Способы спасения вишневого сада

Как можно было спасти вишнёвый сад? (Чехов А. П.)

В пьесе «Вишневый сад» образ сада является ключевым. Если не задумываться об его роли в произведении, можно сразу и не заметить той значимости, которая присуща данному образу. Так или иначе, с вишневым садом связан каждый из персонажей.

Несомненно, с вишневым садом тесно связана жизнь Любови Андреевны Раневской. Для нее это, конечно, воспоминания о детстве, родине, прежней жизни, которую уже не вернуть.

Любовь Андреевна хочет спасти сад, но не совершает для этого каких-либо значимых действий, из-за чего продажа имения становится неизбежной.

Для Гаева сад тоже является предметом гордости, символом счастливого и благополучного прошлого. Этот человек тоже хочет спасти сад, но не в состоянии это сделать.

Фирс, говоря о вишневом саде, вспоминает прежние времена, которые, как он считает, были наиболее благополучными. Для него сад – символ барской жизни.

Лопахин, представитель настоящего, не желает спасать сад. Он, понимая особенности нынешней жизни, считает, что вишневый сад должен стать источником денег и гордости.

Аня и Петя Трофимов – люди будущего. Судьба вишневого сада им безразлична, они видят в переменах счастливое будущее, не считают вырубку деревьев трагедией, чем-то ужасным.

И что в итоге? Вишневый сад – это часть прошлого, часть истории, место, с которым связаны судьбы всех героев произведения. Но во имя будущего, новой жизни, новой эпохи следует отходить от прошлого. А это значит, что на самом деле в вишневом саде нет особой ценности, он свою роль уже сыграл.

Я считаю, что спасать вишневый сад нет никакой необходимости. Он является частью другой эпохи, а это значит, что и в настоящем, и в будущем ему не место. То, что произошло, вполне закономерно. А чувства героев здесь не столь важны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

варианты спасения вишневого сада предлогают гаев и раневская. в чем проявляется их утонченность? а.п.чехов- вишневый сад

Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. ” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью” и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.

Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот «вечный студент» не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! » – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?

Источник

Способы спасения вишневого сада

В пьесе «Вишневый сад» образ сада является ключевым. Если не задумываться об его роли в произведении, можно сразу и не заметить той значимости, которая присуща данному образу. Так или иначе, с вишневым садом связан каждый из персонажей.

Несомненно, с вишневым садом тесно связана жизнь Любови Андреевны Раневской. Для нее это, конечно, воспоминания о детстве, родине, прежней жизни, которую уже не вернуть.

Любовь Андреевна хочет спасти сад, но не совершает для этого каких-либо значимых действий, из-за чего продажа имения становится неизбежной.

Для Гаева сад тоже является предметом гордости, символом счастливого и благополучного прошлого. Этот человек тоже хочет спасти сад, но не в состоянии это сделать.

Фирс, говоря о вишневом саде, вспоминает прежние времена, которые, как он считает, были наиболее благополучными. Для него сад – символ барской жизни.

Лопахин, представитель настоящего, не желает спасать сад. Он, понимая особенности нынешней жизни, считает, что вишневый сад должен стать источником денег и гордости.

Аня и Петя Трофимов – люди будущего. Судьба вишневого сада им безразлична, они видят в переменах счастливое будущее, не считают вырубку деревьев трагедией, чем-то ужасным.

И что в итоге? Вишневый сад – это часть прошлого, часть истории, место, с которым связаны судьбы всех героев произведения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но во имя будущего, новой жизни, новой эпохи следует отходить от прошлого. А это значит, что на самом деле в вишневом саде нет особой ценности, он свою роль уже сыграл.

Я считаю, что спасать вишневый сад нет никакой необходимости. Он является частью другой эпохи, а это значит, что и в настоящем, и в будущем ему не место. То, что произошло, вполне закономерно. А чувства героев здесь не столь важны.

Источник

Почему вишневый сад в одноименной пьесе Чехова был обречен на уничтожение? (2 фото)

Над вопросом, почему в пьесе Чехова не спасли вишневый сад, бьется не одно поколение критиков. Вроде бы в произведении достаточно ключевых героев и даже сторонников сохранения деревьев, однако все они фактически бездействовали.

