Способы средства с помощью которых осуществляется философское исследование

Методы философии

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диа­лектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точ­ки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт посто­янных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется по­иск абсолютной истины, неуделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В истории философии прослеживаются два основных философ­ских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия

между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи яв­лений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возво­дит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

Диалектика исходит из принципа развития, качественных измене­ний явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в ми­ре только к количественным.

Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономер­но присущей любому явлению или процессу, метафизика же счи­тает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне прису­щих явлениям и процессам противоположностей представляет со­бой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, аб­солютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв некоторый объект из связи его с другими, метафизически мыслящий че­ловек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, ко­торый только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимо­связи, его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто про­тивоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без ог­рубления, упрощения. Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, поня­тий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Час­то эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была рас­пространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а по­беды в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и исполь­зовалась как прием ораторского искусства.

Читайте также:  Что такое вакцины виды способы введения

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполага­ет «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдель­ных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно-ду­ховной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевти­ке человек предстает как существо, бытие которого заключается в по­нимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Ме­тод герменевтики широко распространен в западной философии.

На каждом этапе развития науки философский метод синтезиру­ется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки сво­его времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным нау­кам в качестве системы общих принципов подхода к изучению инте­ресующих их явлений и процессов.

Вывод: Таким образом, философская теория выступает и в качестве содер­жательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает од­новременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет об­щую методологическую функцию для всего научного познания.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимает­ся как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в ка­честве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как про­изводной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (напри­мер, в Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которо­му в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получае­мый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ни­чего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощу­щениях»).

Рационализм — философский метод и направление в филосо­фии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).

Источник

Методы философских исследований

Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук. Философские методы основаны на более вы­соком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные нау­ки, обобщая факты, создают понятия — суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при по­мощи категорий — предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.

Читайте также:  Простая штукатурка способ разравнивания
философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности.

Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания высту­пает философский факт — уже произведенное частными наука­ми обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Высший уровень обобщения в философии достигается при по­мощи универсальных (всеобщих) теоретических методов познания — диалекти­ки и метафизики. При этом диалектика выступает как учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания, как общий метод освоения действительности. Метафизика же является противоположным ей способом мышления и познания. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Помимо указанных методов философия включает в себя: сенсуализм, рационализм, иррационализм и др.

Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знание вывести из деятель­ности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [22]

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.) [23]

Иррационализм — философский метод, который отрицает или по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постиже­ния бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)[24]

Философия сама выступает в качестве методологии — учения о способах познания для других наук. Кроме всеобщих методов познания, в рамках философии (гносеологии и логики) разраба­тываются и общенаучные методы, включающие и эмпирические методы познания действительности.

Источник

Общее понятие и содержание методов философии

1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составля­ют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество.

2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выде­лить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

3» Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Читайте также:  Особенности способов разрешения межличностных конфликтов

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и нося­щих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разроз­ненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эк­лектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, при­влекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в сред­ние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дамиявляются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а созна­ние — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широ­кое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве перво­начала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распростра­нен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в ос­нове познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый пре­имущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыс­лях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

Тема 4. Функции философии

1. Общее понятие функций философии.

Источник

Оцените статью
Разные способы