Способы создания конкурентного преимущества

Методика создания конкурентного преимущества

Методика создания конкурентного преимущества

  • 06.04.2018&nbsp&nbsp
  • Бизнес &nbsp&nbsp
  • Начало бизнеса &nbsp&nbsp

Без конкурентного преимущества не может быть и речи о развитии проекта и существенной прибыли. Без преимуществ вы не можете рассчитывать ни на помощь инвесторов, ни, тем более, на получение гранта. Отсутствие конкурентного преимущества является основной причиной отказов в грантах и инвестициях начинающим бизнесменам.

Возникает вопрос: что делать, если вы уверены в успехе вашего проекта, но понятия не имеете, какое у вас может быть преимущество перед конкурентами? И что вообще можно считать конкурентным преимуществом? Какие факторы можно к нему отнести, а какие нет? На самом деле, вопросы эти непростые. Но бизнес-сфера изучается уже очень давно, и сегодня практически для каждой проблемы разработан алгоритм решения.

Что такое конкурентное преимущество и из чего оно складывается?

Перед тем, как искать конкурентное преимущество для своего бизнеса, нужно понять для себя, что это такое. Это понятие в бизнесе подробно изучал американский экономист Майкл Портер. Исследователь определял конкурентное преимущество как набор определённых особенностей, которые в совокупности позволяют получать от продажи товара или услуги больше прибыли, чем в среднем по рынку.

Представьте, вы решили продавать, например, кресла. Но кресла эти не простые. Они сделаны из специального материала, который полезен для здоровья. Уникальность материала позволяет продавать их дороже цены, по которой в среднем продаются все остальные кресла. И это соответственно, приносит больше прибыли. Это и есть конкурентное преимущество.

Очень важно не путать конкурентное преимущество с понятием «сильные стороны компании». Сильные стороны – это особенности, которые есть и у других компаний, но у вас они лучше, сильнее. Если мы возьмём пример с креслами, то уникальный, полезный для здоровья материал – это конкурентное преимущество. А если ваши кресла сделаны из тех же материалов, но при этом вы делаете их очень качественно, и они получаются очень удобными. Это тоже принесёт больше прибыли, но это не конкурентное преимущество, а сильная сторона. Конкурентное преимущество – это нечто совершенно уникальное, чего нет у других компаний.

Сильные стороны, безусловно, важны, но конкурентное преимущество играет большую роль. Инвесторы и спонсоры обращают на него гораздо больше внимания. Почему? Казалось бы, и то и другое – прибыль. Но всё не так просто. Допустим, у вас очень удобные кресла. Но вот появилась компания, которая производит такие же, как у вас, удобные кресла. Потом ещё одна. И вот у вас уже множество конкурентов, и чтобы их превзойти, вам придётся пытаться выиграть на чём-то другом. Если же ваши кресла сделаны из особенного материала, конечно, может случиться так, что появится человек, который будет использовать в производстве тот же материал. Но тут вы займёте определённую нишу, заработаете репутацию и будете прочно держаться на рынке, а новичку понадобится огромное количество времени и сил, чтобы начать конкурировать с вами.

Хорошее конкурентное преимущество должно обладать следующими свойствами:

  • Оно должно быть уникально. В этом, в общем, и состоит его суть. Вы создадите себе нишу на рынке и сами её займёте. А это стабильность на рынке, развитие и прибыль.
  • Оно должно быть полезным. Если вы изобрели уникальные кресла с двигателем, сидя в которых, можно передвигаться по квартире с огромной скоростью, вряд ли кого-то заинтересует ваш товар.
  • Уникальную черту должно быть сложно повторить. Это обеспечит вам прочное положение на рынке очень надолго. При этом преимущество должно быть юридически защищённым.
Читайте также:  Способы вязания пятки носка спицами описание

Хорошее конкурентное преимущество привлекательно для клиентов, необычно. И вместе с этим оно должно быть максимально простым. То есть оно должно чётко отвечать на вопрос: «Чем ваш товар (услуга) лучше, чем у других?». И формулироваться в одном коротком предложении. Во-первых, такое конкурентное преимущество наверняка будет просто реализовать. А во-вторых, короткое и ёмкое конкурентное преимущество с большей вероятностью убедит инвесторов и дистрибьюторов вам поверить.

Как всё это работает на практике?

Составление конкурентного преимущества – алгоритм действий:

Шаг первый. Первым делом вы должны понять, с кем вам придётся конкурировать, и какие преимущества есть у них. Для этого нужно определить целевую аудиторию продукта. Понять, кто будет покупать товар, и что их в первую очередь будет интересовать. Вторым пунктом здесь нужно составить список конкурентов, посмотреть, что они предлагают, на что делают упор.

Шаг второй. Нужно составить список выгод товара, то есть определить, почему покупателям выгодно, покупать товар, для чего он им нужен. Чтобы составить этот список правильно, можно обратиться к потенциальным покупателям – провести опрос и выяснить, какие выгоды они получают от товара, и что они хотели бы получать сверх этого. После составьте полный список свойств, которыми обладает ваш продукт. А дальше на основе сравнения двух получившихся списков, вы распределяете свойства товара на три группы:

  • Совершенно ненужные покупателям;
  • Интересны целевой аудитории, но не являются основной причиной покупки товара;
  • Именно из-за этих свойств, главным образом, покупают товар.

Шаг третий. Точно такую же классификацию можно составить про товары конкурента и потом сравнить со своей. Если выгодных свойств у вас меньше или столько же, значит, проект нуждается в доработке. А если есть свойства, которые выгодно отличаю ваш товар от других – это и есть конкурентное преимущество.

Шаг четвёртый. Если вы нашли конкурентное преимущество, это не значит, что прибыльный стабильный бизнес вам обеспечен на сто процентов. Чтобы действительно была стабильность и прибыль, нужно чётко продумать, как это конкурентное преимущество будет реализовываться и сохранять в дальнейшем свою актуальность. А для сохранения актуальности нужно постоянное развитие, план которого у вас должен быть продуман на несколько лет вперёд.

Самые распространённые конкурентные преимущества

Преимущества хоть и должны быть уникальны, но сами по себе обычно бывают достаточно типичными. Самые распространённые типы конкурентных преимуществ, которые можно взять за основу, чтобы найти своё:

  • Уникальный материал, из которого делается продукт;
  • Необычные особенности внешнего вида;
  • Особенный способ доставки или продажи;
  • Особенно квалифицированный персонал компании;
  • Уникальные технологии производства;
  • Новое изобретение в определённой области;
  • Доступ к ограниченным ресурсам;
  • Особые условия гарантийного обслуживания;
  • Более высокое качество продукта;
  • Низкая цена товара с более высоким уровнем прибыли.

Конкурентное преимущество – обязательное условие существования бизнеса. В идеале оно должно сформироваться у вас ещё на этапе возникновения идеи. Лучшие преимущества обычно содержаться уже в самой идее. Без устойчивого конкурентного преимущества нет смысла даже пытаться начинать дело.

Источник

Как растить конкурентное преимущество

Рынок сбыта и услуг давно разделен на сегменты, в каждом из которых происходит непрерывная борьба конкурентов за место под солнцем.

Найти свободную нишу или стеснить гигантов продовольственного бизнеса очень трудно.

Поэтому каждая компания стремится улучшить свою продукцию в целях увеличения количества продаж.

Однако, осуществляя какие-либо изменения, необходимо придерживаться одного из главных принципов маркетинга: в первую очередь при создании или изменении продукта необходимо учитывать желания и интересы потребителя.

Именно этот принцип является первым шагом на пути к успешному и процветающему бизнесу. Но одного отношения к потребителям недостаточно, необходимо создать определенное конкурентное преимущество, которое позволит обогнать конкурентов в выбранной нише.

