Способы списания запасов при их выбытии

Способы списания запасов при их выбытии

Когда и как списывать запасы

ПБУ 5/01 не регулирует вопрос о том, в каких случаях списывать запасы. По новым правилам это нужно будет делать одновременно с признанием выручки от продажи либо при выбытии в ситуациях, отличных от продажи. Кроме того, запасы необходимо будет списать, если организация не ожидает поступления экономических выгод от их дальнейшего использования или продажи. Некоммерческая организация спишет их, если не сможет использовать их в целях своей деятельности.

Балансовая стоимость списываемых запасов будет признаваться расходом периода, в котором:

— признана выручка от продажи запасов;

— произошло иное выбытие (списание).

Расходы на списание запасов при продаже нужно будет учитывать отдельно от расходов на списание в иных случаях.

При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, при списании себестоимость запасов будет рассчитываться, как и сейчас, одним из следующих способов:

— по себестоимости каждой единицы;

— себестоимости единиц, первых по времени поступления (способ ФИФО).

Для расчета себестоимости запасов, имеющих сходные свойства и характер использования, потребуется последовательно применять один и тот же способ расчета.

Себестоимость запасов, которые не могут заменять друг друга, а также запасов, учитываемых в специальном порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), будет рассчитываться по каждой единице учета запасов.

Источник

Способы списания запасов при их выбытии

IV. Отпуск и списание запасов

36. При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, списании запасов, себестоимость запасов рассчитывается одним из следующих способов:

а) по себестоимости каждой единицы;

б) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).

37. Для расчета себестоимости запасов, имеющих сходные свойства и характер использования, должен последовательно применяться один и тот же способ расчета себестоимости.

38. Себестоимость запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, а также запасов, учитываемых в специальном порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни), рассчитывается в отношении каждой единицы учета запасов.

39. Способ по средней себестоимости предполагает расчет себестоимости единицы учета запасов путем деления общей себестоимости вида запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало периода (месяц или другой, определенный организацией период) и поступивших запасов в течение данного периода. Средняя себестоимость может рассчитываться периодически через равные интервалы времени либо по мере поступления каждой новой партии запасов.

40. Способ ФИФО основан на допущении, что запасы используются в последовательности их поступления, то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений. При применении этого способа оценка имеющихся в наличии на отчетную дату запасов соответствует оценке последних по времени поступивших запасов.

41. Запасы списываются:

а) одновременно с признанием выручки от их продажи;

б) при выбытии в случаях, отличных от продажи;

в) при возникновении обстоятельств, в связи с которыми организация не ожидает поступление экономических выгод в будущем от потребления (продажи, использования) запасов (некоммерческая организация не может использовать запасы в целях своей деятельности).

42. Операции, приводящие к изменению вида запасов (отпуск запасов в производство, выпуск продукции, отгрузка готовой продукции, товаров покупателю до признания выручки), не являются основанием прекращения признания запасов активами.

43. Балансовая стоимость списываемых запасов признается расходом периода:

а) в котором признана выручка от продажи этих запасов;

б) в котором данное выбытие (списание) произошло, в случаях, отличных от продажи запасов.

44. Расходы от списания запасов в соответствии с подпунктом «а» пункта 41 настоящего Стандарта, учитываются обособленно от расходов от списания запасов в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 41 настоящего Стандарта.

Источник

Управленческий учет запасов и подходы к списанию неликвидов

Автор: Афанасенко (Закирова) Анна Юрьевна, к. э. н., Директор департамента учета и отчетности в компании ООО «Миррико менеджмент»

Деятельность компаний сопровождается необходимостью принимать управленческие решения, которые должны основываться на достоверной и оперативной информации о компании, в том числе о ее запасах, поэтому так важно правильно отражать эту информацию в управленческом учете и отчетности. Отражать запасы в бухгалтерском и налоговом учете можно согласно локальному законодательству, а также по международным стандартам учета. Некоторые компании определяют собственные уникальные правила управленческого учета запасов, которые могут представлять собой комбинацию этих методов.

