Способы создания характера литературного героя

ЕГЭ. Литература. Задание № 8. Способы характеристики героев в драматургическом произведении.

В задании № 8 может быть предложен вопрос: «Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения».

Предлагаю материал, который поможет вам, ребята, справиться с данным заданием.

В пьесе автор не может напрямую дать оценку героям, высказать своё отношение к ним, описать их. Однако у автора есть ряд средств и способов, с помощью которых он может полнее и ярче показать образ. Какие же это средства? Рассмотрим их.

Основные способы характеристики героев в драматургическом произведении.

1.Списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками.

Перед началом пьесы автор перечисляет действующих лиц. Иногда это лишь общие характеристики (возраст, семейные связи, должность и пр.) Однако некоторые драматурги описывают некоторые особенности героев.

Пример № 1.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

(Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

В данном случае автор лишь перечисляет героев, обозначив их семейное и служебное положение. Но далее автор даёт подробное описание характеров героев, их костюмов.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Пример № 2.

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе .

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

(А.Н. Островский. «Гроза»).

Автор даёт небольшую характеристику некоторым героям (Дикому, Борису, Кулигину).

2.Описание обстановки действия.

Большое значение для понимания характеров героев, их судеб имеет место действия, обстановка, в которой оно происходит.

Пример № 1.

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары.

(А.М. Горький. «На дне»).

Подобная удручающая обстановка словно готовит зрителей к восприятию трудных судеб людей, оказавшихся здесь.

Пример № 2.

Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Автор отмечает, что на улице весна, цветут вишнёвые сады. Однако уже в описании обстановки чувствуется какая-то тревога и грусть: окна закрыты, в саду холодно.

3.Речь героев.

Речь человека свидетельствует и о его характере, и о его уровне культуры. По ней можно судить о взглядах героев на жизнь, об их отношении к другим людям и многом другом.

Пример № 1.

  • Г-жа Простакова(Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
  • Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Простаковой можно судить о её жестокости, грубости, вседозволенности, о низком уровне культуры и в то же время о большой любви к сыну.

Пример № 2.

  • Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.
  • Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Стародума можно судить о его интеллигентности, образованности, порядочности, о высоких целях и нравственных жизненных принципах.

4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

Ремарки помогают автору сделать пояснение по поводу поведения героя, его состояния, выразить эмоции, что позволяет дополнить портрет персонажа.

Пример № 1.

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.)

Как легко понять возмущение, злость, недовольство героя произошедшим, как ему горько, что Хлестаков так легко обманул его.

Пример № 2.

Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!

Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Ремарки позволяют передать автору взволнованность героини, её радость от возвращения в родное имение.

5.Отзывы других героев.

Отзывы других героев о персонажах пьесы также помогают автору передать их характерные черты.

Пример № 1.

  • «…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» .(Шапкин).
  • «Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы».(Борис).
  • «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».(Кулигин).
Читайте также:  Способы коррекции поведения человека

(А.Н. Островский. «Гроза»).

По высказываниям о Диком других героев можно понять, насколько он груб, необуздан, жесток по отношению к близким, к своим работникам.

Пример № 2.

«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» (Анна).

«…Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин).

(А.М. Горький. «На дне»).

По-разному оценивают образ Луки критики, но понятно, что людям, оказавшимся на дне общества, так не хватает жалости и простого человеческого сочувствия, что и пытался дать им Лука.

6. Монологи.

Монолог в пьесе – это речь героя, в которой он высказывает свои взгляды, мысли по каким-либо проблемам и вопросам, оценивает происходящее вокруг. Это одно из ярких средств характеристики героя в пьесе.

Пример № 1.

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забыты́х газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

(Из монолога Чацкого. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).

Чацкий дал резкую характеристику фамусовскому обществу, его нравам и порядкам.
Пример № 2.

