Способы сравнения множеств детьми

Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение множеств»

Виктория Яковлева
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение множеств»

МДОУ Детский сад комбинированного вида № 67

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей с интеллектуальной недостаточностью (третий год обучения)

Тема: «Сравнение множеств»

Учитель-дефектолог: Яковлева В. Ю.

Цель: Развивать мыслительные операции у детей (сравнение, обобщение, умозаключение) в процессе сравнения между собой двух множеств.

1. Подводить детей к пониманию того, что количество сыпучих и жидких тел не зависит от объемов сосуда, формировать простейшие измерительные навыки.

2. Продолжать учить сравнивать два множества по количеству и уравнивать их.

3. Совершенствовать навык сравнения контрастных по величине предметов.

4. Продолжать формировать счетные навыки, умение производить заданное количество движений в пределах трех.

5. Закреплять умение выкладывать из палочек геометрические фигуры, елочки из треугольников, соотносить фигуру и форму предмета.

1. Развитие мыслительной и речевой деятельности, координации движений.

2. Актуализация математического словаря.

Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброту и отзывчивость.

Материалы и оборудование:

Мягкие игрушки мишка и зайчик, баночки одинакового размера для демонстрации, манная крупа, подкрашенная вода, высокая бутылка, широкая емкость, одинаковые стаканы, мисочки и ложки по количеству детей, счетные палочки, шнурки, зеленые треугольники разного размера и один маленький квадрат по количеству детей, картинки с изображением предметов разной формы.

Этапы занятия Ход занятия Коррекционная направленность

I Организационный момент.

Сядет тот, кого я назову ласково.

III Итог занятия.

Работа у демонстрационного стола, дети сидят.

1. — К нам сегодня в детский сад на занятие пришли гости: Мишка и Зайчик.

— Откуда они пришли? (из леса)

Они хотят с нами поучиться считать и посмотреть, как вы занимаетесь. Они долго шли из леса, устали и проголодались. Пусть они пока отдохнут, а мы сварим для них манную кашу. Сначала нужно померить крупу.

На столе рядом 2 баночки с манкой одинакового размера.

— Поровну ли крупы в банках? Поставим их

рядом. Манка из одной баночки с помощью воронки пересыпается в высокую узкую бутылку.

— В этой банке крупы стало больше или осталось столько же? Что нужно сделать, чтобы узнать? Давайте проверим. Снова пересыпем крупу обратно и сравним с другой банкой. Крупы осталось столько же. Как мы догадались? (увидели)

Затем пересыпаем крупу в широкую тарелку.

— А сейчас поровну ли крупы в банке и тарелке или крупы стало меньше? Проводится аналогичная работа. Затем крупа пересыпается в 2 миски.

— Какой мы можем сделать вывод? Количество крупы не зависит от размера посуды.

2. Самостоятельная работа детей за столами.

— Сейчас мы будем варить манную кашу. В первую мисочку для зайчика насыплем 3 ложки крупы, а во вторую для мишки 4 ложки. Чтобы не запутаться, после каждой ложки будем откладывать красную фишку. Дети проговаривают предстоящие действия.

— В какой миске крупы больше? Меньше? Почему?

— Зайчику будет обидно, что у него каши меньше? Что надо сделать, чтобы крупы было поровну? Добавить еще 1 ложку, поставить мисочки рядом, проверить.

— Чтобы сварить кашу, нужно добавить воды или молока. Мы добавим в крупу воды и все перемешаем. Получилась каша. Угостим наших гостей.

3. — Мишка и Зайчик поели и теперь их нужно напоить компотом. На столе банка с подкрашенной водой и 2 одинаковых стакана.

— Стаканы пустые или полные? Наливаем воду в стаканы в одинаковом количестве.

— В каком-то стакане компота больше или в обоих стаканах одинаково, поровну? Давайте поставим их рядом. Вызывается 1 ребенок и переливает воду в узкую бутылку.

