эту ситуацию.

Деньги — это далеко не единственное, что побуждает людей эффективно трудиться. Существует ряд важных факторов за пределами финансов.

Чтобы разработать и внедрить действительно эффективную систему мотивации сотрудников, необходимо использовать различные элементы, которые будут помогать вовлекать людей с совершенно разными архетипами, стилями мышления и метапрограммами. Крупные компании уделяют разработке системы нематериальной мотивации много времени, средств и сил.

Материальная мотивация персонала

К материальной части мотивации сотрудников относятся финансовые составляющие, такие как:

  • Заработная плата;
  • Премии;
  • Денежные бонусы;
  • “Белый” соцпакет.

В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, в основе находятся факторы, связанные с безопасностью и физиологической жизнедеятельностью. Так или иначе они удовлетворяются при помощи денежных средств.

Усиление материальной мотивации обычно даёт быстрый ощутимый, но весьма краткосрочный эффект прироста производительности сотрудников. Чаще всего материальные стимулов невозможно использовать постоянно.

Помимо этих потребностей существует ещё огромный пласт, состоящий из ряда уровней, которые остаются неудовлетворёнными, если система мотивации сотрудников не содержит в себе соответствующих элементов.

Что такое нематериальная мотивация персонала

Данный блок системы мотивации состоит из комплекса стимулов, которые не являются непосредственно денежными. Как правило, они создают условия для удовлетворения высших уровней потребностей в общении, уважении, признании, саморазвитии, творческой реализации.

Успешные компании часто формируют материальную составляющую системы мотивации ощутимо ниже среднерыночных показателей, но значительно усиливают нематериальную часть. Именно такой подход позволяет им привлекать релевантных кандидатов и повышать лояльность действующих сотрудников.

Люди вовлечены в долгосрочные трудовые отношения с работодателем. Они разделяют миссию и ценности компании. Векторы их целей совпадают с корпоративными. Поэтому нематериальная мотивация персонала – это инструмент для стимулирования сотрудников не через денежные вознаграждения, а с помощью удовлетворения их социальных потребностей.

Цели нематериальной мотивации персонала

Система нематериальной мотивации персонала направлена на повышение эффективности работы компании. Как уже было сказано выше, нематериальное стимулирование призвано повысить лояльность сотрудников, вовлекать их в долгосрочные отношения. Именно благодаря этому руководству удается достичь нескольких целей:

  • Увеличить доход от бизнеса. Логика такая: менеджеры мотивированы, а значит, лучше работают;
  • Развитие сотрудников, раскрытие их потенциала, новых навыков и умений, а вместе с ним повышение квалификации. В результате компания становится сильнее, выделяется на фоне конкурентов;
  • Нематериальное стимулирование также создает благоприятную атмосферу на работе. Тогда сотрудникам хочется поскорее в офис, а продуктивность вырастет в разы.

Методы нематериальной мотивации, в отличие от материальной в виде повышения зарплаты, работают исключительно на сплочение коллектива.

Классификация видов нематериальной мотивации персонала

Виды нематериальной стимуляции сотрудников можно условно разделить на четыре типа:

Психологическая мотивация

Эту составляющую следует использовать в первую очередь. Фактически каждый человек в той или иной степени имеет потребность в общении с другими людьми.

Качество коммуникаций непосредственно зависит от доброжелательного климата в команде, который должен быть сбалансирован, учитывая все психотипы и интересы сотрудников коллектива.

В данном виде нематериальной мотивации крайне важную роль играет личность и имидж лидера, уровень доверия и лояльности ему лично. Организация и проведение различных корпоративных мероприятий также относятся к виду психологической мотивации.

Социальная мотивация

К данному типу можно отнести медицинское страхование, планирование карьеры, личное и профессиональное развитие. Также можно повышать самооценку сотрудников, учитывая их мнение при принятии решений и позволяя им брать на себя приемлемо допустимую ответственность. Важно делегировать полномочия, мотивировать их пробовать себя в управлении и развивать соответствующие компетенции.

Моральная мотивация

Этот вид стимулирования основан на потребности людей в уважении и признании. Наиболее значимыми формами являются публичная похвала, признание заслуг и достижений. Это делается в различных формах: от устной до размещения на доске почёта или корпоративном портале.

