Способы списания затрат пропорционально

Как отразить в учете списание затрат на производство?

Способы формирования себестоимости

Себестоимость продукции, работ или услуг, являющихся предметом деятельности организации, может быть:

  • производственной (неполной), включающей в себя помимо прямых затрат на производство еще и накладные расходы (общепроизводственные), за счет которых обеспечивается функционирование подразделений, собирающих эти прямые расходы;
  • плановой, включающей в затраты нормативные показатели;
  • полной, включающей в себя помимо прямых и общепроизводственных расходов также и затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации в целом (общехозяйственные).

Выбор способа формирования себестоимости организация делает самостоятельно, закрепляя его в учетной политике.

Подробнее о сборе неполной себестоимости читайте в статье «Маржинальный метод учета затрат — как применять?».

Сбор затрат при обоих способах происходит по одному и тому же принципу: их в корреспонденции со счетами, отражающими источники происхождения, относят на счета учета затрат, разбивая по подразделениям организации. В зависимости от вида затраты собирают следующим образом:

  • прямые — на счетах 20, 23, 29;
  • общепроизводственные — на счете 25;
  • общехозяйственные — на счете 26.

Ежемесячно для обоих способов счет 25 закрывают, распределяя его сумму по счетам учета прямых затрат в пропорции к выбранной организацией базе, указанной в учетной политике:

Дт 20 (23, 29) Кт 25.

Закрытие счета 26 будет тоже ежемесячным, но разным —в зависимости от выбранного способа формирования себестоимости:

  • при сборе неполной себестоимости вся собранная на счете 26 сумма единовременно спишется в дебет счета 90:
  • для получения полной себестоимости затраты, образовавшиеся на счете 26, тоже придется распределить на счета учета прямых затрат в пропорции к выбранной организацией базе (причем база может отличаться от установленной для распределения счета 25):

Дт 20 (23, 29) Кт 26.

Таким образом, различия в процессе списания затрат на производство заложены уже в самом принципе формирования себестоимости. Однако независимо от того, включает ли себестоимость общехозяйственные расходы, дальнейшее списание затрат по завершенному продукту, сформированных на счетах 20, 23, 29, будет осуществляться одним из 2 способов, различие между которыми находится в зависимости от вида создаваемого конечного продукта. Вид продукта для этих целей определяет форма, в которой он создается: либо это предмет материального характера, либо результат, возникающий при оказании работ, услуг.

ВНИМАНИЕ! С 2021 года незавершенное производство учитывается в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Как правильно учитывать незавершенное производство по правилам ФСБУ 5/2019, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходте в Готовое решение.

Списание затрат по продуктам материального характера

Себестоимость созданных в процессе производства предметов материального характера в зависимости от назначения этих предметов может быть учтена в составе:

  • готовой продукции, если в процессе ее производства пройдены все стадии обработки и продукт предназначен для продажи на сторону:

Дт 43 Кт 20 (23, 29);

  • полуфабрикатов, если предмет представляет собой промежуточный результат обработки в цепочке стадий этой обработки и будет использован дальше в собственном производстве, но может и продаваться на сторону:

Дт 21 Кт 20 (23, 29);

  • материальных затрат на производство, если возникающие при попередельном способе полуфабрикаты учитывают бесполуфабрикатным методом:

Дт 20 (23, 29) Кт 20 (23, 29);

  • материальных запасов, если есть намерение использовать созданный предмет для собственных нужд организации:

Дт 10 (07, 08) Кт 20 (23, 29).

О попередельном способе учета подробнее читайте в материале «Попередельный метод учета затрат — сущность и особенности».

При наличии необходимости формирования в учете данных в отношении отклонений между фактической и плановой себестоимостью для списания сумм, собранных на счетах учета затрат, может использоваться счет 40:

Дт 40 Кт 20 (23, 29).

Плановая себестоимость в этом случае будет отражена так:

Счет 40 нужно закрывать ежемесячно (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Поэтому выявленные отклонения скорректируют себестоимость либо продукции, проданной в течение отчетного периода (Дт 90 Кт 40 или Дт 40 Кт 90), либо продукции, оставшейся непроданной на конец периода (Дт 43 Кт 40 или Дт 40 Кт 43).

