- Связи с общественностью в органах власти
- Лекционный материал по теме «Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера»
- 1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти
- Лекционный материал по теме «Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера»
- Оглавление
- 1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти
- 2. Коммуникативные стратегии и тактики формирования положительного имиджа ОГВ
- 3. Формирование имиджа политической партии
- 4. Технологии формирования политического имиджа
Связи с общественностью в органах власти
Лекционный материал по теме «Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера»
1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти
Имидж органов исполнительной власти в регионе играет важную роль, как для представителей власти, так и для населения. Для власти имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он характеризует степень доверия населения и является критерием оценки эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. В свою очередь, в отношении населения успешный имидж показывает степень соответствия действий органов исполнительной власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам власти, определяет степень общественной поддержки деятельности исполнительной власти и программы ее реформирования.
Анализируя различные научные подходы и научные направления, изучающие власть и характеристики ее проявления, можно обозначить следующее понимание «имиджа» органов исполнительной власти региона.
Под «имиджем», на наш взгляд, следует понимать целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании, как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также как определенные черты, качества представителей органов власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях населения.
Имидж органов государственной власти как социальной организации может быть определен совокупностью характеристик, дающих представление о его деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организации и интерпретируемые в зависимости от их специфики. В то же время, для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит позитивный имидж. Среди них можно выделить:
1. Образ руководителя структуры органов власти региона, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также его внешних данных.
2. Образ госслужащих, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиторные особенности и т.д.
3. Социальный имидж органов власти, строящийся на основе представлений общественности в разных социальных группах, о роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни в регионе.
4. Имидж услуг, предлагаемых органами исполнительной власти для населения, в который входит представление о качестве обслуживания, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.
5. Внешняя атрибутика (визуальный имидж, корпоративный дизайн)
Процесс формирования имиджа органов исполнительной власти является многофакторным итерационным рекурсивным взаимодействием смешанного типа трех субъектов: непосредственно органа государственной власти, населения и СМИ.Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде информационного обмена, эмоционально-оценочные реакций, непосредственного взаимодействия.
Добиться устойчивого положительного имиджа на практике позволяет умелое применение органами государственной власти коммуникативных стратегий. Среди них можно выделить:
1) стратегии возвышения себя на фоне принижения других;
2) стратегии презентации проектов, намерений;
3) стратегии самопрезентации, подчеркивающие свои достоинства.
По мнению Н.Б Руженцевой, все стратегии и конкретные тактические схемы из реализации в той ли иной степени содержат и провокационную, и манипулятивную составляющие, все направлены на то, чтобы сформировать или изменить картину мира адресата, транслировать ему авторскую точку зрения на мир, событие или явления, волевым усилием внедрить ее в сознание читателя или телезрителя, то есть является одним из способов программирования.
Источник
Лекционный материал по теме «Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера»
Сайт: | MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ) |
Курс: | Связи с общественностью в органах власти |
Книга: | Лекционный материал по теме «Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера» |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Пятница, 19 Ноябрь 2021, 22:29 |
Оглавление
1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти
Имидж органов исполнительной власти в регионе играет важную роль, как для представителей власти, так и для населения. Для власти имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он характеризует степень доверия населения и является критерием оценки эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. В свою очередь, в отношении населения успешный имидж показывает степень соответствия действий органов исполнительной власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам власти, определяет степень общественной поддержки деятельности исполнительной власти и программы ее реформирования.
Анализируя различные научные подходы и научные направления, изучающие власть и характеристики ее проявления, можно обозначить следующее понимание «имиджа» органов исполнительной власти региона.
Под «имиджем», на наш взгляд, следует понимать целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании, как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также как определенные черты, качества представителей органов власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях населения.
Имидж органов государственной власти как социальной организации может быть определен совокупностью характеристик, дающих представление о его деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организации и интерпретируемые в зависимости от их специфики. В то же время, для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит позитивный имидж. Среди них можно выделить:
1. Образ руководителя структуры органов власти региона, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также его внешних данных.
2. Образ госслужащих, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиторные особенности и т.д.
