Способы создания образов литературных героев

Средства создания образа-персонажа

1. Портрет— изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета — развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя (Гоголь. Тургенев, Гончаров и др.), второй — по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета (Л. Толстой и др.). Л. Толстой категорически возражал против детального описания, считая его статичным и незапоминаюшимся. Между тем творческая практика подтверждает эффективность и такой формы портретирования. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. ‘Гак, в романс Пушкина «Евгений Онегин» ничего не говорится о цвете глаз или полос Онегина и Татьяны, но читатель представляет их как живых.

2. Поступки. Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

3. Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. В древности бытовал такой афоризм: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Речь дает представление о социальном статусе героя, о его характере, образованности, профессии, темпераменте и многом другом. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

4. Биография героя. В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводи) биографические сведения, относящиеся к его прошлому. Так, в романе И.Гончарова «Обломов» есть глава «Сон Обломова», в которой рассказывается о детстве героя, и читателю становится ясным, почему Илья Ильич вырос ленивым и совершенно неприспособленным к жизни. Важные для понимания характера Чичикова биографические сведения приводит Н. Гоголь в романе «Мертвые души».

5. Авторская характеристика. Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки).

6. Характеристика героя другими действующими лицами. Это средство широко используется писателями.

7. Мировоззрение героя. У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение. Характерный пример -Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», выражающий свои нигилистические взгляды.

8. Привычки, манеры. У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. Привычка учителя Беликова из рассказа А.Чехова «Человек в футляре» в любую погоду носить зонт и галоши, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», характеризует его как заскорузлого консерватора.

9. Отношение героя к природе. По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим» животным, можно судить о его характере, о его гуманистической сущности. Для Базарова природа- «не храм, а мастерская, а человек в пей работник». Иное отношение к природе у крестьянина Калиныча («Хорь и Калиныч» И.Тургенева).

10. Вещная характеристика. Пещи, окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. Так, в гостиной помещика Манилова («Мертвые души» Н.Гоголя), мебель стоит несколько лет нераспакованной, а на столе лежит книга, раскрытая столько же лет на 14-ой странице.

11.Средства психологического анализа: сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя. Сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина в романе A.С.Пушкина «Евгений Онегин» помогают читателю понять внутреннее состояние героев.

12. Значащая (творящая) фамилия. Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др.

Читайте также:  Домашний способ быстрого похудения

Источник

Способы создания образов литературных героев

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Способы создания художественного образа

3. Способы создания художественного образа

Прежде чем описывать способы создания образа, нужно знать, что вообще такое образ и способ.

Способ – это действие, система действий, применяемых при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-либо. 1

Самые распространённые и часто используемые способы создания образа

1. Говорящая фамилия

Говорящая фамилия – это фамилия персонажа, отображающая его характер.

Катерина Петровна Потылицына – это реально существовавший человек, бабушка В. П. Астафьева, поэтому этот способ мы не учитываем, значит говорящую фамилию можно сразу вычеркнуть из списка способов создания образа, которые использовал Астафьев.

2. Самохарактеристика

То есть персонаж характеризует сам себя, как бы рассказывает о себе.

3.Характеристика другими персонажами/автором.

При описании персонажа авторы очень редко говорят прямо. Очень часто авторская характеристика проявляется в решениях персонажа и его поступках. Авторы описывают ситуацию, реакцию и решения персонажа, а делать вывод о характере, судя по поступкам и решениям, приходится нам, читателям. Что касается характеристики героя другими персонажами, то она очень часто появляется в прямой речи или мыслях главного героя.

Это выразительные подробности, детали, уточненные автором. Очень часто такие незначительные, на первый взгляд, детали оказываются очень важными. Они отражают внутренний мир описываемого персонажа, его привычки, особенности характера.

5.Речевые особенности

Речь – неотъемлемая часть образа. Она, как и художественные детали, отражает внутренний мир персонажа. Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.

6. Место в системе образов

Немаловажную деталь в создании образа персонажа является его место среди других в системе образов. Функция персонажа в произведении определяется тем значением, которое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление персонажей на главных, второстепенных.

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон».

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Книга задумывалась как настоящий памятник человеку, которого писатель очень любил. Но при этом В. П. Астафьев чувствовал перед своей бабушкой огромную вину, так как не смог приехать на ее похороны. Эта книга- «последний поклон» автора.

Источник

Способы создания образов литературных героев

В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.

Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».

Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».

Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».

Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.

Читайте также:  Бурение вращательным ковшовым способом что это

Источник

Исследовательская работа «Средства создания художественного образа»

КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Исследовательский проект по повести Мурашовой Екатерины

Ученик 8 класса Е, 413 группы

Ромах Наталья Сергеевна

-объект и предмет исследования;

1 Часть. Теоретическая:

1.1. Понятие художественного образа;

1.2. Средства создания образа героя.

2 Часть. Практическая:

2.1. Название произведения;

2.3. Поступки и действия героя;

2.4. Психологический анализ;

2.5. Другие герои произведения;

2.6. Портрет героя;

2.7. Социальная среда, общество;

2.9. Предыстория жизни героя.

Цели моего исследования:

Уточнить понятие «художественный образ»;

Установить Средство создания образа литературного героя («Класс коррекции» Е.В. Мурашова – Антон).

Моими задачами было:

Проанализировать определения «художественного образа»;

Проанализировать, какие средства создания образа литературного героя использует автор, выбранного мною произведения;

Выявить ведущее средство, создающее неповторимый образ Антона в прозе «Класс коррекции»;

Установить художественный образ.

Изучение художественного образа литературного героя представляет собой возможность для повторения полученного материала на уроках литературы и повышения уровня читательской культуры школьников.

