Формы и методы работы командиров по сплочению воинских коллективов
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами войсковой части
ТЕМА: «Формы и методы работы командиров по сплочению воинских коллективов».
Вопросы: 1. Взаимоотношения военнослужащих.
- Дружба и войсковое товарищество.
Дата:
Время: 1 час.
Место: клуб части.
Рекомендуемая литература:
- Архангельский В. Взаимоотношения военнослужащих в подразделении и роль прапорщика (мичмана) в их совершенствовании. Ориентир. – 1997. — № 3.
- Прозоров А. Дружба и войсковое товарищество – важнейшее условие высокой боевой готовности подразделения. Ориентир. – 1997. — № 3.
- Шипилов А. Нет службы без дружбы. Ориентир. – 1998. — № 7.
- Щелкунов С. Дружба и войсковое товарищество в многонациональном воинском коллективе – залог высокой боевой готовности. – Ориентир. – 1998. — № 1.
- Яхновец С. Дружба и войсковое товарищество – важнейший фактор боевой готовности. – Ориентир. – 2000. — № 2.
Взаимоотношения в воинском коллективе – это специфическая сеть внутриколлективных отношений, обусловленных идейной общностью, оценками деятельности и личности каждого воина, поддерживаемых чувствами уважения, доверия, дружбы, товарищества и ответственности.
Каждый человек – личность. Ее определяет степень развития и выраженности психологических свойств индивидуума. Происходящее в обществе так или иначе отражается на психологии человека. На поведение военнослужащего постоянно влияет и система связей в людьми, сложившаяся до призыва в армию, и подобная система, формируемая во время службы.
Определенные социально-психологические черты воина находят свое отражение в статусе воина и его роли в коллективе.
Статус воина – это его положение в системе межличностных отношений, определяющее права, обязанности и привилегии.
В различных группах один и тот же воин может иметь разный статус.
Социальная функция личности определяет его роль.
Статус, как и роль, может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным).
В ходе психологических исследований было выяснено, что каждый военнослужащий помимо своих должностных обязанностей выполняет ряд функций, соответствующих определенной роли. В коллективе насчитывается в среднем 10 – 12 основных ролей: лидер, мастер, знаток, шутник, лентяй, миротворец, бунтарь, судья, праведник, исполнитель и т.д.
Выполнение какой-либо из них военнослужащим зависит от многих факторов: его профессиональной подготовки, общей эрудиции, индивидуально-психологических качеств, физических данных, традиций, установленных в группе, уровня развития воина, воздействия на него коллектива и до.
Установлено, что наиболее конфликтными по отношению к младшему командиру являются роли: лидера, мастера, знатока, а не лентяя, бунтаря, шутника. Лидер, мастер и знаток могут препятствовать нормальному выполнению обязанностей сержантом.
Взаимоотношения в воинском коллективе проявляются в двух основных формах. Во-первых, это официальные отношения. Они зависят от организационной структуры подразделения, согласно которой определяются функции каждого воина, объем его обязанностей, прав и ответственности. Во-вторых, это неформальные отношения. Они формируются как система межличностных симпатий и антипатий. Однозначно нельзя сказать, какая из форм является ведущей в межличностных отношениях. Однако при более глубоком рассмотрении проблемы становится ясно, что официальные взаимоотношения в воинском коллективе всегда играли и играют определяющую роль. В отличие от неофициальных, которые меняются в связи с прибытием в коллектив новых военнослужащих, официальные более стабильны.
Взаимоотношения военнослужащих можно разделить по сферам деятельности. При несении боевого дежурства, внутренней и караульной службы проявляются служебные взаимоотношения. В них, как правило, личные симпатии или антипатии, черты характера играют не такую важную роль. Четче в них проявляются уровень знаний, развитие навыков и умений, боевого мастерства, опыт службы и т.д. Замечено: чем благоприятнее обстановка, тем больше проявляется личностное взаимовлияние. При осложнении обстановке начинают сильнее проявляться товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка.
При участии в общественной деятельности важно учитывать индивидуально-психологические особенности сослуживцев. На недостатки товарища необходимо указать ему корректно. При выдвижении воина на общественные должности учитываются его способности к проведению общественной работы, наличие у него авторитета и личного желания заниматься такой деятельностью, а также неформальная ролевая структура коллектива.
