Способы статистического наблюдения анкетный

Способы проведения статистических наблюдений

Статистические наблюдения могут проводиться различными способами, среди которых нередко встречаются следующие: отчётный, экспедиционный, самоисчисления (саморегистрации), анкетный, корреспондентский. Однако наибольшее распространение в статистике имеют отчётный и экспедиционный способы наблюдения.

Сущность отчётного способа наблюдения заключается в том, что крупные государственные и коооперативные учреждения и организации представляют статистические отчёты о своей работе по определённой форме в строго обязательном порядке и в конкретные сроки. В Республике Беларусь, где преобладает доля государственной и кооперативной собственности, отчётный способ наблюдения считается основным. Заполнение форм статистической отчётности в организациях АПК и их представление в статорганы осуществляется, как правило, специалистами этих организаций.

Отчётный способ позволяет получить достаточно достоверную информацию. Это по существу разновидность документального наблюдения, при котором запись ответов на вопросы программы наблюдения производится на основании соответствующих документов. Совершенно очевидно, что для составления любого статистического отчёта, например, по производству продукции животноводства в сельскохозяйственной организации, необходимо обобщить данные первичных документов, отражающих объём полученной продукции (молока, прироста и т.д.) на каждой животноводческой ферме.

В сельскохозяйственной сфере АПК все основные технологические процессы (подготовка почвы, накопление и внесение удобрений, посев, междурядная обработка посевов, уборка сельскохозяйственных культур, доение коров, раздача кормов, очистка помещений и др.), а также производство и реализация продукции, результаты реализации, конечные финансовые результаты работы крупных организаций охвачены документальным наблюдением по принципу отчётного способа.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально подготовленные работники, которых обычно принято называть счётчиками или регистраторами, посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют статистический формуляр. Такой способ применяется только при специально организованных статнаблюдениях. Классический пример экспедиционного способа – проведение переписей населения, когда в качестве переписчиков (регистраторов) могут привлекаться специально подготовленные работники учреждений и организаций, студенты. Несмотря на повышенную затратность экспедиционного способа, в ряде случаев он является единственно возможным, обеспечивающим успешное проведение статнаблюдения.

Основной принцип, на котором базируется экспедиционный способ — непосредственное наблюдение, когда сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. В сельскохозяйственной сфере АПК это может быть получение необходимой статистической информации, например, об объеме остатков грубых кормов (сена, соломы и др.), о поголовье животных по состоянию на необходимую дату и т.д. Особенно широкое распространение получило непосредственное наблюдение в племенном животноводстве при накоплении статистических данных, позволяющих характеризовать экстерьерные породные качества всех видов животных и птицы.

Экспедиционный способ нередко опирается на опрос, который по своему существу очень близок к непосредственному наблюдению.

Опрос– это наблюдение, при котором ответы на вопросы статистического формуляра записываются со слов опрашиваемого, при этом, как правило, документальное подтверждение фактов не требуется. Примером опроса может служить перепись населения, когда основанием записи сведений о возрасте, семейном положении, образовании и т.д. служат ответы опрашиваемого. В сфере АПК нередко статистические органы практикуют сбор оперативной информации по радиотелефонной связи с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций.

Способ самоисчисления (саморегистрации) представляет собой такое статистическое наблюдение, когда специально подготовленные работники (счётчики, переписчики или регистраторы) посещают каждую единицу наблюдения, раздают статистические формуляры и, если необходимо, дают необходимые пояснения, но формуляры наблюдения заполняются самыми опрашиваемыми. Обязанность переписчиков, счётчиков (регистраторов), таким образом, состоит в раздаче формуляров, инструктаже опрашиваемых, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Способ самоисчисления (саморегистрации) можно назвать письменным опросом. По сравнению с экспедиционным способом самоисчисление позволяет экономить рабочее время переписчиков, счётчиков, однако способ самоисчисления уступает экспедиционному способу по качеству полученной информации. Способ самоисчисления является обычным при проведении обследования домашних хозяйств.

Анкетный способ – сбор статистической информации с помощью специальных анкет, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати, в интернете. Этот способ основан на принципах добровольности, нередко на анонимном заполнении анкет. Вследствие этого некоторые лица не заполняют анкету и их количество обычно меньше рассылаемых анкет. Кроме того, правильность ответов на вопросы анкеты может быть не всегда достоверна. Это означает, что качество статистической информации, получаемой анкетным способом, недостаточно высоко, что указывает на существенный недостаток этого способа.

