- Сценический образ: понятие, формирование образа, выбор костюма, работа с актерами и понятие роли
- Трактовка термина
- Тонкости ремесла
- Психология и актерское мастерство
- Эмоции — основа успеха
- Комфорт не значит натуральность
- Для конкретных ролей
- Работа с труппой
- Составляющие образа
- Заключение
- Способы создания сценического образа
Сценический образ: понятие, формирование образа, выбор костюма, работа с актерами и понятие роли
Актерское мастерство — очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю — рассмотреть) можно только на сцене. Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант. Между собой актеры называют его несколько иначе — сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни.
Трактовка термина
Даже из самого названия понятно, что сценический образ — это некое амплуа, которое «надевает» на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть «живым». Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем — стать подлецом, злодеем. Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название — роли. Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его «почерку», то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер — драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек. Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были.
Тонкости ремесла
Актеры — люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека. Сцена — это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал. Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил. Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска — роль в конкретном спектакле.
Психология и актерское мастерство
Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью. Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим. Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими. В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды — все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене.
Эмоции — основа успеха
Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться «загнать» его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно. Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания. Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком.
Комфорт не значит натуральность
Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта. Вы не имеете права показывать свои недостатки: важно держать марку, быть тем, кем вы являетесь для публики, а не на самом деле. То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д. Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене или же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно.
Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.
Для конкретных ролей
После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, — это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.
Работа с труппой
Мы не будем сейчас говорить глупости из разряда «хороший актер с любой ролью справится». Это не так, и в этом нет ничего зазорного. А все дело в том, что даже самый талантливый, самый одаренный артист имеет свой особенный образ, свой голос, свою индивидуальную внешность, возраст, в конце концов, и эти факторы либо позволяют исполнить конкретную роль, либо запрещают. Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли. Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет «надеть». Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.
Составляющие образа
Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля. Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:
- Поведение и внешний вид.
- Грим.
- Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
- Динамика тела и пластика.
- Жесты.
- Мимика.
- Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.
Заключение
Создание сценического образа — дело очень тонкое. Именно поэтому у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль. Тщательно продумывайте свой образ, используйте его, заставляйте раскрываться, и тогда все роли будут получаться живыми, многогранными и запоминающимися.
Источник
Способы создания сценического образа
Создание сценического образа: формирование удачного сценического образа для выступлений
Что такое сценический образ? Это форма воспроизведения всего, что понял и прочувствовал артист в том произведении искусства, которое он подготовил к показу и демонстрирует зрителям на сцене. Проще говоря, это единство и целостность «Я» артиста, и «Он» – художественный образ произведения с его компонентами:
- идея;
- содержание;
- символика;
- изобразительное решение;
- музыка и т.д.
На зрителей воздействуют и само произведение искусства, и творческий процесс создания сценического образа – перевоплощение исполнителя в «героя» (персонажа) правдоподобной «истории», которую он эмоционально рассказывает зрителю песней, музыкой или танцем. Не случайно у слова «образность» богатый синонимический и ассоциативный ряд:
- сочный,
- живой,
- живописный,
- экспрессивный,
- выразительный,
- художественный,
- колоритный,
- красочный,
- яркий,
- красноречивый и т.д.
Создание сценического образа – лучшие советы для начинающих и опытных артистов
Понятие сценический образ органично связано с понятием художественный образ. У маленьких детей сознание не оперирует стандартной логикой, они склонны воспринимать мир художественно, метафорично, перенося качества одних предметов и явлений на другие. С возрастом эта способность вытесняется навыками мыслить «правильными» стандартными схемами. Поэтому у старших детей возникают трудности в работе над сценическим образом из-за комплексов и зажатости, характерных для подросткового возраста. Ведь чтобы «войти в образ» любого музыкального произведения, его нужно прочувствовать и самовыразить, обнажая душу перед другими людьми.
Итак, сценический образ рождается в воображении артиста, воплощается и «живет» только на репетициях и в концертном номере того или иного вида исполнительского искусства с присущей им спецификой. Однако можно выделить общие законы его построения, без понимания сути и важности которых поиск и формирование сценического образа с правдоподобной историей его существования на подмостках сцены не сложится.
Как создать персонаж для выступления на сцене, который запомнится
На первых же танцевальных занятиях, при работе с музыкальными или вокальными произведениями юным артистам необходимо пояснять, что исполнительское мастерство – это не только выученные шаги, тексты, мелодия, но и умение «войти в образ» с полным осознанием:
- кто ты сам в этом произведении (возраст, пол, внешность, характер и т.д.);
- в какое время, где и вокруг чего происходит действие;
- что ему предшествовало;
- какие действия и переживания у тебя, как персонажа истории, происходят в тот или иной момент «пересказа» произведения.