Отношения по интересам накладывают свой отпечаток на военно-профессиональную направленность деятельности военнослужащих, положительно или отрицательно влияют на нее.
Существует тенденция переноса бытовых отношений в служебную сферу. Например, воины наиболее ранних призывов принуждают молодых солдат выполнять за них хозяйственные работы, а на себя берут более квалифицированную работу на технике. Такой подход неверен. В хорошем коллективе молодым солдатам всегда помогут быстрее освоить свои воинские обязанности.
Современная психология признает, что взаимоотношения воинов влияют на индивидуальность каждого и их совместную деятельность. Однако характер этого влияния не так уж однозначен.
Экспериментальные исследования отечественных психологов свидетельствуют: чем лучше взаимоотношения в коллективе, тем выше эффективность индивидуальной и совместной деятельности. Но в то же время исследования показали, что положителен результат только до определенного уровня. Если же степень взаимных симпатий превышает его, может произойти обратное. Сохранение хороших взаимоотношений может и расслабить военнослужащего, что снижает взаимную требовательность, принципиальность, сдвигает интересы дела на второй план. Благодушие и всепрощение очень часто приносят вред.
За формальными и неформальными взаимоотношениями своих подчиненных должен следить офицер и умело управлять вверенным ему коллективом, опираясь на собственную интуицию и на складывающуюся обстановку. Важнейшим условием формирования правильных отношений в воинском коллективе является умение командира оказывать влияние на подчиненных. А для этого ему необходимо обладать исчерпывающей информацией о характере отношений между подчиненными, о составе микрогрупп и их лидерах, о военнослужащих, не сумевших найти друзей в коллективе. Поэтому также необходимо командиру умело использовать специальные психолого-педагогические приемы (методики) получения надежной информации о личностных отношениях подчиненных.
В этой непростой работе командиру существенную помощь может оказать сплоченный воинский коллектив, способный пресечь дурные наклонности отдельных военнослужащих.
Воинская дружба и боевое товарищество являются славной боевой традицией армии и флота. Она жила и живет во всех поколениях российских воинов, играет весомую роль в укреплении морально-психологического климата в коллективе и решении стоящих перед ним задач. Во все времена сила нашей армии множилась коллективизмом, взаимопомощью.
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Для дружеских отношений характерно глубокое и устойчивое взаимопонимание. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только добрым словом, но и делом, причем бескорыстно и от души.
Дружба может проявляться многообразно: от элементарного совместного времяпровождения до крепких искренних взаимоотношений.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: чисто служебными, ориентированными на решение стоящих перед подразделением задач; эмоциональными, вызванными общением друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все они в реальной жизнедеятельности воинских коллективов переплетаются, сочетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Боевая дружба воинов армии и флота – один из важнейших источников укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил. Она является существенным условием успешного выполнения задач боевой подготовки, дальнейшего укрепления дисциплины и боевой готовности.
Дружеские отношения между людьми не всегда складываются сразу. Как правило, им предшествуют товарищеские взаимоотношения.
Возникновение и развитие войскового товарищества уходит к истокам русской армии. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия – это еще и история боевого товарищества.
Слово «товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности и условиям жизни и т.п. «Военный Энциклопедический словарь» дает такое определение войсковому товариществу – это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность.
Товарищество проявляется прежде всего в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого воина отвечало интересам службы, интересам воинского коллектива. Чтобы осуществить все это, необходимо помнить уставные требования: дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении сослуживцев грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков.
Огромная роль в формировании теплых, дружеских взаимоотношений в воинском коллективе отводится командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества.
Выполняя свои обязанности, командный состав должен учитывать, что большое значение в их работе имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого воина. Речь идет о том, чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам, непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи во имя успеха всего коллектива.
Разумеется, многое в этой работе зависит от личного примера командира, нравственный облик и авторитет которого порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.
Что влияет на сплочение воинских коллективов, укрепление в них товарищества?
Во-первых, современные виды оружия – коллективные. Это значит, что в условиях боя действия военнослужащих представляют собой взаимосогласованные усилия всего экипажа, расчета, группы. Умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам дела, обеспечить взаимозаменяемость, взаимовыручку и взаимопомощь – важнейшие условия решения поставленных задач.
Во-вторых, успешная деятельность любого коллектива зависит от нравственного климата, возданного в нем, от отношений, складывающихся между его членами.
