Способы создания портретной характеристики

Способы создания портретной характеристики

Роль портрета в литературе

Виды портретов в литературе

Психологический портрет

Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

  • Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
  • Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.

Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Даже не совсем понятно, сколько ему лет. Описание героя начинается с таких слов: «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам», а затем: «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».

Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».

Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8-ую главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон…у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает словно неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале Онегин видит девушку рыдающей над его письмом, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

К примеру экспозиционного портрета стоит отнести описание Обломова – персонажа одноименного произведения И. Гончарова. С первых строк произведения видим следующие детали описания внешности героя:

  • «среднего роста, приятной наружности»;
  • «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
  • «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
  • «мягкость… была выражением лица… души»;
  • цвет лица… безразличный».

Из данного описания складывается ощущение, что автор говорит о вроде бы и привлекательном мужчине в самом расцвете сил, но он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. В дальнейшем такая «ленивая» внешность персонажа подкрепляется фактами, доказывающими безвольность характера молодого человека.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

Читайте также:  Лучшим способом самозащиты является один правильный ответ

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».

Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Источник

Методика обучения изображению портрета с натуры, по памяти, по представлению. Средства создания портретной характеристики.

ПОРТРЕТ(фр., англ. portrait, нем. Bildnis) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Портрет характерен главным образом для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре и живописи, в книжной и прикладной графике и т. д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, — передача индивидуального сходства. Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.

В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства – внутренний мир, внутреннее состояние или, как говорят, душу человека, его дела, мысли и желания.

Лицо (маска лица) – делится на три основные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания носа и от основания носа до основания носа до основания подбородка. Каждая из двух последних делится на три равные части. Средняя часть делится: от надбровных дуг до линии глаз (переносица), от линии глаз до крыльев носа и до основания его. Нижняя часть делится на верхнюю губу, нижнюю губу и подбородок. Расстояние между глазами равно длине глаза. Длина уха равна длине носа. Направление линии от лобных бугров к макушке параллельно наклону горизонтальной ветви нижней челюсти.

Рисуя голову в фас, нужно смотреть на ее профиль, помечая в трехчетвертном повороте головы ухо, нужно представить положение и другого уха, скрытого от глаз рисующего, изображая чуть видимый из-за носа глаз, важно представить его в целом, а не отделываться случайным штрихом.

Если линия горизонта находится ниже уровня головы и эта голова повернута в профиль, в три четверти или близко к трехчетвертному

повороту, то все вспомогательные линии(проходящие по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта, основанию подбородка) пойдут в точку схода на линию горизонта и непременно будут наклонными, а не горизонтальными. Если голова запрокинута вверх, назад, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если голова опущена, то низ мочки уха будет выше основания носа. Положение уха в рисунке головы – показатель поворотов, наклонов, перспективных и ракурсных изменений.

Читайте также:  Поточный способ организации характеризуется тем что

В наклонах головы пропорции ее частей как бы нарушаются. При поднятой голове размеры этих частей уменьшаются: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне вниз лоб с черепной коробкой составит самую большую часть.

Самое важное, что необходимо запомнить — рисуя одну часть, следует соотнести ее с общим и с другими частями.

ВИДЫ ПОРТРЕТА.

Существует множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяются две основные группы:

парадные парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим)

-камерные. В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение.

В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

костюмированным. Портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. называют

аллегорический

мифологический,

-исторический,

-двойной

-групповой

Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов

Портреты, сделанные после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям, называются посмертными (ретроспективными).

Портреты различают и по размеру, напр. станковый «в натуру», малоформатный, миниатюрный. В особую группу выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Существуют общие принципы построения головы. Очень важно для рисующего осознавать проблемы, встающие в процессе изображения головы средствами рисунка. При изображении головы с плечевым поясом в пространстве используют собственные внутренние опорные точки – переносицу, скуловые кости, надбровные дуги и др., которые дают возможность рисовать голову в любом повороте и наклоне.

Рисовать нужно сначала общее, т.е. расположение форм, вслед за тем – характер форм головы, ее частей и их пропорциональные отношения с учетом перспективных и ракурсных изменений.

Сложилось два основным методических принципа начального этапа построения рисунка головы:

• По «голове-шару», когда намечается соответствующий характеру данной головы – овал.

• По «голове-коробке», когда голова трактуется как жесткая конструктивная геометрическая форма.