Организационная мотивация

К данному типу относятся административно-хозяйственные меры, создающие комфортные условия труда и отдыха для сотрудников.

Как правило, это проявляется в обустройстве рабочих мест, зон отдыха и питания. В некоторых компаниях существуют специальные службы, которые решают личные бытовые вопросы сотрудников, чтобы они могли лучше концентрироваться на работе и не отвлекаться.

Инструмент автоматизации контекстной рекламы

Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом

Скидка 50% на первый месяц и каталог в подарок

Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%

Читайте также:  Способы государственной регистрации сделок

Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок

Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.

Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок

Логистический партнер для бизнеса и частных лиц

Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса

Способы нематериальной мотивации персонала

Рассмотрим эффективные способы нематериальной мотивации персонала, которые приносят результат. Зачастую для их исполнения требуется совсем немного усилий. По сути, это готовые примеры нематериальной мотивации, которые можно взять на вооружение.

Персональная публичная похвала

Проводите совещание, летучку или мероприятие внутри офиса? Это отличная возможность похвалить сотрудника за выдающиеся достижения. Так вы покажете не только хороший пример, но и мотивируете вашу «звезду» продолжать в том же духе. Так руководитель поддерживает желание работать, говорит, что его труд важен. Методы нематериальной мотивации подразумевают психологический «апгрейд» работников.

Соревнования

Формирует и укрепляет здоровую конкуренцию. Не абстрактный, а конкретный приз стимулирует сотрудников за него побороться, а значит, усерднее работать. Однако важно не превращать конкурс в условные «голодные игры» – участники должны иметь равные шансы на победы и не поссориться.

Карьерная лестница и перспективы

Вспомним пирамиду Маслоу. Признание и авторитет – это одна из потребностей. И это дает карьерный рост, за счет чего менеджер удовлетворяет эти нужды. Предлагайте перспективу продвижения по карьерной лестнице – это поможет удержать и стимулировать амбициозных сотрудников, которые есть в каждом бизнесе.

Повышение квалификации

Проведение специальных курсов, тренингов, семинаров – этим вы не только повысите профессиональные навыки сотрудников, но и покажите, что заинтересованы в их развитии. Обучение – это один из популярных и в то же время крайне полезных способов увеличить продуктивность менеджеров.

Поздравление со значимыми датами

Это может быть как день рождения, так и государственный праздник, например 8 марта и 23 февраля. Сотруднику будет приятно, когда о нем помнят и поздравляют с днем рождения. Пожелания с похвалой – это мощное нематериальное стимулирование, которое никого не оставляет равнодушным.

Комфорт и атмосфера

На первый взгляд, кажется, что превращение кабинетов в светлые и просторные офисы как в Google потребует много вложений. И это действительно так. Однако иногда достаточно создать небольшую зону отдыха, поставить там кофемашину или поставить настольный футбол. Отталкивайтесь от того, что необходимо персоналу каждый день.

Поддержание корпоративного духа

Корпоративные мероприятия, вечеринки, тимбилдинг – это повышает командный дух, создает неформальную обстановку. Благодаря этому сотрудники и целые отделы чувствуют себя одной командой, нечто большим, чем просто соседи по офисным столам. А значит, появляются доверие и взаимопомощь. Это нематериальное стимулирование полезно всей компании.

Гибкий график

Безусловно, есть задачи, которые требуют постоянного присутствия на рабочем месте. Однако если некоторые сотрудники «простаивают» зря, это вредит рабочей обстановке. Дайте возможность сотрудникам гибко настроить график, например, работать из дома, когда им это удобно. Или решать оттуда задачи, для которых достаточно общения в режиме онлайн.

Дополнительные выходные дни

Отдел справился прекрасно справился с большей и сложней задачей или побил рекорды продаж? Тогда подарите им выходной день. Так без финансовых затрат руководитель отблагодарит персонал и даст время на передышку. Таким образом методы нематериальной мотивации могут брать на себя и менеджерские функции.

Свобода действий

Если сотрудник говорит, что эту задачу ему будет удобнее решить не по шаблону, то предоставьте свободу действий. Споры о ходе решения задачи непродуктивны и отнимают время. Но требуйте результат, ведь это – главное для руководителя и всего бизнеса.

Используйте эти инструменты нематериальной мотивации, чтобы повысить эффективность и сотрудники чувствовали себя полезными компании.

