Способы создания интеллектуальной организации

Интеллектуальные организации

Интеллектуальные организации – это организации, основывающиеся на научно-технических, интеллектуальных, трудовых и других исследованиях, оказывающих влияние на изменение организационных систем.

В исследованиях специалистов отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу свободного общества. По своей природе такие организации должны будут допускать столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков.

Структура интеллектуальных организаций будет гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Дееспособной и адаптивной организацию должны сделать не руководители, а работники среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы координации работы группы с работой организации в целом.

Такие гибкие системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными.

Основной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей.

В интеллектуальной организации каждому работнику надо будет использовать личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и иметь возможность проявить свой талант, знания, опыт. Интеллектуальные организации будут защищать свободу предпринимательства каждого участника, создавая системы, в которых работники знают, что необходимо сделать, и всегда смогут найти способ добиться исполнения необходимого.

Равенство людей и уважение их права на выражение своей индивидуальности являются фундаментальной ценностью организации.

Для того чтобы члены организации осуществляли свободный выбор при принятии решений, который удовлетворял бы всех, работники должны верить в справедливость системы и чувствовать себя в определенной безопасности.

Для того чтобы использовать интеллектуальный потенциал всех членов организации, необходимо стремиться к равенству для всех. Но равенство не означает, что все работники будут получать одинаковую оплату, иначе люди с выдающимися способностями уйдут из организации в поиске лучших вариантов.

Центральное правление интеллектуальной организации имеет свои ограничения, потому что роль центра заключается не в том, чтобы руководить лицами, призванными выполнять задачу организации и контролировать рабочие группы.

Роль центра заключается в создании условий, позволяющих работникам формировать эффективные коллективы.

Функции правления интеллектуальной организации состоят в создании необходимых норм и правил работы, разработке и внедрении стандартов бухгалтерского учета, наблюдении за работой и обеспечении качества, ожидаемого внешними потребителями.

Важные направления деятельности: разработка инструкций и стимулов, обеспечивающих адаптивность организации к внешней среде; введение стандартов; создание системы безопасности; обеспечение принципа системы справедливости.

Сетевые организации

Сетевые организации представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов.

Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

Существуют следующие формы сетевых организаций.

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этой форме работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля.

2. Сетевая организация в районах с малыми производственными фирмами. Эта форма сетевой организации охватывает промышленные районы или фирмы.

3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. К таким сетевым организациям относятся коммерческие объединения и системы кооперационных связей между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками.

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.

Читайте также:  Рыжик соленый горячим способом

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков:

1) сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи, тогда как фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг;

2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов;

3) сетевые организации предполагают действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое активное добровольное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств;

4) в ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Сетевые организации, обладая чертами, отличающими их от других организационных форм, включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм.

Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации.

Обучающиеся организации

Организационное обучение – это непрерывный источник создания конкурентоспособных преимуществ компаний, их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Его основной идеей является организация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна – решить проблему или выполнить проект; другая – учиться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников, представить полученный материал руководству для последующего использования.

Теорией организационного обучения предложено пять условий, овладение которыми призвано преодолеть недостатки в стереотипах мышления, знаниях и умениях персонала.

1. Системное мышление. Системное мышление является концептуальной структурой, охватывающей объем знаний и технологий, познанных в течение целого ряда лет. Эти знания должны составить целостное представление о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее эффективно.

2. Личное мастерство. Оно предполагает определенный уровень профессионализма. Интересы повышения уровня личного мастерства стимулируют постоянное углубление личного видения, сосредоточенности усилий, развитие терпения и объективного понимания реальности.

3. Ментальная модель. Это укоренившиеся в сознании понятия, обобщения и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Работа с ментальными моделями начинается с воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного изучения.

4. Создание общего видения. Часто общее видение организации связывается с харизмой ее лидера или с каким-либо кризисом, который мобилизует каждого работника. Но большая часть работников склонна следовать возвышенной цели не только во время кризиса, но и во все другие времена. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие «картины будущего», которые укрепляют участие работников в процессе.

5. Групповое обучение. Когда группы обучаются, они не только показывают чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные индивидуумы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Дисциплина группового обучения начинается с диалога, с проявления способностей членов команды войти в состояние совместного мышления. Групповое обучение является жизненно важным, поскольку именно группы, а не отдельные личности являются основной обучающейся единицей в современных организациях.

Все обучающие технологии могут использоваться более чем для одной цели. В результате исследований выявлены четыре категории обучающих способов: 1) используемые при стратегии «подготовки соглашений»; 2) используемые для «выработки стратегий будущего»; 3) используемые как для «подготовки соглашений», так и для «выработки стратегий будущего»; 4) применяемые для всех стратегий.