Читайте также:  Способы разрешения семейных конфликтов реферат

Создание преимущества

Под понятием «конкурентное преимущество» подразумевается исключительно положительное отличие товара от продукции конкурентных организаций. Именно такое преимущество является фактором, по которому потребитель выбирает данную продукцию, а не товар компаний-конкурентов. Конкурентным преимуществом может быть, к примеру, качество продукции или услуги.

При создании конкурентного преимущества важно придерживаться двух основных принципов:

  • Данное преимущество должно быть действительно важным для потребителя;
  • Потребитель должен увидеть и прочувствовать конкурентное преимущество.

Несмотря на столь большую эффективность создания конкурентного преимущества, необходимо помнить, что конкуренты все равно определят это преимущество через некоторое время и применять на своей продукции.

Однако, как показывает практика, этого времени вполне хватает, чтобы окупить расходы, получить значимую прибыль и обогнать прямых конкурентов.

На создание конкурентного преимущества не должно уходить огромных бюджетов компании, поэтому необходимо использовать определенную методику, позволяющую не только создать конкурентное преимущество, но и значительно сократить расходы на этот процесс.

В данной методике можно выделить четыре основных этапа, каждый из которых является неотъемлемой частью всего процесса создания преимущества продукции:

  • Сегментация;
  • Специализация;
  • Дифференциация;
  • Концентрация.

Сегментация

В данном случае под понятием сегмента скрываются конечные потребители, которые ищут тот или иной вид продукта с определенными параметрами. Другими словами, у каждого потребителя есть определенные потребности и интересы, опираясь на которые он и выбирает необходимую продукцию. Таким образом, всех потребителей можно разделить по группам запросов.

Осуществляя сегментацию по конечным потребителям (физическим лицам), в качестве параметров процесса сегментации зачастую выбираются признаки половой принадлежности, возрастные характеристики, место жительства, наличие транспортного средства и прочее.

Помимо этого иногда используются более подробные данные о потребителях, то есть осуществляется таргетинг. С другой стороны, потребителями могут быть организации, которым поставляется продукция. В этом случае сегментация осуществляется по принадлежности организации к определенному типу: магазин, дилер, производитель и т.д.

Одним из главных параметров сегментации в данном случае является численность компании, зная которую, можно легко определить суммарное количество продукции, проходящее через организацию.

После определения признаков сегментации и выявления будущего конкурентного преимущества необходимо применить привычные маркетинговые инструменты для продвижения товара: реклама продукции, прямое внедрение товара в компании, отправка писем с просьбой приобрести товар и прочие способы.

Конечно, у всех перечисленных методов есть большая проблема: нет гарантии, что компания решит приобрести товар. В связи с этим существует более практичный способ – осуществление сегментирования потребителей исходя из проблем, присутствующих в этой сфере.

Наверняка, в каждом бизнесе есть узкое место, возникающее из-за того, что потребители не могут найти то, что им необходимо. Например, клиенты мясного магазина хотят, чтобы определенный вид мяса стоил не 300 рублей, а 250.

Или чтобы доставка пиццы домой осуществлялась не за один час, а за 30 минут. Таким образом, осуществляется сегментирование по неудовлетворенным потребительским запросам.

Оценить такие запросы довольно легко, например, обычным анкетированием потенциальных потребителей. Опросы всегда давали наиболее эффективный результат. После анализа результатов анкетирования, выбирается наиболее острая проблема и на ее основе строится конкурентное преимущество. Таким образом, продвигаемая продукция будет ассоциироваться у целевой аудитории именно с данным конкурентным преимуществом.

Специализация

Выявление проблем в определенном сегменте рынка – это лишь пол беды. Необходимо определиться с одной проблемой, которую требуется устранить и сделать преимуществом. Однако, делается это не так просто, как кажется. Выбор конкретной проблемы для дальнейшего ее решения зависит от ряда факторов, к числу которых можно отнести деньги, наличие определенных условий, персонал, время.

В частности, время, деньги и персонал являются определяющими критериями в выборе конкретной проблемы. Ведь при наличии большого бюджета, неограниченного количества времени и специализированного персонала можно решить любые проблемы. Поэтому перед выбором необходимо грамотно оценить доступные ресурсы.