«…Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
(Из монолога Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

По данному монологу можно судить, как мечтает герой о богатстве, славе, высоком чине; обманом он пытается создать о себе хорошее впечатление, понимая, как в обществе судят прежде всего по положению человека.

7.Поступки героев.

Человека прежде всего оценивают по его делам и поступкам. Поведение героя, его действия помогают авторам пьесы дать наиболее полную характеристику персонажу.

Пример № 1.

  • Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
  • Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Гаев бездействует, надеется только на чью-то помощь, сам не способен сохранить своё имение.

Пример № 2.

Стародум. «…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
(Стародум сам нажил своё состояние, трудолюбивый человек).

Правдин: «…а деревни мои в здешнем наместничестве…»

(Правдин — помещик. У него есть собственные деревни, но при этом он занимается не только своих хозяйством, но и общественной работой.)

Оба героя вызывают уважение своими делами.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»).

Таким образом, авторы драматических произведений имеют достаточно богатый запас средств и способов для изображения характеров своих героев.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»
методическая разработка по литературе

Учебное занятие по литературе для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

Скачать:

Вложение Размер
uchebnoe_zanyatie_po_literature_dlya_raznovozrastnoy_gruppy_s_primenyaem_tehnologii_intellekt1.docx 29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературе для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»

Цель: научить находить и использовать способы раскрытия характера литературного произведения

Предметные: познакомить со способами создания и раскрытия характера литературного персонажа в художественном произведении, способствовать развитию речи учащихся, научить определять особенности средств художественной выразительности для раскрытия характера литературного героя.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. Формирование умения создавать интеллект-карты.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление подражать положительным героям литературных произведений, формирование неприятия отрицательных качеств персонажей художественной литературы.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и участниками творческих групп, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Интерактивная доска, ватманы, маркеры.

Группа детей разделена на микрогруппы по 5 человек.

Здравствуйте! Сегодня урок литературы для вас проведу я, учитель Горковской школы, зовут меня Евгения Александровна, а как зовут вас, я не знаю. Давайте с вами познакомимся. Сейчас по моему сигналу вы хором назовете свои имена.

— Вот мы и познакомились. Очень приятно!

Я предлагаю наш урок начать с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

— Клад — это богатство, деньги, золото.

— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

2. Мотивация учебной деятельности.

Часто, на уроках литературы нам приходится решать непростые задачи. Одна из них – дать характеристику персонажа изучаемого литературного произведения.

Литературный герой – это ДЕЙСТВУЮЩЕЕ лицо, или персонаж, литературного произведения. Бывают главные герои и второстепенные, вымышленные и невымышленные, идеальные, положительные, отрицательные. Ещё вспомним о рассказчике, повествователе, образе автора – и это тоже герои произведения.

Я предлагаю вам вспомнить произведение, хорошо всем известное с раннего детства. Что это за произведение? Кто его автор? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).Здесь нас будет интересовать образ старухи.

Внимательно рассмотрите иллюстрации и попробуйте дать характеристику одному из героев — старухе.

Обратим внимание, что представляют собой ваши ответы? – перечисление отдельных качеств характера героя. Вы сами, удовлетворены такой характеристикой? Так как же нам раскрыть характер литературного героя наиболее полно?

  1. Формулировка темы, целеполагание.

-Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? (Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении)

-Какие задачи перед собой поставим (узнать способы раскрытия характера, научиться видеть их в тексте литературного произведения, формировать умение наиболее полно давать характеристику героям литературных произведений)

-А поможет нам с вами сегодня метод, с которым я вас познакомлю чуть позже. Метод интеллект- карт.

4. Итак, какое литературное понятие сегодня в центре нашего внимания ( характер литературного героя).

Учитель рисует в центре круг, вписывает туда термин. Каждый ученик делает то же самое на листе А4.

Для начала, выясним, что такое характер в литературе, для этого обратимся к словарю:

Характер — характер (от греч. charakter отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, «нрав» человека…

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрывается… тип поведения.

