Способы проведения соревнований
В циклических видах спорта участники соревнований преодолевают определённую дистанцию и по показанному времени определяются победители, призёры и все остальные участники расставляются по местам в итоговом протоколе данных соревнований.
В сложнокоординационных видах спорта участникам соревнований за показанную в соревнованиях программу, судьи определяют баллы и по сумме баллов все участники ранжируются по местам.
В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.
1. Круговой способ проведения соревнований.
При проведении соревнований этим способом все участники соревнований (спортсмен или команда) встречаются со всеми соперниками поочерёдно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи) оцениваются в очках, учитываются при определении места, занятого спортсменом или командой. Первое место присуждается команде (спортсмену), набравшей наибольшую сумму очков.
При проведении соревнований круговым способом возникают случаи, когда одну и ту же сумму очков набирают две или несколько команд (участников). В таких случаях преимущество отдаётся команде (спортсмену) в соответствии с условиями, определёнными в «Положении о соревнованиях».
Условиями, определяющими преимущество, могут быть:
• победа команды (участника) в личной встрече;
• преимущество в количестве побед у данной команды (участника);
• лучшая разница мячей, шайб, очков.
Могут быть назначены и дополнительные встречи.
2. Отборочно-круговой способ.
При проведении соревнований этим способом команды (участников) разделяют вначале на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды (участники) занявшие лучшие места в группе (не более 50 % от участвующих команд в группе) переходят в следующий тур соревнований. Эти команды вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой до следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя и призёров соревнований.
3. Способ прямого выбывания.
В соревнованиях, проводимых этим способом, участник (команда), проигравший поединок выбывает из дальнейших соревнований. При проведении соревнований этим способом возможны утешительные поединки между проигравшими спортсменами, позволяющие их победителям продолжать дальнейшие соревнования.
Важным моментом объективизации проведения соревнований этим способом, является рассеивание участников (команд) на предварительных этапах соревнований (по их рейтингу).
5. Смешанный способ.
Все команды (спортсмены) предварительно участвуют в одном-двух турах проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке (или по «Положению о соревнованиях») способом прямого выбывания. Финальные поединки могут проводиться и круговым способом.Объективность выявления победителей и призёров во многом зависит от характера жеребьевки – рассеивание команд (спортсменов) по предварительным группам в соответствии с их рейтингом или спортивной квалификацией, определяемой по результатам предыдущих соревнований.
Независимо от способов проведения, соревнования могут состоять из двух ступеней: предварительных и финальных. В зависимости от количества участников, между предварительными и финальными соревнованиями могут быть промежуточные: 1\8; ¼; ½ финала.
В соревнованиях по лёгкой атлетике, плавании, тяжёлой атлетике и др. могут проводиться соревнования, состоящие их двух этапов: квалификационного и основного. В процессе квалификационного этапа проводится отбор спортсменов, выполнивших
квалификационный норматив, для участия в основном этапе.
4.Планирование соревнований.
Составление календаря спортивных, соревнований. Проведение спортивных соревнований регулируется несколькими документами, основными из которых являются правила спортивных соревнований по видам спорта, календарный план спортивных соревнований, положение о соревновании, регламент проведения спортивных соревнований, смета на проведение спортивного соревнования.
Соревнования в спортивных организациях проводятся в соответствии с календарным планом. Календарный план (календарь) соревнований представляет собой плановый документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий период спортивных мероприятий и их виды, определяет сроки и места их проведения, состав участвующих организаций, участников и судей, а также предполагаемую стоимость проведения этих соревнований. Обычно календарный план составляется на год или на сезон
Положение о соревновании — основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнования, содержание программы и способы определения победителей соревнования. Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями. Многолетней практикой проведения соревнований в России выработана четкая типовая структура положения о соревновании. Положение о соревновании любого ранга включает, как правило, его точное название и несколько разделов, основные из которых рассмотрены ниже.