Списание затрат по работам, услугам

Если предметом деятельности организации являются работы (услуги), при передаче стороннему заказчику их себестоимость списывается напрямую на счет учета финрезультата от продаж:

Дт 90 Кт 20 (23, 29).

Так же, как и в отношении готовой продукции, для продаваемых работ (услуг) возможно использование в учете счета 40:

  • Дт 90 Кт 40 — в части плановой себестоимости;
  • Дт 40 Кт 20 (23, 29) — в части фактической себестоимости;
  • Дт 90 Кт 40 или Дт 40 Кт 90 — в части отклонений.
Читайте также:  Этапы осуществления закупки конкурентным способом по очередности таблица

Вместе с тем может иметь место и внутреннее потребление услуг (использование для собственных нужд организации), при котором они попадут на соответствующие счета учета затрат:

Дт 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 20 (23, 29).

Итоги

Применяемый в организации порядок списания затрат на производство во многом определяют положения учетной политики, в которой следует отразить:

  • уровень формирования себестоимости;
  • базы для распределения счетов 25 и 26;
  • при попередельном способе учета — применение полуфабрикатного или бесполуфабрикатного метода;
  • использование или неиспользование счета 40.

При наличии внутреннего потребления продукции (работ, услуг) необходимым становится установление последовательности закрытия затрат по подразделениям во избежание возникновения встречных процессов закрытия.

Источник

Расчет пропорций при распределении расходов

Если ТРУИП (товары, работы, услуги, имущественные права) используются в облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операциях, «входной» НДС нельзя принять к вычету в полном объеме, нужно распределить его исходя из пропорции, указанной в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Стоимость отгруженных ТРУИП, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) / Общая стоимость отгруженных ТРУИП за налоговый период.

АО производит как облагаемую, так и не облагаемую НДС продукцию. АО начало свою деятельность в январе, за месяц приобрело материалов на сумму 1 200 000 руб. (в т. ч. НДС 20000 руб.). Все материалы оплачены и переданы в производство к 31 марта. 10 % этих материалов было использовано в не облагаемой НДС деятельности, 5 % в облагаемой и не облагаемой и 85 % только в облагаемой.

Продажи за 1-й квартал составили 3 000 000 руб. (без НДС), 200 000 руб. из которых относились к необлагаемой деятельности.

Рассчитать сумму НДС к возмещению и сумму НДС, которая пойдет в расходы 1-го квартала.

Шаг 1. Определим отношение не облагаемой НДС выручки к общей выручке.

200 000 / 3 000 000 = 6,7 %

Шаг 2. На основе пропорции, полученной на шаге 1, распределим общую стоимость товаров и услуг.

Материалы, используемые для облагаемой и не облагаемой НДС деятельности

Распределено на не облагаемую НДС деятельность: (50 000 * 6,7 %)

Распределено на облагаемую НДС деятельность: (50 000 * 93,3 %)

Шаг 3. Используя пропорцию, полученную на шаге 1, определим сумму «входного» НДС к возмещению.

НДС на материалы, подлежащий списанию (включенный в стоимость материалов):

Входящий НДС по материалам, используемым как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности (200 000 * 5 %)

НДС, списанный со стоимостью материалов (10 000 * 6,7 %)

Итого по первому кварталу ((200 000 * 10 %) + 670)

НДС к возмещению (200 000 — 20 670)

В примере в расчет пропорции включена только выручка – облагаемая и не облагаемая НДС. Но на практике при расчете указанной пропорции учитывают и другие операции.

Включите в расчет пропорции: выручку, проценты к получению при предоставлении заемных средств (письма Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14170, от 16.01.2017 № 03-07-11/1282), прибыль от реализации ценных бумаг, доходы от производных финансовых инструментов, прочие доходы, отраженные на счете 91/1 (реализация спецодежды, трудовых книжек, продажа основных средств и т. д.).