Примеры нематериальной мотивации персонала:

  • По итогам работы самый лучший сотрудник получает акцию корпорации;
  • На квартальных или ежемесячных собраниях руководители рассказывают о выдающихся сотрудниках вместе с его достижениями. Например, Иван Иванов добился рекордного показателя среднего чека, за что получает минуту славы и признания.

Внедрение системы нематериальной мотивации

Нематериальные способы мотивации персонала не возникают на пустом месте. Их следует сначала внедрить, а затем использовать. Это происходит в несколько этапов:

  • Определение цели внедрения – они должны соответствовать задачам, миссиям и функциям компании;
  • Выяснить мотивацию сотрудников, какие у них стимулы для работы. В этом поможет анкетирование;
  • Определиться со способами нематериальной мотивации сотрудников – что из приведенного списка выше реализуемо, а что потребует дополнительных затрат;
  • Разработка системы: выявление критериев успешной работы, например, по KPI ;
  • Ознакомить сотрудников с системой нематериальной мотивации и протестировать несколько способов.

Когда нематериальная мотивация неэффективна

Нематериальное стимулирование персонала неэффективна тогда, когда после внедрения нет отдачи. Например, работники не стали лучше справляться с задачами, а отношения в коллективе совсем разладились. В большинстве случаев это связано с тем, что нематериальные методы мотивации персонала работают неправильно. А это происходит из-за:

  • Некорректного исследования стимулов сотрудников;
  • Выбранная нематериальная мотивация сотрудников не подходит компании;
  • Нематериальное стимулирование персонала устарело: компания выросла и банально не нуждается в устоявшихся методах.

Повышение эффективности материальной мотивации

Нематериальное стимулирование – это не один раз внедрить, успокоиться и ждать, когда все заживут счастливо. Чтобы повысить продуктивность нематериальных методов мотивации персонала, регулярно проводите опросы работников. Так вы узнаете, что их волнует, чем недовольны и что привлекает в компании. И сравните ответы с аналогичными периодами. В связке с этим повышается и эффективность материальной мотивации. Например, премия за перевыполнение плана вместе с похвалой, бесплатным кофе – это уже работа мечты.

Читайте также:  Способы сжигания водоугольного топлива

Не зацикливайтесь на одном способе нематериальной мотивации сотрудников, а комбинируете их, обязательно пробуйте что-то новое. Используйте систему нематериальной мотивации сотрудников, чтобы исполнители хотели работать в компании как можно дольше. Нематериальная мотивация персонала – это залог процветания компании, которая не может существовать без сплоченной команды. Возьмите на заметку примеры нематериальной мотивации, приведенные выше.

Источник

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №16 «Рынок труда»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Рынки факторов производства.
  • Рынок труда. Особенности рынка труда.
  • Заработная плата.
  • Производительность труда.

Глоссарий по теме: рынок факторов производства, производный спрос, рынок земли, рынок труда, спрос на труд, предложение труда, ставка заработной платы, индекс потребительских цен (ИПЦ), прожиточный минимум, производство, производительность труда, разделение труда, специализация, кооперация, профсоюз.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок земли

В экономике существует два больших вида рынков: рынки товаров и услуг и рынки факторов производства. На рынках товаров и услуг преимущественно фирмы предлагают произведённые ими товары и услуги, а семьи (домашние хозяйства) предъявляют на них спрос. На рынках же факторов производства ситуация совершенно обратная. Здесь преимущественно в качестве продавцов выступают домашние хозяйства, а в качестве покупателей – фирмы и государство. К рынкам факторов производства относятся рынок земли, рынок труда и рынок капитала. Фирмы покупают на этих рынках ресурсы для производства товаров, которые они смогут продать и получить прибыль. При повышении спроса на товар фирма увеличивает спрос на эти ресурсы, чтобы произвести больше товара и получить больше прибыли. И, наоборот, при снижении спроса на товар фирма уменьшит спрос на соответствующие ресурсы.

Такой спрос на факторы производства, зависящий от спроса на произведённые с их помощью товары и услуги, называется производным. Таким образом, производным спрос является и на труд, и на землю, и на капитал.

Рынок земли отличается от рынка труда и рынка капитала фиксированным предложением ресурса (совершенно неэластичным).