В-третьих, на укрепление товарищеских взаимоотношений между людьми большое влияние оказывает их совместная деятельность по решению конкретных задач. Это надежная основа для зарождения и упрочения войскового товарищества.
В-четвертых, командиры призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества. Военнослужащие должны понимать, что потворство неправильным действиям товарищей, молчаливое согласие, потакание им вольно или невольно ведут к разрушению товарищеских взаимоотношений.
В-пятых, атмосфере взаимопомощи и взаимопонимания в подразделениях способствуют прочные межличностные связи в коллективе. Эмоциональная привязанность приводит к тому, что воин всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится опытом.
Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины, организованности. Он воспитывает каждого солдата и матроса.
Источник
Сплоченность коллектива
Методическое пособие
на тему «Сплоченность воинского коллектива»
Изучение коллектива, его сплоченности и управление им — задача сложная и многоплановая. Для ее успешного решения офицеру необходимо обладать не только глубокими знаниями социально-психологических явлений, но и умениями воспитывать подчиненных, организовывать их в боеспособный коллектив.
В настоящее время достижение сплоченности воинских коллективов пограничных застав сопряжено с большими трудностями.
Развитие пограничных войск в новых условиях требует повышения качества выполнения служебно-боевых задач. Многое зависит от организованности, поддержания уставного порядка, сплоченности воинских коллективов.
К сожалению приходится констатировать, что в последнее время наметились достаточно устойчивые тенденции ухудшения состояния воинской дисциплины, снижения общего уровня организованности в ПВ РФ. Как показали проведенные исследования, эти негативные моменты протекают на фоне разобщения личного состава пограничных застав. Сложившаяся ситуация характеризуется тем, что практически на любой пограничной заставе выделяются три категории военнослужащих.
К первой следует отнести лиц, оказывающих моральное и физическое давление на сослуживцев в интересах получения для себя казарменного «комфорта» (как правило, воины более ранних сроков призыва, обладающие более высоким статусом).
Ко второй категории относятся военнослужащие, подвергающиеся в подразделении унижениям и оскорблениям, однако оценивающие такое положение дел как явление закономерное и временное. Они выжидают того момента, когда наступит их черед войти в состав доминирующей группы.
В третью категорию подпадают военнослужащие, постоянно подвергающиеся психологическому давлению со стороны сослуживцев. Оказавшись в состоянии глубокой социально-психологической изоляции эти воины не надеются на положительные перемены. Из-за внутреннего неприятия сложившихся обстоятельств, они предрасположены к активным действиям протеста (самоубийство, самовольное оставление подразделения, применение оружия по отношению к обидчикам).
Результаты социально-психологических исследований, показывают, что продолжающийся процесс разобщения воинских коллективов обусловливает постоянный рост преступлений, происшествий и других негативных явлений. Реальная обстановка такова, что влияние сержантского состава на укрепление дисциплины в подразделениях весьма незначительно, а офицеры и прапорщики, как правило оказываются не готовы в тому, чтобы преодолеть неблагоприятные тенденции. Применение шаблонов деятельности, сложившихся в условиях относительной стабильности, в обстановке, характерной для воинских коллективов прошлых лет, не только оставляет безрезультатными усилия руководителей в работе с людьми, но и дискредитируют саму идею о возможности наведения твердого уставного порядка.
Совершенно очевидно, что командным кадрам в самое ближайшее время предстоит переориентироваться на новую модель руководства воинскими коллективами. Ее суть заключается в следующем:
Во-первых, работа с людьми должна строится с учетом реального качества личного состава, его низких адаптационных возможностей к современным условиям службы, неспособности самостоятельно противостоять криминогенным факторам в войсковой среде.
Система воздействий на личный состав должна обеспечить стабилизацию состояния воинской дисциплины . При этом важно располагать исчерпывающими данными для прогнозирования развития негативных ситуаций, своевременного выявления источников и объектов правонарушений с тем, чтобы предотвращать чрезвычайные происшествия.
Формулировки задач прежних лет с применением шаблонных терминов: «усиления», «совершенствования», «укрепления» воинской дисциплины и т.п., без выделения конкретных средств и способов их реализации, преимущественное использование контрольных мер за личным составом и репрессивных воздействий , не дают и не могут дать в современных условиях необходимого эффекта.