Источник
Виды, способы и оценка спортивных соревнований.
Классификация видов спорта.
Большое разнообразие видов спорта породило нескольких классификаций, которые с различных сторон группируют виды спорта.
Исторически сложившиеся классификации:
Атлетические виды спорта, технические виды спорта с использованием спортивного оружия, модельное конструирование, перемещение на местности, абстрактно-композиционного мышления, многоборье, совместно с животными, экстремальные виды спорта, артистические виды спорта.
Классификация по характеристики соревновательных нагрузок:
Циклические и ациклические, с предельной двигательной активностью, с низкой физической активностью, с отсутствие двигательной активности.
Виды, способы и оценка спортивных соревнований.
В каждом виде спорта и спортивной дисциплине существуют правила проведения соревнований и правила судейства по которым определяют победителя.
Определение спортивного результата: объективное, субъективное, по результату, комплексная оценка по очкам.
Виды соревнований: контрольные, личные, по географическому делению, клубные, квалификационные.
Способы проведения соревнований: круговой способ, способ прямого выбывания, смешанный способ, способ по правилу гандикапа.
Спортивные движения: общедосуговый, спорт инвалидов, спорт высших достижений, добровольно-спортивные общества.
Спортсмены, любители и профессионалы.
Структуры тренировочного процесса.
Тренировочный процесс имеет структуру циклов: малых, средних, больших? Каждый цикл имеет своё назначение и направленность, главной целью является? К макроциклам относятся этапы многолетней подготовки? Годичный цикл включает периоды?
14.тренировочное занятие.
Структура трен.занятия : водно-подготовительная часть, основная, залючительная. Условия и организация проведения трен.занятия? По педагогической направленности занятия делятся на основные, доп., избирательной и комплексной направленности.
Сочетание средств различной направленности: положительное, нейтральной, отрицательное сочетание.
Для ускорения процессов восстановления после нагрузки применяются: смена направленности, нагрузка в восстанавливающем режиме, смена внешних раздрожителей. По форме организации и проведения тренировочного занятия могут быть урочными и неурочными.
По направленности различают уч.трен.занятия, восстанавливающие, модельные и контрольные занятия.
Методы применяемые на тренировочных занятиях делятся на инд., групповой, фронтальный, станционный метод.
Величина нагрузки является основным трен. Фактором, вызывающим адаптационные перестройки в организме спортсмена: по объёму нагрузки делятся на большие, значительные, средние и малые.
По интенсивности нагрузки делятся на зоны: умеренные, большие, субмаксимальные, максимальные.
Нагрузки различной направленности вызывают различные реакции организма и время суперкомпенсации при восстановлении.
При планировании нескольких занятий в течении одного дня необходимо учитывать?
Тренировочные микроциклы.
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов- втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни. Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы –(специально подготовительные и модельные).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
Подводящие микроциклы. Восстановительные микроциклы. Соревновательные микроциклы. Ударные микроциклы –(быстро добиться определенных адаптационных перестроек).
Тренировочные мезоциклы.
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.
Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсорев-новательных, соревновательных, восстановительных.
Втягивающие мезоциклы.— постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы.
Базовые мезоциклы -основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности.
Контрольно-подготовительные мезоциклы. -широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным.
Соревновательные мезоциклы- увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.
Тренировочные макроциклы.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах.
Подготовительный период – 1). общеподготовительный (или базовый) этап – его задача повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ; состоит из двух мезоциклов — втягивающий и базовый. 2) специально подготовительный этап — стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки.. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.
Соревновательный период (период основных соревнований). – его задача повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.
Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы- его задач; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту – его задачи.
Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 недель.
Переходный период – его задачи обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки. Содержание периода.
18.Структура многолетней подготовки.
Продолжительность и структура многолетней подготовки зависит от ряда факторов?
Многолетняя подготовка должна учитывать? Этапы многолетней подготовки?