Порядок отражения запасов в бухгалтерском учете регулируется множеством нормативных актов. Вопросы учета запасов и формирования себестоимости готовой продукции регламентируются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и МСФО (IAS) 2 «Запасы».

Читайте также:  Фруктовые кислоты для лица lor способ применения

Основными целями управленческого учета запасов являются:

предоставление информации о состоянии активов компании;

предоставление информации о запасах в разрезе складов, подразделений или ЦФО;

подготовка данных об использовании запасов в производстве, их списании и реализации;

формирование информации о наличии неликвидных запасов и резервов на уценку.

Каждая компания определяет собственные правила и принципы управленческого учета запасов. В управленческой учетной политике, в отличие от бухгалтерского учета, могут быть определены особые правила учета поступления запасов, их использования и выбытия, а также отражения запасов в балансе (в той или иной статье). В управленческом учете для учета себестоимости может применяться, например, метод списания ЛИФО, в то время как в бухгалтерском учете расчет производится методом по средней или ФИФО.

Данные по запасам в управленческой отчетности компании могут отличаться от данных в отчетности, составленной по российским и международным стандартам финансовой отчетности, потому что управленческий учет запасов не регламентирован нормативными актами, соответственно, его принципы определяются исходя из нужд и целей каждой конкретной компании.

Для управленческого учета запасов компания использует несколько источников информации:

данные бухгалтерского учета как основной источник информации о наличии запасов и их использовании;

данные отдельных подразделений или филиалов, например отчеты МХ-20 по складам, отчеты финансовых подразделений или исполнителей по направлениям деятельности компаний;

  • информация о приобретении, использовании и выбытии запасов, предназначенная исключительно для управленческого учета, например информация о перефасовке запасов или данные о переоценке отдельных запасов компании, произведенной исключительно в целях управленческого учета.
  • ООО «Свет и уют» производит электрические светильники.

    Для целей управленческого учета компания выделила три группы запасов:

    материалы для производства;

    Для управленческого учета ООО «Свет и уют» определило, что для запасов будет применяться метод списания себестоимости ЛИФО (в отличие от бухгалтерского учета, где применяется метод учета по средней).

    Таким образом, статья «Запасы» в бухгалтерском и управленческом учете будет различаться из-за разных методов оценки.

    Рис. 1. Методика ведения управленческого учета запасов

    В компании должна быть принята учетная политика для целей управленческого учета, а также определены принципы сбора и формирования данных о запасах. Если компания входит в группу и группа формирует консолидированную отчетность, то отчеты предоставляются по группе компаний, соответственно, необходимо унифицировать управленческий учет запасов во всех компаниях группы.

    Компании, ведущие управленческий учет запасов, кроме стандартного пакета отчетности, включающего в себя управленческий баланс и управленческий отчет о прибылях и убытках, как правило, формируют отчеты по запасам. Фактически такая отчетность является отдельной разновидностью управленческой отчетности и составляется каждой группой компаний по собственным правилам.

    Компании, которые составляют отчетность по запасам для собственных целей, чаще всего делают это ежемесячно или ежеквартально.

    Пользователями отчетности по запасам являются собственники и руководство группы, а также банки-кредиторы и потенциальные инвесторы.

    В группах компаний должна использоваться единая методика ведения управленческого учета запасов — это обеспечит сопоставимость показателей и достоверность управленческой отчетности. Однако консолидированная управленческая отчетность по группе компаний может включать в себя группировку запасов, отличную от неконсолидированной бухгалтерской отчетности отдельных предприятий.

    В группу «Хлеб» входят две компании:

    ООО «Закупка», которое занимается закупкой сырья, материалов и товаров для целей всей группы;

    ООО «Хлебозавод», которое осуществляет производство и реализацию продуктов питания.

    ООО «Закупка» в бухгалтерском учете отражает движение продаваемых ТМЦ по статье «Товары».

