- Средства создания образов героев в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)
- Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- Многогранный роман
- Главный герой романа
- Внешний вид
- Черты характера
- Идея Раскольникова
- Преступление и наказание героя
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова
- Основная идея произведения Ф. М. Достоевского
- Способы создания образа раскольникова
- «Средства создания характера Раскольникова»
Средства создания образов героев в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» умело использует креативные приёмы раскрытия характера героев. Данное произведение – психологический отчёт об одном преступлении. Писатель проник в многогранный мир взаимоотношений между людьми, во внутренний мир. В романе открывается развивающаяся человеческая душа.
Герой оставлен наедине с собой, со своими мыслями и совестью. Портреты персонажей максимально соответствуют их характерам и поступкам. Большое значение в произведении играет оценка автора героев.
Раскольников наделён красивой внешностью. Но одет он был скверно, в лохмотья. Но он не придаёт значения одежде, его не интересует внешний мир. С самого начала романа Раскольников предстаёт перед нами как человек, захваченный странными идеями, социалистической теорией.
Но речь героев важнее портрета. Важную роль играет общение героев между собой и их мысленные монологи. Все герои, в особенности Раскольников, очень эмоциональны. В романе много сложных ситуаций, истинно раскрывающих характер персонажей. В всегда взволнованной речи Раскольникова часто случайно всплывает всё тайное, то, что он хочет утаить от других. Порфирий Петрович использовал это, заставив Родиона всё-таки признаться.
Открыто высказывает Достоевский и своё личное отношение к героям. К Раскольникову у него неоднозначное отношение. Он отрицательно оценивает его теорию, увлечения социалистическими концепциями, разрушающие общество. Но одновременно автор ценит доброту и величину сердца Раскольникова, ибо он способен, хоть и при помощи Сони, раскаяться и взглянуть по-другому на многие вещи.
Сны в произведении также позволяют понять души героев, их внутренний мир. Так, сон Раскольникова о забитой людьми кляче показывает то, что ему жалко не столь лошадь, сколько самого себя. Этот сон предсказывает будущее героя.
Довольно важную роль в раскрытии характера играют также фамилии персонажей. Раскольников по сути откололся от общества, причислив себя к «сильным мира сего».
И ещё одной из возможностей понятия внутреннего мира героя является структура произведения. В произведении много параллельных линий. Роман насыщен двойниками, помимо схожих сцен и эпизодов. У Родиона много двойников, таких, как Порфирий Петрович, Разумихин, Николка, Свидригайлов, и это лишь немногие из них. Они дают возможность с разных сторон взглянуть на героя и понять его душу.
Анализируя разные приёмы раскрытия характера человека и понятия его внутреннего мира, понимаем, что Ф.М. Достоевский – мастер в психологии человеческой души. Его привлекали люди глобальных идей, одним из которых является Раскольников.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Многогранный роман
Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.
Главный герой романа
Внешний вид
Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.
Черты характера
Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Идея Раскольникова
Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.
Преступление и наказание героя
В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!
После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова
Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.
Основная идея произведения Ф. М. Достоевского
Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.
Источник
Способы создания образа раскольникова
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» умело использует креативные приёмы раскрытия характера героев. Данное произведение – психологический отчёт об одном преступлении. Писатель проник в многогранный мир взаимоотношений между людьми, во внутренний мир. В романе открывается развивающаяся человеческая душа.
Герой оставлен наедине с собой, со своими мыслями и совестью. Портреты персонажей максимально соответствуют их характерам и поступкам. Большое значение в произведении играет оценка автора героев.
Раскольников наделён красивой внешностью. Но одет он был скверно, в лохмотья. Но он не придаёт значения одежде, его не интересует внешний мир. С самого начала романа Раскольников предстаёт перед нами как человек, захваченный странными идеями, социалистической теорией.
Но речь героев важнее портрета. Важную роль играет общение героев между собой и их мысленные монологи. Все герои, в особенности Раскольников, очень эмоциональны. В романе много сложных ситуаций, истинно раскрывающих характер персонажей. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В всегда взволнованной речи Раскольникова часто случайно всплывает всё тайное, то, что он хочет утаить от других. Порфирий Петрович использовал это, заставив Родиона всё-таки признаться.
Открыто высказывает Достоевский и своё личное отношение к героям. К Раскольникову у него неоднозначное отношение. Он отрицательно оценивает его теорию, увлечения социалистическими концепциями, разрушающие общество. Но одновременно автор ценит доброту и величину сердца Раскольникова, ибо он способен, хоть и при помощи Сони, раскаяться и взглянуть по-другому на многие вещи.
Сны в произведении также позволяют понять души героев, их внутренний мир. Так, сон Раскольникова о забитой людьми кляче показывает то, что ему жалко не столь лошадь, сколько самого себя. Этот сон предсказывает будущее героя.
Довольно важную роль в раскрытии характера играют также фамилии персонажей. Раскольников по сути откололся от общества, причислив себя к «сильным мира сего».
И ещё одной из возможностей понятия внутреннего мира героя является структура произведения. В произведении много параллельных линий. Роман насыщен двойниками, помимо схожих сцен и эпизодов. У Родиона много двойников, таких, как Порфирий Петрович, Разумихин, Николка, Свидригайлов, и это лишь немногие из них. Они дают возможность с разных сторон взглянуть на героя и понять его душу.
Анализируя разные приёмы раскрытия характера человека и понятия его внутреннего мира, понимаем, что Ф.М. Достоевский – мастер в психологии человеческой души. Его привлекали люди глобальных идей, одним из которых является Раскольников.
Источник
«Средства создания характера Раскольникова»
Федор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» мастерски использует новаторские приёмы раскрытия характера, умело сочетая их с уже известными средствами (портрет, пейзаж, речь). Роман «Преступление и наказание» — это «психологический отчёт об одном преступлении», как говорил о своём произведении сам автор.
Ф. М. Достоевский — тонкий знаток души, он глубоко проник в сложный и непонятный мир человеческих взаимоотношений, людских страстей, во внутренний мир человека. На страницах его романа перед нами раскрывается человеческая душа в развитии. Здесь Достоевский выступает как новатор, он оставляет своего героя наедине со своей совестью, свободой выбора, самим собой.
Портреты героев, данные Достоевским в романе, несут максимальную информацию об их характере, поступках. Большую роль в романе играют взаимохарактеристики героев, авторская оценка.
Раскольникова автор наделил прекрасной внешностью. Он красив, хорошо сложен, высок, «с прекрасными тёмными глазами». Но вместе с тем одет он был в лохмотья, среди которых страшнее и приметнее всего, пожалуй, была шляпа. «Он был до того худо одет, что иной . посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». Главный герой не обращает внимания на свою одежду, его не интересует быт, обстановка. С самых первых страниц романа мы видим, что Родион Раскольников — мономан, он захвачен странными идеями, популярными в обществе, — социалистической теорией.
Речь героев Достоевского более важна, чем портрет. Большую роль играет манера общения героев романа между собой и произношения внутренних монологов. Все герои, а особенно Раскольников, ведут себя очень эмоционально, высказывают самое важное, самое сокровенное, кричат в исступлении или шепчут последние признания. В романе очень много кризисных ситуаций, скандалов, словесных перепалок, в которых и раскрывается характер героев. В речи Родиона Раскольникова, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что он больше всего хотел бы скрыть, утаить от окружающих. Намёки и оговорки как раз и выводят наружу всё тайное, на первый взгляд недоступное. Это использует хитрый Порфирий Петрович, который постоянно давит на психику Раскольникова, заставляя в конце концов его признаться.
Немаловажную роль в раскрытии характера главного героя играет его характеристика со стороны других героев. Так, например, Свидригайлов видит в Родионе Романовиче натуру неординарную, непохожую на всех остальных. А Порфирий Петрович считает его «наиблагороднейшим человеком, даже с зачатками великодушия».
Не скрывает Достоевский и своего собственного отношения к героям. К Родиону Романовичу у писателя двойственное отношение. Он резко осуждает теорию Раскольникова, его увлечения «недоконченными» социалистическими идеями, которые оказывают тлетворное влияние на общество. Но в то же время Достоевский ценит сердце в своём герое. В Раскольникова, как и во все других персонажах романа, автор видит божеское начало, он верит в каждого человека. Достоевский утверждает, что никакая каторга и никакое наказание не исправят человека и не вернут его к жизни, если сам человек не раскается в своих поступках. Раскольникову раскаяться помогает Соня и сон, который он видит на каторге и который заставпяет его прозреть и многое переосмыслить в этом мире.
О снах в романе «Преступление и наказание» следует сказать особо. Они также помогают нам понять процессы, происходящие в душе героя, его внутренний мир. Сон Раскольникова о лошадке. символичен. Ему жалко савраску, т. е. жалко ему фактически себя. Сон — это предсказание будущего Раскольникова. Следующий сон Родиона Романовича тоже о насилии, ему снится, что убивают его квартирную хозяйку. «Это кровь в тебе кричит», — говорит Настасья во сне. Она совершенно точно определила природу его бредовых видений.
В раскрытии характеров героев большую роль играет также пейзаж. Писатель мало описывает природу, но в его произведении происходит слияние пейзажа мира с пейзажем души. Основной пейзаж Достоевского — Петербург, его красоты, люди и вся атмосфера города, буквально пропитанная «новейшими» социалистическими идеями, которыми и заразился Раскольников.
Состояние его души сопоставимо с теми местами в Петербурге, где он любит бывать и обычно проводит своё время.
Помогают проникнуть во внутренний мир героев и такие приёмы, как письма, записки. Читая их, мы как бы находимся наедине с героем, что не оставляет причин сомневаться в искренности персонажей.
Немаловажную роль в раскрытии характеров героев в романе играют их фамилии. Мармеладов, Свидригайлов, Лужин, Лебезятнрков — всё это говорящие фамилии, которые очень метко характеризуют героев. Фамилия Раскольников тоже не случайная. Родион Романович — фактически раскольник, будто ножницами отрезавший себя от окружающих людей, которых он презирает, причисляя себя к «наполеонам».
И, наконец, одним из способов проникновения во внутренний мир героя является сама композиция произведения: сближение по сходству и контрасту отдельных эпизодов, сцен, дублирование сюжетных ситуаций (с привлечением библейских легенд, притч и других вставных эпизодов). В романе очень много параллелей. Помимо сходных эпизодов, сцен, произведение насыщено похожими героями — двойниками.
У Раскольникова множество двойников. Порфирий Петрович, Свидригайлов, Никопка, Разумихин — вот лишь часть из них. Все они помогают лучше понять характер главного героя, и все они, по сути, являются разными гранями его души.
Рассматривая различные приёмы проникновения в душу человека, мы всё больше и больше убеждаемся, что Ф. М. Достоевский — тонкий психолог человеческой души. Его всегда интересовали люди громадных идей и страстей, к числу которых и относится Родион Раскольников.
Источник