А теперь скажите, почему, вы решили, что старуха злая? (она ругает старика)

Значит эта черта проявляется через взаимоотношения с другим героем произведения.

От центрального круга чертим линию, делаем обозначение: взаимоотношения с другими героями ). А каким оно может быть? Какие черты могут проявляться при взаимоотношениях людей? (рисуем веточки: доброжелательность, равнодушие, агрессия, доверчивость, дружелюбие, лицемерие и др).

Как вы узнали, что старуха жадная?

Правильно, по её поступкам . Рисуем следующую «веточку». Какие качества здесь могут проявляться?

А как называет старуха своего мужа (дурачина, простофиля), с какими словами обращается к нему (в приказном тоне, поди, поклонись..)

И ещё одна веточка – речь. Это может быть и грубая, бранная речь, а может быть и вежливая, речь бывает тихой, сбивчивой, а может быть быстрой, громкой и т. Д.

Я вам предлагаю выполнить задания:

Каждой группа получает по две карточки. Это речь одного и того же героя Джека Лондпна (Мартина Идена), но в начале и конце произведения.

  1. Верно, я не хилый, – сказал он. – Меня с копыт не сковырнешь, я и гвозди жевать могу. А вот сейчас никак не переварю, чего вы говорите. Не по зубам мне. Не учили меня этому. Книжки я люблю, и стихи тоже, и читаю всякую свободную минутку, а только по вашему отродясь про них не думал. Потому и толковать про них не умею. Я вроде как штурман – занесло невесть куда, а ни карты, ни компаса нету. Надо мне сориентироваться. Может, укажете, куда держать путь? Вы то откуда узнали все это, про что рассказывали?
  2. Почему ты не решилась на это раньше? – резко спросил он. – Когда у меня не было работы? Когда я голодал? Когда я был тот же, что теперь, – как человек, как художник, тот же самый Мартин Иден? Вот вопрос, над которым я бьюсь уже много дней, – это не только тебя касается, но всех и каждого. Ты видишь, я не изменился, хотя меня вдруг стали очень высоко ценить и приходится все время напоминать себе, что я – прежний. (…)Я не стал ни сильнее, ни добродетельнее. И голова у меня все та же. Я не додумался ни до единого нового обобщения ни в литературе, ни в философии. Как личность я стою ровно столько же, сколько стоил, когда никому не был нужен.

Задания для 1 группы:

Дать характеристику героя по 1 отрывку.

Задание для 2 группы:

Дать характеристику героя по 2 отрывку.

Задание для 3 группы:

Ответить на вопрос, какие изменения произошли с героем на протяжении повествования?

Работа по карточкам:

Зафиксируем эту «Веточку» на нашем рисунке.

Сейчас я вам назову имена некоторых героев худ произведений, а вы попытайтесь узнать, каково его основное качество: Оболд Оболдуев (Салтыков-Щедрин) ( глупось), Ляпкин-Тяпкин (Безответственность) Вральман, Простаков, Правдин, Стародум, Скотинин (Фонвизин)

Вы ведь не знаете этих героев, как же вы узнали об их чертах характера (по именам). Значит, следующая веточка ( имена, говорящие фамилии ).

В этом же направлении «работают» и имена, а точнее их значение, символика – Софья «Мудрость», Катерина «Чистота», Лариса «Чайка»

Вспомните говорящие имена героев Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Перед вами карточки со следующим заданием. Прочитайте их. Можем ли мы, используя эту информацию определить черты характера героя? Зачитаем вслух, дадим пояснения. Что нам дало ключ к пониманию образа? ( внешность: портрет, одежда, детали) – работа в группах

Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной 1 рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною» . (И.С. Тургенев «Бирюк»)

Тургенев подробно описывает привлекательную внешность человека. Рисуя мощную фигуру, устойчивую позу, спокойное и строгое выражение лица, прямой взгляд Бирюка, писатель подчеркивает его здоровье, силу, чувство собственного достоинства, уверенность в себе , суровость. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности . Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку. У читателя это слово может вызвать представление о сказочном или былинном персонаже. На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

Фиксируем «веточки: поза, взгляд, выраж лица, одежда и др

Изучим следующую карточку. Перед вами описания комнат литературных персонажей.