— Компота в бутылке стало больше или осталось столько, сколько было в стакане? Давайте проверим. Вода вновь переливается в стакан.

— Компота не стало больше, потому что его не добавляли. Аналогичную работу проводит другой ребенок, переливая воду в широкую емкость. Затем вода переливается в стаканы, и дети поят компотом Мишку и Зайчика.

— Какой сделаем вывод? Количество не зависит от размера посуды.

Дети стоят лицом вкруг, делают ушки из пальчиков на голове.

Выполняют три прыжка на носочках обеих ног

Сгибают руки перед грудью, как лапки у белки.

Выполняют три прыжка на носочках обеих ног.

Ноги на ширине плеч, руки опущены.

Раз, два Топают сначала правой, потом левой ногой.

Делают из ладошек рога на голове.

Раз, два Топают сначала правой, потом левой ногой.

И как ежик быстро раз.

Читайте также:  Способы индивидуализации результатов деятельности юридического лица

Быстро приседают, группируются.

Не откроем наших глаз.

Сидят сгруппировавшись и закрыв глаза

— Поиграем вместе с Зайчиком.

«Зайка серенький сидит»

5. — Мишка и Зайчик пришли не с пустыми руками. Они принесли с собой вот этот чудесный мешочек и хотят поиграть с вами.

Игра «Чудесный мешочек» на угадывание геометрических фигур.

Дети выкладывают для Мишки и Зайчика геометрические фигуры из палочек: треугольник и квадрат.

— Чем отличаются фигуры? (углы и стороны)

— Сколько палочек понадобилось для выкладывания треугольника, квадрата? Для какой фигуры понадобилось палочек больше? Почему?

6.- Давайте это проверим. Нарисуем палочки на песке и сравним.

— Сделаем пальчиковую гимнастику:

Вот что Мишка рассказал:

Захотелось хитрой лисичке кого-нибудь поймать

Упражнение Лисичка, затем пальцы сцепляются «в замок»

Или птичку или рыбку,

Выполняют упражнение Птичка, затем Рыбка

Или зайку или мышку,

Выполняют упражнение Зайчик, затем Мышка

Но птички улетают, рыбки уплывают,

Упражнение Птичка, скрещенными руками по кругу, Рыбка, движения рук от себя

Зайки убегают, мышки прячутся в норку.

Упражнение Зайчик, движения рук от себя. Хлопок в ладоши за спиной.

Работа у стола с подсветкой на песке.

Один ребенок рисует на песке 3 палочки, другой 4. Сравнение и уравнивание количества палочек.

-Из чего можно сделать круг? (из шнурка)

Какая фигура на столе лишняя? Почему?

— Подберите к фигурам из тарелочек нужную картинку, что бывает такой формы.

7. — Ребята, Мишка и Зайчик нам принесли вот эти конверты. Они хотят с вами поиграть и хотят, чтобы вы сделали деревья из геометрических фигур.

— Посмотрите, какие у вас фигуры и назовите их (зеленые треугольники: большой, поменьше, еще меньше и маленький, и коричневый квадрат).

Дети выкладывают треугольники на столе в порядке возрастания.

— Какие деревья можно сделать из этих фигур? (елочки)

Дети выкладывают на столе елочки.

— Какой чудесный лес из елочек!

8. — Ребята, нашим гостям — диким животным пора возвращаться в лес, а вам в группу. Вам понравилось наше занятие? А что вам особенно было интересно? Что запомнилось?

(сравнение)

памяти, двигательное восприятие

Развитие зрительного восприятия, мышления

Умение производить заданное количество движений

Сравнение

Зрительное восприятие, мышление

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе «Сравнение по количеству» Конспект занятия ФЭМП в старшей группе. Тема: «Сравнение по количеству». Цель: дать представление о сравнении по количеству, понятиях «больше»,.

