Способы создания органов исполнительной власти

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Порядок формирования органов гос. управления определяется как государственно-распорядительный. Т.е. орган управления формируется государством, а акты, принимаемые в процессе формирования органа, носят распорядительный, обязательный характер.

Исходя из выше указанного, выделяют 3 способа формирования органов исполнительной власти:

1. образование (министерство)

2. избрание (глава администрации)

3. назначение (администрация гос. предприятия)

Порядок формирования государственный органов как процесс их создания включает в себя следующие этапы:

1) точное установление предмета ведения и наименования органа

2) определение источников финансирования его содержания

3) разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов

4) разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа

Под организационной структурой органа гос. управления следует понимать совокупность внутренних частей органа – структурных подразделений, каждое из которых имеет точно определенную компетенцию, производную (как часть) от компетенции органа.

В структуре аппарата любого государственного органа исполнительной власти можно выделить 5 типовых видов структурных подразделений:

1) руководство (руководитель (министр, председатель, начальник, управляющий, директор и т.д.), все его заместители и члены коллегии);

2) отраслевые структурные подразделения, которые характеризуются, во-первых, тем, что в их подчиненном ведении находится определенная группа вопросов, а в подчинении – субъекты, входящие в систему руководимой отрасли, сферы (управление или отдел уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, подразделения ГИБДД и т.д.). Во-вторых, отраслевые структурные подразделения наделены по предметам своего ведения и профилю руководящей деятельности определенными распорядительными полномочиями и могут давать обязательные к исполнению указания руководимым субъектам;

3) функциональные структурные подразделения специализированы на осуществлении определенных функций внутриаппаратного управления (управление или отдел кадров, бухгалтерия и т.д.), не имеют в своем непосредственном подчинении каких-либо других структур и их работников и не наделены никакими распорядительными полномочиями;

4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечит законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы управления (юридические службы, инспекции при министрах и руководителях ведомств, контрольно-ревизионные подразделения и диспетчерские службы). Эти структурные подразделения и их работники имеют право давать обязательные длля исполнения оперативные указания в пределах своей компетенции, но они не наделены при этом никакими дисциплинарными полномочиями даже в отношении явных нарушителей порядка. Это остается прерогативой руководства.

5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа характеризуются тем, что они не отражают специфики функций и полномочий органа исполнительной власти, структурными подразделениями которого они являются (архив, канцелярия, учетные и иные структурные подразделения).

Виды организационных структур:

1. линейная – простейший вид организационной структуры применяется при несложной организации управления, отсутствии необходимости иметь значительное число структурных подразделений. Т.е. когда между руководством органа и объектом управления устанавливаются прямые организационные связи без посредства структурных подразделений. (Взаимоотношения руководящего состава на предприятиях)

2. функциональная — структурное подразделение аппарата органа создается для реализации какой-либо одной функции и наделяется распорядительными полномочиями в отношении предприятий и учреждений.

Читайте также:  Затраты по хоз способу

В штатах определяется перечень и количество должностей, а также объем работы по должностям. В понятие «штаты» включается 3 самостоятельные категории:

1. типовые штаты – технико-экономические нормы, в которых устанавливается количество работников предприятия (учреждения) в соответствии с объемом работы, количественное соотношение рабочих и служащих, количественное соотношение групп служащих между собой. За основу определения типовых штатов берется объем деятельности предприятия (учреждения). Например, одна единица административно-управленческого персонала на 10-15 обучающихся, лечащихся, работающих в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях.

2. штатное расписание – это перечень структурных подразделений, должностей, как в целом, так и по каждому отдельному наименованию должности с указанием должностного оклада. Штатное расписание устанавливается и пересматривается в любое время руководителем соответствующего органа по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов и в пределах установленных штатных контингентов. Штатное расписание приобретает юридическую силу с момента его утверждения в вышестоящем органе.

3. штатные контингенты – это показатель предельной численности работающих на конкретном предприятия и предельных ассигнований на содержание аппарата управления. Эта величина известна заранее (при планировании и поэтому служит основанием для составления штатных расписаний).

ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ.

Понятие и виды предприятий и учреждений.

Источник

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Читайте также:  Легкие способы похудеть без диет

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
    • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
    • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации
    • Министерство культуры Российской Федерации
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
    • Министерство спорта Российской Федерации
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
    • Федеральное агентство по туризму
    • Министерство энергетики Российской Федерации.
Читайте также:  Самый легкий способ от похмелья

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Федеральная антимонопольная служба
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное медико-биологическое агентство
    • Федеральное агентство по делам молодежи
    • Федеральное агентство по делам национальностей.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

Источник

Оцените статью
Разные способы