Способы создания холдинговых компаний

Содержание
  1. Что представляет собой холдинг и как им управлять
  2. Что собой представляет холдинг?
  3. Законодательное регулирование
  4. Преимущества холдингов
  5. Как организовать холдинг?
  6. Разновидности холдингов и особенности их построения
  7. Горизонтальная структура
  8. Вертикальная структура
  9. Распространенные проблемы при управлении холдингом
  10. Управляющие компании как модель управления группой компаний
  11. Управляющая компания в бизнесе: управление группой компаний, проектами, банковским холдингом, инвестиционными фондами. УК как единоличный исполнительный орган, эффективный инструмент управления бизнес-процессами. Особенности использования управляющей компании.
  12. 1. Управляющая (материнская) компания среди группы компаний
  13. 2. Управляющая организация
  14. 3. Управляющая компания — для реализации определенного бизнес-проекта
  15. 4.Управляющая компания в силу закона

Что представляет собой холдинг и как им управлять

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.

Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?

Что собой представляет холдинг?

Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.

Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ

Законодательное регулирование

Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.

К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.

Преимущества холдингов

Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:

  • Простота организации и реструктуризации.
  • Расширение производства.
  • Увеличение имеющихся ресурсов.
  • Стабильность существования, так как компания не может выйти из холдинга по своему желанию.
  • Возможность назначения в каждую организацию профессионального менеджера.
  • Широкие возможности для повышения конкурентоспособности.
  • Распределение коммерческих рисков (если одна компания будет функционировать неэффективно, это не повлияет на всю группу организаций).
  • Повышение качества услуг и товаров.
  • Централизация материнского капитала с возможностью распределения средств.
  • Совершенствование налогового и финансового планирования.
  • Разделение направлений деятельности для обеспечения специализации, успешной работы по каждому из видов работы.
  • Согласованность инвестиционной и финансовой политики.
  • Объединение научных и технических достижений для наилучших результатов.
  • Возможность лоббирования своих интересов в государственных органах.
  • Возможность самостоятельно определять функции организаций, степень их самоуправления.
  • Материнская компания несет ограниченную ответственность за долги своих дочерних организаций.
  • Улучшение репутации, возможность привлечения новых инвесторов и клиентов.
  • Читайте также:  Способы передачи информации с помощью эвм

    Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:

    • Нет конкуренции между взаимозависимыми компаниями, что может привести к их нерентабельности.
    • Бюрократия.
    • Усложнение документооборота.
    • Сложно осуществить налоговую оптимизацию, так как налогообложение каждой из компаний отличается.
    • Сложное регулирование трудовых отношений.
    • Повышенные транзакционные издержки.

    В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.

    Как организовать холдинг?

    Рассмотрим основные этапы создания холдинга:

    1. Получение разрешения от ФАС.
    2. Получение согласия на преобразование от трудового коллектива. Для этого нужно организовать общее собрание. Принятое решение фиксируется в соответствующем протоколе. Нужно получить согласие не менее чем от 50% сотрудников.
    3. Если происходит приватизация государственного предприятия, нужно также получить разрешение от Госкомимущества.

    ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.

    Разновидности холдингов и особенности их построения

    Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.

    Горизонтальная структура

    Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:

    • Аналогичная схема организации дочерних фирм.
    • Единые критерии оценки эффективности деятельности каждой компании.
    • Отработанная система создания фирм, что облегчает создание каждой последующей компании.

    Однако у этого варианта есть минусы:

    • Сложность управления на расстоянии.
    • Необходимость в знании особенностей каждого региона.

    Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.

    Вертикальная структура

    Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:

    • Установление конкурентоспособных цен.
    • Контроль над качеством продукции на всех этапах ее производства.
    • Возможность сокращения издержек.

    Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.

    Распространенные проблемы при управлении холдингом

    Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:

    • Утрата управляемости, бюрократизация. Решением проблемы является уменьшение централизации.
    • Появление значительных отличий между дочерними компаниями. Эта проблема приводит к тому, что одна из дочерних компаний показывает высокие результаты, однако холдинг в целом от этого не выигрывает. Также группа компаний утрачивает свое «лицо». Фирмы становятся разрозненными. Решение проблемы – разработка общей политики, установление общих целей.
    • Дочерние компании не являются самостоятельными. Это результат жесткой централизации, неправильного делегирования. Для решения проблемы нужно снизить централизацию, а также нанять профессиональных менеджеров.
    Читайте также:  Легкий способ сшить для собак

    Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.

    Источник

    Управляющие компании как модель управления группой компаний

    Управляющая компания в бизнесе: управление группой компаний, проектами, банковским холдингом, инвестиционными фондами. УК как единоличный исполнительный орган, эффективный инструмент управления бизнес-процессами. Особенности использования управляющей компании.