Анкетный способ, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо получить приближенные, ориентировочные данные о единицах статистической совокупности при сравнительно небольших затратах на проведение наблюдения. Этот способ широко распространен для получения разнообразной статистической информации в странах с высокоразвитой экономикой. Анкетным способом обычно охватывают изучение работы промышленных, торговых и других организаций, а также фермерских хозяйств в государствах с развитой рыночной экономикой.

Анкетный способ имеет сходство со способом саморегистрации, заключающееся в том, что при использовании этих обоих способов формуляры наблюдения заполняются самими опрашивающими. Но анкетный способ нельзя относить к одному из видов несплошного наблюдения, так как любое из них должно быть основано на научных принципах отбора тех единиц из всей массы, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При анкетном же способе проходит самоотбор статистических единиц. При условии возврата опрашиваемыми всех без исключения заполненных анкет этот способ наблюдения становится сплошным.

Корреспондентский способнаблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести статистическое наблюдение и в установленные сроки сообщать статистическим органам результаты наблюдения. При этом статорганы снабжают корреспондентов бланками, инструкциями и др., т.е. всем необходимым для наблюдения. Сведения, сообщаемые корреспондентами, представляют собой субъективную, например, экспертную оценку явления. Корреспондентский способ наблюдения основан не на документах или на экспедиционном принципе и поэтому качество материалов, полученных на основе корреспондентского способа, зависит от квалификации, опыта и добросовестности корреспондентов. Примером применения этого способа может служить определение видового урожая, который может быть оценен по наиболее важным фазам сельскохозяйственных культур.

При внешнем сходстве корреспондентского, отчётного и анкетного способов по существу между ними имеются довольно значительные различия. Так, если при отчётном способе статистические органы связаны с учреждениями и организациями, при анкетном способе проводится единовременный опрос, со сравнительно узким направлением, то при корреспондентском способе наблюдения статорганы связаны непосредственно с отдельными лицами на основе договоренности об обязательном представлении статистической информации о каждой намеченной единице наблюдения.

Источник

Способы статистического наблюдения анкетный

2.2 жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

ч УФБФЙУФЙЛЕ ЙУРПМШЪХАФУС ФТЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ ЖПТНЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС:
ћ ПФЮЕФОПУФШ (РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК);
ћ УРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЕ ОБВМАДЕОЙЕ (РЕТЕРЙУШ, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩЕ ХЮЕФЩ);
ћ ТЕЗЙУФТЩ.

1.пФЮЕФОПУФШ — ДПЛХНЕОФ, УПДЕТЦБЭЙК УЧЕДЕОЙС П ТБВПФЕ РТЕДРТЙСФЙС. рП УТПЛБН РТЕДПУФБЧМЕОЙС ПОБ ДЕМЙФУС ОБ ЕЦЕДОЕЧОХА, ОЕДЕМШОХА, НЕУСЮОХА, ЛЧБТФБМШОХА Й ЗПДПЧХА. рП УРПУПВХ РТЕДПУФБЧМЕОЙС УЧЕДЕОЙК ДЕМЙФУС ОБ ФЕМЕЗТБЖОХА, ФЕМЕФБКРОХА, РПЮФПЧХА.
2.уРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ОБВМАДЕОЙС— УВПТ УЧЕДЕОЙК РПУТЕДУФЧПН РЕТЕРЙУЕК, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩИ ХЮЕФПЧ Й ПВУМЕДПЧБОЙК.
3.тЕЗЙУФТПЧПЕ ОБВМАДЕОЙЕ — ЬФП ЖПТНБ ОЕРТЕТЩЧОПЗП УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС ЪБ ДПМЗПЧТЕНЕООЩНЙ РТПГЕУУБНЙ ЙНЕАЭЙНЙ ОБЮБМП, УФБДЙА ТБЪЧЙФЙС Й ЖЙЛУЙТПЧБООЩК ЛПОЕГ.

Читайте также:  Способы решения проблемы занятости

чЙДЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС — ТБЪВЙЧБАФ ОБ 2 ЗТХРРЩ ОБВМАДЕОЙК:
I-РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ДБООЩИ;
II-РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ.

рП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ВЩЧБЕФ
Б) ФЕЛХЭЕЕ (ОЕРТЕТЩЧОПЕ);
В) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ (РТЕТЩЧОПЕ);
Ч) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ (РТЕТЩЧОПЕ).