Формула новой модели руководства воинскими коллективами такова: » учет динамики реальной обстановки в коллективах — своевременное обнаружение признаков негативной ситуации – прицельное упреждающее управленческое воздействие».
Результативность этой модели определяется переходом от действий преимущественно по свершившимся негативным фактам к управлению социально-психологическими процессами сплочения воинских коллективов. При этом, на первой стадии работы, на основе применения специальной диагностической методики, выявляются военнослужащие, предрасположенные к противоправному поведению. Затем, организуются прицельные воспитательные воздействия. Апробация этой модели в ряде пограничных округов показала возможность ее широкого использования офицерами воспитательных структур в звене пограничный отряд-комендатура.
Во-вторых, в основе нового подхода лежит отношение к подчиненному не просто как к представителю некой типологической группы, а прежде всего — как к активной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию. Это требует умения опираться на положительные качества, имеющиеся у каждого человека и строить отношения сотрудничества, а не противоборства. Важно видеть в каждом подчиненном соратника, вносящего свой личный вклад в решение стоящих перед подразделением задач, в сплочение воинского коллектива.
В-третьих, новый подход предполагает принятие любого управленческого решения только с учетом уровня развития воинского коллектива, конкретной обстановки в нем. В зависимости от этого определять цель и способ управленческого воздействия, рассчитывать время необходимое для получения желаемого результата.
В-четвертых, каждый руководитель обязан усматривать в принятии управленческих решений по руководству воинскими коллективами не разовые мероприятия, а гибкую систему своевременно принимаемых мер. Постоянное отслеживание результатов воздействия, их коррекция относительно поставленных целей, самокритичная оценка своего труда должно стать привычкой.
Что же такое воинский коллектив? Чем достигается сплоченность его в современных условиях? Какова методика изучения личного состава? И, наконец, какова роль начальника заставы и его подчиненных в этом процессе и особенно в переходе на новую модель руководства воинским коллективом?
На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в данном пособии.
1. Сплочение коллектива как проблема
Термин «сплоченность» имеет достаточно давнее происхождение. В историческом смысле он получил достаточно широкое распространение и может трактоваться как единение, общность, единомыслие и единодействие группы людей. Именно такой смысл вкладывает в это понятие словарь русского языка С.И. Ожегова, толкуя сплоченность через стремление добиться единства, объединить, начать единодушно действовать, прийти к единодушию, стать дружной, единодушной и организованной общностью людей.
На всех этапах развития военного дела видные военачальники исходили из того, что победить противника можно только дружными, сплоченными усилиями воинов. С древних времен известен термин «сплотить ряды»-т.е. прижаться воинам плечами друг к другу, стать как бы одним целым организмом. На базе такого физического контакта возникало и особое состояние психики или как тогда говорили «состояние духа» сражающихся. Понятие» боевой дух» и близкие ему по смыслу термины использовались в армиях различных стран. Общим для этих терминов являлась принадлежность к определенной группе людей и чувство солидарности с ними, а также взаимоуважение, взаимозависимость, доверие и преданность.
Для формирования сплоченности, создания атмосферы особого единения активизировались чувство любви к Отечеству, мотивы ответственности за свободу и независимость своего народа. Использовалось и жесточайшее принуждение, вплоть до применения смертной казни, за несвоевременность или нежелание оказать помощь товарищу на поле боя.
Опираясь на огромный педагогический опыт, А.С. Макаренко установил показатели сплоченности коллектива: во-первых, это мажор общего тона коллектива; во-вторых, единство коллектива, дружба его членов; в-третьих , защищенность каждого его члена; в-четвертых , организационная активность и разумная занятость деятельностью; в-пятых , это готовность к торможению, к сдержанности членов коллектива. При этом нужно помнить, что Макаренко относил к коллективу не любую группу людей, а лишь ту, которая объединяла своих членов единой, полезной для общества целью деятельности, была хорошо организована, снабжена органами управления, дисциплины и ответственности.
Сегодня, когда усилилась конфликтность во взаимоотношениях людей, когда негативные социальные процессы стали проникать в пограничную среду, проблема сплоченности не только исключительно важна в теоретическом, но и актуальная на практике для командиров и начальников всех степеней.