- Этап спец., базовой подготовки. Целью базового специализированного этапа подготовки является? Этап делится на 2 части : общую и специализированную. Задачи общей (первой) части этапа? Задачи специальной (второй) ?
- Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Цель.
- Этап сохранения достижений. Целью этапа является ? задачи.
- Этап реадаптации в спорте. Реадаптация?
Годовое планирование на этапах многолетней подготовки во многом определяется видом спорта ( на примере избранного вида спорта).
19.Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней подготовки.
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта), включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования.:
Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Способности — это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.
Спортивный отбор осуществляется в четыре этапа.
Первый этап – его содержание. Второй этап (углубленная проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта) – его содержание..
Основные методы отбора (антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования – их характеристика) .
Третий этап отбора (спортивная ориентация) – его содержание.
Четвертый этап отбора ( в сборные команды страны)- его содержание. Показатели, учитывающие при отборе.
В современном спорте актуальным является выявление лиц, имеющих перспективу достижения высших результатов. Спортивная одаренность складывается из следующих компонентов? Спортивный отбор- это? Спортивный отбор включает 4 ступени : предварительная стадия, промежуточная, заключительная, стадия совершенства.
Отбор и ориентация на начальном этапе : задачи.
Отбор и ориентация на втором и 3 этапе, задачи.
Ориентация на этапе реадаптации.
Прогнозирование в спорте.
Прогнозирование в спорте? Прогнозирование исследует? Прогнозирование в спорте имеет разделы: краткосрочные, среднесрочные? Среднесрочное прогнозирование предусматривает? Долгосрочное? Задачи? Сверхсрочное прогнозирование включает задачи?
Моделирование в спорте.
Моделирование в спорте решает следующие задачи:
1) Построение математических параметров конституции тела чемпионов.
2) Разнообразные показатели соревновательной подготовленности высококвалифицированных спортсменов.
3) Анализ тренировочного процесса и внетренировочных факторов, влияющих на достижение высоких результатов.
4) Математическое построение характеристик исходного состояния морфофункциональных показателей и уровня подготовленности.
5) Построение тренировочного процесса с целью достижения высших спортивных результатов.
Существуют три уровня построения моделей:
1) Обобщенные модели;
2) Групповое моделирование;
3) Индивидуальное моделирование.
Планирование и учет в спорте.
Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.
Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.
Этапный учет его характеристика – (предварительный и итоговый- их характеристика.)
Текущий учет. Оперативный учет является разновидностью текущего. Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.
Для чего осуществляется учет в спорте?
Существуют перспективное, текущее и оперативное планирование.
Связь планирования и учета в спорте?
Подготовка в горных условиях.
Занятия в условиях низкогорья, среднегорья, высокогорья.
Горная болезнь, неотложная помощь при горной болезни.
Классификация видов спорта.
Большое разнообразие видов спорта породило нескольких классификаций, которые с различных сторон группируют виды спорта.
Исторически сложившиеся классификации:
Атлетические виды спорта, технические виды спорта с использованием спортивного оружия, модельное конструирование, перемещение на местности, абстрактно-композиционного мышления, многоборье, совместно с животными, экстремальные виды спорта, артистические виды спорта.
Классификация по характеристики соревновательных нагрузок:
Циклические и ациклические, с предельной двигательной активностью, с низкой физической активностью, с отсутствие двигательной активности.
Виды, способы и оценка спортивных соревнований.
В каждом виде спорта и спортивной дисциплине существуют правила проведения соревнований и правила судейства по которым определяют победителя.
Определение спортивного результата: объективное, субъективное, по результату, комплексная оценка по очкам.
Виды соревнований: контрольные, личные, по географическому делению, клубные, квалификационные.
Способы проведения соревнований: круговой способ, способ прямого выбывания, смешанный способ, способ по правилу гандикапа.
Спортивные движения: общедосуговый, спорт инвалидов, спорт высших достижений, добровольно-спортивные общества.
Источник