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего –нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недёшево; но на два кресла её недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею..» (Н.В. Гоголь).

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.(И.С. Тургенев)

И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!

Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие. (А.П.Чехов)

Что мы можем сказать об этом герое?

Как называется описание помещения? (интерьер ). Значит, следующим ключиком будет именно он. Интерьер может характеризовать социальный статус человека: богатство-бедность, аристократизм – мещанство, образованность – мещанство. Способствует раскрытию черт характера: самостоятельность – стремление к подражанию; наличие вкуса – безвкусица; практичность – бесхозяйственность. Может раскрывать сферу интересов и взглядов: западничество – славянофильство; любовь к чтению – безразличие к нему; род деятельности – бездеятельность.

А бывает так, что об одном из персонажей говорят другие герои произведения, например, о том же Бирюке (читаем отрывок).

От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес. И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

И это тоже способ раскрытия образа: характеристика другими персонажами .

Но иногда и сам автор, даёт характеристику своим персонажам. Это авторская характеристика.

Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

Максим Горький в своих романтических произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» рисует своих персонажей на фоне морского пейзажа.. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на берегу моря.

Заходящее за горизонт солнце, песчаный берег, на котором вы лежите, обдуваемые ласковым южным ветерком, устремив взгляд в вечернее в небо…

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Немного отдохнули, возвращаемся в класс. Как называется описание природы в литературном произведении? (Пейзаж).

А может ли он раскрыть образ героя? Как? Значит, это тоже средство раскрытия образа

(Как воспринимает герой природу, как чувствует, на каком фоне происходят события. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы)

Ну а теперь пришло время познакомиться с тем самым способом работы с информацией, о котором я вам говорила: это составление интеллект- карт.

Это способ обработки информации создал американским психолог и бизнесмен Тони Бьюзен. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума».

На слайде пример интеллект-карты.

Любую мысль или понятие можно представить себе как некий узел (центр), от которого идут ниточки-связи к другим образам, объектам, ассоциациям

  1. Берём лист бумаги.
  2. В центре рисуем объект- главное понятие.
  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными.
  4. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
  7. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Каждая группа получает инструкцию по составлению интеллект карт.

Наша с вами задача как можно полно раскрыть характер героя, используя полученную информацию и отразить её в интеллект-карте.

В интеллект карте допустимы рисунки, знаки, цветовые обозначения. Чем «ветвистие», карта – тем полнее ваша характеристика.

Каждая группа получает лист бумаги, где в центре портрет героя.

Самостоятельная групповая работа.

Время нашего занятия подходит к концу. Я попрошу представителей от каждой группы представить нам получившуюся интеллект-карту.

Спасибо всем участникам сегодняшнего занятия. Оказывается, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Нужно видеть и понимать мысль автора, часто зашифрованную в его образах. И нашу встречу мне бы хотелось бы закончить словами К. Паустовского «Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

А в заключении хочу вас всех поздравить с первыми весенними деньками. Весна всегда ассоциируется с солнцем, теплом, цветами. Я предлагаю вам создать букет нашего настроения. Перед вами лежат цветы разных оттенков. Выберете тот, который соответствует вашей оценке деятельности: Розовый (Было интересно, информация была полезной), Голубой (Я не очень понимал, о чем идет речь).

Прикрепите их на лист.

Я очень надеюсь, что информация, которую вы получили, вы сможете использовать в дальнейшем. Я всем вам желаю успехов в учебе и творчестве и хорошего настроения. До свидания!

Источник

Читайте также:  Вафельное тесто это безопарный способ приготовления
Оцените статью
Разные способы