Воинский коллектив представляет собой коллектив подразделения: одну из форм общности, но общности весьма специфичной в силу особой значимости цели, характера взаимодействия при выполнении задач, особенностей комплектования, ритма службы и порядка жизнедеятельности. При внешней схожести каждый коллектив пограничной заставы имеет неповторимое своеобразие. По объективным и субъективным причинам эти коллективы различаются уровнем зрелости (развития).
Военнослужащие срочной службы — самая многочисленная категория личного состава в пограничных войсках. Основа их отношений складывается в малых группах под влиянием порядка подчиненности.
Несмотря на то, что на формирование взаимоотношений в их среде сильное воздействие оказывает штатная организация и субординация, тем не менее определенное влияние оказывает и неформальная организация. Различное место в коллективе (это определяется сроком службы, имеющимся жизненным опытом), многообразие суждений молодых воинов и другие факторы обусловливают стремление к дифференцированному общению в коллективе.
Нет двух одинаковых воинов в подразделении, в то же время все они чем-то похожи друг на друга. Личность и коллектив находятся в постоянном развитии. Каждый коллектив неповторим, уникальны складывающиеся в нем взаимоотношения. И все же в любом воинском подразделении легко обнаруживается типичное, много общего и во взаимоотношениях воинов. Умение разбираться в динамичной картине внутриколлективных связей позволяет офицеру делать правильный анализ положения дел, принимать обоснованные управленческие решения.
В настоящее время, пожалуй, уже не найти пограничной заставы, на которой не было бы военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе. Так называемые «контрактники» стали не только неотъемлемым элементом воинского коллектива, но и во многих случаях составляют костяк подразделения, его фундамент.
Несмотря на то, что эти люди могут довольно сильно различаться по возрасту, образованию, жизненному опыту и т.д., всех их можно отнести к той или иной типологической группе. Например, к военнослужащим до 30 лет или после 30 лет, холостым или женатым, имеющим жилье или бесквартирным и т.п.
Классификаций может быть предложено множество, однако выделение «контрактников» в определенные группы не есть для офицера самоцель. Это первый, но обязательный шаг для того, чтобы в сложившейся ситуации принять взвешенное, эффективное, а порой и единственно верное решение.
Зная, к какой группе принадлежит тот или иной военнослужащий, можно с большой долей вероятности прогнозировать, чего от него следует ожидать, с помощью каких аргументов на него можно воздействовать и каков сам механизм этого влияния. Таким образом, руководитель любого уровня в работе с подчиненными сначала должен определить, в какую типологическую группу входит военнослужащий, уже только уже потом, принимая во внимание индивидуально-психологические качества воина, выбирать направления, основные способы и формы, непосредственную технику воздействия на него.
Для того, чтобы правильно строить работу с «контрактниками», очень важно установить, что побудило каждого из них определиться на службу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько мотивы данного поступка.
В этом плане выделяются три основные категории:
- К первой относятся воины, считающие службу в пограничных войсках своим призванием, лучшей возможностью для самореализации. Их отличает усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой офицеров и прапорщиков.
- Во вторую следует включить ту часть «контрактников», которые видят в службе твердый и достаточно стабильный источник средств к существованию. Обычно эти военнослужащие вполне добросовестно выполняют свои обязанности и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма.
- Принадлежащие к третьей категории военнослужащие подписали контракт для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду (переждать неблагоприятные времена, получить «халявные» деньги и т.д.). Более того, имеют место случаи, когда такого рода «контрактники», особенно из числа местных жителей, внедряются (или «вербуются») криминальными структурами в целях хищения оружия, предметов военного имущества, ГСМ, распространение наркотиков и т.п. Военнослужащие, которые руководствуются подобными мотивами, случайные люди на границе. И, как правило, не представляют из себя ни какой ценности, как специалисты.
Выявление мотивации, которая трансформируется в отношение к выполнению служебных обязанностей, очень важная задача. Определив, что же привело человека в Пограничные войска офицер будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по преломлению, локализации негативных моментов и созданию позитивной мотивации на службу.
Относительно роли и места в коллективе воины, проходящие службу на контрактной основе, распределяются между двумя полюсами:
- а) «коммуникаторы» — воины, поддерживающие в подразделении контакты практически со всеми военнослужащими, стремящиеся постоянно находиться в центре внимания, оказать помощь сослуживцам, поделиться с ними своим жизненным опытом. Как правило они становятся лидерами коллектива (предпочитают служить на должности, подразумевающей постоянное общение);
- б) «обособляющиеся» — военнослужащие, сторонящиеся коллектива, замыкающиеся в себе люди, в лучшем случае поддерживающие отношения с одним или двумя воинами из числа «контрактников», участвующие в делах коллектива только через призму собственного интереса (стремятся получить должности, не требующие постоянных контактов с сослуживцами или выполнять задачи в отрыве от других военнослужащих).