3. Социальный имидж органов власти, строящийся на основе представлений общественности в разных социальных группах, о роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни в регионе.
4. Имидж услуг, предлагаемых органами исполнительной власти для населения, в который входит представление о качестве обслуживания, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.
5. Внешняя атрибутика (визуальный имидж, корпоративный дизайн)
Процесс формирования имиджа органов исполнительной власти является многофакторным итерационным рекурсивным взаимодействием смешанного типа трех субъектов: непосредственно органа государственной власти, населения и СМИ.Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде информационного обмена, эмоционально-оценочные реакций, непосредственного взаимодействия.
Добиться устойчивого положительного имиджа на практике позволяет умелое применение органами государственной власти коммуникативных стратегий. Среди них можно выделить:
1) стратегии возвышения себя на фоне принижения других;
2) стратегии презентации проектов, намерений;
3) стратегии самопрезентации, подчеркивающие свои достоинства.
По мнению Н.Б Руженцевой, все стратегии и конкретные тактические схемы из реализации в той ли иной степени содержат и провокационную, и манипулятивную составляющие, все направлены на то, чтобы сформировать или изменить картину мира адресата, транслировать ему авторскую точку зрения на мир, событие или явления, волевым усилием внедрить ее в сознание читателя или телезрителя, то есть является одним из способов программирования.
2. Коммуникативные стратегии и тактики формирования положительного имиджа ОГВ
Без всякого сомнения, одной из главных задач органа государственной власти является потребность осветить с положительной стороны свою деятельность для общественности. Наилучшим способом достижения результата является использование стратегии самопрезентации, сопровождающейся акцентированием в PR-текстах положительных моментов и фактов профессиональной деятельности организации.
Стратегия самопрезентации предназначена для того, чтобы показать общественности, что данная государственная структура является сильной, значимой для общества организацией. Данная стратегия включает в себя различные тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими адресанта: информирования, оппозиционирования, акцентирования положительной информации, признания существующих проблем и указания на путь их решения.
Рассмотрим их более подробно.
Все обозначенные тактики реализуются в зависимости от существующего положения, наличия необходимых фактов. Особенностью стратегии самопрезентации является то, что она сопровождается акцентированием в PR-текстах положительных моментов и фактов профессиональной деятельности органа исполнительной власти в регионе. Это связанно с тем, что представитель общественности не имеет с пресс-службой органа исполнительной власти личных контактов, фактически он воспринимает имидж данной структуры через сообщения в СМИ.
Таким образом, имидж органа государственной власти является частью профессионального успеха пресс-службы. Отсюда следует, что чем точнее будет выстроен имидж, тем эффективней будет коммуникация с общественностью и, следовательно, будет достигаться основная задача -завоевание и удержание доверия населения.
Прием тактики информирования с использованием наименования организации является самым распространенным приемом. Использование имён, фамилий, должностей руководства, начальников подразделений придает информации авторитетность. Также достоинством данного приема является возможность улучшения имиджа, органа государственной власти. По мнению специалистов, постоянное использование названия органа государственной власти способствует его большей узнаваемости, появлению ассоциаций у аудитории, формированию положительного имиджа.
Тактика акцентирования положительной информации выражается через использование слов положительной оценки. Данная тактика должна показать аудитории основные положительные качества органа государственной власти и его сотрудников, их успехи и, самое главное, достижения, принесшие пользу общественности.
Имидж органа государственной власти должен соответствовать ожиданиям социальной среды. Стремясь привлечь общественность на свою сторону, пресс-служба органа государственной власти обращается к близким и ясным ей ценностям и понятиям (честь, достоинство, закон, порядок, профессионализм, бдительность, контроль, служба, качество и т.п.).
Информирование об участии в социально-значимых и общественных мероприятиях позволяет пресс-службе органа государственной власти донести до общественности дополнительную информацию об организации и её деятельности, которая не касается профессиональной сферы. Таким образом, органы власти показывает свою заинтересованность в жизни общественности, неравнодушие к социальным мероприятиям.
