Способы создания скульптуры с примерами

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости;
  • барельеф – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.


Фото: источник

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.
Читайте также:  Что является первоначальным способом возникновения права собственности

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.


Фото: источник

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Читайте также:  Способы преодоления глобального кризиса

Техника «Резьба по камню»

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Источник

Методы и приемы, применяемые в скульптурном искусстве

Искусство скульптуры нельзя отождествить ни с каким конкретным ремеслом, даже если скульптор специализируется на резьбе по камню, гипсовому литью или металлообработке. Искусство принуждает к служению любые ремесла, которые соответствуют его целям.

Технологии и методы

Технологии, разработанные для более утилитарных целей, легко адаптируются к скульптуре. Поэтому полезные предметы и скульптурные изображения часто производились в одной мастерской, иногда одним и тем же мастером.

Методы и приемы, используемые при изготовлении глиняных горшков, бронзовых украшений, каменных колонн, гипсовых предметов быта, по сути те же, что и в скульптуре. Например, методы репуссе (выбивки чеканки), литья металла, кузнечного дела, обработки листового металла и сварки, которые используются для изготовления функциональных предметов и декоративных металлоконструкций, также используются в металлической скульптуре. А подготовка, формование, глазирование, отделка и обжиг глины в основном одинаковы и в утилитарной керамике, и в гончарной скульптуре.

Новые методы, используемые сегодня скульпторами, тесно связаны с новыми технологиями, применяемыми в строительстве и промышленном производстве.

Читайте также:  Способы устранения ошибок при передаче данных

Скульптор: дизайнер и мастер

Отличие произведения искусства от бытового предмета складывается из его формы, образного содержания и выразительности. Воплощение этих параметров — забота дизайнера. Тогда как цель ремесленника — выполнение работы в той или иной технике и материале по заданным параметрам.

Бытовая вещь может быть красивой, и даже талантливой, но это ещё не произведение искусства. А истинный предмет искусства не всегда полезен в быту, но его ценность от этого не снижается.

Скульптор часто выступает в роли дизайнера и мастера.

Выбор приемов, используемых при создании скульптур, в значительной степени зависит от желаемого эстетического эффекта и способа манипулирования материалом самим художником. Примеры: выразительное использование глины в моделях Родена или использование долота в очень низких рельефах флорентийского скульптора Донателло. Приемы абсолютно разные — результат один: восхитительные произведения искусства.

Физический процесс обработки материалов является для многих скульпторов неотъемлемой частью искусства скульптуры. Также как и реакция на рабочие качества материала: пластичность, твердость и текстуру. Дизайн и мастерство тесно переплетаются в работе, которая является очень личным выражением таланта и мировоззрения.

Даже когда прямая обработка материала для выразительности работы не столь важна, все равно разделить роли художника как дизайнера и мастера невозможно. Качества и взаимосвязи форм в предметах искусства всегда настолько тонкие и сложные, что они не могут адекватно восприниматься и реализовываться простым ремесленником.


Фото: источник

Пример: сравните гипсовые статуэтки советских времен и гипсовые работы, изготовленные талантливым скульптором. Один и тот же сюжет может выглядеть ширпотребом или необычайно красивой вещью, пригодной для коллекции.

Многие аспекты дизайна вносятся в процессе работы. Например, Микеланджело выводил важные аспекты композиции именно в процессе создания шедевра.

Полное слияние дизайна и мастерства может быть невозможным, если проект очень большой или трудоемкий. Поэтому, многие скульпторы брали учеников и помощников. Традиция коллективной работы существовала и во времена Фидия (5-й век до Н.Э.), и в эпоху Генри Мура (20-й век).

Глобальные проекты — коллективный труд мастера и помощников

Обычно скульптор делегирует ассистентам первые трудоемкие этапы работы или некоторые из менее важных частей изделия. Сам же выполняет последние этапы и самые ответственные элементы.

Скульптор может действовать как архитектор или промышленный дизайнер. Он может вообще не заниматься прямой работой над готовой скульптурой. В этом случае его вклад заключается в предоставлении исчерпывающих технических характеристик в виде рисунков и масштабных моделей для работы.

Это исключает возможность личного участия в обработке материалов. Работы такого рода имеют безличное качество, как в архитектуре и промышленном дизайне.

Безличный подход к скульптуре был одобрен многими скульпторами 1960-х годов. Его поддерживали Уильям Такер, Дональд Джадди, Уильям Тернбулл. Они использовали труд квалифицированных анонимных мастеров, получая масштабные, точные и простые скульптурные формы, которые называются «первичными структурами».

Источник

Оцените статью
Разные способы