Большинство офицеров всех, военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе, разделяют на две категории. К одной относят «контрактников», призванных военкоматом (то есть пришедших с «гражданки»). Во вторую обособляют тех, которые были набраны из числа воинов, проходящих службу по призыву. Эти различия очень часто носят принципиальный, сущностной характер при выборе мероприятий воспитательной работы и порядка их проведения. Исходя из них, офицер решает как и посредством чего оказывать воздействие на подчиненных.
Социально-психологические особенности «контрактников», набранных из числа воинов, проходивших службу по призыву. Как показывает войсковая практика, в работе с данной категорией у офицеров возникает гораздо меньше трудностей и хлопот, чем с какими-либо другими. Эти люди обычно подбираются непосредственно из числа личного состава подразделения в соответствии с морально-деловыми качествами, проявленными в период службы по призыву.
Однако для руководства заставы не должен остаться без внимания тот факт, что во время самоутверждения в новой для них роли «контрактника» у военнослужащих не исключены различного рода «срывы», порой связанные с нарушениями воинской дисциплины.
Причина таких рецидивов кроется в том, что воины неадекватно воспринимают сложившуюся ситуацию. С одной стороны, они осваивают и стремятся полностью реализовать предоставленные им права и привилегии, с другой — не вполне осознают возросшую степень ответственности и увеличение объема требований по отношению к ним.
В этот период также закономерны конфликты «новоиспеченных контрактников» с военнослужащими вместе с ними проходившими службу по призыву. В поведении военнослужащих контрактной службы могут встречаться две крайности: либо стремление резко возвыситься и помыкать теми, с кем еще вчера был в дружеских отношениях, либо наоборот — периодические попытки, используя свой новый статус, оказать «призывникам» различного рода услуги, противоречащие требованиям устава (давление на сержантов, доставка спиртного в подразделение, предоставление «гражданки» на период самовольной отлучки и т.д.).
Поэтому, если офицер хочет иметь в своем подчинении «настоящего профессионала» в лице военнослужащего контрактной службы, то просто обязан помочь ему в сложный период становления найти себя в коллективе. Перефразируя пословицу, можно сказать: «Контрактниками не рождаются, ими становятся» и становятся в руках внимательного, заботливого начальника.
Социально-психологические особенности военнослужащих контрактной службы, призванных через военкомат. Среди этой категории встречаются как воины, проходившие службу по призыву в Пограничных войсках (а потому не нуждающиеся в продолжительной адаптации к службе в подразделении, легко усваивающие специфику своей штатной должности), так и те, кто впервые столкнулся с жизнью границы. Последним, особенно необходима помощь в период становления их как пограничников.
В целом это уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными взглядами, имеющие свое мнение, свою позицию.
Офицеру подразделения нужно быть готовым к тому, что с появлением в воинском коллективе «контрактников» возникают конфликтные ситуации, с которыми ему ранее не приходилось иметь дело.
Между офицерами, прапорщиками и военнослужащими контрактной службы чаще всего конфликты происходят:
- по поводу привлечения «контрактников» к выполнению хозяйственных работ;
- из-за нерешенности семейно-бытовых проблем;
- из-за отсутствия возможности организовать досуг «контрактников», особенно холостяков и т.д.
Этими «болевыми точками» могут быть столкновения между военнослужащими контрактной службы и сержантами по вопросам подчиненности и исполнительности. Следствием конфликтов подобного рода является то, что сержант «стесняется» отдавать распоряжения, а «контрактник» не считает необходимым выполнять указания младшего командира.
Серьезные затруднения в работе с подчиненными у офицеров, прапорщиков могут возникнуть из-за взаимоотношений «контрактников» и воинов, проходящих службу по призыву. В этом плане характерны две крайности.
К первой следует отнести поведение тех «контрактников», которые, идя на поводу у воинов, служащих по призыву, и используя имеющиеся у них возможности, наносят вред воинской дисциплине (по просьбам сослуживцев приносят в подразделение спиртное, покрывают совершенные ими нарушения воинской дисциплины и т.д.).