Информирование общественности о наградах, заслугах сотрудников органа государственной власти встречается в PR-текстах не часто, поскольку поводом для написания материала такого характера служат значимые события и праздничные даты. В таком случае, пресс-служба в полном объёме использует имеющиеся сведения и факты, чтобы подать информацию с нужной стороны и тем самым способствовать формированию положительного имиджа.
Тактика оппозиционирования призвана показать неприятие органом власти преступной коррупционной деятельности, тем самым обозначить непримиримость и борьбу с фактами проявления таковой. Выбирая тактику оппозиционирования, орган исполнительной власти старается противопоставить себя тем, кто преступает закон, и акцентировать внимание общественности на борьбе с какими-либо противоправными действиями, тем самым создать себе необходимый имидж.
Реализация тактики признания существующих проблем и выделение пути их решения, в итоге дает органу власти возможность нейтрализовать негативное мнение граждан к сложившейся ситуации, способствует формированию чувства доверия к региональной власти и, как следствие, созданию положительного имиджа. Использование в PR-тексте слов начальника или руководителя, который признает существующую проблему усиливает эффект воздействия на аудиторию.
Надо отметить, что выявление существующих проблем, поиск и указание путей их решения является неотъемлемой частью профессиональной работы пресс-службы органа государственной власти. На наш взгляд, указание проблемы без предложения или намерения решить ее не принесет государственной структуре положительного мнения о ней со стороны общественности.
Процесс формирования положительного имиджа органов государственной власти напрямую связан с проблемой изменения сложившихся стереотипов у населения в вопросах функционирования органов исполнительной власти в регионе и работы государственных служащих. Многочисленные исследования подтверждают распространенные и устойчивые представления и стереотипы населения о деятельности органов государственной власти, показывают, что массовый образ чиновничества в конкретных исторических условиях может видоизменяться, наполняться новыми социальными и психологическими чертами.
3. Формирование имиджа политической партии
Чтобы произвести наполнение имиджа политической партии конкретными характеристиками и понять, каким образом происходит его формирование, необходимо понимать какую структуру имеет партийный имидж. Имидж политической партии формируется под воздействием ряда факторов, которые могут быть схематично представлены в виде четырех составляющих имиджа:
- программно-идеологическая (концептуальная) составляющая;
- деятельностная (интерактивная) составляющая;
- личностная (лидерская) составляющая;
- внешняя (атрибутивная) составляющая.
Программно-идеологическая (концептуальная) составляющая отражает основной смысл создания и деятельности политической партии. С ее помощью политическая партия не только определяет себя как политическую организацию с четкой позицией, но и апеллирует к интересам тех или иных социальных групп. Партийные программы и идеологии являются важнейшими идентификационными признаками политических партий, позволяющими отличать партии друг от друга и формировать политические предпочтения у избирателей.
В этой связи конкретная работа по формированию и продвижению имиджа политической партии посредством программно-идеологической составляющей имиджа включает следующие мероприятия:
- разработка целостных программных документов политических партий с приложением их для отдельных электоральных групп и регионов;
- разработка прикладных форм партийных программ – манифестов, деклараций, обращений, открытых писем, программно-идеологических принципов, «вопросов и ответов»;
- разработка и реализация технологии популяризации и пропаганды партийных программ;
- разработка программных слоганов и месседжей политической партии;
- подготовка текстов программных выступлений и интервью лидеров и представителей партий на федеральном и региональном уровне.
Деятельностная (интерактивная) составляющая. Деятельностная компонента имиджа политических партий относится к числу самых важных элементов позиционирования политических партий, по которым избиратель формирует свои политические предпочтения. Содержательное наполнение деятельности политических партий должно включать в себя инициирование политических событий и информационных поводов, разработку акций и мероприятий, ориентированных как во вне – на потенциальный электорат, так и внутрь – на партийную организацию. Это направление должно включать в себя также разработку комплекса мер по осуществлению эффективного взаимодействия политических партий с различными элитными группами с учетом целостной партийной стратегии.
