- Характеристика Ивана — крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо»
- Значение имени в древней Руси
- Семья Ивана
- Почему дети решили сразиться с чудовищем
- Как проявили себя братья главного героя
- Почему Иван отправился на битву один
- Борьба с чудовищем
- Последний бой
- Предательство братьев и реакция Ивана
- Окончательная победа
- Иван — крестьянин и христианин
- Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки (слайд 1)
Характеристика Ивана — крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо»
Если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо», в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, — это кладезь народной мудрости.
Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.
Значение имени в древней Руси
В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.
Семья Ивана
В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.
Почему дети решили сразиться с чудовищем
Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.
Как проявили себя братья главного героя
Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.
Почему Иван отправился на битву один
Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять уважение к старшим. Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?
Борьба с чудовищем
Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.
Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.
Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.
Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.
Последний бой
Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?
Предательство братьев и реакция Ивана
Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.
Окончательная победа
Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался – не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.
Иван — крестьянин и христианин
Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они «с утра до ночи трудились». А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, «пшеницу сеять» и «поле пахать». Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана – труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово «крестьянский» ведет свое происхождение от слова «христианский», которое, в свою очередь, произошло от «христианин». Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.
Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.
На этом завершается характеристика героя сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.
Источник
Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки (слайд 1)
учитель русского языка и литературы
Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки (слайд 1)
Урок по литературе в 5 классе
Цели: осмысление содержания сказки и развитие навыков художественного пересказа.
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков, презентация.
Этап актуализации знаний учащихся:
У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.
Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.
1. Кто создаёт фольклорные произведения?
2. Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?
3. Человек, ведущий повествование в сказке.
4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия (зачин)
5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие в сказке описывается несколько раз? (повторы)
6. Часть сказки, не связанная с повествованием (присказка)
7. Как называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?
8. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?
Учащиеся отвечают на вопросы
7. постоянные эпитеты
— Ребята, прочитайте зачин сказки. Слайд 2
Ученик выразительно читает зачин.
Отвечают на вопрос.
«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».
Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?
Только один имеет имя. Он главный герой
У: Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для активного развития сюжета.
Терминологическая работа: (слайд 3)
Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.
Занесём в схему эпизод «Завязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.
— Как характеризует их принятое решение?
Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.
Что укрепляет их решение биться?
Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.
Прочитайте о первом подвиге героя.
— Как себя ведет Иван и чудо-юдо?
Это начало развития сюжета.
«Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».
«. так жестоко ударились, что кругом земля простонала»
Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
«. я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»
«. снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю вогнал. ».
Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
«. только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться. Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, добрых людей избавить!»
«. сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, искрами осыпает. ».
— Какой бой оказался самым трудным? Почему?
У: В эпизоде «3 бой» действие достигает наивысшего напряжения, и вводит понятие «кульминация».
Терминологическая работа: (слайд 7)
Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении.
Ученики высказывают мнение.
Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает.
В чем отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты
В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.
Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства.
— Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой? (слайд 8)
Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.
Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.
Учитель объясняет учащимся, что данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки.
Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён.
Чем закончилась сказка?
Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду.
Мини-исследования (по группам)
А сейчас поработаем со сказочным словом
Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.
Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры
Ученики читают глаголы и делают вывод:
в названии действий чувствуется пренебрежительное отношение к противникам Ивана и уважительное отношение к нему.
· погоди хвалиться: как бы не осрамиться.
· Бей, руби, себя не береги
· Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.
Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?
Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?
Ученики делают вывод:
— Герои победили, но подвиг Ивана — это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.
Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочитайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.
За край родной иди бесстрашно в бой.
За Русь иди вперёд, не трусь.
Мало победу желать, надо победу взять.
Смело иди в бой – Родина за тобой.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Жизни не пощадим, а врага разгромим.
Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.
Придёшь незваным, уйдёшь драным.
Д/з: 1. Подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их.
2.Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.
· Место Ивана в крестьянской семье.
· Его отношение с родителями и братьями.
· Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.
· Главные черты его характера.
· Способы создания характера главного героя сказки.
· Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.
3.Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Источник