Способы создания характера матрены черты характера таблица

Урок в 9 классе по литературе (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

Скачать:

Вложение Размер
urok_9_klass_2016-2017.docx 28.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока: урок-исследование

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  • музыкальное сопровождение;
  • памятка по созданию литературного образа героя;
  • печатная таблица «Способы создания образа героя».

До тихого креста

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

— Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? — спросили они у него.

— Я ищу человека, — ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

— Человека, — снова ответил Демосфен.

— Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того. — засмеялись жители Афин.

— Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать на доске ).

До тихого креста

— А что такое эпиграф? Для чего он нужен? ( Эпи́граф (от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

— В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

— В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале «Новый мир». Первоначальное его название «Не стоит село без праведника», по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

—А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

Словарная работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

( На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа , во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

— Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

— Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

— Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

— Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

План анализа образа литературного героя

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер ; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
6. Литературная критика об образе героя.
7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.

5. Работа в мини-группах, каждой — карточка с заданием

Источник

Конспект урока литературы . А.И.Солженицын. «Матренин двор». Образ праведницы (9 класс)

Организация начала урока

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция

Психологический настрой детей на урок. Проверка готовности детей к уроку.

Я приглашаю вас в очередное путешествие по волшебной стране, называется эта страна Литература. И сегодня наш урок мы посвятим рассказу-притче А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.

Постановка цели (совместное целеполагание)

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

звучит музыкальный отрывок (море, крик чаек)

выходит Шмойлова Марина

(рассказ о Демосфене)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

— Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? — спросили они у него.

— Я ищу человека, — ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

— Человека, — снова ответил Демосфен.

— Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того. — засмеялись жители Афин.

Так какого человека искал Демосфен?

Столетия спустя, талантливый поэт, живший в 20 веке, написал строки, которые станут эпиграфом нашего урока. Н.М.Рубцов сказал так..

(знакомство с эпиграфом урока)

Скажите, есть ли что-то общее в двух этих высказываниях?

Какие проблемы решает автор в своём произведении?

Итак, главным словом на уроке будет слово – «праведник».

Дома вы должны были найти в словарях лексическое значение этого слова.

(составляем кластер слова»

Праведник — это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник — праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”).

У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Учитель : Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока?

(записываем в тетради)

Учитель: Теперь, когда мы определили тему урока, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать на уроке?

Отвечают на вопросы

Совместная работа с учителем

Записывают в тетради дату, тему урока

Вместе формулируем задачи урока

личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать, инсценировка фрагмента романа.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чтобы ответить на вопрос: «Была ли праведницей Матрёна Васильевна?», познакомимся с ней поближе. Для этого вспомните способы создания образа героя произведения.

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя — повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя отчество” Игнатич.

— Что узнаем мы о нем из пролога?

— Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?

Сегодня мы работаем в группах. Каждая из 6 групп должна раскрыть один из способов создания характера героини. По ходу работы вы заполняете таблицу (посмотрите рабочий лист)

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

Интерьер как способ создания характера.

Портрет как способ создания характера.

Речь как способ создания характера.

Отношение к православной вере

Жизнь и быт Матрены.

Отношение окружающих к героине.

— Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова

— Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

— Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

— На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? — Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

— Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» — прямо заявляет автор.

— В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

— Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

— Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

— Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

— Каково отношение героини к православной вере?

4 гр. Отношение к православной вере.

Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

— По каким христианским заповедям живет героиня?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

— Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

— Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

— В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему — она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

Как называется такое качество? (вторая колонка тетради — бескорыстная)

— А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

Как к Матрене относятся окружающие:

Отвечают на вопросы

высказывают своё мнение о прочитанном, говорят о чувствах, которые испытали

работают в группах

комплекс упражнений для глаз (если будет необходимость)

группы по очереди представляют свои работы, затем проходит оценивание работы групп по известным детям критериям

Заключительное слово учителя:

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.

— В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Матренин двор — это есть Матренин мир — особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

— С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

— Кто сможет защитить “Матренин двор”?

Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро — это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается.

Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны.

Прожить жизнь праведно — как просто и как невозможно трудно.

Матрена Васильевна прожила свою жизнь, как сказал Н.Рубцов «до конца, до тихого креста..» и душа у нее осталась чиста

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

— Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье — не состояться, успех — прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Оценить детей, активно работающих на уроке

Назовите слово, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок

Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его

Называют слово — ассоциацию

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Образ праведницы.

· помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

· «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;

  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».
  1. предметные УУД: ввести в творческую лабораторию классика русской литературы, организовать работу по восприятию произведения и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
  2. познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать;
  3. личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  4. регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, рефлексия;
  5. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Источник

Читайте также:  Работа по трафарету способы скрепления деталей
Оцените статью
Разные способы