Способы стимулирования инновационной деятельности

Стимулирование инновационной деятельности

Нестеров А.К. Стимулирование инновационной деятельности // Энциклопедия Нестеровых

Развитие стимулирования инновационной деятельности

События последнего десятилетия четко показывают необходимость радикальных преобразований в отечественной экономике на инновационной основе. Для этого необходимо использовать четко организованный системный подход к стимулированию и поддержке инновационной деятельности на государственном и местном уровнях.

За счет создания мощных национальных инновационных систем возможно серьезно повысить научно-технический потенциал страны, эффективности экономики в целом и обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке.

В настоящее время государства активно способствуют развитию инновационной деятельности. Это позволяет кардинально менять экономическую систему страны, направляя ее в русло разработки и внедрения инноваций. В современных российских условиях, значительно увеличивается внимание к инновационным системам с точки зрения их эффективного развития, путем формирования адекватной современным реалиям системы государственного стимулирования создания и внедрения инноваций.

Государственная инновационная политика – увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, стимулирование инноваций, а также преобразования сфере управления, материального производства, организации науки.

Государственная инновационная политика создает условия для формирования инновационного рынка критически важных технологий.

В современных условиях инновации, основанные только на технических решениях, не поддаются коммерциализации, поэтому стимулирование инновационной деятельности должно учитывать проблему прибыльности инноваций, которая органически связана со сроками реализации инноваций и стимулов их распространения.

В качестве прибыли от инновационной деятельности не обязательно должен выступать денежный эквивалент – это вообще любая форма выгоды, которая будет приносить пользу обществу в результате внедрения инновации.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности ориентированы на приоритетные направления и критически важные технологии.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности

Принципы стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне включают в себя несколько аспектов

Принципы стимулирования инновационной деятельности

Наиболее распространенные в России формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности

Одним из распространенных инструментов стимулирования инновационной деятельности является система налогообложения. Налоговая система государства должна быть ориентирована на создание благоприятной среды предприятиям для осуществления инновационной деятельности. С помощью снижения налогового бремени с целью увеличить скорость обновления основных средств, затраты на научно-исследовательские разработки, объем внедрений в производство инновационных технологий можно добиться существенного повышения уровня инновационной активности отечественных предприятий. Также данный инструмент позволит наиболее полно использовать возможности и ресурсы государства и частных инвесторов для содействия инновационным разработкам на предприятиях и специализированных научных центрах.

Методы налогового стимулирования инновационной деятельности

С помощью налоговых механизмов государство эффективно воздействует на экономическую среду, также стимулируя инновационную деятельность и проведение научно-исследовательских работ. Это возможно благодаря тому, что прибыль, которая остается у фирмы после выполнения налоговых обязательств, в первую очередь влияет на объемы вложений в инновационную деятельность. Таким образом, увеличивается финансирование инновационной деятельности. Т.е. вследствие налоговой экономии происходит увеличение темпов обновления производственных мощностей на качественно новых технологиях, а также темпов разработок и внедрения на рынок новых видов продукции.

Стимулирование инновационных разработок при помощи системы налогообложения осуществляется путем простого сокращения налогового бремени и при использовании косвенных способов отсрочки или рассрочки платежей по определенным налогам. Причем последнее можно рассматривать как форму государственного беспроцентного кредита, так как штрафы в этом случае не начисляются.

На современном этапе развития перспективным является освобождение от налогов или облегчение налогового бремени по всем видам деятельности, относящихся к инновационным разработкам. В долгосрочной перспективе возможно законодательное закрепление того, что инновационная деятельность не является хозяйственной, т.е. преследующей получение прибыли. При этом специализированные научные образования, такие как научные лаборатории и опытно-конструкторские объединения, вообще могут быть освобождены от уплаты налогов на всех уровнях налоговой системы. Отдельным вопросом являются научные отделы частных предприятий, особенно крупных промышленных компаний: в целях недопущения использования налоговых льгот в корыстных целях, например, организация мнимой инновационной деятельности, право на использование льгот следует предоставлять только отделам или филиалам, которые помимо работы на головную компанию осуществляют разработку сторонних инновационных проектов.

Читайте также:  Способы изменения внутренней энергии системы способы теплообмена

Развитие государственного стимулирования инновационной деятельности и финансово-кредитные формы государственной поддержки инновационных процессов связаны с налоговыми льготами, снижением налогооблагаемой прибыли, льготным кредитованием и облегченной регистрацией результатов инновационных изобретений.

Вместе с тем, структура финансирования инновационной деятельности определяет и подходы к стимулированию инноваций.