Обратите внимание, сумму самого займа не учитывайте при расчете, только проценты (подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ, письма Минфина от 02.04.2009 № 03-07-07/27, от 28.04.2008 № 03-07-08/104, письмо ФНС России от 06.11.2009 № 3-1-11/886). В письме от 10.01.2020 г. № 03-07-14/216 Минфин уточнил информацию о процентах: проценты по предоставляемому займу – учитываются при расчете вышеуказанной пропорции, а вот проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ), взысканные по суду, – не учитываются.

Не включается в пропорцию то, что не соответствует понятию реализации: дивиденды, штрафы по хозяйственным договорам, курсовые разницы, финансовая помощь, полученные проценты по депозитам (письмо Минфина от 16.01.2017 № 03-07-11/1282).

При расчете пропорции иногда возникают сложности

1. Отгрузка не совпадает с передачей права собственности. Когда учесть реализацию?

Дата отгрузки = дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (письмо Минфина от 01.03.2012 № 03-07-08/55).

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, днем отгрузки признается дата передачи права собственности (п. 3 ст. 167 НК РФ, письмо Минфина от 01.11.2012 № 03-07-11/473).

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) ТРУИП либо день получения предоплаты, следовательно, даже если право собственности на отгружаемые ценности не передано – в пропорцию операции все равно включаются.

2. Выполнение работ не совпадает с датой подписания акта заказчиком

Работа, выполненная подрядчиком, должна быть принята заказчиком (ст. 720 ГК РФ, ст. 753 ГК РФ). Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу. Пока работы не приняты заказчиком — работы не реализованы (письма Минфина от 13.10.2016 № 03-07-11/59833, от 03.12.2015 № 03-03-06/70541), в пропорции их не учитываем.

Если подрядчик обратится в суд, который подтвердит выполнение работ – НДС начисляется на дату вступления в законную силу решения суда (письмо Минфина от 02.02.2015 № 03-07-10/3962). Суды поддерживают такое мнение (см. постановление Восьмого ААС от 16.12.2014 № 08АП-11734/2014 по делу № А70-5069/2014).

Вывод: включайте в пропорцию сумму реализации работ при условии подписания акта заказчиком.

3. Корректировки реализации (в т. ч. ошибки) – влияют ли на состав пропорции?

Минфин в подобных случаях предлагает ориентироваться на дату отгрузки и учитывать отгрузку с учетом коррекций (письма от 09.07.2018 № 03-07-11/47590 и от 27.05.2016 № 03-03-06/1/30737), т .е., пропорцию и сумму вычетов нужно будет пересчитывать.

4. Отсутствие отгрузок – пропорции нет?

НК РФ не уточняет порядок действий. Минфин предлагает ориентироваться на собственную учетную политику в целях налогообложения (см. письмо от 11.03.2015 № 03-07-08/12672).

Варианты расчета вычетов по НДС при отсутствии отгрузок в отчетном периоде:

пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за последующий налоговый период;

пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за предыдущий налоговый период;

пропорционально всем прямым затратам за текущий налоговый период (квартал);

пропорционально какому-либо показателю прямых затрат (оплата труда, материальные затраты) за текущий налоговый период (квартал).

5. На основе какой пропорции распределять расходы из авансового отчета – в периоде поездки или в периоде утверждения отчета?

Если поездка сотрудника относится как к облагаемой НДС деятельности организации, так и к необлагаемой деятельности, то НДС, предъявленный перевозчиком, подлежит вычету и учитывается в стоимости услуг в соответствующем квартале в суммах, определенных исходя из пропорции, рассчитанной за этот же квартал. При этом затраты на проезд сотрудников учитываются в составе расходов на дату утверждения авансового отчета сотрудника на основании билета (маршрут-квитанции), приложенного к этому авансовому отчету (п.п. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

НДС, предъявленный перевозчиком, также принимается к вычету в периоде, в котором утвержден авансовый отчет работника (п.п. 2, 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 18 Правил ведения книги покупок).

6. Как составить пропорцию при безвозмездной передаче (п. 2 ст.154 НК)?

