СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.
Способы создания новых образов:
1. Комбинирование— сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация— «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.
Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация — преувеличение предмета; изменение кол-ва частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и др.
3. Акцентирование — выделение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация — специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
5. Схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
6. Заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
С мышлением тесно связано воображение, которое, также как и мышление, продуктивно. Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника — из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно проникать в микро- и макромир, перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далекому будущему. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, так как оперируют не только первичными (восприятия) и вторичными (представления) образами действительности, но и абстрактными понятиями.
РЕЧЬ И ЯЗЫК. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ.
Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей.
Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).
— выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;
— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;
— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;
— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.
С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:
— содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;
— понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;
— выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;
— воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).
ВИДЫ РЕЧИ.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Виды речи:
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
—Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
-Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.
Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
Основные направления развития речи:
1. Формирование разговорной (диалогической) речи.
2. Формирование монологической речи.
3. Развитие словаря.
4. Формирование грамматически правильной речи.
5. Воспитание звуковой культуры речи.
6. Ознакомление с художеств. литературой и воспитание любви к чтению.
Источник
Общая психология
5.14. Понятие о воображении. Классификация воображения. Приемы создания новых образов воображения.
Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы для себя.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.
Способность предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.
Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.
Нейрофизиологическая основа воображения — образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
• осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
• способствует предвосхищению будущего;
• “оживляет” то, что было ранее;
Виды воображения. Приёмы создания новых образов воображения.
Активное воображение — человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение — образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение — действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.
Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.
Реалистическое воображение — наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Существенный критерий творческого воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
• представлять действительность в образах;
• регулировать эмоциональное состояние;
• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
• формирование внутреннего плана действий;
• планирование и программирование деятельности.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.
Общее между мышлением и воображением — они возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее воображение.
Различие — опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:
• агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;
• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;
• схематизация — сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;
• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
• заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Источник
Психологические приемы создания образов воображения
Мечта — образ желаемого будущего, мотив деятельности, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека.
Воссоздающим называется то воображение, которое воссоздает образы по описанию, на основе текста, рассказа, на основе ранее воспринимавшихся образов.
При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов.
По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным.
Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами.
Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.
Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.
Одним из высших видов творческого воображения является мечта.
В этой связи мечта человека — одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.
Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.
1. Комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация — «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.
Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация — преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.
3. Акцентуирование — выделение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация — специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:
• иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)
• символами, в которых происходит слияние образа и значения.
Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.
Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка — это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество. »
Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:
«. за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).
«. старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза. » (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).
«Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны).
«А то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит — злодей, разбойник — по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются». (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Источник