рП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ ВЩЧБЕФ:
Б) УРМПЫОПЕ;
В) ОЕУРМПЫОПЕ, ЙНЕЕФ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:
1) ЧЩВПТПЮОПЕ (ЗДЕ ПВУМЕДХЕФУС ОЕЛПФПТБС ЮБУФШ ЗЕОЕТБМШОПК УПЧПЛХРОПУФЙ);
2) НЕФПД ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ (ЗДЕ ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪХЮБЕНПЗП РТЙЪОБЛБ СЧМСЕФУС РТЕПВМБДБАЭЕК ЧП ЧУЕН ПВЯЕНЕ);
3) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ (ПВУМЕДПЧБОЙА РПДЧЕТЗБАФУС ПФДЕМШОЩЕ ЕДЙОЙГЩ УПЧПЛХРОПУФЙ, РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ОПЧЩИ ФЙРПЧ СЧМЕОЙК).

уФБФЙУФЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ РПМХЮЕОБ УМЕДХАЭЙНЙ УРПУПВБНЙ: ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩН ОБВМАДЕОЙЕН, ДПЛХНЕОФБМШОЩН ХЮЕФПН ЖБЛФПЧ Й У РПНПЭША ПРТПУБ.
1.оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ, ЛПЗДБ ТЕЗЙУФТБГЙС ЖБЛФПЧ РТПЙЪЧПДЙФУС МЙЮОП ЙУУМЕДПЧБФЕМЕН, РХФЕН РПДУЮЕФБ, ПВНЕТБ, ЧЪЧЕЫЙЧБОЙС Й Ф. Д.
2.дПЛХНЕОФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФБИ ХЮЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ.
3.пРТПУ — ЬФП ЛПЗДБ УЧЕДЕОЙС РПМХЮБАФ УП УМПЧ УРТБЫЙЧБЕНПЗП.

тБЪМЙЮБАФ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ ПРТПУПЧ: ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК, УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ, ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК, БОЛЕФОЩК, СЧПЮОЩК.
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК — ЬФП ЛПЗДБ УРЕГЙБМШОП РПДЗПФПЧМЕООЩЕ ТБВПФОЙЛЙ (УЮЕФЮЙЛЙ, ТЕЗЙУФТБФПТЩ) РПМХЮБАФ ЙОЖПТНБГЙА ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ ЙМЙ ПРТПУБ Й УБНЙ ЪБРПМОСАФ ЖПТНХМСТ ОБВМАДЕОЙС;
В) РТЙ УБНПТЕЗЙУФТБГЙЙ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ДПЛХНЕОФЩ ЪБРПМОСАФ УБНЙ ПРТБЫЙЧБЕНЩЕ;
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК ЮЕТЕЪ ЛПТТЕУРПОДЕОФПЧ;
З) БОЛЕФОЩК УРПУПВ РТЕДРПМБЗБЕФ УВПТ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ЧЙДЕ БОЛЕФ;
Д) СЧПЮОЩК УРПУПВ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УВПТ УЧЕДЕОЙК Ч ПТЗБОЩ, ЧЕДХЭЙЕ ОБВМАДЕОЙС Ч СЧПЮОПН РПТСДЛЕ, ОБРТЙНЕТ, РТЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ТПЦДЕОЙС ТЕВЕОЛБ.

жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС

РП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ЖБЛФПЧ РП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ 1 пФЮЕФОПУФШ
2 уРЕГЙБМШОП-ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ
3 тЕЗЙУФТЩ

1 фЕЛХЭЕЕ
2 рТЕТЩЧОПЕ:
Б) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ
В) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ

1 уРМПЫОПЕ
2 оЕУРМПЫОПЕ:
Б) ЧЩВПТПЮОПЕ
В) ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ
Ч) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ

1 оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ
2 дПЛХНЕОФБМШОПЕ
3 пРТПУ:
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК
В) УБНПТЕЗЙУФТБГЙС
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК
З) БОЛЕФОЩК
Д) СЧПЮОЩК

Источник

Теория статистики: конспект лекций

Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Статистическое наблюдение
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Сводка и группировка статистических данных

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистическое наблюдение

1. Организация статистического наблюдения

Статистическое наблюдение — это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения — это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно — методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения — является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов — это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное наблюдение.

Важнейшей формой статистического наблюдения является отчетность.

Отчетность — это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными

за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную — обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную — эта отчетность действует в пределах ведомств и министерств. Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые для всех предприятий, учреждений различных организационных форм, а также для иных видов деятельности

2) если предприятие имеет свои определенные особенности, то в эту организацию вводится специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая каждым предприятием в одинаковые промежутки времени, называется периодической;

4) отчетность, которая поступает в органы статистики по мере необходимости, называется единовременной отчетностью. Каждая организация вправе выбирать, по какому способу ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется по телеграфу, телетайпу факсу и другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение — это сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного статистического наблюдения может служить инвентаризация на предприятии.

