- Виды субъективных портретов и технические средства, применяемые для их изготовления
- 30 композиционных приёмов для получения хороших снимков
- 1 Линия, пересекающая солнце
- 2 Силуэты
- 3 Много неба
- 4 Отдельные формы
- 5 Рамка
- 6 Сместите центр
- 7 Контраст света и тени
- 8 Движение по линии
- 9 Маленький объект в большом мире
- 10 Тень
- 11 Отражение
- 12 Стыковка планов
- 13 Текстурный рисунок
- 14 Спирали Фибоначчи
- 15 Естественные рамки
- 16 Устойчивые треугольники
- 17 Перевернутый треугольник
- 18 Разрезающие диагонали
- 19 Кривые линии и повторяющийся рисунок
- 20 Симметрия
- 21 Вертикальное заполнение
- 22 Движение
- 23 Обрыв сюжета
- 24 Диагонали
- 25 Ведущие линии
- 26 Ещё больше линий
- 27 Вертикальные линии
- 28 Контрастные элементы
- 29 Баланс объектов
- 30 ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)
Виды субъективных портретов и технические средства, применяемые для их изготовления
Наиболее распространенной разновидностью преобразования мысленного образа в виде изображений являются субъективные портреты. Различают три их основные вида — рисованные, фотокомпозиционные и рисованно-композиционные. Технические средства, используемые для изготовления субъективных портретов, определяются видами этих портретов.
Рисованные субъективные портреты – это штриховые или полутоновые рисунки лица, фигуры человека. В основе рисованного портрета лежит представление о внешнем облике человека, воспроизведенное в нем с той или иной степенью достоверности.
Для того чтобы рисованный субъективный портрет отвечал задачам установления личности, в нем должны найти отображение наиболее наглядные элементы и признаки, доминирующие во внешности данного человека.
Рисованные портреты как способ наглядного воспроизведения особенностей внешности человека с давних времен использовались в розыскной практике. Уже в XVI в. они применялись в полицейской практике европейских стран. Практика изготовления таких портретов была эпизодической.
Рисованный субъективный портрет более достоверен, если он изготовлен самим очевидцем, обладающим изобразительными навыками. Однако такие случаи исключительны, поэтому со слов очевидцев рисованные портреты выполняют художники-профессионалы.
Профессиональные художники, как известно, в состоянии добиться наиболее полного портретного сходства. Тем не менее у каждого из них есть свои особенности, своя изобразительная манера. Но, самое главное, они имеют свое собственное представление о комплексе признаков, характерных для того или иного типа человека. И это представление зачастую препятствует им в передаче в портрете тех особенностей внешнего облика конкретного человека, которое и составляет содержание мысленного образа, сформировавшегося в памяти очевидца. Кроме того, не имея представления о криминалистическом описании внешнего облика человека, им не всегда удается правильно понять и соответственно воспроизвести внешний облик человека, сформировавшийся в памяти очевидца.
Поэтому успешное изготовление рисованного субъективного портрета лучше удается художникам, прошедшим специальную подготовку и получившим квалификацию судебного, полицейского художника (в США, Великобритании), художника–криминалиста (на Украине). В ходе такой специальной подготовки они получают навыки анализа содержания мысленного образа и воспроизведения его в рисованном субъективном портрете.
Таким образом, процесс изготовления рисованного портрета сложен, поскольку признаки внешности лица, чей портрет предполагается изготовить, претерпевают двойное преобразование. Вначале они преобразуются, изменяются, искажаются в процессе формирования представления о внешнем облике в памяти очевидца. Затем претерпевают изменения, преобразования в процессе формирования представления о внешнем облике, складывающегося у художника на основе восприятия рассказа очевидца о признаках внешности.
Для нивелирования вторичного преобразования признаков внешности, облегчения и ускорения процесса изготовления рисованного портрета практика пошла по пути использования случайно подобранных или заранее изготовляемых портретов-прототипов, которые кладутся в основу портрета и дорабатываются художником. Особенно успешно для этого используются шаржи, карикатуры на известных людей и фотопортреты киноартистов, политических деятелей.
Принципиальная возможность типизации внешнего облика и наличие апробированной на протяжении 100 лет методики словесного портрета явились предпосылкой создания альбомов–каталогов рисованных изображений наиболее характерных для той или иной группы людей вариантов признаков внешности, классифицируемых по правилам их криминалистического описания. Такие альбомы–каталоги (см., например: Типы и элементы внешности. М., 1970, 1979) использовались лицами, имеющими изобразительные навыки, для изготовления рисованных субъективных портретов.
Трудность изготовления этой разновидности субъективных портретов, необходимость присутствия специального художника, возраставшая потребность в использовании субъективных портретов в практике розыска преступников логически привели к появлению следующей разновидности субъективных портретов – рисованно-композиционных.
Рисованно–композиционные портреты изготовляются из заранее подготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца.