    Когда мы слышим словосочетание «управляющая компания», мы не всегда понимаем одно и то же. Поэтому решили разобрать юридические лица, которые можно так называть.

    1. Управляющая (материнская) компания среди группы компаний

    Управляющая компания в такой ситуации является материнской по отношению к тем, кто входит в группу.

    Тут слово «управляющая» употреблено в прямом смысле – такая компания управляет группой за счет того, что бенефициары бизнеса являются представителями в их органах управления. Так управляющая компания формирует стратегию развития всего бизнес-проекта.

    2. Управляющая организация

    В законе об АО и об ООО есть положения о том, что полномочия единоличного исполнительного органа можно передать по специальному договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.

    Такая компания осуществляет свои права посредством управляющей организации либо управляющего.

    В основном управляющей организацией является одна из группы компаний, при этом такой компанией может быть и дочерняя (не обязательно материнская). Реже прибегают к услугам сторонних организаций.

    Управлять целой группой компаний может одна или несколько управляющих компаний. Если в группе сложное управление, то и среди управляющих организаций дробится функционал. Подобное зависит от сфер деятельности компаний, специфики работы в этих сферах, структуры самих компаний и т.д.

    Одной из целей привлечения (выделения) управляющей компании является оптимизация работы, повышение эффективности от бизнеса.

    3. Управляющая компания — для реализации определенного бизнес-проекта

    Такая компания создается для того, чтобы реализовать определенный проект: реализовать стартап, разработать и опробовать какую-либо технологию и т.д. Такое юрлицо управляет, скорее, проектом и является якорной в решении поставленной бизнес-задачи.

    Чтобы выбрать правильно организационно-правовую форму такой управляющей компании, необходимо определить цели самого проекта – будет ли он коммерческим (тогда и управляющая компания должна быть создана в форме коммерческой организации), или же некоммерческим. От этого многое зависит, поскольку в некоммерческих организациях запрещено вести предпринимательскую деятельность.

    Наиболее удобно создавать управляющую организацию в форме ООО. Такая форма больше других может подстраиваться под конкретные нужды, потому что, во-первых, процедуры, связанные с уставным капиталом не требуют специального выпуска ценных бумаг и т.д; во-вторых, в ООО можно внести вклад без увеличения УК; в-третьих, есть возможность расширить полномочия общего собрания; в-четвертых, имеется возможность определения порядка голосования по важным вопросом, отличного от указанного в законе; в-пятых, достаточно легко исключить участника, нарушающего устав и ведущего себя недобросовестно.

    Однако при создании компании для управления проектом, нужно учитывать, что:

    1. РФ, субъекты и муниципальные образования не смогут быть участниками в уставном капитале такой компании;
    2. Акционерные общества более привлекательны для тех, кто может инвестировать в новый проект.
    Читайте также:  Тушеные грибы способ приготовления

    4.Управляющая компания в силу закона

    То, что рассматривалось выше – «продукт» обычаев делового оборота. Далее поговорим об управляющих компаниях, про которых прямо сказано в законе.

    — головная организация банковского холдинга

    Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено, что во главе банковского холдинга может стоять юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией. Такая организация организует деятельность кредитных организаций (в том числе, принимает решение о ликвидации или реорганизации), входящих в холдинг. Она не может вести страховую деятельность и производственно-торговую. В полномочия такой организации входит

    -управляющая компания инвестиционного фонда

    Закон об инвестиционных фондах гласит о том, что управляющая компания инвестиционного фонда может быть создана в форме ООО или АО и в своем названии иметь слово «инвестиционный фонд» (а также другие схожие, указанные в законе). Управление активами фонда допускается только при наличии лицензии.

    -управляющая организация в сфере жилищно-коммунального хозяйства

    Такие компании управляют многоквартирными домами и обеспечивают их жизнедеятельность, а их деятельность регулируется жилищным кодексом.

    Договор о сотрудничестве с управляющей организацией и собственниками жилья в соответствии с правилами, указанными в ст. 162 ЖК РФ. При этом, управляющая компания ведет деятельность, прямо предусмотренную целями управления домом, с жильцами которого заключен договор.

    Управляющая организация должна иметь соответствующую лицензию.

    Есть еще управляющие компании, которые возникли на основании закона. Примером таких компаний является инновационный центр «Сколково». Решение об ее учреждении создавалось публичным образованием. Внесение изменений в полномочия такой управляющей компании, а также в учредительные документы возможно только в рамках особых процедур.

    Автор Дана Высоцкая, юрист юрфирмы «Ветров и партнеры»

    В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

    Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

    Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

    Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

    Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

    Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

    Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

    Звоните или пишите прямо сейчас!

    Телефон +7 (383) 310-38-76
    Адрес электронной почты info@vitvet.com

    Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
    больше, чем просто юридические услуги

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы