Способы создания новых образов это

Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Источник

7.3.4. Приемы создания образов воображения

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л. Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны.

Агглютинация (от лат. agglutinary – приклеивать) – «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов. Примером может служить классический персонаж сказок – кентавр, Змей Горыныч, русалка, сфинкс, Пегас, избушка на курьих ножках. В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

Акцентирование. Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета; выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура). Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах.

Гиперболизация – существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня). Разновидностью гиперболизации является приуменьшение (литота): «И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. Некрасов).

Типизация. Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «…портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

Читайте также:  Способ приобретения информационной системы

Схематизация и конкретизация. К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев – сила и гордость; черепаха – медлительность; лиса – хитрость; заяц – трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Способы создания образов воображения

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:

Агглютинация– «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.

Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Например, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация – заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.

Заострение – это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».

Типизация – это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин – это собирательные образы типичных представителей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках – это отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта, смелость и пр.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?

2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.

3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?

4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.

Глава 12. Речь и общение

Краткое содержание

Понятие о речи и языке.Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.

Виды и функции речи.Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.

Функции речи. Знаковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.

Понятие общения. Функции общения.В процессе общения формируют­ся, проявляются и реализуются меж­личностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.

Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)

Виды и средства общения.Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориенти­рованное общение.Личностно ориентированное об­щение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.

Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Способы создания новых образов это

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека (Е.И. Рогов).

Изучением воображения занимались Андрей Владимирович Брушлинский, Лев Семенович Выготский, Ольга Михайловна Дьяченко, Тамара Семеновна Комарова, Алексей Михайлович Матюшкин, Зинаида Николаевна Новлянская, Николай Николаевич Поддьяков, Нина Павловна Сакулина, Борис Михайлович Теплов и другие.

Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Воображение обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения — в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Читайте также:  Интерактивные методы обучения это способы

Основными функциями воображения являются: представление действительности в образах, регулирование эмоциональных состояний, участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности, преображение действительности.

Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решения творческой или личностной задачи. При активном создании образов фантазии человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности. Как правило, образы пассивного воображения направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций.

Воссоздающее воображение формирует новые образы — представления по описанию событий или его следам, фрагментам, схематическим изображениям. Так, читая описание морского дна, мы на основе воссоздающего воображения представляем картину морского дна. Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент.

Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение — возникновение образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служит образы, возникающие в дремотном, сонном состоянии, сновидения, галлюцинации а также грезы. Человек грезит, создавая свой идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением.

Синтез представлений в процессе воображения осуществляется в различных формах .

Наиболее элементарная форма синтезирования образов — агглютинация — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Например, образы русалки и избушки на курьих ножках в сказках.

Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизация , которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и так далее.

Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливается, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации. Хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации , широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Диагностику воображения можно проводить, опираясь на такие методики, как «Дорисуй фигуру», «Назови картинку», «Что может быть одновременно. », «Незаконченные рисунки» (Л.Ф. Тихомирова), «Нарисуй сказку», «Найди буквы и цифры, которые спрятались», «Собери картинку и составь рассказ», «Обведи и дорисуй», «Разрезные картинки», «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковская), «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) и другие.

К нарушениям воображения относят, прежде всего, галлюцинации.

Галлюцинации — восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует.

Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска и так далее); при различных психических заболеваниях; под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит музыку, звуки, голоса, которые ему что-то приказывают, сообщают, угрожают и так далее); зрительными (человек видит несуществующее в реальности: зеленых человечков, чертей и так далее), тактильными (человеку кажется что по нему ползают насекомые, что в него что-то впивается и так далее) и комбинированными.

Возрастные особенности. Процесс воображения у дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов. Первый этап — оформление замысла действия или события, второй — формирование плана реализации замысла.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе.

В возрасте от трех до четырех лет возникает способность оформления замысла будущего действия, включающего неполные отдельные и конкретные впечатления от реальных предметов и событий, которые дополняются с помощью воображения до какой-либо целостной схемы. Например, образ картонной коробки в игровом сюжете может трансформироваться в гараж или вокзал. Эти первые проблески творческой силы воображения заметны еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает осваивать игру с предметами-заместителями (палка — это боевой конь, сабля, меч или еще что-либо в зависимости от игровой необходимости).

Именно на этом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение.

Читайте также:  Технологический процесс приготовления дрожжевого теста безопарным способом

Согласно современным исследованиям, эмоционально-аффективное воображение, которое характерно для трехлетних детей, позволяет снизить негативные переживания и сохранить личность ребенка (В.Г. Каменская, 1999)

Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных (в кино, по телевидению) сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как об обладающих особо выраженными положительными качествами). Наконец, начинает появляться способность снять возникшее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.

Таким образом в период от 3 до 4 лет воображение начинаетпревращаться в произвольный, знаково опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

Однако, в возрасте до пяти лет еще не развито планирование и построение действия в уме в соответствии с замыслом. Затруднено прогнозирование результата воображаемого и практически не реализованного действия. Достаточно долго дошкольники не могут сообщить о том, что они собираются сделать фактически до начала действия. В большинстве случаев у трех-четырехлетних детей появляется сначала рисунок, изображение, фигурка, а потом уже ее обозначение. Процесс обозначения замысла чрезвычайно труден для детей этого возраста, поэтому любые предложения ребенку заранее составить программу и потом по ней действовать приводят к разрушению спонтанной и самостоятельной деятельности и отказу от нее.

В возрасте от четырех до пяти лет происходят существенные изменения в развитии механизмов мышления и сознания ребенка в форме усвоения норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет его «Я». При этом поведение дошкольника становится все более осознанным в сравнении с предыдущим периодом, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы. Возможно, этим обстоятельством объясняется снижение продуктивности творческого воображения на границе пяти-шести лет, когда дошкольник начинает контролировать речевую и игровую активность, сверяя свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения и стандартами принятых действий.

К возрасту около шести-семи лет развитие эмоционально-аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире.

На этом же периоде детства получает свое развитие перцептивно-когнитивное воображение.

В связи с тем, что дети старшего дошкольного возраста уже хорошо владеют речью у них начинают появляться элементы планирования: дошкольники планируют первый этап действий, затем его совершают, оценивают результаты и планируют следующий. На этом этапе возрастного развития воображение представлено в двух основных формах: произвольное, самостоятельное порождение детьми некоторой идеи и возникновение воображаемого плана ее реализации.

Таким образом, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны детей являются сенсорные эталоны.

Особенности воображения при речевых нарушениях были изучены в работах Олеси Владимировны Арзыбовой, Вадима Петровича Глухова, Татьяны Сергеевой Овчинниковой, Натальи Владимировны Рыжовой и других.

Чем значительнее выражены речевые нарушения, тем больше ограничиваются возможности детей проявить творческое воображение. Они оказываются беспомощными в создании новых образов.

В игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается неустойчивым, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным развитием речи.

Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор.

В. П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

В целом, согласно проведенным ранее исследованиям (В.П. Глухов, О.М. Дьяченко, Т.С. Овчинникова и другие) можно выделить специфические особенности воображения , характерные для детей с речевыми нарушениями: снижение мотивации деятельности, снижение познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов — представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Источник

Оцените статью
Разные способы