Прочтение книг и доступ к Интернету-ресурсам позволяет

Исследовать образ героя и представить его.

Объектом исследования является произведение Екатерины Вадимовны Мурашовой «Класс коррекции».

Предметом исследования является герой произведения-Антон.

Гипотеза: после прочтения произведения я выдвинул предположение, что художественный образ моего героя наиболее ярко выражен через его поступки и сообразительность.

Метод исследования: теоретический, математический, эмпирический.

Понятие художественного образа

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ создаётся на основе одного из средств:

изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Строительными материалами образа являются следующие: личность самого художника и реалии окружающего мира. Чувственное выражение действительности сочетает в себе субъективное и объективное начало. Оно состоит из действительности, которая переработана творческой мыслью художника, отражающей его отношение к тому, что изображено.

Средства создания образа литературного героя/героев

Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношении к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Поступок – проявление характера, мы подразумеваем, что именно от героя, от его личных склонностей, воспитания, окружения – то есть, от составных частей характера – и будет зависеть поведение героя в той или иной ситуации.

Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

Авторская характеристика. Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии.

Характеристика героя другими действующими лицами. Это средство широко используется писателями.

Психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п.

Проза Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» была издана в 2007 году. Если судить по названию, то в книге будет говориться о классе в котором учатся дети с психическими или поведенческими отклонениями.

«Сочувствовать чужим несчастьям – просто. Особенно если у самого в это время всё более-менее нормально. Искренне радоваться чужим удачам ил успехам почти невозможно.»

Прямая характеристика от автора.

Прямую характеристики главного героя от автора в произведении не было, но по развитию событий характер и образ персонажа вырисовывается сам по себе.

Впервые мы «слышим» Антона, когда в их классе начинают говорить про тему урока, а именно «милосердие»: «В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась. И было, отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему? Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.»

Читайте также:  Самый простой способ получения гражданства евросоюза

Из выше приведённых слов можно понять, что наш герой относится к группе «размышляющих». Он говорит как ведут себя его одноклассники и делит их на «умных» и на «дураков», но не относит себя ни к какой из них.

Также можно заметить, что Антон не перебивает и слушается своих друзей и знакомых, но в то же время может и поговорить на чистоту: «— Так, — согласился я. К тому времени я уже понял, что с Юрой можно говорить начистоту, без всяких скидок на его болезнь».

Поступки главного героя.

Антон сам по себе очень умён и является предводителем: «Антон — герой, который почему-то отказывается быть героем. Нужно полагать, что у него для этого есть какие-то очень веские основания. Потому что по природе он — безусловный лидер, и к тому же очень умен и образован для своих лет.». Антон уважает окружающих это можно понять по его поступку перед тем как он пошёл в гости к Юре: «Книжек по этикету я, конечно, не читал, но как-то шутки ради взял конспекты у одного из «бэшек» и изучил.» ; «Юрка согласился, а отец рассказал грузинскую притчу об уважении к женщинам и в завершение сказал, что этот тост джентльмены пьют стоя. Я встал, и все наши изумленно воззрились на меня. Тут же стало ясно, что они ничего не поняли из того, что говорил Юркин отец».

Можно рассмотреть в нём много героизма и самопожертвования ради других: «Каким образом я мог помочь Мишане, было, в общем-то, ясно. Чем больше внимания я отвлеку на себя, тем меньше достанется Мишане.», иногда он делает это с некоторым азартом: «— Антон, я…

— Молчи, я все понял! Через пять метров развилка, лезь вниз! Потом опять вверх по трещине. Там отходит более широкий карниз! По нему можно свободно идти…

— Ты скажешь, когда…

— Скажу, если буду к тому времени еще жив! Э-эх, понеслася!».

У Антона случались припадки неконтролируемой агрессии из-за неврологической болезни, но в 7«Е» он научился сдерживаться и противостоять этому, в следствии чего можно сказать, что Антон довольно крепок и умеет держать себя в руках. Он сдерживается чтобы не навредить окружающим и особенно людям которые ему дороги. «Я снова прислонился к стене, чувствуя, как болью сжимает виски и загорается под лобной костью знакомый жар. Секунд двадцать у меня еще было. Как раз чтобы спрятаться в ванной.

— Таракан! — придушенно, прорываясь сквозь боль, прошипел я. — Иди за мной! Живо!

— Лей воду на голову! Быстро!

— Холодную?! — с сомнением спросил Таракан, снимая душ с крючка и открывая кран.

От ледяного душа я почти потерял сознание и, если бы Таракан не придержал меня свободной рукой, наверное, свалился бы в ванну вниз головой. Зато потом быстро полегчало. Я встряхнулся и огляделся.»

Естественно в произведении есть и другие герои без которых Антон не был бы таким каким мы его видим.

Это все ученики 7 класса Е, а именно: Юра Мальков – добрый и умный мальчик с тяжёлой болезнью, который практически сразу начал общаться с Антоном. «Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным, из тех, что девчонкам нравятся: глаза голубые, волосы кудрявые, на вид мягкие, пальцы — тонкие и длинные. Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения и теперь, можно сказать, в хорошей форме, потому и в школу пошел.»

Стеша – необыкновенно красивая девочка, тихая, спокойная и не конфликтная, но она не всегда была такой. «Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила. Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. Он приехал, опять взломал дверь, забрал Стешу к себе. Тогда она на некоторое время вообще говорить перестала. Милиция между тем, как могла, разобралась в ситуации.»

Эти два персонажа запомнились мне больше всего. Естественно в произведении ещё много персонажей: Мишаня, Витька, Митька, Маринка, Ванька, Пашка и другие, но Юра и Стеша запомнились мне больше всего т.к. их истории мне понравились больше остальных.

Источник

Оцените статью
Разные способы