В противовес им другая часть военнослужащих контрактной службы выступает ярыми поборниками уставного порядка, но для его наведения использует неуставные методы.
Совершенно очевидно, что борьба за сплочение воинского коллектива — задача не простая и, решая эту проблему, нельзя обойти вниманием такое важное направление как повседневная и кропотливая работа с военнослужащими проходящими службу по контракту.
Опираясь на точку зрения А.С. Макаренко о поэтапном развитии коллектива, различают четыре вида коллективов. Для их характеристики важнейшее значение имеют: уровень требовательности в коллективе; результаты служебно-боевой деятельности; уровень активности в жизни коллектива, стиль работы руководителей.
Виды коллективов
1 -й вид коллектива. Коллектив, находящийся на низком уровне зрелости (развития), имеет следующие признаки:
- командир подразделения и его заместители требуют от всех необходимого поведения, выполняют основную организаторскую работу, другие категории (офицеры, прапорщики) не включены в эту деятельность;
- личный состав ознакомлен с задачами, стоящими перед подразделением, но наблюдаются значительные отличия в поведении отдельных членов коллектива (разное стремление к повышению своей военно-пограничной квалификации, разный уровень дисциплинированности и т.д.);
- общественная активность в коллективе низкая (общественное мнение в поддержку требований руководителей не сформировано, собрания проходят формально, без открытого высказывания своих мнений, без критики нарушителей дисциплины со стороны членов коллектива, актив не действует самостоятельно);
- в работе руководителей подразделения отмечаются элементы формализма (выявление способностей людей ведется на слабом уровне и т.д.).
2-й вид коллектива. Такому коллективу присущи такие черты:
- достигнуто единство требований со стороны командира, его заместителя и актива, при этом требования воспринимаются личным составом как требования всего коллектива, поддерживаются большинством воинов;
- личный состав включен в борьбу за повышение воинского мастерства, установлено сотрудничество и взаимопомощь между различными группами в коллективе (в штатной организации), сформированы традиции коллектива и т.д.;
- активность в общественной жизни наблюдается у большинства членов коллектива, отмечается здоровая критика на собраниях, спортивные мероприятия проводятся регулярно при исходящей инициативе актива; вместе с тем отмечается «здоровый пассив», который самостоятельно не проявляет инициативы, есть или могут быть отрицательно направленные микрогруппы, ощущается отрицательное влияние отдельных недисциплинированных личностей;
- в работе командира и его заместителей особое внимание уделяется активу, с тем, чтобы он был достаточно авторитетен.
3-й вид коллектива. Для коллектива, имеющего высокий уровень зрелости (развития), характерно следующее:
- единство требований руководителей, актива и коллектива к отдельным военнослужащим;
- абсолютное большинство коллектива — люди, стремящиеся к достижению наиболее высоких результатов в служебно-боевой деятельности; у воинов развито чувство гордости за службу в подразделении, при этом оно базируется не на позициях местничества: коллектив подразделения рассматривается в качестве элемента более крупного коллектива своей части (соединения) и поэтому преобладает мнение, что успех зависит от каждого из них; вместе с тем еще возможно отрицательное влияние избирательных отношений на деятельность в официальной сфере;
- абсолютное большинство членов коллектива проявляют активность в общественной жизни, в подготовке различных мероприятий и спортивно-массовой работе; в коллективе сложились отношения взаимной ответственности, товарищеской взаимопомощи;
- командир подразделения и его заместитель опираются в своей работе на актив, учитывают традиции и общественное мнение, стиль их работы характеризуется тем, что они умело используют свой моральный авторитет.
4-й вид коллектива. На высшей ступени зрелости (развития) коллектива:
- достигнута высокая требовательность к себе каждого члена и сложилась атмосфера высокой требовательности к каждому без исключения, причем наиболее высокие требования предъявляются к тем, кто лучше подготовлен и более опытен;
- весь личный состав имеет высокие показатели в служебно-боевой подготовке, в подразделении нет грубых нарушений воинской дисциплины, преобладает бодрое настроение, нет устойчивых антипатий, все поддерживают между собой отношения в духе взаимного доверия и уважения, личное и общественное органично соединяются в процессе выполнения должностных обязанностей;
- все члены коллектива проявляют постоянную активность в общественной жизни, общественное мнение выступает высшим регулятором поведения людей;
- руководители (офицеры, прапорщики) в решении всех вопросов службы, быта и досуга полагаются не столько на силу приказа, сколько на резервы активности, которые имеются в коллективе.