Танцоры зачастую уделяют мало внимания созданию сценического образа при подготовке номера к выступлениям. В большей степени они акцентируются на запоминание хореографии и отработку техники танцевальных движений, забывая о том, что без цепляющего, детально продуманного образа все это не будет выглядеть убедительно. Танец – это тоже история. И в этой истории танцор – персонаж, его сердце. Понимание того, кто ваш персонаж, его мотивация, поступки, переживания важны для того, чтобы языком тела достоверно и эмоционально донести рассказ о нем другим людям.
Музыканты – это артисты, исполнительская деятельность которых связана с выходом на публику. Поэтому их обучение, подготовка к выступлениям не должны ограничиваться лишь навыками совершенного владения инструментом. Они должны постигать и актерское мастерство. Для профессии музыканта важно развивать такие способности:
- сценический темперамент (артистизм);
- способность к перевоплощению;
- сценическое обаяние;
- заразительность;
- убедительность.
Музыкант-исполнитель – один в «трех лицах»: артист, режиссер, и актер. Он должен проникнуть в авторский замысел композитора, постичь идею произведения, внутренне смоделировать его образ и воспроизвести, увлекая слушателей своим музыкальным выражением. О знаменитом пианисте Ван Клиберне говорили, что он был настолько артистичен и обаятелен на сцене, что ему легко прощали те невольные ошибки, которые порой случались в момент выступления.
Вокалистам при работе над песней нужно тоже продумывать образ, перевоплощаться в персонаж песенной истории, чтобы прочувствовать и достоверно донести эмоции, заложенные в ней, слушателям. Ключ к созданию правдоподобного персонажа – это сделать его реально живущим до того, как поднялся занавес на сцене, и после того, как он опустился.
Найдя и усвоив художественно-сценический образ героя песни, вокалист передаст зрителям концертного зала содержание произведения с нужными интонациями и эмоциональным накалом, и слушатели будут вместе с певцом захвачены его чувствами. Упражнения по созданию артистического состояния, передающего образ, серьезная работа над множеством компонентов, составляющих его целостность, правдивость, должны входить в занятия и репетиции любого исполнителя, будь он танцором, вокалистом или музыкантом.
Из чего состоит сценический образ. Внешние факторы сценического образа, характеризующие исполнителя
Сценический образ исполнителя состоит из дополнительного комплекса таких элементов, как
- внешний вид и поведение;
- грим;
- концертный костюм;
- пластика и динамика тела;
- мимика;
- жесты;
- другие актерские приемы.
К созданию сценического образа артиста относится также замысел режиссера сцены по организации ее пространства, свет, предметы и действующие лица в соответствующих сценических костюмах, которые призваны дополнять образ. Например:
Как чувствовать себя комфортно и выглядеть уверенным на сцене в любом образе
Для того чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно на сцене, в полную силу проявить свое исполнительское и актерское мастерство, необходим соответствующий психологический настрой. Не у всех это получается легко. И в этом случае непременно поможет наличие подготовленного сценического образа. Вспомните о своем отношении к нему, о том, что во «вхождении в образ» нет притворства или чего-то постыдного, неестественного, и станьте персонажем демонстрируемого произведения еще до выхода на сцену.
Вхождение в роль поможет вам обрести тот «запас» уверенности и отработанных эмоций, которые позволят справиться с чрезмерным волнением перед выступлением. Когда при исполнении музыкального произведения, песни или танца вы сумеете «войти в образ», члены жюри, ответственность момента и другие «страшные» особенности сценического выступления, в том числе конкурсных прослушиваний, не будут пугать, вызывая торможение наработанных навыков. Наоборот, специфическая обстановка сцены позволит «поймать волну» вдохновения и показать концертный номер на ее гребне.
Приглашаем вас принять участие в наших ближайших конкурсах
Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»
9–12 июня, г.-к. Геленджик, Россия
Прием заявок до 20 мая
Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)
30 июня – 1 июля, пос. Николаевка, Республика Крым, Россия
Прием заявок до 10 июня
Международный форум эстрадной и джазовой музыки
5–7 октября, г. Москва, Россия
Прием заявок до 21 сентября
Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»
29 октября – 2 ноября, г. Минск, Республика Беларусь
Прием заявок до 14 октября
Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»
Источник