Конспект занятия по ФЭМП подготовительная группа «Сравнение чисел. Знаки больше, меньше, равно» йымдастырылан оу іс – рекеті/Организованная учебная деятельность/Organized training activities.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение трех предметов по ширине. Счет на ощупь в пределах 5» Цель: • продолжать упражнять в счете на ощупь в пределах 5; • закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра; • учить сравнивать.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение двух предметов по высоте» ООД. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) во второй младшей группе. Познавательное развитие. Воспитатель 1 КК Улевич.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Круг, квадрат, сравнение предметов по длине» Цель: создание условие для развития элементарных математических способностей Задачи: упражнять в сравнении предметов по длине используя.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Сравнение предметов по ширине. Части суток» Конспект занятия по ФЭМП. Младшая группа Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Конспект НОД по ФЭМП «Порядковый счет. Закрепление счета в пределах пяти. Сравнение множеств» в средней группе Тема: «Порядковый счет. Закрепление счета в пределах пяти; Сравнение множеств; различие и называние геометрических фигур». Доминирующая.

Презентация по ФЭМП для младшей группы Сравнение множеств про куклы Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Давайте улыбнемся друг другу, что у всех было хорошее настроение. — Послушайте сказку: — Жили.

Презентация по ФЭМП для средней группы «Порядковый счет. Сравнение множеств» Презентация по ФЭМП для старшей группы. Тема: «Порядковый счет». Сравнение множеств.», «Отношения: столько же, больше, меньше» Цель: формировать.

Конспект занятия «Сравнение конкретных множеств» Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа Сидя перед телевизором, можно высыпать пуговки на пол и.

Источник

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Наталья Смирнова
Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее.

На занятиях в детском саду множества рассматриваются конечными, бесконечными, пустыми.

Ознакомление дошкольников с множествами является главной задачей их математического развития.

Читайте также:  Корневой способ питания растений

Основные задачи введения в мир математики по Крыловой Н. М.

Овладение умениями понимать множества (один много) предметов, сравнивать множествапо количеству входящих в них элементов без счета: наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки, определять количественный состав числа из единиц в пределах 3, делить целый предмет на половины -2 равные части

Понимать множество как совокупности предметов имеющих общий признак, считать предметы в пределах 5,пользуясь приемами: — называть числительные по порядку, согласовывать в роде, числе и падеже, различать цифру и число

-сравнивать две группы, добавлять к меньшей группе недостающие элементы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов (3 рыбки и 3 птички, отсчитывать предметы по образцу или названному числу;

— считать в пределах 5; количественный и порядковый счет, определять состав чисел в пределах 5 из единиц;

Считать в пределах 5, различать количественный и порядковый счет,

Определять количественный состав числа из единиц в пределах 5

-усвоение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, о месте числа среди других чисел ряда, о числе как результате измерения условной меркой; развитие умения оперировать с множествами и операциями над ними, понимать «множество», «элемент», «часть множества», сравнивать множества практическим путем и опосредованно через счет, до 10, сравнивать множества, использовать графическое отображение множеств, умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления, использовать знаковые обозначения.

Сравнивать множества в пределах 20 элементов, использовать разные способы сравнения множество: наложение, приложение счет, уметь графически изображать множество. Овладение понятиями «множество, элемент, часть множества»

Основными методами и приемами формирования представлений о множестве являются дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметы, игрушки, геометрические фигуры). С этой целью широко используются различные рисунки и карточки.

Младший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Спрячь медвежат».

Материал: Мячи и игрушечные медвежата.

Ход игры: Спрячь медвежат за мячи, чтобы я не смогла их найти.

Вопросы к ребенку. Какого цвета большой медведь? А маленький?

Какого цвета мячи: большие, маленькие? За какой мяч ты спрячешь большого медведя, чтобы я не смогла его увидеть? А маленького?

Игровое упражнение «Положи, столько машинок, сколько изображено на рисунке».

Материал: карточки с нарисованными на них машинками (мишками, зайчиками). Коробочка с отдельно вырезанными машинками (но при этом необходимо учесть, что вырезанных машинок должно быть больше, чем нарисованных на карточках,например: вырезанных машинок 10, а на карточках их всего 5 штук).