Почему был обречен вишневый сад

Написанная в 1903 году пьеса «Вишневый сад» является одним из самых известных произведений Антона Павловича Чехова. Сам автор определял его жанр как комедию и даже возмущался по поводу того, что пьесу причисляли к драме или трагедии.

«Вишневый сад», по мнению критиков, является отображением важнейшего периода в истории России, связанном с вымиранием русского дворянства. Класс, на который могла опираться власть и который, в свою очередь, от власти зависел, к тому времени терял свои позиции. Ему на смену стремились люди нового поколения и иных ценностей, которые не считались со старыми устоями.

Читайте также:  Конспект урока способы окантовки картона

Сам вишневый сад, вокруг которого разворачиваются действия пьесы, является олицетворением прежней дворянской России. На протяжении всего произведения только и ходят разговоры о том, чтобы его сохранить, но по факту ни один из героев не приложил усилий для этого.

Кто мог взять на себя такую ответственность? Помещица Раневская, которой принадлежат дом и сад, выставленные на продажу из-за долгов? Автор смеется над этим персонажем, легкомысленным и беспомощным в житейских делах. Для нее сад является символом молодости, поэтому она так держится за него. Однако ее сентиментализм может быть эффектен на словах, но на деле от него ничего не зависит.

Может быть, ее брат Гаев? Этот человек утверждал, что пострадал за свои либеральные убеждения, однако и он ограничивается одними словами. Прячась от реальности, он постоянно бормочет нечто бессвязное про биллиард, словно выставляя себя умалишенным. От своей сестры он отличается тем, что строит грандиозные планы на будущее, однако для их реализации у него нет ни хватки, ни силы воли.

Почему бы не спасти вишневый сад Ане Раневской и студенту Пете Трофимову? Это энергичные, полные жизни молодые люди, которые увлечены великими идеями о преображении мира. Но для них вишневый сад кажется мелкой задачей. К тому же Аня не испытывает к нему теплых чувств и вообще считает, что дворянство виновато перед народом. А если так, то нужно срубить под корень ненавистный сад.

Свой вариант спасения Раневской из добрых побуждений предлагает богатый купец Лопахин: он советует разбить сад на участки и сдавать их под дачи. Правда, для этого все же придется вырубить сад. Получается, что и в этом случае деревья обречены, но их смерть хотя бы позволит помещице выйти из трудного финансового положения. Конечно, Лопахин далек от сентиментальности: он купец, старающийся получить выгоду в любом предприятии. Но при этом (в отличие от других персонажей) он силен рациональной составляющей, позволяющей решить проблему, пусть даже с потерями.

И ведь именно Лопахин в итоге становится хозяином положения, выкупая имение у Раневской. Он, сын мужика, приходит на смену людям, которые получали привилегии только по факту своего рождения, а не по заслугам. Лопахин этим горд, он рад, он чувствует триумф. Да, возможно, он не такой чуткий, отзывчивый и сентиментальный, как другие персонажи, но он хваткий, трудолюбивый и целеустремленный, а именно эти качества, по мнению Чехова, стали актуальны для России в период смены эпох.

По мнению критиков, вишневый сад был обречен, поскольку в пьесе не нашлось ни одного героя, пожелавшего встать на его сторону. В историческом контексте начала XX века подобный персонаж, отмечает Чехов, просто не мог существовать. Наполненный множеством символов сад стал центром конфликта между старым и новым мирами, причем первый стремительно утрачивал свои позиции.

Источник

1. Образ вишневого сада.

2. Как воспринимается гибель вишневого сада персонажами пьесы.

3. Кто же виноват в гибели сада?

Пьеса Чехова «Вишневый сад» – это свежий и глубокий взгляд на реалии жизни дворянства как класса и на взаимоотношения между представителями различных классов и сословий российского общества второй половины девятнадцатого века. Чехов как тонкий психолог смог глубоко проникнуть в сущность изображаемых им характеров и передать личность каждого персонажа образно, многогранно, ярко. Фоном для развития сюжетной линии персонажа на протяжении всей пьесы служит вишневый сад, образ которого настолько осязаем и важен, что порой воспринимается как еще одно действующее лицо. Трагическая судьба вишневого сада воспринимается главными героями пьесы совершенно по-разному. Этот уютный и тихий уголок каждый из центральных действующих лиц «Вишневого сада» воспринимает по-своему, и автор раскрывает характер каждого персонажа через отношение к саду.

Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада становится настоящей трагедией – ведь они выросли здесь, любовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, становится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний. Он прочно вошел в их сознание как островок домашнего покоя и уюта, с ним они связывают все то самое родное и светлое, что греет душу человека. Гибель вишневого сада, соответственно, является для Раневской и Гаева практически равноценной гибели их прошлой, «той» жизни, которая прошла – и ее не вернуть, она прожита впустую, ей суждено кануть в Лету вместе с теплом родового гнезда и пышными деревьями в саду. Именно поэтому так трагично и надрывно эти герои воспринимают продажу и гибель вишневого сада. В то же время представители молодого поколения, изображенные в пьесе, – Аня и «вечный студент» Петя Трофимов – переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для представителей старшего поколения. Они более энергичны, проще смотрят на жизнь, устремлены в будущее – поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-навсего как торговый объект. Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.

Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судьбу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы просто невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из персонажей пьесы не смог этого сделать – по разным причинам. Раневская, Гаев – они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада вообще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.

Образ сада в пьесе «Вишневый сад» неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад — образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе «Вишневый сад» является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача — решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев — русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы «Вишневый сад» он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники — это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с «холодной зимой» и «темной ненастной осенью». Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Читайте также:  Самый действенный способ убрать бородавки

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе «Вишневый сад» раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин — практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, «были рабами», даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина — это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс — единственный из всех персонажей «Вишневого сада», наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева — родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: «Мы выше любви». Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад — это «вся Россия», а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова «Вишневый сад» — это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад — это и Ведь неслучайно такие выражения, как «ударить топором по дереву», «растоптать цветок» и «подрубить корни», звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы «Вишневый сад». Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является «вишневым садом».

В 1903 году Антон Павлович Чехов написал последнюю свою пьесу, которой дал удивительно точное ласковое название «Вишневый сад». Услышишь это словосоче­тание — и сразу захочется погрузиться в тепло и уют дворянского гнезда, век назад украшавшего нашу землю.

Оно создавалось трудом и потом крепостных крестьян для жизни и радости поколе­ний рода Гаевых, чем-то очень похожих на Обломова. Они добры, умны, но бездеятельны, как Илья Ильич, всю жизнь пролежавший на диване.

У них тоже был свой Захар, только звали его Фирсом. Теперь ему 87. Постарел и Гаев, оставшись большим беспечным ребенком с бесконечными леденцами во рту. Успела поменять фамилию его сестра — сейчас мать уже семнадцатилетней девушки. Но до сих пор комната Раневской называется детской — сила памяти и традиции.

«О моя юность! О моя свежесть!» — восклицает Гоголь в «Мертвых душах». Почти то же мы слышим в реплике Раневской, потому что не только руки, ноги, но и душа человеческая ищет опоры. Самая надежная опора — родительский дом. Вот почему, проведя пять лет за границей, Раневская возвращается в поместье в самый трудный момент — оно уже выставлено на торги.

Вишневый сад. Он и живая память об ушедшем, и лекарство для души. Раневская любит свою усадьбу не за картошку и помидоры, а за память и красоту. Она не спасет своего поместья — не на что. Но пытается хотя бы еще раз увидеть родное гнездо.

Может быть, ради этой встречи с Раневской — человеком, а не барыней — сохранял свою жизнь старенький Фирс — эмблема дома, настолько слившийся с ним, что и сей­час, спустя четыре десятилетия, воспринимает волю как несчастье. Не зря же «и сова кричала, и самовар Гудел бесперечь», когда отменили крепостное право.

Теперь слышатся другие звуки — лопнувшей струны и оркестра (флейта, контрабас и четыре скрипки). Может быть, это реквием? Не по частной собственности в целом, а по тому лично тебе принадлежащему кусочку памяти и красоты, без которой человек не может сформироваться духовно.

Лопахин предлагает реальный вариант спасения вишневого сада — дачи. Но они разрушат все, потому что это будет обозначать приход чужих людей в твой дом. «Дачи и дачники — это так пошло», — говорит Раневская, и Гаев поддерживает ее, хотя ничего взамен предложить не может: не привык ответственность брать на себя.

Ее берет Лопахин — Сын и внук трудившихся здесь крестьян. Видимо, достаточно мирно сосуществовали эти два клана Лопахиных и Гаевых, живших в параллельных со­циальных мирах на одной и той же «барской» земле. Вот и предлагает он деньги взаймы, но отдавать-то нечем, и порядочные люди в такой ситуации не занимают.

Читайте также:  Формование сыров способы формования

Другие порядочные до последней минуты не покидают этот тонущий корабль, что плывет из прошлого в безнадежное настоящее. В нем живут на гороховом супе слуги и не знающая своей родни и родины Шарлотта. Здесь же — приемная дочь Раневской Варя. Стучит костящками счётов и шуршит бумагами счетов конторщик Симеонов- Пищик — «двадцать два несчастья», как и вся усадьба. А она — как тонуший корабль. Его пытается спасти Лопахин — новый человек новой эпохи, в белой жилетке, крепко стоящий на земле. Но все напрасно, и в конце драмы мы слышим звук топора — это вырубают под корень вишневые деревья. Вместе с садом под звуки топора уходит в небытие верный Фирс — символ прошлой «барской» жизни. В суете все забыли о нем. Некому было взять на себя личную ответственность за судьбу старика.

Раневская вернулась в Россию, а попала как бы в другое измерение — эпоху первоначального накопления капитала, давно прошедшую на Западе. Но не только поезд — опоздали все они. Поезд жизни ушел в направлении капитализации, то есть выжимания «наличных» и «безнала» из всего, из чего их только можно выжать. В том числе и из беззащитной красоты. Но отказаться от нее и от прошлого — все равно что отказаться от родной матери. Что и делает мечтающий о загранице Яша — самый омер­зительный персонаж пьесы. Не столько по должности, сколько по психологии. Он раб. А рабам не нужна духовная память.

Человеку, государству, истории без нее просто не обойтись.

Пьеса “Вишневый сад” — последнее произведение Антона Павловича Чехова. Литератор был неизлечимо болен и сознавал, что совсем скоро уйдет из жизни. Вероятно, именно поэтому пьеса пронизана какой-то особенной грустью, нежностью, лиричностью. «Вишневый сад» поражает читателя метафоричностью, глубиной персонажей. Каждая сцена здесь многогранна, неоднозначна; каждая деталь становится олицетворением былой, уходящей жизни, но все же такой родной и знакомой.

В пьесе словно встретились три эпохи: прошлое, настоящее и будущее. Одни герои живут вчерашним днем, лелея теплые воспоминания о прошлом, другие знают цену времени, заняты повседневными делами и готовы извлечь выгоду и пользу из любого дела, третьи же уверенно смотрят в завтрашний день, заглядывая в будущее еще далекое и неизведанное.

Производит неизгладимое впечатление и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. Сад – воплощение неизбежно уходящего прошлого, канувшей в небытие привычной, тихой, беззаботной жизни. Станиславский в воспоминаниях о Чехове писал, что писатель в своем произведении «…обласкал прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе.»

Вишневый сад — тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое и родное, что согревает душу. Здесь словно собраны мечты и надежды, стремления и воспоминания Раневской и Гаева – представителей поколения «прошлого», людей инертных и нерешительных, тех, кто привык к легкой, беззаботной жизни, над которой, казалось героям, не властно само время. Персонажи год от года нежно лелеяли кладезь своих воспоминаний, даже не задумываясь о том, что старые порядки вскоре канут в Лету и героям придется учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место праздным мечтателям.

Так нужно ли спасать вишневый сад? Нужно ли спасать старую дворянскую Россию, воплощением которой и является этот «персонаж» (образ вишневого сада настолько продуман, осязаем, что его смело можно назвать еще одним «действующим лицом» пьесы)? Несмотря на то что вишневый сад является символом минувшего, разве заслуживают нежно хранимые воспоминания быть уничтоженными только потому, что люди «новой эпохи» не сознают их ценности, значимости? Нет. Сад был и остается все тем же воплощением пусть и не сбывшихся, но все же удивительно добрых, светлых и чистых мечтаний, надежд; отголоском счастливого и беззаботного прошлого, дорогого сердцу главных героев пьесы.

Итак, старый уклад жизни меняется под натиском молодых, энергичных, деятельных людей, но это вовсе не значит, что воспоминания о прошлом должны быть уничтожены, ведь память – это часть истории, культуры. Именно поэтому вишневый сад «имеет право на жизнь» и достоин «спасения», ведь «он хранит в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни».

Размышления на тему: Нужно ли спасать вишневый сад?

Время неумолимо идет вперед, одна эпоха сменяет другую, и неизбежно встает вопрос: нужно ли расставаться с прошлым?

«Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Чехова, его «лебединая песня». Эту пьесу называют «самой чеховской» из всех пьес писателя. Станиславский, высоко оценивший ее, заметил, что Чехов один из первых «стал рубить прекрасный цветущий вишневый сад, сознавая, что время его миновало, что старая жизнь бесповоротно осуждена на слом». Показывая историческую смену социальных укладов, Чехов пытается решить вопрос: нужно ли спасать вишневый сад? Вся его пьеса соткана из предчувствий и ожиданий, в ней ощущается близость обновления. Завершается время вишневых садов с их нежной красотой, уходит в прошлое барский усадебный быт. Владельцы вишневого сада — помещики Раневская и Гаев — не в состоянии противостоять решительным, напористым, практичным предпринимателям, потому что они слишком пассивны и не приспособлены к жизни, которая требует борьбы. Они терпят крах, и одна из главных причин в том, что их время ушло.

Вся наша жизнь свидетельствует о том, что общество так или иначе подчиняется велению истории, и каждый человек считается с историческими законами больше, чем с собственными чувствами, хочет он этого или нет. На место Раневской приходит Лопахин, которого, к слову, она ни в чем не винит. А он, в свою очередь, испытывает к этой женщине искреннюю привязанность. «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную…» — говорит он. Другой персонаж, Петя Трофимов, провозглашает время новой жизни и произносит страстные речи против исторической несправедливости. Но и этот молодой человек с нежностью относится к хозяйке усадьбы и в ночь ее приезда в родовое гнездо говорит: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду». Тем не менее всем все давно понятно: обстановка всеобщего расположения и симпатии уже ничего изменить не может, потому как законы истории неумолимы. Поэтому, когда, уезжая из усадьбы навсегда, Раневская и Гаев на минуту остаются одни, они бросаются на шею друг другу и рыдают… В этой сцене — дыхание трагизма, ощущение суровых и неизбежных перемен. Наступает эпоха Лопахина, вишневый сад трещит под его топором. Лопахин не может не радоваться тому, что стал владельцем поместья, где его отец, будучи подневольным человеком, служил господам. И, надо признать, его чувства понятны. В триумфе Лопахина заключена даже некая историческая справедливость. Вместе с тем он тоже понимает, что его торжество не принесет кардинальных перемен. Он не может не осознавать, что ему на смену придут новые люди, и это будет следующий шаг истории, о чем с энтузиазмом заявляет Петя Трофимов: «Вся Россия — наш сад», и эти слова, пронизанные бодростью и уверенностью, задают тон всей пьесе.

Разумеется, до осуществления высоких целей еще далеко, сначала предстоит пережить лопахинскую эру, но «человечество идет к высшей правде», жизнь, которая, казалось бы, застыла на месте, пришла в движение. Мечтательно-тоскливое ожидание перемен сменилось убеждением в том, что светлое будущее близко. Люди уже слышат его шаги. Вишневый сад спасать не нужно! Спасение общества — в обновлении жизни.

Источник

Оцените статью
Разные способы