Формирование имиджа политической партии посредством деятельностной составляющей предполагает также инициирование и проведение партийными органами специальных PR-мероприятий, направленных на повышение популярности политической партии и мотивации избирателей для голосования за нее. Для формирования событийного ряда могут использоваться самые разнообразные типичные и специальные партийные мероприятия, в том числе:
- учредительные, преобразовательные, очередные и внеочередные съезды, конференции политических партий и их региональных отделений;
- межрегиональные и общероссийские научно-практические конференции, форумы, конгрессы, «круглые столы», слеты и другие мероприятия с участием представителей политических партий;
- имиджевые акции и другие PR-мероприятия, направленные на повышение популярности партии, ее лидеров на федеральном и региональном уровне;
- политические события и информационные поводы для повышения степени присутствия политической партии в информационном пространстве.
Личностная составляющая партийного имиджа определяется имиджами лидеров партии. Лидер партии, как правило, выступает ее лицом, особенно в общении с прессой и избирателями, поэтому его имидж во многом будет проецироваться на имидж всей политической партии, а в некоторых случаях и полностью ассоциироваться с ним.
Внешняя (атрибутивная) составляющая имиджа, включающая единый стиль и дизайн основных атрибутов политических партий, помогает сформировать позитивное отношение к политическим партиям, создать необходимые условия для отличия их друг от друга, подчеркнуть индивидуальность партийного образования. Единый стиль предполагает разработку выдержанных в схожих стилистических решениях агитационных и информационных материалов и другой полиграфической продукции политических партий, наличие собственной эмблемы (логотипа), палитры цветов, позволяющих отличать их от Других политических, общественных и государственных организаций.
4. Технологии формирования политического имиджа
Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
Для ответа на вопрос «как сделать имидж?» и созданы психологические технологии. Относительно самого термина «психологические технологии» сейчас возникает немало споров, так как многие привыкли слово «технология» отождествлять с производственными процессами.
Психологическую технологию мы рассматриваем как совокупность психологических методов, позволяющих изменять у человека его психические свойства.
Термин «психологическая технология» носит обобщающий характер. Заметим, что большинство психологических технологий направлены на развитие личности, поэтому их часто называют гуманистическими. Психологические технологии, применяемые при создании политических имиджей, являются во многих случаях по сути манипулятивными. Но их объединяет одно: они базируются на свойствах имиджа как психического образа. Конкретизируем их:
• имидж, как психический образ, является объектом идеальным, он «продукт сознания людей»;
• как психический образ, он неустойчив, склонен к изменениям, поэтому его необходимо постоянно и целенаправленно подкреплять специально организованной информацией;
• имидж должен быть эмоционально окрашенным, «серые» личности в памяти не запечатлеваются;
• необходимо, чтобы имидж был реалистичным, вера в «чудо-богатырей» прошла, сильные качества личности в нем, несомненно, должны представляться, но не фантастические;
• имидж следует в большинстве случаев создавать прагматичный, то есть под конкретную задачу (хотя можно действовать с «запасом», с перспективой);
• эффективный имидж — целостный, в нем не должно быть противоречивых качеств или неравномерно выраженных;
• эффективный имидж всегда простой, набор положительных характеристик в нем не должен быть большим, личность целостной представляться не будет.
Что же представляют собой психологические технологии, связанные с созданием эффективного имиджа? Хотелось бы отметить, что они носят выраженный манипулятивный характер, ведь по сути дела часто идет обман избирателей: рассчитанный с определенными целями образ выдается за истинные качества. Поэтому считаем своим долгом описать эти технологии. В процессе анализа многих политических кампаний, литературных источников, общения с отечественными имиджмейкерами были выявлены и описаны важнейшие из них. Рассмотрим их.
Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
Данная психологическая технология базируется на углубленном изучении социальных ожиданий масс. Проблема стоит буквально так: лидера с какими качествами и характеристиками они хотели бы видеть во главе города, региона, страны?
С помощью социологических опросов и специальных социально-психологических исследований выявляются желаемые качества и черты неперсонифицированного лидера, то есть определяется так называемый «идеальный образ». Желательно выявить как можно больше черт, чтобы этот образ отражал важнейшие характеристики «идеала» как реально существующего человека: пол, возраст, образование, особенности интеллекта, нравственные качества, направленность личности, ценностные ориентации и многое другое. Далее подбирается кандидат, который в целом больше других напоминает или походит на этот идеал.