Налогоплательщик, являющийся передающей стороной, при расчете пропорции для распределения входного НДС в стоимость операций, облагаемых НДС, должен включить рыночную стоимость безвозмездно переданных ТРУИП. У принимающей стороны получение ценностей безвозмездно не окажет влияния на распределение входного НДС, так как передающая сторона не предъявляет НДС со стоимости безвозмездной операции, а уплачивает налог в бюджет самостоятельно.

Вывод: для правильного распределения налоговых вычетов нужно придерживаться правил НК РФ при включении доходов в расчет пропорции.

Источник

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Когда применяется способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)?

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (СПО) фирма вправе выбрать по своему желанию из разрешенных способов начисления амортизации. Но такая возможность существует только в бухгалтерском учете. В НК РФ все иначе.

ВАЖНО! В бухучете существует 4 способа начисления амортизации, перечисленные в п. 18 ПБУ «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н): 1 линейный и 3 нелинейных. В НК РФ методов только 2 — линейный и нелинейный (ст. 259).

СПО относится к группе «бухгалтерских» нелинейных способов, однако с «налоговой» нелинейной амортизацией он имеет существенные различия. Связаны они с особенностями методологии подсчета суммы амортизации при СПО:

  • для расчета амортизации необходимо располагать информацией о предполагаемом объеме продукции (работ, услуг) в течение всего срока полезного использования имущества;
  • амортизация за расчетный период напрямую зависит от объема выпущенной с применением данного вида имущества продукции (работ, услуг).

ВАЖНО! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020. Положения нового ФСБУ можно применять и ранее, закрепив такие нормы в учетной политике предприятия.

Как начислять амортизацию, учитывая положения ФСБУ 6/2020, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

При «налоговом» нелинейном способе сумма амортизации рассчитывается не по отдельному виду амортизируемого имущества, а зависит от суммарного баланса амортизационной группы и установленной ст. 259.2 НК РФ нормы амортизации.

При выборе метода амортизации приоритет может быть отдан СПО в том случае, когда:

  • станки, оборудование и иное имущество используется интенсивно для выпуска определенных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • можно определенно установить связь между износом имущества и объемом произведенной продукции (выполненной работой или услугой).

В любом случае подход к выбору метода амортизации должен осуществляться взвешенно и обоснованно, с соотнесением выгод от подобного списания стоимости имущества с уровнем возникающих при этом расчетных и учетных затрат. Об этом расскажем в следующем разделе.

Определиться с «налоговым» амортизационным методом поможет материал «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».

Как оценить правильность выбранного способа амортизации?

Для оценки правильности выбора способа амортизации необходимо рассчитать суммы ежемесячной амортизации при разных способах ее начисления и сопоставить полученную информацию с «амортизационной политикой» руководства — его намерениями в отношении списания стоимости имущества (потребность в ее ускоренном списании, необходимость равномерного переноса стоимости имущества на себестоимость продукции и др.).

СПО не является часто применяемым способом начисления амортизации и подходит не всем компаниям. Его вполне можно заменить самым простым в применении методом — линейным, при котором:

  • отсутствует необходимость в регулярном пересчете суммы амортизации (она постоянна из периода в период, если с имуществом не производят модернизацию, реконструкцию или дооборудование, влияющие на увеличение его стоимости и срок использования);
  • существует возможность сближения БУ и НУ в части амортизационных отчислений;
  • изменение остаточной стоимости и накопленного износа происходит равномерно.

Применение линейного метода вместо СПО обосновано в том случае, если предполагается получение фирмой одинаковой выгоды (дохода) от данного вида имущества в течение всего срока эксплуатации, а его полезность снижается постепенно (по мере износа).

Если сравнивать СПО с другим бухгалтерским «амортизационным» способом — по сумме чисел лет полезного использования, то необходимо исходить из следующих особенностей данного способа:

  • сумма амортизации максимальна по величине в первый год работы ОС и снижается постепенно к концу срока его использования;
  • начисление амортизации происходит в течение всего срока полезного использования.

Для сравнения этого метода с СПО необходимо сопоставить рассчитанные суммы амортизации по каждому периоду и выбрать тот способ, при котором можно списать стоимость имущества быстрее — если такая задача предусмотрена стратегией развития фирмы.