    ООО «Хлебозавод» покупает сырье и материалы, осуществляет производство и приходует в учете готовую продукцию.

    Для консолидированной управленческой отчетности запасы, закупаемые компанией ООО «Закупка», должны отражаться как «Сырье и материалы», так как они покупаются не с целью дальнейшей продажи, а для использования в производстве.

    Читайте также:  Гелен видел единственный способ преобразования агрессии

    Рассмотрим, как будет выглядеть статья «Запасы» в неконсолидированной бухгалтерской и консолидированной управленческой отчетности группы «Хлеб» (внутренняя наценка и нереализованная прибыль в расчет для данного примера не берутся).

    Источник

    Применение различных методов оценки МПЗ при их выбытии. Что выгоднее?

    В настоящее время для целей бухгалтерского учета применяются следующие способы оценки себестоимости товарно-материальных ценностей:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

    Указанные способы перечислены в ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н).
    Для целей налогового учета организацией могут применяться следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

    • метод оценки по стоимости единицы запасов;
    • метод оценки по средней стоимости
    • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

    В частности, указанные методы применяются для целей налогообложения в следующих случаях:

    • при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) способы закреплены в пункте 8 статьи 254 НК РФ;
    • при реализации покупных товаров способы закреплены в пп.3 п.1 ст. 268 НК РФ;
    • при реализации или ином выбытии ценных бумаг способы закреплены в п. 9 ст. 280 НК РФ.

    Заметим, что различие в количестве применяемых способов оценки МПЗ для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения возникло сравнительно недавно. Из правил бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей исключен метод ЛИФО с 1 января 2008 года на основании приказа Минфина РФ от 26 марта 2007 г. N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

    Это объясняется стремлением сблизить отечественные стандарты бухгалтерского учета с международными. Однако для целей налогообложения по-прежнему применяют четыре метода оценки материально-производственных запасов.
    Кратко опишем каждый из методов.

    По себестоимости каждой единицы оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Такой способ применяется в исключительных случаях или при небольшой номенклатуре ТМЦ. Он характеризуется особенной трудоемкостью, при условии, что применяется на предприятиях с большой номенклатурой.

    Например.
    Компания производит корпусную мебель. Остаток на начало месяца витражного стекла составляет 5 листов на сумму 125 000,00 рублей.
    В течение месяца приобретено: 3 листа витражного стекла на сумму 84 000,00 рублей.
    Транспортные расходы включаются в себестоимость и составляют 3000 рублей.
    В течение месяца было израсходовано 2 листа из остатка, 1 лист из поступления витражного стекла.

    Определим фактическую себестоимость остатка: 125 000 / 5 = 25 000 рублей за лист;
    Определим фактическую себестоимость поступления: (84 000 + 3 000) / 3 = 29 000,00 рублей за лист;

    Стоимость израсходованного в процессе производства сырья за месяц составит: 25 000 * 2 + 29 000 = 79 000 рублей.
    Как показывает пример, при применении этого метода нет необходимости производить дополнительные расчеты. Если есть возможность точно определить, какие именно материалы используются в производстве, применение этого метода имеет преимущества, поскольку списание материалов производится по их реальной стоимости, без отклонений.

    Расчет по средней стоимости производится путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца запасов. Этот способ является наиболее распространенным, включается в типовые версии бухгалтерских программ.

    Например, организация занимается производством корпусной мебели. Остаток ДСП на начало месяца составляет 300 листов на сумму 600 000,00 рублей.
    В течение месяца поступление производилось несколькими партиями, в том числе:

    • 100 листов на сумму 180 000,00 рублей;
    • 50 листов на сумму 105 000,00 рублей.

    Израсходовано в течение месяца: 410 листов ДСП.

    Рассчитаем среднюю себестоимость одного листа ДСП: (600 000 + 180 000 + 105 000) / (300 + 100 + 50) = 885 000 / 450 = 1 966,67 рублей за лист.
    Рассчитаем стоимость списанного на производство ДСП: 410 * 1 966,67 = 806 334,70 рублей.
    Остаток ДСП на конец месяца составит 300 + 150 – 410 = 40 листов на сумму 40 * 1 966,67 = 78 666,80 рублей.