Затем методом парных сравнений с помощью экспертных оценок определяется степень совпадения его личностных качеств с характеристиками «идеального образа». Это и есть основа имиджа. После этого начинается конкретная работа: какие-то качества с помощью специальных тренингов развиваются, какие-то таковыми должны восприниматься за счет рекомендованных форм поведения и общения, «вычисляются» необходимые действия, акции, которые должны были быть присущи действиям выявленного идеала. Деятельность, поступки, суждения и оценки данного кандидата широко освещаются в СМИ, в результате избиратели начинают осознавать — «Это он!», «Именно такой нам сейчас и нужен!», «Про такого мы говорили!» С помощью различных обратных связей производится коррекция имиджа. Как говорится, «процесс пошел».
Формирование «событийного ряда»
Когда имеются отчетливые представления об «идеальном образе» лидера, можно приступать к написанию сценария его «раскрутки», продвижения, то есть обоснованию конкретных действий, акций и высказываний на период избирательной кампании. Иногда это называют формированием «событийного ряда». Участие политика в планируемых событиях должно сформировать его имидж, рассчитанный ранее. Собственно, сами события планируются таким образом, чтобы политик проявил свои сильные стороны, чтобы о нем заговорили, сформировалось благоприятное мнение. Это в основном искусственно создаваемые ситуации или умелое использование имеющих место быть для наглядного проявления и демонстрации сильных сторон личности. Социально-значимая результативность его деятельности — вот главное содержание событийного ряда.
Прежде всего — это реальная действенная помощь в решении острых проблем своего избирательного округа и «живое участие», т. е. демонстрация эмоционального отношения. Формирование данного «событийного ряда» должно быть глубоко продуманным и соответствовать имиджу политика, стратегии его избирательной кампании и специфике избирательного округа. Этот «ряд» должен быть органичным, естественным, а для этого необходима серьезная аналитическая работа советников и консультантов. Обычно основные моменты «ряда» определяются в процессе анализа экономической, социально-демографической, социологической информации. Большую пользу может принести и мониторинг «психологического пространства» округа, то есть отслеживание на отрезке времени в несколько месяцев социальных настроений населения, источников их тревог и страхов, симпатий и антипатий, надежд, установок, стереотипов. Этот мониторинг позволит лучше рассчитать эмоциональные реакции населения на те или иные акции и действия кандидата, предусмотренные сценарием. Естественно, акции «событийного ряда» должны отражаться в СМИ. Это освещение должно полностью работать на имидж кандидата.
Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
Контраст и подобие суть проявления сознательного противопоставления или стремления быть обязательно хоть в чем-то похожим. Применение данных психологических феноменов при формировании привлекательного имиджа основывается на особенностях предвыборной ситуации и, часто, отношении к формальному лидеру, занимающему выборную должность. Особенности такого отношения следующие.
Во-первых, у большинства людей отношение к лидеру, занимающему высокий пост, весьма своеобразное: если дела идут хорошо, то все успехи связывает главным образом с ним, если же нет, то именно он в сознании людей во всем виноват, даже в том, к чему вообще не имеет непосредственного отношения. С использованием социально-психологического феномена «.контраста» в свое время строился информационный образ противоборства кандидатов в президенты 1996 и 2000 годов. Примерно по этой же схеме применяется технология, основанная на социально-психологическом эффекте «подобия».
Социально-психологический эффект «контраста» может быть применен и по-другому, без непосредственного сравнения, которое может вызвать нежелательную конфронтацию. В этом случае о непопулярном лидере дается огромная, избыточная информация. Освещается буквально каждый его шаг, комментируется каждое высказывание, осуществляется подробнейший показ его деятельности и взаимодействий. Это очень хитрый психологический ход. Он основан на известном в социальной перцепции парадоксе: чем больше люди знают о ком-либо, тем больше предъявляют к нему требований и претензий.