В законченном виде рисованно–композиционный портрет выглядит как штриховой (в некоторых вариантах — полутоновый) рисунок.
Преимуществом этой разновидности субъективных портретов является возможность отобразить доминирующие во внешности человека групповые признаки элементов, не включая в портрет индивидуализирующие признаки, которые обычно достоверно не запоминаются.
Исходные рисунки элементов внешности заранее выполняются художниками с учетом указаний специалистов – криминалистов и антропологов. В таком варианте комплекта рисунков, как ИКР – «Портрет», основой послужили фотоснимки конкретных лиц, во внешнем облике которых имелись наиболее типичные признаки для определенной группы населения, прежде всего объединенных антропологической общностью.
Идея изготовления субъективных портретов из заранее подготовленных рисунков была впервые реализована в системе «Айденти-кит» (США, 1959 г.). Аналогичная система была создана в 1963 г. в Институте криминалистики Польской Народной Республики, названная ее авторами «идентификатором рисовально–композиционным» (ИРК).
В 60-е годы подобный комплект, получивший название «идентификационный комплект рисунков» (ИКР), был разработан во ВНИИ МВД СССР. Его принципиальным отличием от «Айденти–кит» и ИРК явилась полнота отражения в комплекте рисунков признаков внешности лиц – представителей населения такого многонационального государства, каким был СССР.
ИКР и его модификация «Портрет» успешно использовались в практике органов внутренних дел нашей страны до конца 80-х годов, его информационно–изобразительный массив явился основой базы данных существующих компьютерных систем изготовления субъективных портретов.
Существенным недостатком идентификационных комплектов рисунков явилась технология получения субъективных портретов, основанная на ручном трудоемком процессе подбора и монтажа портрета. Доработка его осуществлялась либо путем дорисовки непосредственно по изображению, либо по фоторепродукции субъективного портрета.
Метод изготовления субъективных портретов из фрагментов фотоснимков лиц, не причастных к событию преступления, был предложен еще в 1952 г. во Франции.
Важнейшим преимуществом этого метода было то, что криминалисту не нужно иметь навыки владения изобразительными средствами. Использовались фототехнические средства и методы. Кроме того, очевидец имел дело с привычными для него фотоизображениями человеческих лиц.
Наиболее простым способом изготовления фотокомпозиционного портрета является использование фотоснимка человека, похожего на разыскиваемого. Фотоснимок подвергался ретуши, и затем его репродукция использовалась в оперативных мероприятиях по установлению личности.
Однако найти соответствующий фотоснимок удается редко, поэтому практика пошла по пути создания комплектов из наборов фотоснимков людей близкого возраста и антропологического типа.
Следующим этапом в развитии метода изготовления фотокомпозиционных портретов было формирование комплектов из фрагментов исходных фотоснимков и создание технических устройств для монтажа композиционных портретов.
Известны устройства линейного типа — фотоснимки разделялись по горизонтали на пять частей; мозаичного типа – одно изображение «рамка», в которую вкладывались фрагменты остальных изображений, изготовленных в виде различных геометрических фигур. К числу мозаичных устройств относился комплект FOTO – FIT, созданный Дж. Пенри (Великобритания).
Фотофрагменты изготовлялись и в виде диапозитивных изображений. Для монтажа портретов применялись полипроекторы типа PS–309 (Япония).
На завершающем этапе развития технических средств для изготовления фотокомпозиционных портретов появились синтезаторы типа «Минолта», которые включали кроме монтажной установки телекамеру и телемонитор.
Технические средства для изготовления фотокомпозиционных портретов позволили широко внедрить их в практику установления личности преступников по признакам внешности. Однако получаемые композиции требовали использования трудоемких манипуляций для доработки портретов на основе фототехнических процессов.
Появление компьютерных средств позволило использовать накопленные фотоизображения элементов мужских и женских лиц в качестве баз данных.
Последнее десятилетие ХХ в. и настоящий период характеризуется переходом к использованию ПЭВМ с соответствующей периферией и специализированных программ для получения композиционных портретов. Базы данных формируются либо из рисунков элементов мужских и женских лиц, либо фотографических фрагментов этих лиц. Известны также компьютерные системы ELLI, «Фоторобот», БАРС, «Леопард», «Крис», ФРС.
Система «Фоторобот». Наибольшее распространение получили две компьютерные системы. Одна из них — «Фоторобот» — разработка БАРС Интернешнл ( г. Дмитров, Московская область), позволяющая работать как с рисованными элементами портрета, так и с полутоновыми. Система предназначена для автоматизации процесса создания субъективных портретов путем компоновки на мониторе изображений элементов из соответствующей базы данных.
Другая — ФРС (г. Москва, МГТУ им. Баумана, разработчик – Ю.И. Рассадкин), базу данных которой составляют полутоновые изображения.
Обе системы используют графические редакторы и модификаторы преобразования изображений элементов лица так, как это требуется при создании окончательного варианта субъективного портрета.