Современным организациям требуются гораздо более высокий уровень творческого планирования, действенные и полезные знания о новой продукции и новых процессах, повышение степени согласования совместных действий с долгосрочными обязательствами и понимание необходимости решения сложных проблем.

Для этого необходимы подготовленные работники, высказывающие свое мнение, ценящие знания и наилучшие решения, стремящиеся объединить свои усилия для общей творческой работы.

Источник

Условия формирования интеллектуальной организации

Причины неудач организационных перестроек. Понятие интеллектуальной организации. Рыночная стоимость интеллектуального предприятия. Повышение значимости творческого отношения к труду и профессионализма. Применение «нового управленческого мышления».

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 26.06.2013
Размер файла 15,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Назовите способы принятия конституции

Размещено на http://www.allbest.ru/

Условия формирования интеллектуальной организации

Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, закономерно говорить о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний». Для того чтобы быть успешными и завоевать конкурентные преимущества, современные организации должны активно повышать собственный организационный интеллект. организационный интеллект — это способность организации целенаправленно создавать, обрабатывать и использовать результаты интеллектуальной деятельности для повышения адаптационного потенциала. Эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности позволяет организации повышать свою конкурентоспособность, при этом сама организация приобретает черты интеллектуальной.

Термин «интеллектуальная организация» в английском оригинале — «thinking organization». В переводе на русский язык было бы точнее — «думающая организация», «осмысленная организация». Интеллектуальная организация не является механизмом или жесткой прямолинейной структурой, скорее всего это гибкая, подвижная система, которая адекватно откликается на изменения, корректирует свою политику. Концепция интеллектуальной организации рассматривает предприятие как организм, способный порождать и осваивать новые знания, а затем использовать их для повышения эффективности деятельности [1].

Главная задача интеллектуальной организации — разработка внутренних институциональных и управленческих процедур, помогающих формированию общего концептуального видения и реализации его на практике. П. Сенге считает, что «причиной неудач организационных перестроек в бизнесе являются фундаментальные особенности нашего мышления» [2]. Вот почему так важно раскрыть интеллектуальные возможности работников всех уровней — индивидуальные и коллективные. Но для успеха организационных реформ недостаточно только аккумулировать собственные знания и опыт; необходимо систематическое исследование причин, тормозящих процессы роста. Без этого организационные перестройки зачастую оказываются неудачными. Знание может распространяться только в процессе обучения, когда люди вырабатывают и развивают способность действовать эффективно.

Такие характеристики интеллектуальной организации, как стремление к развитию общего видения и формирование сильной организационной культуры, открытый обмен информацией, плоская структура управления за счет радикального делегирования полномочий, командная работа, позволяют организации непрерывно усваивать новые знания на уровне как отдельных работников, так и организации в целом. В интеллектуальной организации лидеры по-прежнему определяют ее стратегию. Но и работники принимают в этом активное участие благодаря интегрированному опыту командной деятельности, они адаптируются к внешней среде и изменяются независимо друг от друга, обладая в то же время общим видением складывающейся ситуации. Поэтому за счет самоорганизации формируется коллективный разум, обеспечивающий необходимую степень гибкости при реагировании на изменения окружения. Стратегия как бы складывается сама собой в результате постоянного экспериментального настроя мыслительного процесса и творческого напряжения сотрудников интеллектуальной организации, что, в свою очередь, способствует их личному совершенствованию. Необходимая информация собирается всеми сотрудниками, соприкасающимися с внешней средой и способными благодаря креативности чутко улавливать перемены на рынке и вносить соответствующие изменения в стратегию. Главный признак интеллектуальной организации — ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость основных фондов. Она формируется, как правило, за счет профессиональной подготовки персонала, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, контроля над долей рынка, взаимоотношений с потребителями и т.д. Большое значение имеет степень превышения, так как не всякое успешное на фондовом рынке предприятие является интеллектуальным. Превышение должно быть многократным и носить стабильный характер. Рыночная стоимость интеллектуального предприятия обычно в 3-4 раза превышает бухгалтерскую стоимость его основных фондов.

Очевидно, что период доминирования трудоемкого производства должен остаться в прошлом. Это должно произойти благодаря росту числа организаций, добавленная стоимость продукции которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов. Креативность — это способность вырабатывать уникальные подходы к принятию решений. В интеллектуальных организациях креативность является наиболее востребованным качеством.

Важным признаком интеллектуальной организации является объем инвестиций, направляемых на проведение научно-исследовательских работ. Если объем инвестиций в НИР превышает объем инвестиций в основные фонды, это говорит об интеллектуальности организации. Анализ структуры инвестиций российских предприятий показывает, что основным источником финансирования капитальных вложений по-прежнему остаются собственные средства предприятий. Нехватка собственных средств остается главным тормозом развития интеллектуальных организаций.