Сейчас имидж, построенный на эффекте «контраста», может быть очень сильным, так как в настоящее время сложилось положение явно не в пользу президента: жизненный уровень подавляющей части населения неуклонно падает, сворачивается производство, месяцами не выплачивается заработная плата, цены намного опережают рост доходов населения, люди лишаются того, что является не только привычным, но и жизненно необходимым: нормального медицинского обслуживания, защиты от преступности, отдыха в летний период, системы дошкольного воспитания и многого другого. В высших эшелонах власти идет постоянная кадровая чехарда, инициируемая по труднообъяснимым причинам самим президентом. Данная технология эффективна на федеральном уровне. В регионах ситуация совсем иная, поэтому применение «черно-белого» подхода неперспективно. В имидже кандидатов должны быть как очевидные отличия от действующего лидера, так и некоторое сходство, это позволит увеличить свой электорат.
Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, социальных групп, общностей. Это не что иное, как проявление социальной обусловленности восприятия, когда объект (субъект) воспринимается не только как некая данность, но в процесс восприятия включаются прошлый опыт, психологические установки, цели. Собственно, отмеченные выше социально-психологические феномены «контраста», «подобия» и «ореола» так же имеют непосредственное отношение к социальной перцепции. В рамках данного научного направления было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт. В частности, в процессе такого восприятия происходит смысловая оценочная интерпретация объекта, в том числе и причинных (каузальная атрибуция), имеет место взаимовлияние, эмоциональное отношение. По данным исследований А.А. Бодалева и представителей его научной школы, восприятие и понимание человека человеком характеризуется следующими моментами:
— формируется чувственный, эмоционально окрашенный образ;
— образ целостный, контактный, хотя и субъективный;
— образ осмысленный, т. е. включающий общественные знания о данной категории людей;
— образ связан с психологическими установками;
— играет немаловажную роль внешний облик, возраст, профессия, внешность, ролевые функции.
Как эти характеристики можно использовать для формирования эффективного политического имиджа? Делать это следует с опорой на следующие закономерности социальной перцепции.
а) Так как образ чувственный, эмоционально окрашенный, то необходимо, чтобы претендент производил сильное впечатление, чтобы о нем «заговорили». Это достигается соответствием личностных черт социальным ожиданиям (см. «идеальный образ»); яркими, реалистично воспринимаемыми обещаниями; умением оказывать влияние на людей, личным превосходством.
б) Образ должен быть целостный, непротиворечивый, «сбалансированный».
в) Осмысленный, а это достигается знаниями о данной категории людей («из директоров», «из партаппарата» и пр.). Акцентирование внимания на тех или иных чертах биографии позволяет «управлять» осмысленностью имиджа.
г) В формировании имиджа должны присутствовать психологические установки. Они играют огромную роль в межличностном восприятии и оценивании, а потому должны формироваться самим кандидатом, его сторонниками и неофитами, средствами массовой информации. И здесь можно использовать факты биографии, достижения, отношения, свидетельскую рекламу и пр.
д) Социальные роли должны быть связаны с «идеальным образом», эффект от них только усилится, если они будут связаны с позитивным мифотворчеством: «кумир», «хозяин», «герой», «заступник».
Использование методов политической мифологии
Любая власть, независимо от типа и характера государства, от степени, форм и методов влияния на общественные – экономические, социальные и политические – процессы, стремится к максимально возможному контролю над общественным сознанием, к достижению максимальной лояльности своих граждан, и готово использовать для этого любые, имеющиеся в ее распоряжении средства. Ведь без поддержки общества, без благоприятного для власти общественного мнения она неизбежно обречена. И мифы здесь играют далеко не последнюю роль.
Современная социальная и политическая мифология изучает:
Ø мифы, создаваемые в общественном сознании обществом и властью о Власти, ее различных структурах и отдельных представителях, о роли Власти, ее значении, функциях, взаимоотношениях с обществом и другими государствами, проявляющихся в определенных социальных условиях и выраженных в конкретных политических действиях;
Ø стихийные и сознательные способы формирования социальных и политических мифов, создаваемых как «сверху» — самой властью, так и «снизу» — в народных массах;
Ø социальные, политические и культурные процессы, влияющие на формирование социальных и политических мифов и их проникновение в сознание и «подсознание» масс.
