Способы создания проблемных ситуаций уроке

Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?».

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.
Читайте также:  Животное передвигающееся реактивным способам

4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Источник

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе
методическая разработка

Из опыта работы.Выступление на МУМО 30.08.2018

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на МУМО. «Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе» 42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся. »

Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению.

Структура проблемного урока такова:

  1. Постановка проблемы (Мотивация);
  2. Поиск решения (Исследование: работа в малых группах);
  3. выражение решения (Обмен информации, её классификация),
  4. Реализация решения (Применение),
  5. Подведение итогов рефлексия.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

• Проблемная ситуация «с удивлением»

• Проблемная ситуация «с затруднением»

• Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»

• Демонстрация непонятных явлений

• Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» — этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Побуждающий диалог — это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

— побуждения к созданию противоречия;

— побуждения к формулированию учебной проблемы.

Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат – это то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.

Основные приемы создания проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какая будет тема урока?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?

ПРИЁМ 1. Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.

Русский язык (3 класс:) Предъявление противоречивых мнений

Тема: Род имен существительных

За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со

стола упала суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. —

Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – ≪der Loffel≫ – мужского

рода. Должен прийти мужчина.

Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик

Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, ≪das Messer≫

– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:

Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать

мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.

Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).

Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов

Тема:«Порядок действий» 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)

-Почему разные результаты? Как получили?

— Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель : Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель : Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель : Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию

ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Математика, 2 класс

Тема:«Смысл действия умножения» 2 класс.

Равенство 3*5 =15

Математика, 4 класс

Цель: установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.

Учитель: Представьте, что вам нужно рассудить спор двух друзей – Миши и

Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них

быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своём классе прошёл 60

м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим

спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша с ним не

соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Запишите каждый на своём листке имя того, кто из ребят, по вашему мнению, пробежал быстрее

Учащиеся высказывают свои версии.

ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

« Окружающий мир» 4 класс

Природные зоны России.

— Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

-Что здесь правда? Где такое может быть?

Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.

— Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

— Еще не бывают грибы выше берез.

— Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Урок математики 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Не выполняли такие вычисления)

“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

«Русский язык» 4 класс

Неопределенная форма глагола.

На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить.

— Определите число и лицо глаголов.

Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.

(в рамках некоторых тем прием применить невозможно)

ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

« Математика» 2 класс

Прибавление к двузначному числу двузначного с переходом через десяток.

Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли

73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примеры

ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.

«Русский язык» 3 класс

— Подберите проверочные слова: река, вода, ряды

— Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)

— А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?

( Таким же: вестники, сердца, тростники.)

— Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)

— Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)

— Попробуйте сформулировать тему урока.

«Русский язык» 2 класс

Непроверяемые орфограммы в корне.

Вставьте пропущенные буквы в слова:

-В слова, какого столбика было легче вставлять слова?

«Плюсы» проблемного урока

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.
  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
  • Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию» (термин С.Ю.Курганова).

«Минусы» проблемного урока

  • Не со всеми дети можно использовать данную технологию
  • Объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.

Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.

Надеюсь, эти примеры помогут учителям начальной школы, только начинающим работать по проблемно-диалогической технологии, разобраться в тонкостях ее применения на практике.

Источник

Читайте также:  Способы соединения кабелей связи
Оцените статью
Разные способы