Способы создания проблемной ситуации с примерами

Как организовать проблемную ситуацию? Советы и примеры для учителя

На этапе внедрения новых ФГОС особенно важна мотивация к изучению предмета. А одним из способов стимулирования познавательной активности является проблемная ситуация на уроке. Кроме вышеназванного, этот метод решает еще ряд задач: развивает наблюдательность, логику, внимание к чужому мнению, умение вести дискуссию.

Какие бывают учебные проблемы

Учебная проблема — это специально организованное учителем состояние интеллектуального дискомфорта у учеников. Причиной этого дискомфорта может являться несоответствие результатов опыта ожиданиям, основанным на уже имеющихся у школьника сведениях, или, например, недоумение, вызванное различием мнений по изучаемому вопросу.

Обычно приемы создания проблемной ситуации делятся на две группы, в зависимости от того, какой материал необходимо обыграть. Иногда к ним присовокупляют еще две. Это такие приемы:

  • проблема – «удивление»
  • проблема – «затруднение»

и мотивирующие приемы, позволяющие придать ситуации черты проблемной:

Выбор зависит от класса и материала.

Проблема – «удивление»

В этом случае школьникам предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс.

Приемы, которые могут быть здесь использованы:

  • ошибочное прогнозирование результатов опыта;
  • вопрос, вызывающий недоумение;
  • несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.

Например, на уроке русского языка учитель просит определить тип спряжения глагола «лететь». Дети, конечно, отвечают, что это слово относится к первому спряжению — и ошибаются.

На уроке физики учащимся показывают доску, разделенную вдоль на две полосы: на одну наклеена пленка, а на другую — ворсистый ковер. Доска устанавливается наклонно, на ее верх учитель помещает два одинаковых бруска и спрашивает, по какой полосе брусок съедет вниз быстрее.

Проблема – «затруднение»

Это, как правило, задание, которое ученики не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить явление природы, решить задачу, проверить правописание слова и т.д.

Например, это могут быть такие вопросы:

  • Почему на юге не бывает северного сияния?
  • Почему не выходят из берегов моря, в которые впадает много рек?
  • Почему человек не всегда заболевает, если в его организм попадают болезнетворные микроорганизмы?

«Яркое пятно»

это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.

Допустим, в начале изучения темы «Фосфор» учитель зачитывает отрывок из детектива Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Затем школьникам предлагается угадать тему и прокомментировать отрывок.

«Актуальность»

Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?

Как работать над уроком с проблемной ситуацией?

На этапе подготовки к уроку надо обдумать, какие темы проблемных ситуаций могут быть использованы. Что может вызвать разногласия, непонимание, споры? На какие аспекты могут быть разные взгляды? Что в новом материале действительно ново, требует особого рассмотрения и не может быть понято без специального разъяснения? Ответ на какой-нибудь из этих вопросов и может быть идеей для проблемной ситуации на уроке.

Читайте также:  Классификация газовозов по способу транспортировки груза

Если ничего такого в голову не приходит, а материал совершенно новый и опереться пока не на что, то надо выбрать что-нибудь из второй группы: подобрать интересную историю или загадку, задать вопрос, требующий рассуждения и, может быть, даже дискуссионный.

Работа на уроке

Итак, работа над созданием проблемной ситуации на уроке позади, концепция разработана, все необходимое (скажем, для опыта) подготовлено. Как вовлечь школьников в процесс? Как проводить урок с проблемной ситуацией?

Для разработки проблемы используется обычно один из двух приемов:

  • побуждающий диалог;
  • подводящий к теме диалог.

Если не подготовиться к одному (а то и к обоим — кто знает, как дети среагируют?) варианту, то вся работа может пойти насмарку: ученики могут растеряться и не разобраться в проблеме.

При побуждающем диалоге учитель опирается на мнения учеников, заметивших несоответствия, то есть осознавших суть проблемы.

Педагог может стимулировать их размышления и несколько их корректировать с помощью наводящих вопросов. Вопросы можно задавать такие:

  • «Что необычного (странного, неожиданного) вы заметили?»
  • «Мы какого результата ожидали? А что получилось?»
  • «Почему же у нас получился такой результат?»

Затем учитель предлагает угадать, о чем пойдет речь на уроке, каких знаний не хватает для правильного предположения, ответа.

Подводящий к теме диалог используется в том случае, если класс слабый или только начинает работать с проблемами на уроках. Это гораздо проще, так что можно подвести к догадке даже тех учащихся, которые пока затрудняются самостоятельно работать с проблемными ситуациями.

В этом случае вопросы надо задавать, постепенно подводя ребят к осознанию темы. Скажем, на доске написаны слова «растение» и «рост».

  • Найдите корень в этих словах и поставьте в них ударение.
  • Может ли быть слово «рост» проверочным для слова «растение»? Почему?
  • Почему в одном слове пишется А, а в другом О?
  • Вы уже знаете случаи, когда проверять корни с помощью ударения нельзя?
  • Как называется такой случай?
  • Какое чередование вы уже знаете?
  • А что, как вы думаете, мы будем проходить сегодня?

Таким образом учитель все же подводит ребят к формулировке темы урока.

Мы можем сделать вывод, что использовать технологию создания проблемной ситуации на уроке мы можем при любой теме, на любом материале. Этот метод помогает мотивировать школьников на получение новых знаний и развивает их интеллектуальные способности.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Читайте также:  Бактериальные жгутики способ их обнаружения

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Читайте также:  Клетки кишечника кровь способ транспорта

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?».

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Источник

Оцените статью
Разные способы