Читайте также:  Ипвл fi 3a1f принцип работы способ установки схема установки

Не менее важным шагом является оценка важности данной проблемы. Актуальность и острота конкретной проблемы определяют успех работы конкурентного преимущества. При этом не стоит выбирать проблему, которую легко смогут устранить другие организации. И, конечно, не стоит забывать о вечных проблемах, которые существуют в каждом сегменте рынка.

Речь идет о цене, качестве товара, персонале и ассортименте. Каждый потребитель всегда хочет, чтобы приобретаемая продукция была максимально качественная и дешевая в огромном ассортименте, а обслуживающий персонал делал все для того, чтобы он остался доволен и прибывал в хорошем настроении.

Указанные проблемы нельзя полностью и навсегда искоренить, поскольку ничего идеального не существует. Но можно уменьшить остроту проблемы, увеличив качество, снизив стоимость продукции, расширив ассортимент и набрав квалифицированный персонал.

Оценивая все представленные выше факторы и критерии, требуется выбрать наиболее подходящую проблему, с которой будет по силам справиться. При этом важно помнить, чем острее проблема, тем эффективнее будет создание конкурентного преимущества, и тем дольше это преимущество будет работать. В этом вопросе трудность всего процесса создания конкурентного преимущества является только плюсом, а не наоборот.

Дифференциация

Определившись с проблемой, которую необходимо решить, то есть после выявления конкурентного преимущества, необходимо приступать к рекламе. Этап дифференциации в целом и заключается в реализации различного рода рекламы.

При этом рекламировать нужно не просто компанию, услугу или продукцию, а рекламировать с упором на выбранное конкурентное преимущество. Таким образом, потребитель будет знать, что именно данная продукция имеет определенное преимущество, которое он так долго искал у других компаний.

При этом не запрещается использовать различные изображения и графические приемы, лозунги и цитаты, главное, чтобы упор делался на конкурентное преимущество продукции.

Но рекламную компанию надо планировать так, чтобы она не была короткой, поскольку у всех потребителей различная инертность восприятия рекламы, то есть определенный период, за который целевая аудитория привыкает к рекламному материалу. Этот период у всех групп разный.

Таким образом, у физических лиц инертность восприятия рекламы обычно составляет до 6 месяцев, а у организаций – до нескольких десятков месяцев. Конечно, данный показатель зависит от специфики продвигаемого товара и бизнеса в целом.

При организации рекламы необходим грамотный подход, требуется, чтобы каждый задействованный в этом сотрудник делал упор именно на конкурентное преимущество продукции.

Только тогда реклама будет действительно эффективна и на эфирном телевидении, и в сети Интернет, и в любых других рекламных средствах.

Концентрация

Этап концентрации является не менее важным при создании конкурентного преимущества, поскольку именно халатность, расслабление и рассеянность могут стать причиной неудачи. Для наиболее эффективного создания конкурентного преимущества рекомендуется сделать эту задачу первостепенной, сообщив всем сотрудникам компании. Именно такой темп и ежедневная работа над данной проблемой гарантируют дальнейший успех продукции.

Не стоит забывать о повторной сегментации, которую рекомендуется осуществлять ежегодно. Она не только поможет выявить новые проблемы на конкретном сегменте рынка, но также определит текущее положение дел относительно выбранного ранее конкурентного преимущества, что позволит еще более точно оценить стратегию поведения компании на рынке и сделать правильные выводы.

Совмещая все этапы, и грамотно выполняя каждый из них, важно помнить, что создание конкурентного преимущества является довольно сложным и трудоемким процессом, требующим не малые финансовые и временные затраты. Поэтому так важны этапы сегментации и специализации для выбора проблемы и оценки возможностей ее решения.

При наличии финансовой возможности зачастую полезным является повторная сегментация, но уже в собственном регионе, в регионе производителя. При профессиональном и грамотном подходе за счет конкурентного преимущества компания делает весомый шаг вперед.

Источник

Оцените статью
Разные способы