Чтобы понять, как происходит формирование и распространение социальных и политических мифов, как они овладевают общественным сознанием и «подсознанием», следует учитывать такой своеобразный феномен как психология масс, специфику восприятия ими власти и социально-политических процессов в целом.
Роль «народных масс» в общественной жизни на протяжении двух последних столетий возросла настолько, что вынудила ученых и политиков заговорить о наступлении «века толп». Главная черта его — замена сознательной деятельности индивидов «бессознательной деятельностью толпы», руководствующейся в своих действиях не разумом, но чувствами, мифологизирующей и прошлое, и будущее, и настоящее, основывающей свое поведение на иллюзиях и предрассудках. Учитывая, что новые политические истины, возможно, будут основываться на истинах психологических, важность этого раздела социальной философии существенно возросла. Ей посвятили свои работы многие выдающиеся философы и психологи, такие как Г. Ле Бон, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Канетти, Г. Блуммер, С. Московичи и другие.
Проблема отношений мифологии власти и психологии масс – одна из них. Процесс мифологизации власти и ее политики есть непрерывный, естественный и закономерный процесс в любой политической системе, и игнорировать его никакой власти нельзя. В противном случае этот процесс будет неуправляем и просто пройдет без ее участия. А это опасно не только для стабильности власти, но и самого общества. Оно должно быть в глазах общества справедливым и добродетельным. И не ради справедливости и добродетели, но ради лояльности и почитания.
Едва возникнув, государство взяло на себя функции Бога в обществе, а взамен потребовало от него своего обожествления, постепенно отрабатывая различные способы и ритуалы обожания, почитания и любви. Всякая власть с первобытных времен стремится выглядеть священной, выстраивая свои основы на религии, на вере, на утверждении, что она есть политическая эманация[1] Бога, практическая реализация его земных дел. А потому и в древние времена лозунг «Кесарю кесарево..» был для власти не выгоден, неудобен и даже опасен. Не только кесарю кесарево, но и Божье.
Власть нуждалась в своем обожествлении и прилагала для этого немалые усилия, так как это был вопрос даже не «удобства», не выгоды Системы, а ее практического выживания. Ей надо было обезопасить себя от общественного мнения, создав иллюзию исключительности, божественности, неподсудности, обращаясь к народной вере, традициям и чувствам, к историческим мифам, в которых власть и народ составляли бы одно целое, устремленное в светлое будущее.
Так формировался культ Государства, культ Системы, наиболее ясно и четко выраженный Гегелем как «шествие Бога в мире». Уже в силу своей утвержденной культом божественности власть становилась носителем высшей нравственности, по которой должны были существовать и подчиненные ей массы. Это совсем не означало, что государство действовало и действует в соответствии с «Нагорной проповедью». Это означает, что нравственным для общества и государства является все, что принесет им пользу (или создает видимость таковой), чтобы каждый шаг, каждое действие, каждый поступок государства должны восприниматься как добро и благодеяние; и приниматься желательно не умом, а сердцем, не разумом, но чувством. А там, где этого добиться не удавалось, Система слабела и распадалась.
Отсюда становится ясно, что процесс мифологизации власти является важным компонентом в ее постоянной борьбе за выживание. Чтобы в этой борьбе выжить, государство должно постоянно, всеми доступными ей средствами, воздействовать на тех, от кого зависит ее существование, тем в большей степени, чем эта зависимость сильнее. Одна из главных целей этого воздействия — формирование общественного сознания в максимально благоприятном для власти свете.
Иными словами речь идет о постоянной, ни на минуту не прекращающейся, психологической войне, как внутри государства, по отношению к собственному населению, так и за его пределами. В известном смысле можно говорить о «войне всех против всех», — уходящей вглубь веков. В том числе, войне против своего собственного народа. И не потому, что народ – враг, но потому, что в какой-то решающий момент для власти он может стать таковым; потому что, несмотря на свою кажущуюся пассивность, он может из объекта постоянного воздействия Системы стать главным фактором ее разрушения. Чтобы добиться своих целей государство пытается влиять на поведение людей всеми возможными средствами, убеждая, обольщая, запугивая, всячески воздействуя на их чувства, мысли и убеждения.
Источник