Методы финансирования инновационного предпринимательства включает в себя не только финансирование отдельных исследований и научных работ, а совокупность финансирования всех проектов, реализуемых инновационными организациями и предприятиями. Следует отметить преобладание государственного финансирования и постепенное развитие венчурного финансирования.

Наибольшие перспективы привлечения частного и иностранного капитала для финансирования инновационной деятельности сосредоточены в сфере венчурного финансирования.

Государственное стимулирование инновационной деятельности

Сегодня мы сохраняем передовые позиции в ряде конкретных научных направлений, в системном подходе к образованию и организации фундаментальных исследований.

Однако развитие науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, как и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Для развития национальной экономики требуется система создания и коммерциализации технологий.

На государственном уровне стимулирования инновационной деятельности реализуются следующие меры в сфере налогообложения, направленные на повышение интенсивности инноваций:

  1. Налоговые льготы для инновационных предприятий;
  2. Налоговые послабления для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и занятых научными исследованиями;
  3. Налоговые каникулы для вновь создаваемых организаций, занятых научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью в сферах, относимых к приоритетным отраслям экономики;
  4. Налоговые льготы для коммерческих организаций, осуществляющих безвозмездное перечисление части своих доходов научным учреждениям.

В рамках комплексной программы по стимулированию научных разработок необходимо дальнейшее развитие системы генерации знаний и определение приоритетных направлений в научной деятельности.

Развитие системы базовых научных институтов позволит нормализовать воспроизводство научных знаний. Для обеспечения юридической безопасности научных образований необходима разработка нормативной правовой базы, для защиты от каких-либо необоснованных или недобросовестных преобразований. В целях повышения эффективности разработок новых технологий необходимо своевременное обеспечение научных организаций современной приборной базой и оборудованием, а также поддержка молодых специалистов. Существенно должна быть повышена роль научных организаций, которые занимаются разработкой технологий, способных решить крупные отраслевые и межотраслевые проблемы, а также концентрация вокруг них различного рода ресурсов с целью создания крупных научных центров.

Выбор прорывных направлений в науке позволит концентрировать усилия на наиболее перспективных и приоритетных задачах, стоящих перед российской экономикой. Такими направлениями могут быть: нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение, атомные технологии, биотехнологии. При этом отбор должен вестись на основании независимых исследований и результаты должны быть одобрены научным сообществом. В рамках данной программы необходимо стимулировать участие крупных предприятий в разработке прорывных направлений.

Следующим этапом является непосредственно создание и коммерциализация технологических разработок. Для этого необходим выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях и развитие инновационной инфраструктуры. Выбор приоритетов должен осуществляться с прицелом на поиск и создание новых и сохранение имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг.

Ключевые направления в настоящее время связаны с построением цифровой экономики.

В плане развития инновационной инфраструктуры необходимо дальнейшее развитие наукоградов, относящихся к приоритетным направлениям, технопарков, информационных центров и других инновационно-ориентированных научных организаций. Необходимо создание системы центров трансфера технологий при содействии крупных научных центров, вузов, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов.

Читайте также:  Способы применения репейного масла для волос с перцем

Такие центры будут обеспечивать использование уже разработанных технологий в целях, для которых изначально данные технологии не предназначались. Конечным результатом деятельности таких центров трансфера технологий будет являться передача новой технологии или инновации в коммерческое использование, а также всестороннее распространение ранее сделанных открытий и технологий. Это обеспечит коммерческим предприятиям усовершенствование производимого продукта или производственного процесса без проведения собственных НИОКР.

Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, и обеспечат структурный переход российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка. Это отвечает актуальным тенденциям в контексте построения цифровой экономики в Российской Федерации.

Выявленные направления совершенствования инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности связаны с созданием системы коммерциализации инновационных разработок и результатов проектных исследований, имеющих общегосударственное значение. В связи с этим, требуется разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере и контрактного права. Вместе с тем актуальным остается вопрос о смене приоритетов государственной политики в области инноваций в сторону стимулирования финансирования инновационной деятельности частными капиталами. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие наукоградов, технопарков и других инновационно-ориентированных научных организаций системы генерации знаний, целью которых является передача инноваций в коммерческое использование и их распространение.

Привлечение иностранного капитала

Для ликвидации возможных разрывов между инновациями, технологическими разработками и внедрением их в производство, а также воплощению коммерческих перспектив требуется взвешенный подход к финансированию инновационной деятельности.

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития ориентирована на продвижение новых продуктов, технологий, а также определение технологических коридоров с целью модернизации национальной экономической системы с учетом перехода к цифровой экономике.

Построение цифровой экономики в Российской Федерации – это неминуемый факт.