Однако в рамках данного урока мы подробно остановимся на рынке труда и его особенностях.

Рынок труда. Особенности рынка труда

Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет процесс производства, и, соответственно, количество благ на рынке товаров и услуг. От количества и качества труда зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определённого качества. Как и любой другой рынок, рынок труда характеризуется спросом, предложением и равновесной ценой – ставкой заработной платы.

Спрос на труд – количество труда, который работодатели готовы приобрести при данной ставке заработной платы; имеет производный характер. Графически отображается на рисунке 1.

Рисунок 1 ‒ Спрос на труд

Предложение труда – количество труда, который работники готовы продать при данной ставке заработной платы (Рисунок 2).

Рисунок 2 ‒ Предложение труда

Ставка заработной платы – равновесная рыночная цена единицы труда в единицу времени, сформировавшаяся в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда (Рисунок 3).

Рисунок 3 ‒ Спрос и предложение на рынке труда

Несмотря на такое название, надо понимать, что продаётся на рынке труда не труд как таковой, а услуги труда. Труд остается собственностью работника. Покупка работодателем услуг труда означает наём человека на определённый срок.

Помимо производного спроса на труд, специалисты выделяют ещё три основных особенности рынка труда. Давайте рассмотрим их.

1. Товар, предлагаемый на этом рынке, очень неоднороден. Иначе говоря, существует большое количество рынков труда, например, рынки труда работников разных специальностей или в разных местностях, на которых действуют совершенно разные продавцы и покупатели (рынок услуг экскурсоводов в Санкт-Петербурге и рынок труда шахтеров в Кемерово). Однако в масштабах страны мы в целом рассматриваем рынок труда, занятость и безработицу.

2. Ставка заработной платы, являющейся ценой на рынке труда, менее изменчива, чем цены на другие товары и услуги. Например, в связи с высоким урожаем томатов рыночная цена на них сильно упала. Во избежание потерь продавец может весь урожай пустить на консервацию и продать его позже по более выгодным ценам, а на следующий год засадить своё поле баклажанами или перцами, цены на которые достаточно стабильны.

Совершенно в другом положении находятся продавцы труда – наёмные работники. Как правило, труд – основной «товар», который они могут продать. Если работодатель предлагает им слишком низкую цену, то на такую зарплату, возможно, они не смогут прокормить свои семьи. «Пустить на консервацию» труд невозможно, переждать год без работы весьма затруднительно.

Поэтому обычная для любого рынка конкуренция между продавцами и покупателями (продать подороже – купить подешевле) на рынке труда достигает наивысшей степени. Вплоть до объединения в различные организации: продавцы – в профсоюзы, покупатели – в союзы работодателей (предпринимателей) для лоббирования своих интересов, то есть помимо продавцов и покупателей на рынке действуют ещё другие институциональные структуры – профсоюзы, союзы предпринимателей, государство.

3. Покупка труда имеет важное отличие от покупки услуги. Если вы заказываете в ателье сшить пальто, то по окончании процесса, получая новое пальто, вы прощаетесь с портным, заплатив ему за услугу. Теперь представьте себя в роли владельца ателье. Нанимая на работу портного – покупая его услугу труда, вы платите ему зарплату, прося взамен исполнять его различные обязанности. Вы не покушаетесь на его здоровье и свободу, но выступаете в данной ситуации его начальником, а он – вашим подчинённым. Таким образом, наниматель всегда имеет определённую власть над нанятым им работником. Эта власть тесно взаимосвязана с положением на рынке труда (спад в экономике приводит к росту безработицы, что, в свою очередь, усиливает власть нанимателя над работником). Отношения власти и подчинения всегда порождают противоречия интересов.

Читайте также:  Надземный способ прорастания растений

Как мы уже говорили выше, заработная плата – это плата работнику за труд (работу), за использование его рабочей силы. Она является основным стимулом для наёмных работников. Конечно, при поиске работы соискатели обращают внимание и на близость к дому, и на график работы, репутацию работодателя, перспективы профессионального роста, взаимоотношения в коллективе и т.п. Однако размер заработной платы либо способен компенсировать все эти недостатки, либо нет.