Читайте также:  Лечение полипа шейки матки народными способами

Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:

1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;

2) если обследованию подвергаются часть единиц изучаемой совокупности явлений, то это несплошное статистическое наблюдение;

3) выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке;

4) монографическое обследование — это детальное изучение и описание определенных единиц совокупности;

5) если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это называется методом основного массива;

6) сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;

7) если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются, то это наблюдение называется текущим;

8) если же наблюдение осуществляется нерегулярно, но только тогда, когда требуется, это наблюдение называется единовременным;

9) периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

В зависимости от источников собираемых сведений различают:

1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;

2) опрос — это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;

3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.

Предоставление предприятиями, организациями статистических отчетов о своей хозяйственной деятельности в строго установленном порядке называют отчетным способом. Вид статистического наблюдения, предполагающий предоставление сведений в органы, которые и ведут наблюдение, в явочном порядке называют явочным способом.

Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.

Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры — это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ — перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция — это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план — это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, — это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.

Точность — это уровень соответствия значения какого–либо признака или показателя, который был получен вследствие статистического наблюдения, действительному его значению. В процессе подготовки и проведения статистического исследования чтобы предупредить возможность появления отклонений или разности между исчисленными показателями, нужно предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Если же такие отклонения возникли, их называют ошибками статистического наблюдения.

Читайте также:  Способы заключить мировое соглашение

Материалы, собранные в результате наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они проверяются с точки зрения полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения и правильности заполнения документов и в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения с целью выявления логически несовместимых ответов.

Счетный контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению. Задача его — обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Ошибки статистического наблюдения — это ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет генеральную совокупность. Эти ошибки возникают потому, что наблюдению подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, и сведения эти не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности.

Возникающие в результате неправильного установления фактов ошибки регистрации можно подразделить на:

1) случайные — это ошибки, которые могут дать искажения как в одну, так и в другую сторону;

2) систематические ошибки, возникающие вследствие нарушения принципов непреднамеренного отбора единиц изучаемой совокупности. Систематические ошибки опасны, потому что они влияют на полученные итоговые показатели;

3) преднамеренные ошибки возникают вследствие умышленного искажения фактов.

6. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

Статистическая информация, которая предоставляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, для проведения государственных статистических наблюдений, в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485—1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 41, ст. 4673).

7. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, предоставление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Производство дел об административных правонарушениях порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761—1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

8. Пути совершенствования статистического наблюдения

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов методом научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование путей развития хозяйств, выявление резервов роста эффективности общественного производства является основной задачей статистической науки в настоящее время.

В концепции создания автоматизированной статистической информационной системы рассматриваются пути и направления по решению таких важных задач, как разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статистического наблюдения.

Система статистических показателей социально–экономического развития является единой для всех уровней управления, обеспечивается единой методологией их исчисления. Она призвана обеспечить получение информации, которая будет характеризовать состояние и развитие экономической, социальной, политической и общественной жизни во всех сферах и на всех уровнях управления.

Получение необходимых данных о количественных и качественных значениях тех или иных показателей должно изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Совершенствование статистического наблюдения обеспечит повышение содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе статистической отчетности, переписей, единовременных учетов.

Основные принципы формирования системы статистического наблюдения: статистическая отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечивать возможность контроля над ходом выполнения плановых программ; выборочные обследования, перепись, учеты, цензы должны обеспечивать получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Основной целью системы отчетных показателей является контроль за проведением, выполнением и достижением контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

В настоящее время изменяются организационные структуры управления хозяйством, формы и методы ведения хозяйства, активно формируются малые и совместные предприятия, акционерные общества, расширяется сфера применения арендных отношений.

В связи с этими изменениями статистическим органам нужно разработать и осуществить программу совершенствования организации статистического наблюдения.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения — от постановки вопросов до разработки конкретных форм отчетности.

В настоящее время уже разработаны некоторые основные направления совершенствования системы статистического наблюдения: это формирование на базе системы статистических показателей социально–экономического развития перечня важнейших мероприятий по наблюдению за ходом реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления; методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей единовременных, выборочных и монографических обследований.

Рассмотрим последовательность этапов разработки и реализации совершенствования статистического наблюдения.

1. Необходимо определить перечень показателей, которые будут характеризовать экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечень показателей и объектов статистического наблюдения; информация по ним может быть получена при помощи выборочного наблюдения и единовременного учета

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также программ и форм выборочного наблюдения и математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.

4. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

Источник

Оцените статью
Разные способы