- В идеале воинский коллектив — это высокоорганизованная общность людей, характеризующаяся единством управления, воли, дисциплины и взаимной ответственности, единством коренных интересов, взглядов и убеждений, товарищеской взаимопомощью его членов и предназначенная для выполнения специфической задачи-охраны Государственной границы своей Родины.
- В сущности сплоченный коллектив характеризуется сочетаемостью взглядов, согласованностью действий и положительным настроением. Однако такая гармония жизнедеятельности образуется не сразу и не автоматически, поскольку имеется большое количество факторов разобщения.
Необходимо принять во внимание, что развитие социальных процессов в пограничных войсках есть производная от социального состояния общества. Анализ современных особенностей позволяет выделить ряд негативных факторов:
- тенденция к расслоению общества,соответственно призывного контингента, а отсюда и личного состава пограничных войск;
- размывание духовных и нравственных идеалов общества и молодежи;
- изменение ценностных ориентиров военнослужащих в сторону материальных благ;
- падение престижа и авторитета службы;
- неукомплектованность подразделений, объективно увеличивающая физические и психические нагрузки на личный состав, провоцирующая желание воинов старших призывов облегчить свое положение за счет младших призывов;
- рост алкоголизма и наркомании в молодежной и войсковой среде и др.
Исходя из этого можно прогнозировать проявление некоторых негативных тенденций в становлении и развитии воинских коллективов:
- усиление внутриколлективных противоречий, что будет проявляться в росте числа межличностных и межгрупповых конфликтов;
- расслоение воинских коллективов, снижение их сплоченности и единства;
- усиление социальной и психологической напряженности в частях и подразделениях ПВ;
- обострение обстановки во многих сферах жизнедеятельности воинских коллективов, в том числе в воинской дисциплине, правопорядке и др.
Учитывая реальную обстановку в обществе, действие негативных факторов в пограничных войсках, командир (начальник) должен понимать свой маневр и создавать условия (в рамках своего воинского коллектива) для оптимального и эффективного выполнения военнослужащими служебно-боевых задач и обязанностей пограничной службы. Известно, что без хорошо слаженного и сплоченного воинского коллектива заставы (подразделения) этого достичь практически невозможно.
Объективные виды воинских коллективов
В силу специфичности решаемых служебно-боевых задач, способов и условий жизни и деятельности, особого характера регламентации, организации и комплектования пограничных застав все это способствует проявлению объективных условий сплочения воинских коллективов.
К ним относятся:
- Высокая общественная значимость целей и задач деятельности воинских коллективов.Перед каждым воинским коллективом заставы, как и перед пограничными войсками Российской Федерации в целом стоит ответственная задача охраны границы нашего государства. Осознание этой высокой ответственности сплачивает солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, побуждает к согласованным действиям по выполнению служебно-боевых задач.
- Свои служебно-боевые задачи воинский коллектив решает с использованием оружия и техники. Эксплуатация и боевое применение современного оружия и техники предполагают четкость и согласованность действий личного состава заставы. Это в свою очередь дисциплинирует, сплачивает воинов, вызывает у них ответственность за свои поступки и поступки своих товарищей, побуждает к взаимопомощи и взаимовыручке.
- Вся жизнь и деятельность воинских коллективов регламентируется требованиями воинских уставов. Военная организация,- подчеркивал М.В. Фрунзе, — это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений. Уставная определенность норм и правил поведения, порядка на заставе (подразделении) способствует формированию у каждого воина исполнительности, аккуратности, закаливает волю и характер, вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий.
- Объективным условием сплочения воинских коллективов выступает их организационно-штатная структура. Она подчинена интересам эффективного решения воинами пограничниками служебно-боевых задач и обеспечивает возможность коллективных, согласованных действий, а также постоянного контроля поведения каждого члена коллектива, оказание целеустремленного и систематического воздействия на формирование у пограничников коллективистских качеств и коллективной ответственности и т.п.
Проявление объективных условий в деле сплочения воинских коллективов может усиливаться или ослабевать под воздействием сложной совокупности внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов, составляющих внутреннее содержание, психологию воинского коллектива.
Источник