В этой связи актуальным будет вопрос привлечения иностранного капитала для инвестирования в российские инновационные разработки.

Владимир Владимирович Путин регулярно констатирует положительные сдвиги в формировании комфортной среды для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня. Учитывая ситуацию, сложившуюся в конце 2013 и начале 2014 года вокруг Украины, а также отношение к России со стороны стран-участниц НАТО после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, негативные тенденции в этой сфере было легко предсказать. Однако следует принимать во внимание общенациональное и правительственное понимание необходимости развития внутренних инновационных проектов, прежде всего, в финансовом секторе и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем реальных финансово-экономических оснований для снижения привлекательности вложений в российские инновационные предприятия не выявлено до сих пор, а безосновательные ожидания не могут носить долгосрочный характер.

Наибольшие перспективы в сфере привлечения частного и иностранного капитала для финансирования инновационной деятельности связаны с венчурным финансированием проектов в области критических технологий, представляющих стратегическую важность для экономики России.

Читайте также:  Как определить натуральную величину треугольника способом вращения вокруг

В связи с этим перспективным вариантом представляется формирование и развитие государственного сектора науки, который занимается фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатываются коммерческими инновационными организациями, в том числе и венчурными компаниями с привлечением иностранных источников финансирования. Результаты инноваций, в виде конкретных разработок, внедряются в производство, применяются в потребительских товарах и используются для создания новых технологий. Формирование и законодательное закрепление государственного сектора науки обеспечит более эффективную деятельность основных сегментов науки: академического, прикладного и вузовского, а также функционирование национальной инновационной системы в целом.

Наконец, последней проблемой, но, отнюдь не самой малозначимой, следует выделить трудности развития стартапов. Несмотря на то, что стартап-активность постоянно интенсифицируется, многие проекты просто не дотягивают до реализации. Причина заключается в сложности найти источник финансирования. Если исключить государственное финансирование, которое четко расписано и не допускает внесения изменений при каждом появлении нового проекта, то наиболее вероятным источником становятся венчурные фонды. Можно ознакомиться с примерами инновационных проектов, финансирование которых осуществлялось венчурными фондами.

Вместе с этим перед российским инновационным предпринимательством огромный простор для реализации. В частности последние два года для инноваций стали очень позитивными – государство развивает экосистему поддержки и развития инноваций, что при правильном планировании и исполнении позволит вывести российские технологические инновации на новый уровень в десятилетней перспективе.

Причин для того, чтобы российские инновационные предприятия успешно развивались в среднесрочной перспективе несколько:

  • создание научно-технических центров и бизнес-инкубаторов;
  • направленность образовательных и научных учреждений на создание конкретной технологии, ее защиту и последующую коммерциализацию;
  • смещение вектора научных изысканий в фокус получения конечного продукта или технологии.

Государство стало активно стимулировать развитие инновационной деятельности и различных объединений, чтобы оптимально и с максимальной эффективностью позволить предпринимателям, инвесторам и новаторам реализовать свои проекты с выгодой для себя и экономики страны. Создание различных центров, которые будут заниматься коммерциализацией, выращиванием перспективных технологий, которые будут повышать конкурентоспособность страны, в целом, является положительным фактором для успеха инновационной модели на уровне национальной экономики.

В перспективе, повышение интенсивности инновационных проектов возможно за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитием инновационного предпринимательства. При таком подходе более эффективным будет и привлечение иностранного капитала:

  • изменяется структура номенклатуры товаров и услуг в сторону преобладания наукоемких технологий;
  • может быть использован научно-технический потенциал России;
  • наличие потенциального иностранного капитала, привлечению которого будет способствовать привлекательность инвестиций.

Основные пути повышения эффективности стимулирования инновационной деятельности:

  • рост капитализации через учет инноваций как нематериальных активов;
  • получение доходов через коммерциализацию инноваций;
  • повышение эффективности за счёт внедрения технических и организационно-управленческих разработок;
  • формирование современного конкурентного рынка инноваций – единого правового, информационного и торгового пространства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе с инновационным развитием связаны масштабные ожидания, определяемые, в том числе, и привлечением иностранного капитала с помощью венчурного финансирования инновационных предприятий.

Это основные предложения по привлечению капитала в предприятия общегосударственного значения, основанные на использовании венчурного финансирования. Представляется перспективным формирование государственного сектора науки фундаментальных исследований, результаты которых прорабатывались и внедрялись венчурными компаниями. Такой подход позволит преодолеть возможные проблемы перехода России к цифровой экономике и вовлечением результатов научно-технических разработок в промышленную и хозяйственную сферу.

Источник

Оцените статью
Разные способы