Ход игры: Нужно попросить ребёнка наложить вырезанные машинки на машинки, изображённые на карточках. Далее целесообразно заменить машинки на изображения шариков, кубиков, куколок, зайчиков и т. д. Это необходимо сделать для того, чтобы ребёнок видел, что, как бы ни менялись предметы, их надо положить столько, сколько нарисовано на карточке. Взрослый должен постоянно при этом упражнении повторять, например,такие слова как: «Положи, пожалуйста, столько машинок, сколько их изображено на рисунке».

Игровое упражнение «Сколько, ты положил?»

Материал: карточка с нарисованными мишками и один зайчик. Коробочка с отдельно вырезанными изображениями мишек и зайчиков.

Ход игры: После того как ребёнок достал из коробочки, лежащей рядом с ним, вырезанные изображения мишек и зайчиков и наложил их на изображения на карточках,его нужно спросить: «Сколько ты положила мишек, Катя?» «Много», — отвечает ребёнок. «А сколько ты положила зайчиков, Катя?»

«Мало (или одного) — отвечает малышка.

Игровое упражнение «Накормим, белочек»

Материал: белочки и коробка с вырезанными из бумаги грибочками.

Ход игры: На столе ставятся белочки. Ребёнку даётся коробка с вырезанными из бумаги грибочками. Ребёнок должен взять из коробки столько грибков, сколько стоит на столе белочек, и положить грибочки рядом с ними (по одному грибку рядом с каждой белочкой).

«Видишь, — говорит взрослый, — белочек и грибков поровну».

Говоря это, взрослый подчёркивает равенство двух множеств.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Материал: геометрические фигуры, мелкие игрушки.

Ход игры: Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.

Ведь при ощупывании предметов разной формы, объема, величины, нахождении парных предметов развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого ребенка, и дети учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.

Старший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Составь число из единиц».

Материал: геометрические фигуры.

Ход игры: Возьмите три треугольника разного цвета. Затем анализируется состав этого множестваи делается вывод о составе числа:

— «Сколько всего треугольников?

— По сколько взято треугольников каждого цвета?

— Сколько треугольников разного цвета вы взяли, чтобы их стало три?

— Из скольких единиц состоит число три? Значит, число три состоит из трех единиц (одна, еще одна и еще одна).

Читайте также:  Индивидуальный способ физических упражнений

— Сколько возьмете предметов, если я назову число три?

В дальнейшем дети сами составляют множества из разных предметов, определяют их состав. Следует обратить внимание на то, чтобы дети называли не только предметы,но и количество их: «Я взяла три игрушки: одного лебедя, одну черепаху, одну рыбку».

Дидактическая игра: «Я знаю пять имен девочек.»

Игровое упражнение «Состав числа из двух меньших».

Материал: состоит из 10 двусторонних кругов (синий и красный).

Ход игры: Взрослый выкладывает вряд 3 кружка одного цвета, просит ребенка сказать, сколько всего кружков, и указывает,что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», —говорит взрослый и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» :спрашивает взрослый. Ребенок отвечает, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего—из 3 разноцветных кружков.

Взрослый делает вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной второй кружок, и ребенок рассказывает, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Взрослый подчеркивает,что число 3 можно составить по-разному: 2 и 1, 1 и 2.

Игровое упражнение с обручами.

Материал: два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера.

Ход игры:

Детям предлагается:

В желтое кольцо собрать все желтые фигуры;

В белое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

Какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.) какие фигуры–в зеленом кольце? (Всекрасные.)

Почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

Второй вариант. «Пересекающие обручи».

Детям предлагаетсяразложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

После выполнения практической задачи проводится беседа последующим вопросам:

Какие фигуры в желтом кольце?

Какие фигуры в белом кольце?

Почему есть фигуры, которые попали в пересечение колец? (так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные).

Почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи Морозова Ирина Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад № 143 «Бусинка» г. Тольятти КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно — исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Источник

Оцените статью
Разные способы