Рисунок в процессе работы полезно контролировать и корректировать с помощью методов:

• Метода художественно-образных сравнений;

• Метода анатомического анализа.

Конструктивный анализ форм головы направлен на контроль построения как видимых, так невидимых ее сторон, частей, деталей.

Содержание и методика обучения композиции. Основные законы композиции. Средства композиции.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

законами композиции следует назвать такие:

закон цельности, Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. В совершенной композиции все должно быть настолько нужно, что нельзя убрать ни одну ее часть или даже деталь без ущерба для целого. Неповторимость элементов композиции –не маловажная черта цельности.

закон типизации, Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Второй чертой закона типизации принято считать движение. Под передачей движения Е. А. Кибрик понимает способность художника изображать жизнь в революционном развитии, видеть черты постоянного отмирания старого и нарождения нового в действительности. Третья черта: законом новизны. Эстетическое открытие мира мы видим в бессмертных творениях произведения новы и по темам, и по художественным средствам, и по своим композиционным решениям.

закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Значение контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии исключительно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Существенную роль в композиции играют контрасты величин (большого и малого) и контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты). Выразительность конструктивной идеи подчеркивается тональным контрастом — контрастом силуэта темной ладьи и светлой воды и неба.

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим требованиям, не мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Читайте также:  Лекарственные препараты хранение способы введения

Этот закон требует учета соотношения объемов (количественные и качественные), цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Из сказанного выше о сущности закона подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному содержанию видно, что художник должен обладать развитым умом, горячим сердцем и быть способным глубоко мыслить.

в изобразительном искусстве существуют определенные приемы:

1)сюжетно-композиционного центра в композиции. Сюжетно-композиционный центр является как бы сюжетной завязкой произведения, объединяющей основные действующие лица. Особенно важно определить масштаб сюжетно-композиционного центра по отношению к размеру и формату картины, к величине и формам второстепенных объектов, к другим деталям композиции.

2)передача светотеневых эффектов. Для выделения сюжетного центра используются основные законы композиции, различные приемы передачи движения или статики, симметрии и асимметрии, ритма и др.темным пятном на светлом фоне- это и есть акцент в работе.свет и тень оч важны.

3) ритм. Применение ритма позволяет показать определенное чередование объектов, их конкретный порядок, размещение, а также дает возможность передать движение фигур людей, животных.

Характер ритма может быть различным в зависимости от того, как решается композиция в целом: показывается относительный покой или активное движение.

4)прием симметрии или асимметрии. Для симметричной организации картинной плоскости характерна уравновешенность левой и правой частей по массам, тону, цвету и даже по форме. В таких случаях нередко левая часть почти зеркально похожа на правую. Асимметричное расположение изображаемого в картине или рисунке не создает впечатления деления картины вертикальной осью на две равные по массам, формам и тонам части, хотя при таком построении нередко выдерживается уравновешенность всей плоскости.

5) Формат и размер плоскости картины имеют очень важное значение для выразительности работы и выявления замысла автора.

В произведениях любого вида и жанра изобразительного искусства огромное значение имеет учет размера произведения. Различаются следующие типы форматов: квадрат, прямоугольник (золотое сечение), удлиненный прямоугольник (горизонтальный, вертикальный). Формат влияет на скомпонованность всего изображаемого, на цельность восприятия, выразительность произведения. Выбор формата зависит от темы, сюжета, изображаемых объектов.

6) выбор точки зрения и уровня зрения, с которых художник представляет себе изображение сюжета. Нередки случаи, когда художник, завершив работу над картиной, вдруг обнаруживает, что «в ней чего-то не хватает» и поэтому она не удовлетворяет его. Это объясняется тем, что иногда организация плоскости нарушается — одни объекты показаны с одного уровня зрения, а другие — с другого, не чувствуется цельности пространства.

Средствами композиции:

линии. Линия-одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций.

Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы.

В зависимости от касания к поверхности бумаги след от штриховки будет темным или светлым, мягким или жестким.

штриховка (штрих), Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки.

пятно (тональное и цветовое), имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции.

Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.

Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно.

светотень, как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых эффектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.

цвет

линейная перспектива, воздушная и цветовая перспектива.Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.

Для передачи в композиции иллюзии пространства используются закономерности воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т.д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают.

Источник

Оцените статью
Разные способы