Уровень заработной платы определяется не только требуемыми от работника личными качествами, так называемым человеческим капиталом (природными способностями, здоровьем, уровнем образования, степенью квалификации и опытом работы, чем выше перечисленные качества, тем выше уровень и оплаты труда), но и рядом факторов, обладающих обратной зависимостью со ставкой заработной платы (особенности региона – количество квалифицированных специалистов на региональном рынке труда, условиями труда – автоматизированный или ручной, особенности отрасли – наличие вредных для здоровья факторов или условий в процессе производства и т.п.).

Необходимо различать номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – сумма денег, получаемая за труд в течение определённого периода времени.

Реальная зарплата демонстрирует нам, какое количество товаров и услуг можно приобрести на полученную номинальную зарплату. Таким образом, судить о размере получаемой зарплаты можно только по её реальному показателю, учитывающему уровень инфляции в стране.

Номинальная и реальная заработные платы соотносятся между собой следующим образом:

где ИПЦ – индекс потребительских цен.

То есть, чем выше уровень инфляции в стране, тем меньше покупательная способность денег, полученных в виде номинальной заработной платы. Чем ниже уровень инфляции, тем ближе друг к другу номинальная и реальная зарплаты с точки зрения количества доступных товаров и услуг.

По способам определения размеров оплаты труда различают две основные формы зарплаты: сдельную и повременную. При сдельной форме оплаты труда размер зарплаты определяется количеством произведённой продукции или оказанных услуг, а при повременной – фактически отработанным временем и квалификацией работника (Рисунок 4).

Рисунок 4 ‒ Сдельная и повременная формы оплаты труда

Также с определением размера заработной платы тесно связан такой статистический показатель социального характера, как прожиточный минимум, который является основой для определения минимальной оплаты труда и квалифицированного труда в последующем (Рисунок 5).

Рисунок 5 ‒ Прожиточный минимум в структуре системы оплаты труда

Производство. Производительность труда

Производство – процесс создания товаров и услуг в результате переработки факторов производства. Одной из характеристик эффективности организации процесса производства является производительность труда.

Производительность труда показывает выработку (количество единиц продукции) одного рабочего за один час:

ПТ = Q / (чел. * час)

За тысячелетнюю историю развития товарного производства была разработана целая система повышения производительности труда, совершенствование которой актуально и по сей день.

Проблемой повышения производительности труда занимаются люди различных профессий: учёные, менеджеры, инженеры, экономисты, социологи и психологи. Оптимальное внедрение факторов повышения производительности труда напрямую влияет на конкурентоспособность и процветание не только фирм, но и общества в целом.

Факторы роста производительности труда можно разделить на три группы, как это представлено ниже на рисунке 6.

Рисунок 6 ‒ Факторы роста производительности труда

Профсоюзы – объединения работников по профессиям для организации коллективной защиты своих интересов (повышения заработной платы, сокращения рабочего времени, улучшения условий труда и т.п.).

Как мы уже говорили ранее, рассуждая об особенностях рынка труда, конкуренция между продавцами и покупателями достигает здесь наивысшей степени в том числе из-за возникновения определённой власти нанимателя над нанятым им работником. Профсоюзы заключают коллективные договоры с работодателями, выдвигают ультиматумы или организуют забастовки в случае невозможности достичь компромисса. Рост конфликтов между профсоюзами и нанимателями приводит в конечном итоге к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране, и тогда государство вынуждено вмешиваться в эти конфликты. Благодаря профсоюзному движению и вмешательству государства в ряде европейских стран во второй половине прошлого века удалось принять ряд законов, ограничивающих максимальную продолжительность рабочего дня, установить минимальный размер оплаты труда и пособий по безработице.

Не последнее место при рассмотрении данной темы имеет место вопрос этики трудовых отношений. Более подробно с материалами по этому вопросу ты можешь познакомиться в учебниках, указанных в списке литературы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите единственно правильный вариант ответа.

Какой из представленных ниже случаев приводит к росту спроса на труд:

А) снижение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса;

Б) рост производительности труда;

В) рост цен на сырьё;

Г) увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса.

Решение: Так как спрос на труд является производным, то увеличение спроса на труд приведет увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса.

Ответ: Г) увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса

2. Способы стимулирования труда:

Разделите приведённые ниже способы стимулирования труда на две категории (материальные и моральные).

Источник

Оцените статью
Разные способы