    При способе ФИФО запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости запасов первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Таким образом, последовательность списания при применении этого метода следующая: сначала списываются остатки на начало периода, затем первая партия, далее по порядку. Иначе этот метод можно назвать конвейерным. В условиях роста цен на приобретаемые материалы себестоимость приобретенной продукции минимальна, при этом оценка запасов и прибыли максимальна. А при падении цен — наоборот, запасы и прибыль минимизируются.

    Читайте также:  Способы выявления способностей человека

    При применении метода ФИФО при расчете стоимости материалов, отпущенных в производство можно воспользоваться одним из нижеприведенных способов:
    Первый способ основан на списании стоимости каждой партии по порядку: сначала списывается стоимость остатка, если количество списанных материалов больше остатка, списывается первая поступившая партия, далее вторая и последующие. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

    Второй способ основан на определении остатка материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
    Воспользовавшись условиями предыдущего примера, произведем расчет по методу ФИФО с применением двух вариантов.

    Вариант 1:
    Списано на производство:
    300 листов на сумму 600 000,00 рублей; 100 листов на сумму 180 000,00 рублей; 10 листов на сумму 21 000,00 рублей. Всего: 801 000,00 рублей. Остаток на конец месяца 40 листов на сумму 84 000,00 рублей.

    Вариант 2:
    Остаток ДСП на конец месяца составляет 40 листов (300 + 150 – 410), весь остаток из второй партии. Соответственно стоимость остатка составляет: 84 000,00 рублей;
    Рассчитаем стоимость списанного ДСП: 600 000 + 180 000 + 105 000 – 84 000 = 801 000,00
    Средняя себестоимость одного листа ДСП, списанного на производство, составляет 801 000 / 410 = 1953,66 рублей за 1 лист.

    При способе ЛИФО запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних в последовательности приобретения. Метод ЛИФО является методом, противоположным методу ФИФО. В условиях роста цен — минимальная оценка запасов и прибыли. В условиях падения цен — максимизация оценки запасов и прибыли.

    Существует два способа расчета стоимости материалов, отпущенных в производство с применением метода ЛИФО. Способы аналогичны вышеприведенным для метода ФИФО, с той разницей, что для первого варианта расчета используется стоимость последней поступившей партии, далее партии списываются в обратном порядке. Для определения остатка на конец периода используется стоимость наиболее ранней приобретенной партии. Для краткости воспользуемся последним способом расчета.

    Условия примера те же.
    Остаток ДСП на конец месяца переходит из остатка на начало месяца, поскольку на производство израсходовано 410 листов ДСП, из них 50 листов из последней партии, 100 листов из первой партии, 260 листов из остатка на начало месяца.
    Итак, остаток составит 40 листов по цене 2000 рублей за лист, на сумму 80 000,00 рублей.

    Определим стоимость ДСП, израсходованного на производство: 600 000 + 180 000 + 105 000 – 80 000 = 805 000,00
    Средняя себестоимость 1 листа списанного на производство ДСП равна 1963,41 руб.
    Оговоримся, что на практике используются два варианта применения способов средних оценок фактической себестоимости ТМЦ при отпуске в производство или списании на иные цели:

    Первый, предполагает взвешенную оценку исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в этом случае в расчет включаются количество, и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период).
    Второй способ основан на определении фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), в этом случае расчет средней оценки производится на основании количества и стоимости материалов на начало месяца и всех поступлений до момента отпуска.

    Таким образом, выбор даты, на которую производится оценка ТМЦ, определяет разницу между взвешенной и скользящей оценкой.
    Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

    Варианты исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов для целей бухгалтерского и налогового учета должны раскрываться в учетной политике организации.
    Сравниваем полученные результаты:

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы