Способы и порядок спасения людей, находящихся на верхних этажах поврежденных и горящих зданий
Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, в зависимости от обстановки и имеющихся технических средств спасения, осуществляется:
— с применением автолестниц, автовышек и автоподъемников;
— с использованием вертолета;
по сохранившимся или временно восстановленным лестничным маршам;
— с использованием канатной дороги;
— с применением спасательного рукава;
— с использованием альпинистских средств.
Способ спасения определяет командир подразделения спасателей на основе оценки обстановки, возможностей имеющихся средств спасения и состояния пострадавших.
При этом оцениваются:
— условия, в которых находятся пострадавшие, состояние подходов к разрушенному зданию, устойчивость конструкций, наиболее безопасное и удобное направление ведения спасательных работ;
— количество пострадавших, их местонахождение, физическое и психическое состояние;
— возможности имеющихся спасательных средств применительно к сложившейся обстановке;
время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ведение работ.
На основе оценки обстановки определяются:
— наиболее рациональный и безопасный способ спасения пострадавших в данной обстановке;
— необходимые силы и средства;
— порядок спасения в данных условиях;
— основные меры безопасности.
При постановке задачи подразделению, назначенному для спасения пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, указывается:
— обстановка на объекте спасательных работ;
— задача подразделения, способ спасения;
— время на выполнение задачи;
— место развертывания медицинского пункта;
— место пункта управления, порядок связи.
Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий с использованием пожарных автолестниц АЛ-30 (АЛ-131) применяется при нахождении пострадавших на высоте до 30м и наличии площадки для развертывания автолестницы размером не менее 11,5х4,5м на расстоянии около 10м от здания, при уклоне местности не более 6°.
Работы выполняются подразделением численностью 5 человек.
Автолестница устанавливается на расстоянии, обеспечивающем выдвижение и прислонение ее к заданной точке (окно, балкон, кровля) в пределах допустимого угла наклона и вылета при заданной длине (около 8-10м от разрушенного здания), и ставится на тормоза. Не допускается установка автолестницы на сыпучих и свежеуложенных грунтах, на люках колодцев, шахт, гидрантов, мостиках и канавах. Выдвижение лестницы осуществляется на 1–1,5м выше места нахождения пострадавших с углом наклона 50–75°. Верхний конец лестницы по возможности фиксируется за устойчивую конструкцию здания.
Подготовка пострадавших к спуску осуществляется поднявшимися к ним спасателями и включает: разъяснение правил спуска по лестнице, определение очередности и способа спуска.
Спуск пострадавших осуществляется с учетом их состояния— самостоятельно или с помощью спасателя.
Спуск пострадавших по неприслоненной лестнице производится только в случае, если она выдвинута на длину не более указанной на секторе измерителя углов наклона. При угле наклона до 50° подъем и спуск производится по одному человеку.
При угле наклона свыше 50 — одновременно по два человека с расстоянием 10 м между ними.
По прислоненной лестнице пострадавшие могут спускаться цепочкой с расстоянием между ними не менее 3м. Передвижение должно осуществляться «не в такт» во избежание возникновения резонансных колебаний лестницы.
При прокладке вдоль лестницы рукавного ствола расстояние между спускаемыми увеличивается до 8м, лестница при этом выдвигается не более чем на 2/3 длины.
Спуск пострадавших с лестницы на землю страхуется спасателем, оставшимся внизу.
Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий с использованием автовышки ВС-22МС или автоподъемника применяется для спасения пострадавших, находящихся на высоте не более 10м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 3°.
Для выполнения спасательных работ этим способом назначается расчет автовышки и 2–4спасателя.
Автовышка устанавливается на подготовленную площадку.
Для обеспечения устойчивости под колеса подкладываются инвентарные упоры, боковые упоры устанавливаются на инвентарные деревянные подкладки. Телескопическая часть выверяется по откосу.
Осуществляется проверка работы автовышки на холостом ходу подъемом на полную высоту до момента автоматического выключения и спуском люльки (площадки) в исходное положение. При подъеме и спуске проверяются устойчивость машины, плавность подъема и спуска рабочей платформы, надежность работы предохранительных устройств.
Для подготовки к спуску и организованного спуска пострадавших к месту их нахождения на высоте поднимаются 1–2спасателя. Они определяют порядок, очередность и меры безопасности при спуске с учетом физического и морального состояния пострадавших.
Посадка и высадка пострадавших страхуется спасателями. Люлька (платформа) загружается пострадавшими с учетом их состояния, в соответствии с которым они могут опускаться сидя, стоя и лежа. Прием пострадавших на грунте страхуется 1–2спасателями.
Спасение пострадавших с использованием вертолета применяется для спасения пострадавших с крыш высотных и многоэтажных разрушенных зданий а также из других зданий и сооружений при затруднении использования других способов спасения.
Для выполнения спасательных работ этим способом назначается экипаж вертолета и 2–3спасателя, имеющих специальную подготовку.
Спасение пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам применяется в основном для спасения людей, блокированных во внутренних помещениях разрушенного дома, а также пострадавших, получивших травмы и неспособных или ограниченно способных самостоятельно двигаться, при невозможности использования других способов спасения.
Технология спасения пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам, в зависимости от характера разрушений здания, может включать следующие операции:
— проведение рекогносцировки разрушенного здания, выбор пути эвакуации пострадавших и определение характера и объема работ по укреплению и восстановлению лестниц;
— подготовка конструкций и материалов для укрепления и восстановления лестниц;
— пробивка проемов, в случае необходимости деблокирования пострадавших, для вывода их к сохранившимся и восстановленным лестницам;
— подготовка пострадавших к эвакуации; оказание нуждающимся первой медицинской помощи;
— эвакуация пострадавших из здания, вынос их на пункт сбора пострадавших или в медицинский пункт.
— Пробивка проемов в стенах для вывода (выноса) пострадавших из блокированных помещений к сохранившимся и восстанавливаемым лестничным маршам осуществляется в соответствии с требованиями, представленными выше.
Временное восстановление поврежденных элементов конструкций лестничных клеток осуществляется:
— установкой временных опор под поврежденные лестничные марши и площадки;
усилением соединений поврежденных лестничных маршей с лестничными площадками и установкой дополнительных крепежных деталей.
При обрушении части лестничных маршей вместо них оборудуются временные переходы (мостики, настилы, трапы) с креплением их к сохранившимся конструкциям.
При любом способе укрепления (временного восстановления) лестничных маршей, прежде, чем использовать их для спасения пострадавших, необходимо проверить их устойчивость и несущую способность.
Для укрепления лестничного марша или лестничной площадки используются деревянные стойки диаметром не менее 10–12см. Работа выполняется расчетом в составе трех человек. Если стойка устанавливается в конце марша, то установка прокладки и вбивание клина под нее осуществляются под низ стойки, при установке стойки в середине марша прокладка устанавливается и вбивается клин между маршем и стойкой.
При необходимости усиления соединения лестничного марша с лестничной площадкой устанавливаются дополнительные крепежные детали (армированные шпонки или болты). Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена также дополнительной сваркой проектных деталей.
При обрушении отдельных участков лестничных маршей и лестничных площадок вместо них устанавливаются временные переходы из досок и брусьев, скрепленных болтами, хомутами, гвоздями, оборудуются временные перила.
Способ спасения людей с верхних этажей зданий с использованием канатной дороги применяется при блокировании людей на верхних этажах (уровнях) разрушенных зданий, до 10 этажа включительно, при невозможности использовать другие способы спасения.
Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.
Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием спасательного рукава применяется в условиях, аналогичных изложенным выше. Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.
Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием веревочной лестницы или спасательной веревки применяется для спасения пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий высотой 3–5 этажей при невозможности применить иные способы спасения.
Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в количестве 3–4 человека. Спасение осуществляется с применением «беседки», грудной обвязки или косынки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Для непосредственного проведения поиска пострадавших в завалах, участок поиска делится на полосы шириной:
Варианты ответов:
Вопрос 2.
На завершающем этапе работ по разборке завала и деблокирование пострадавшего осуществляется:
Варианты ответов:
1. Только с помощью ручного инструмента.
2. С помощью средств механизации.
3. С помощь средств механизации и аварийно-спасательного инструмента.
Вопрос 3.
Ручная отрезная машина применяется для проделывания проемов в каменных и бетонных стенах и перекрытиях толщиной не более:
Варианты ответов:
Вопрос 4.
В каких случаях производится разборка завала сверху?
Варианты ответов:
1. Разборка завала сверху производится только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко к поверхности завала.
2. Разборка завала сверху производится только в тех случаях, когда пострадавшие находятся далеко от поверхности завала.
3. Разборка завала сверху производится только в тех случаях, когда
проделывание проходов не возможно.
Вопрос 5.
Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий с использованием автовышки ВС-22МС или автоподъемника применяется для спасения пострадавших, находящихся на высоте:
Варианты ответов:
1. Не более 10м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 3°.
2. Не более 15м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 6°.
3. Не более 20м, при наличии рядом с разрушенным зданием площадки с уклоном не более 7°.
Вопрос 6.
Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием веревочной лестницы или спасательной веревки применяется для спасения пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий высотой
Источник
Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий
8.1. Спасение с использованием автолестниц.
Эвакуация людей с верхних этажей разрушенных зданий может успешно осуществляться с помощью пожарной автолестницы типа АЛ-30 (131). Автолестница смонтирована на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 и применяется для обслуживания зданий и сооружений высотой до 30 м. Боевой расчет состоит из 5 человек.
Спасение людей с помощью автолестницы осуществляется после обнаружения пострадавших, выбора места площадки и оборудования ее для установки автолестницы (при необходимости). Автолестница устанавливается на площадке размером 11,5 х 4,5 м 2 на расстоянии около 10 м от здания в местах наибольших завалов. Площадка для установки автолестницы не должна иметь уклон более 12%. При углах наклона лестницы до 60 о разрешается подъем только одного спасателя, при углах наклона выше 60 о допускается подъем двух человек с интервалом 10 м. При прислоненной лестнице одновременно может перемещаться любое количество людей с интервалом не менее 3 м. При подъеме и опускании по лестнице во избежание ее раскачивания необходимо, чтобы люди ступали не в такт. Эвакуация пострадавших по лестнице осуществляется в зависимости от их состояния спасателем или самостоятельно.
8.2. Спасение с использованием автоподъемников
Для доступа спасателей к пострадавшим на уровень 10-го этажа и выше применяются автомобильные подъемники и строительные вышки. Основными условиями их использования являются:
наличие необходимой площадки для установки подъемника и соответствие расстояния до стены здания радиусу рабочей зоны подъемника.
Для выполнения работ автовышку устанавливают на заранее подготовленной ровной горизонтальной площадке (с уклоном не более 3°) размером, соответствующим габаритам базовой машины с учетом радиуса рабочей зоны. Для обеспечения устойчивости машины под ее колеса подкладывают инвентарные упоры. Перед подъемом телескопа в рабочее положение устанавливают боковые упоры, под них подкладывают инвентарные деревянные подкладки. При установке автовышки типа АП-17А в рабочее положение телескопическую часть обязательно выверяют по откосу. Перед подъемом спасателей проводят опробование вышки на холостом ходу, при котором проверяют плавность движения рабочей платформы при подъеме и опускании, устойчивость машины и действия предохранительных устройств.
Во время пробного подъема рабочую площадку поднимают на полную высоту колена мачты до крайних положений, пока она автоматически не выключится. При срабатывании семафора подъем прекращают. После проведения контрольного подъема и спуска пустой рабочей платформы начинают осуществлять подъем спасателей и спуск пострадавших, которые могут находиться на рабочей платформе сидя, лежа и стоя.
8.3. Спасение с использованием вертолетов
Существует несколько вариантов использования вертолетов:
— выброска линя на крышу (верхний уровень сохранившейся части здания);
— зависание на большой высоте (до 30-40 м), спуск спасателей и необходимого оборудования, эвакуация пострадавших;
— посадка (зависание на малой высоте 1. 1,5 м), доставка спасателей и необходимого оборудования и эвакуация пострадавших.
В первом варианте с помощью вертолета перебрасывают линь (веревку, веревочную лестницу) через крышу или через верхний уровень сохранившегося здания для дальнейшего закрепления одного конца линя и подъема спасателей и спуска (самоспасения) пострадавших по другому концу.
Во втором варианте при зависании вертолета на большой высоте (до 30-40 м) спуск спасателей и доставка необходимого оборудования, а также эвакуация пострадавших и грузов осуществляется при помощи спускового устройства роликового типа СУ-Р.
Подъем пострадавших в вертолет можно осуществлять по веревочной лестнице или с использованием бортовой лебедки. При зависании вертолета на малой высоте пострадавшие могут подняться в вертолет самостоятельно или с помощью спасателей.
8.4. Спасение людей по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам
Эвакуация людей с устройством проемов из соседних помещений или секций (подъездов) с сохранившимися лестничными маршами осуществляется при блокировании людей в помещениях разрушенного здания в случае сохранения лестничных маршей. Расположение и размеры проема должны обеспечивать возможность беспрепятственного и относительно удобного проникновения через него спасателей и эвакуацию пострадавших.
Выбор способа эвакуации пострадавших зависит от состояния пострадавшего, степени внешней угрозы для пострадавшего и спасателя, а также от имеющихся средств для транспортирования. Эвакуация с верхних этажей зданий осуществляется по сохранившимся лестничным маршам своей лестничной клетки или через устроенный проем по лестничному маршу другой лестничной клетки; пострадавшие эвакуируются на носилках двумя (четырьмя) спасателями или своим ходом с помощью сопровождающего. Эвакуация пострадавших вниз через проемы в перекрытии осуществляется с помощью спасательного пояса, веревки, горизонтально подвешенных носилок с пострадавшим.
Для укрепления (временного восстановления) поврежденных элементов конструкций лестничных клеток используются два основных способа.
1) Установка дополнительных опор (в виде деревянных или металлических стоек с подкладками и клиньями) под поврежденный лестничный марш или плиту лестничной площадки, которая включает:
оценку несущей способности конструкции и выбор варианта ее укрепления;
доставку дополнительных опор (стоек) или их заготовку на месте из подручных материалов;
установку и закрепление дополнительныхопор;
проверку устойчивости и несущей способности укрепленной конструкции.
После визуального обследования выбирается вариант укрепления лестничных маршей.
Укрепление лестничного марша или плиты лестничной площадки осуществляется при помощи стоек диаметром 10-12 см. В качестве стоек используются стойки забойщицкие. Работы по укреплению лестничного марша выполняются расчетом из 3 человек: двое устанавливают стойку в нужное положение, один забивает клин между стойкой и маршем. Если стойка устанавливается в конце марша, то укладывается прокладка и вбивается клин под низ стойки. При установке стойки в середине лестничного марша укладывается прокладка и забивается клин в верхней части между маршем и стойкой. В случаях, когда стойки не заготовлены заранее, используется подручный материал (трубы, бревна и т.п.). Для работы по укреплению лестничного марша достаточно иметь комплект шанцевого инструмента.
2) Усиление соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки установкой дополнительных крепежных деталей, которое включает:
оценку состояния и целостности соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки и выбор варианта его укрепления;
сверление (пробивку) отверстий под установку дополнительных крепежных деталей,
установку и закрепление дополнительных армированных шпонок (металлических скоб) или болтов;
проверку устойчивости дополнительного крепления.
Для сверления отверстий в местах установки дополнительных креплений применять инструмент ударного или ударно-поворотного действия рекомендуется ограниченно.
Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена дополнительными сварными соединениями проектных деталей.
Для эвакуации пораженных при обрушении лестничного марша или плиты (плит) лестничной площадки на их место устанавливаются временные переходы в виде трапов, мостиков или настилов из досок и бруса, изготовленные на месте из подручных материалов или заготовленные заранее. Технология работ по устройству временных переходов может включать: установку элементов лесов (подкосов, схваток, прогонов и пр.) скреплением их гвоздями, арматурой, болтами, хомутами и т.п.; расшивку стоек для укрепления их с другими элементами; укладку и укрепление настила, установку ограждений. Работы проводятся вручную двумя спасателями и двумя их помощниками. Для выполнения работ потребуется комплект шанцевого инструмента, а также топор и пила – ножовка.
8.5. Спасение людей с верхних этажей здании с использованием канатных дорог
Для спуска (эвакуации) людей с верхних этажей зданий и сооружений применяют специальные канатноспускные устройства. В состав устройств входят катушка с намотанным на нее несущим элементом (тросом или лентой), ручка для возврата несущего элемента, тормозной механизм для обеспечения безопасной скорости спуска, дублирующий ручной тормоз.
Подготовка к спуску заключается в закреплении катушки канатноспускного устройства к конструкциям здания (сооружения) и фиксировании несущего элемента с карабином спасательного пояса, предварительно надетого на пострадавшего. После этого осуществляется осторожный, медленный спуск пострадавшего.
Все операции выполняются силами 4 спасателей, из которых двое располагаются наверху, а двое — внизу, на земле. Располагающиеся внизу принимают пострадавшего и транспортируют его за пределы рабочей площадки на пункт сбора пострадавших.
8.6. Спасение людей с верхних этажей зданий с использованием спасательных рукавов
Для спасения людей с верхних этажей зданий и сооружений могут использоваться спасательные рукава. Эффективным спасательным устройством является эластичный спасательный рукав (чулок). Неоспоримым преимуществом спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств являются возможность его использовать для людей любого возраста и комплекции, физического и психического состояния, а также высокая пропускная способность – 15-36 человек в минуту. В процессе спуска возможна остановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирования скорости спуска путем закручивания рукава вокруг вертикальной оси либо оттягиванием его в сторону стоящим на земле человеком. Немаловажное свидетельство больших возможностей спасательного рукава – высокая этажность зданий, где он может быть применен (до 25 этажа включительно). Характеристики спасательного рукава приведены в таблице.
Тактико-техническая характеристика спасательного рукава (СР)
Этажность | Длина, м | Время готовности, с | Время спуска, с | Скорость спуска, м/с |
1-2 чел. | 3-4 чел. | |||
около 22 | 1,3-1,0 | |||
-«- | 1,4-1,1 | |||
-«- | 1,32-1,06 | |||
-«- | 1,43-1,2 |
При применении спасательного рукава назначается группа спасателей из 3-4 человек, обученных способам его применения.
Перед началом спуска необходимо:
надежно закрепить верхний конец рукава к устойчивой конструкции здания;
убрать у подножия здания (в месте нахождения нижнего конца рукава) все обломки конструкций и посторонние предметы;
проверить прочность закрепления рукава путем спуска одного спасателя с применением верхней страховки;
оградить подход к верхнему конусу рукава со стороны стены;
проинструктировать пострадавших по правилам поведения при спуске на рукаве.
В ходе спасательных работ соблюдаются следующие правила:
спуск малолетних детей осуществляется одновременно с их родителями или с одним из спасателей;
не допускается вход в рукав очередного спасаемого до тех пор, пока предыдущий не будет принят на земле;
не допускается прыжок спасаемого в рукав;
при подходе к верхнему концу рукава пожилых или психически неустойчивых людей им оказывается необходимая помощь;
страховка спасаемых при выходе из рукава (в нижнем конце) осуществляется 2-3 спасателями;
постоянно контролируется прочность закрепления рукава в верхней части;
все действия спасателей, обслуживающих рукав осуществляются с применением страховочных средств.
Рукава размещаются в зданиях и сооружениях с входов с одного или нескольких уровней одновременно. Для спуска людей рукав закрепляется на спасательном устройстве с помощью разъемного металлического кольца, для которого в верхней части предусмотрено отверстие.
Пострадавшего, эвакуируемого с высоты, размещают в спасательном рукаве и направляют к земле. В ходе перемещения по полости рукава может регулироваться скорость спуска как спасаемым за счет изменения положения частей своего тела, так и спасателями, находящимися в здании, путем различных тактических действий, а также за счет различного конструктивного исполнения рукава.
Источник