Аналогичным образом на основе расчета, анализа и сопоставления выбирается наиболее приемлемый и рациональный способ начисления амортизации между СПО и способом уменьшаемого остатка — еще одним «бухгалтерским» нелинейным методом.

Методы начисления амортизации изучайте с материалами нашего сайта:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции: пример расчета

Рассмотрим на примере, как рассчитать амортизацию методом СПО.

Компания производит металлические комплектующие к производственному оборудованию по заявкам заказчиков. Для этих целей в феврале 2021 года был приобретен и введен в эксплуатацию токарный станок с электронно-числовым программным управлением первоначальной стоимостью 3 000 000 руб.

Учитывая технический ресурс и производительность данного станка, планируется произвести на нем за весь срок его полезного использования 300 000 единиц продукции.

В марте и апреле 2021 года на данном станке было произведено 2 500 и 3 200 ед. продукции соответственно, а в мае станок простаивал из-за отсутствия заявок со стороны заказчика на данный вид продукции. Определим сумму амортизации в указанные месяцы:

В марте: 3 000 000 руб. / 300 000 ед. × 2 500 ед. = 25 000 руб.

В апреле: 3 000 000 руб. / 300 000 ед. × 3 200 ед. = 32 000 руб.

В мае: 3 000 000 руб. / 300 000 ед. × 0 ед. = 0 руб.

Пример показывает, что при методе СПО списание стоимости имущества может быть ускоренным (если имущество используется в интенсивном, многосменном режиме) либо может не производиться вовсе (если отсутствуют заказы, упал спрос на данный вид продукции и т. д.). В ситуации стойкой нестабильности заказов применять СПО становится невыгодно.

Проверьте правильно ли вы начислили амортизацию в налоговом учете с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Влияние законодательных изменений на выбор метода амортизации

Законодатели упростили отдельные аспекты начисления и расчета амортизации имущества для фирм, имеющих право вести бухучет и составлять отчетность в упрощенной форме (приказ Минфина РФ от 16.05.2016 № 64н, вступивший в силу 20.06.2016).

ВАЖНО! Упрощенные способы ведения бухучета (включая упрощенную бухотчетность) вправе применять малые предприятия, некоммерческие компании с годовой выручкой не более 3 млн руб. (за исключением отдельных категорий НКО), а также фирмы — резиденты Сколково (письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).

Указанные фирмы с 20.06.2016 имеют право:

  • не включать в первоначальную стоимость ОС затраты, связанные с их приобретением (оценивая имущество по цене поставщика (с учетом монтажа)), — их можно сразу включить в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме в периоде их осуществления;
  • амортизацию ОС начислять 1 раз в год 31 декабря (или в течение года по выбору фирмы).

Данные нововведения позволяют быстрее списать стоимость имущества (в том числе при методе СПО), так как часть затрат попадает в расходы сразу, без включения их в первоначальную стоимость.

Закрепленная законодательно возможность начислять амортизацию 1 раз в год снижает бухгалтерские расчетные трудозатраты, хотя более частый расчет может быть необходим для целей внутренней финансовой отчетности и в целях расчета налога на имущество.

Указанные нововведения не оказывают прямого влияния на эффективность применения того или иного метода амортизации, хотя способствуют снижению амортизационных сумм и частоты их начисления. А для выбора СПО в качестве одного из возможных методов списания стоимости имущества необходима оценка, предварительные расчеты и обоснования.

Как избежать разниц в бухгалтерском и налоговом учете при списании стоимости имущества, см. в материале «Способ учесть ОС стоимостью от 40 до 100 тыс. рублей в налоговом учете, избежав разниц с бухгалтерским».

Итоги

Начислять амортизацию по имуществу в бухгалтерском учете разрешено самостоятельно выбранным способом из законодательно разрешенного перечня. Выбор способа амортизации влияет на скорость списания стоимости имущества, при этом выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Источник

Читайте также:  Способ применения порошка оки
Оцените статью
Разные способы