Создание интеллектуальной организации подразумевает запуск процессов, способствующих поиску решения насущных проблем с привлечением интеллектуального ресурса персонала. Обновление и наращивание такого ресурса может осуществляться двумя способами. Во-первых, за счет внешних источников, к которым относятся различные курсы переподготовки, тренинги и т.д. (в этом случае можно говорить об обучении). Во-вторых, сотрудники могут сами формулировать проблемы, возникающие по ходу работы, и самостоятельно искать пути их решения (самообучение).

Читайте также:  Разведение кроликов ямным способом

Инновационный характер деятельности, ее высокая наукоемкость меняют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду, профессионализма. Сегодня конкурентные преимущества компании в огромной степени определяются ее инновационностью, а значит, качеством кадрового потенциала. Это требует существенного изменения принципов и методов управления персоналом.

Обучение качеству и оценка эффективности управления предприятием предполагают соблюдение таких принципов, как непрерывность и вовлеченность членов общества на всех этапах обучения, а также производственной деятельности, что ведет к появлению такого понятия, как интеллектуальная организация, т.е. организация, в которой процесс обучения является постоянным и постепенно становится своеобразной потребностью персонала.

В качестве основных условий создания самообучающейся организации могут выступать [3]:

— планирование обеспечения постоянной подготовки и карьеры;

— определение полномочий и ответственности персонала;

— разработка индивидуальных и групповых целей менеджмента, проведение процесса и оценивание результатов;

— содействие привлечению работников к постановке целей и принятию решений;

— постоянный анализ потребностей своих работников;

— создание условий, поощряющих инновации;

— обеспечение групповой (командной) работы;

— информирование о предложениях и мнениях;

— измерение степени удовлетворенности работников;

— выяснение причин прихода работников в организацию и их увольнения.

Способность проводить обучение и за счет этого получать большую отдачу от своих сотрудников является признаком интеллектуальной организации. Эффективность процесса обучения возрастает, особенно когда дело касается реализации нетиповых программ, где под обучением понимается не только и не столько повышение квалификации, получение новых теоретических и практических знаний отдельными работниками, сколько непрерывное развитие и совершенствование всей организации как единого целого, формирование новой системы ценностей и новой организационной культуры.

Новые идеи очень важны, поэтому их выдвижение должно стимулироваться применением информационных технологий. Применение информационных технологий часто меняет содержание и алгоритм выполнения конкретных работ. Если такие изменения не будут проведены и сотрудникам не будут привиты соответствующие навыки, старое содержание труда придет в противоречие с требованиями и возможностями информационных технологий.

В последние годы все чаще говорится о необходимости применения «нового управленческого мышления», что неизбежно должно привести к появлению качественно иных отношений внутри организации и возникновению организации «нового типа», интеллектуальной организации. Для структур подобного типа характерны гибкость; управление. основанное на знании и компетентности; сведение формальностей к минимуму; демократизм и сплоченность сотрудников. В формировании такой организации основная роль отводится процессам непрерывного обучения и самообучения (самосовершенствования) как руководителей, так и производственного персонала, совмещению обучения с практической деятельностью.

Внедрение концепции интеллектуальной организации сталкивается на отечественных предприятиях с немалыми трудностями, однако при правильном запуске процессов обучения и применении подходящих методов и средств удается получить ощутимые практические результаты. При этом нередко приходится гибко менять методики и даже базовые принципы, адаптировать их под особенности конкретных сотрудников.

мышление управленческий интеллектуальный организация

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие интеллектуальной собственности в соответствии с российским и западным законодательством. Подготовка внешней и внутренней информации при оценке интеллектуальной собственности. Классификация методов оценки объектов интеллектуальной собственности.

дипломная работа [109,5 K], добавлен 21.10.2010

Современные коренные преобразования организации и управления предприятиями. Теория предприятий: от классического механицизма к интеллектуальной организации. Производство мирового класса в России, его современное состояние и перспективы развития.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 28.09.2011

Объекты интеллектуальной собственности. Правовое регулирование и лицензирование индивидуальной собственности. Типы лицензий на интеллектуальную собственность. Защита инноваций как объектов интеллектуальной собственности, ее правовое регулирование.

контрольная работа [36,9 K], добавлен 29.01.2013

Понятие, сущность, назначение инвестиций, направленных на подготовку кадров и повышение интеллектуального потенциала организации. Анализ эффективности работы организации в области подготовки кадров и повышения интеллектуального потенциала организации.

курсовая работа [129,7 K], добавлен 13.03.2013

Понятие, виды и защита прав интеллектуальной собственности. Основные формы коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности и обмена технологиями. Монополия на объекты интеллектуальных прав и «виртуальная экономика», вопросы брендинга.

курсовая работа [163,8 K], добавлен 11.11.2010

Источник

Оцените статью
Разные способы