Литература. ТЕОРИЯ. Системы стихосложения.
Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.
Виды систем стихосложения.
1.Тоническая.
Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:
- равное количество ударений;
- произвольное количество безударных слогов.
Примеры.
Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.
Как во славном | городе | во Киеве,
У ласкового | князя | Володимира …
___ /__ _/__ /_ ___ /___
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.
Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:
- сказки А. Пушкина,
- М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,
- многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,
- это основа стиха В. Маяковского.
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
Мы говорим — «эпоха»,
Мы говорим — «эра».
(Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй — девять, в третьей — семь, в четвертой — шесть).
2.Силлабическая.
Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.
Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:
- равное количество слогов в строках;
- произвольное расположение ударений;
- парная рифма;
- женская рифма (ударение на втором от конца слоге);
- цезура — пауза в середине строк.
произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.
Пример.
Главно воспитания || в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.
В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.
3. Силлабо-тоническая.
Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:
- система чередования ударных и безударных слогов;
- наличие двусложных и трёхсложных размеров.
Пример.
Буря | мглою | небо | кроет|
Самый распространенный размер — ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом.
Иногда в стопах оба слога безударные (U U)- пиррихий или имеют два ударения (/ /) – спондей.
- «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).
- Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(Это пример спондея, когда два ударных слога идут подряд).
Примечание: готовится статья об античной системе стихосложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Разные системы стихосложения
Эта статья – чистая теория, ничего особо важного с точки зрения практики стихосложения вы в ней не найдете, хотя, как мне кажется, некоторые знакомые понятия, на которые я попытаюсь обратить здесь ваше внимание, могут вам открыться с неожиданной стороны.
Итак, начнем с самого начала.
РИТМИКА – это особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма. А что же такое ритм, которому посвящен весь этот сборник?
Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
В ритмику входит изучение звучания речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений в конкретной СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
А какие бывают системы стихосложения? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Я вот, например, как типичный Чайник, раньше об этом не задумывалась и считала, что есть только одна система стихосложения – та самая, в которой мы складываем в рифму наши мысли, украшая их разными «красивостями» поэтического языка!
Почти 90 процентов стихов, которые вы можете прочитать на нашем сайте – это примеры произведений, написанных в СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. И почти все термины ритмики, которые у всех нас на слуху – тоже имеют отношение именно к этой системе стихосложения. Прежде, чем разобраться с силлабо-тонической системой – самой знакомой нам и наиболее понятной, определимся с такой «простой» вещью, как отличие стихотворения от прозы.
Стихотворение – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой – СТИХИ. На письме обычно эти отрезки – стихи — выделяются в отдельную строку, поэтому их чаще всего так и называют – СТРОКИ стихотворения. А что значит «соотносимые»?
Когда мы скользим взглядом по прозаическому тексту, то видим непосредственно читаемые слова, хорошо помним предыдущие, смутно – те, что были раньше. А когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки мы живо вспоминаем концы предыдущих строк, в начале каждой строки – начала предыдущих строк. То есть, прозу мы воспринимаем в одном измерении — горизонтальном, а стихи в двух – горизонтальном и вертикальном. Смысловая емкость стиха выше, чем емкость прозаической речи.
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче, интуитивно определяет важность и вес каждой порции, ее смысловую нагрузку.
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
(А. Беленсон, 1921г)
Соизмеряет какими мерками? Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.
В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:
1. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и ударений).
Так хочется написать письмо в их далёкий рай!
о том, что за окнами осень, в душе — раздрай,
О том, что уже подросли и оперились дети,
что среди страниц и листьев, утерян давно билетик
в тишину и покой… что расплывчато-странны мечты,
и о том, что вечером ранним, среди пестроты
я ищу растерянно их сутулость и драп пальто,
пусть не носит таких, как эти, теперь никто.
(Соловей Заочник, автор СТИХИ.РУ)
01 00001 01 001 01
01 001 001 001 01
01 001 001 001 001 0
00001 01 001 001 01 0
001 001 001 001 001
001 01 001 001 001
001 01 00001 001 01
001 001 01 001 01
Акцентный стих — число слогов в строках здесь разное, а строки сформированы одинаковым числом ударений значащих слов.
2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет длину строки по количеству слогов в строке. В этом виде стихосложения строки соизмеряются не группами слогов — стопами, а непосредственно слогами. Например, 5, 6, 7 или 8 слогами (обычно не более). Из силлабическим форм самые известные нам – это хокку (или хайку) (трехстишия в 5+7+5 слогов) и танка (пятистишия в 5+7+5+7+7 слогов). Обостренное ощущение стихораздела (важное в силлабике! ) подчеркивается в них резкими переносами фраз и даже слов из стиха в стих:
Слово скажу —
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
(хокку М. Басё)
В глубине, в горах
Топчет красный клена лист
Стонущий олень
Слышу плач его… во мне
Вся осенняя печаль
(танка Сарумару- Даю)
Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов.
В истории русского стихосложения сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – это тонический стих. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Итак:
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или «сильными местами» стиха (обозначим их 1), а промежуточные между ними – слабыми местами» (обозначаем 0). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени «преимущественно», это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.
Рассмотрим вышеприведенный пример стихотворения А. Беленсона:
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
00 01 01 01 0
01 01 00 01 00
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 00
01 01 00 01
00 01 00 01
01 01 00 01 00
Обратите внимание, что здесь число слогов с строках – разное, число ударений значащих слов – разное, а вот число стоп (однотипных групп слогов) – одинаковое! В данном случае – это 4-х стопный ямб с вставкой безударных стоп на одноименных местах строк. О безударных стопах мы еще поговорим в следующих главах подробнее.
Общаясь с авторами сайта, я заметила, что многие из них проверяют свой ритм количеством слогов в строке. Даже программа изобретена, подсчитывающая для поэтов слоги (глупейшее изобретение!). Такой метод не всегда правилен для силабо-тонической системы. Куда важнее, чем одинаковое количество слогов, правильная последовательность ударных слогов, одинаковое количество стоп (а вовсе не слогов!) в одноименных строках!
А сейчас еще несколько важных определений:
СТОПА — повторяющееся сочетание сильного и слабого мест. (В приведенном выше примере стопа имеет вид 01, в безударном варианте – 00)
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма.
Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как 01), хорей (10), дактиль (100), амфибрахий (010) и анапест (001).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – великое множество! Запоминать их названия не так уж и важно, куда важнее понять и запомнить их структуру (схему построения) и правильно применять эти метры на практике.
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
В нашем примере (стихотворении А. Беленсона) их 4: четыре раза повторяется группа 01 (00)
РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов;
в тоническом — числом ударений;
в силлабо-тоническом — метром и числом стоп.
Источник
Основные системы стихосложения
1.СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (СЛОГОВАЯ СИСТЕМА)
Построена на принципе равносложия. Ударение в данной системе свободное, подвижное. В таком стихе есть рифма, строфа, цезура, графика (стих записывается столбцом).
2.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – группа слогов, объединяющая сильный слог со слабым. СИЛЬНЫЙ – это такой, который может быть ударным без каких бы то ни было ограничений. СЛАБЫЙ – с ограничениями и условиями (типа того, что в ямбе слабому слогу допустимо быть ударным лишь тогда, когда этот слог образован односложным словом).
В основе данной системы лежит стопа.
СТОПОЙ является сочетание либо двух, либо трех слогов, в котором сильный, т.е. преимущественно ударный, слог занимает определенное положение относительно слабых слогов, преимущественно безударных. Выделяют 5 основных размеров силлаботоники. Для наглядности «прикрепим» к каждой из этих пяти разновидностей форму имени ИВАН.
1.– ! ямб ( где «!» — сильный слог, «–» — слабый слог) – размер, в котором сильный слог четный, а слабый нечетный, иными словам, первый слог безударный, второй ударный.
– !
Иван
2.! – хорей– размер, в котором слабый слог четный, а сильный нечетный, иными словами, первый слог ударный, второй безударный.
! –
Ваня
3. ! – – дактиль – стихотворный размер, в котором ударными выступают 1, 4, 7 и т.д. слоги
! – –
Ванечка
4. – ! – Амфибрахий – стихотворный размер, в котором ударными выступают 2, 5, 8 и т.д. слоги
– ! –
Ванюша
5. – – ! Анапест – стихотворный размер, в котором ударными выступают 3, 6, 9и т.д. слоги.
– – !
Иоанн
3.ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В тоническом стихе устойчиво постоянное число ударных слогов, количество безударных колеблется.
Виды тонического стиха:
1.Дольник – количество безударных колеблется от 1до 2-х
2.Тактовик – количество безударных 1, 2, 3 или 0, 1, 2
3.акцентный – 1, 2, 3, 4 или 0, 1, 2, 3 и больше
4.Верлибр (свободный стих). Единица ритма – стихотворная строка, свободное число слогов и место ударений, нет рифмы, нет строки.
Источник