Система «Фоторобот» может использоваться и в стационарном режиме, и на выезде с применением малогабаритного NOTEBOOK или PENBOOK компьютеров. Обе системы рассчитаны также на использование в системах учетов по признакам внешности.
Компьютерные системы изготовления субъективных портретов имеют следующие преимущества по сравнению с рассмотренными выше техническими средствами:
— значительное сокращение времени изготовления субъективных потребностей;
— возможность использования пространственных и плоскостных перемещений; изменения цвета и тона изображений, размеров и взаиморасположения отдельных элементов лица; дорисовки, внесения аксессуаров (всевозможных деталей изображения, головных уборов и пр.), выполняемых при активном участии очевидца;
— быстрая распечатка составленного портрета, позволяющая организовать его немедленное использование в розыскных мероприятиях;
— возможность подготовки и распечатки текста розыскной ориентировки одновременно с составлением портретов;
— «запоминание» полученного изображения для использования при работе с другими очевидцами и проверки по картотеке субъективных портретов.
Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 1249 ; Нарушение авторских прав
Источник
30 композиционных приёмов для получения хороших снимков
Каждый фотограф, будь то начинающий или профессионал, нуждаются во вдохновении и поиске чего-то нового. Профи проще, ведь у них уже есть богатый багаж знаний и опыта. Молодым же нужно учиться и одним из лучших способов является обучение на примере других. Изучая работы профессионалов можно найти что-то новое для себя. Мы сейчас не будем говорить о технике, настройках камеры или освещении. Залог удачного кадра не в оборудовании, а в том, как фотограф видит сцену, умеет ли он построить правильную, привлекательную композицию, наполненную смыслом и гармонично заполняющую всё пространство кадра.
В своей книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман предлагает множество примеров удачно построенной композиции. Опираясь на эти образцы изображений можно построить собственные кадры со своим сюжетом, которые будут привлекательны для зрителя.
1 Линия, пересекающая солнце
В кадре могут быть любые линии, которые частично прикрывают солнце. Это выглядит красиво. Особенно в золотые часы на восходе или на закате.
2 Силуэты
Найдите интересный фон и настройте экспозицию так, чтобы он был хорошо прорисован. Передний план должен получиться тёмным. Таким образом на ярком красивом фоне у нас будут силуэты объектов.
3 Много неба
Воспользуйтесь правилом третей. Расположите линию горизонта на нижней горизонтальной линии. Таким образом небо займёт 2/3 кадра. При этом пустоту желательно заполнить какими-то объектами. Это может быть летящий самолёт, параплан, воздушный змей или птица. Этот объект не должен быть большим.
4 Отдельные формы
Расположите в кадре несколько объектов. Все они должны иметь примерно одинаковый размер и достаточную контрастность, чтобы иметь одинаковый смысловой вес. Компоновка кадра может делаться на ваше усмотрение.
5 Рамка
Заполнение весь кадр предметами, но оставьте края изображения пустыми. Таким образом это будет выглядеть, как будто объекты находятся в рамке пустоты.
6 Сместите центр
1/3 и 2/3 являются хорошим сдвигом для смещения центра. Это вносит некий дисбаланс и динамику даже в статичный кадр.
7 Контраст света и тени
Играйте с контрастом. Резкие переходы могут выглядеть очень интересно. Но тут появляется проблема выбора правильных настроек экспозиции, так как в какой-то области могут пропасть детали. Тени могут провалиться в чёрный, а света стать слишком яркими. Не доверяйте в данном случае автоматическому режиму камеры.
8 Движение по линии
Уходящие вдаль линии и фигуры, расположенные на них, демонстрируют движение. Кроме того, такие линии ведут взгляд зрителя. Он как будто путешествует по вашему кадру.
9 Маленький объект в большом мире
Делая фотографию пейзажа, расположите в кадре небольшой объект. Это может быть одинокое дерево, здание или человек. Такой акцент создаст историю. Зритель задумается не только о красоте вида, но и о том, что в кадре есть жизнь.
10 Тень
Тень всегда выглядит хорошо. Замечайте интересные рисунки тени, фигуры и сюжеты в них. Лучше всего такие снимки делать днём в солнечный день.
11 Отражение
Наверняка вы видели множество снимков с отражениями в воде или стекле. Такие фотографии создают как будто другой, зеркальный мир. Не обязательно снимать на природе. Вы можете использовать отражения в городе, переворачивая здания.
12 Стыковка планов
На одном снимке могут расположиться как близкие, так и очень далёкие объекты. Это создаёт очень сильное ощущение глубины.
13 Текстурный рисунок
Большое количество мелких или однообразных предметов, заполняющих кадр, создают своеобразную текстуру. Если они уложены по определённому алгоритму, то получится не только текстура, но и осмысленный узор.
14 Спирали Фибоначчи
Правила построения композиции никто не отменял. Конечно же их можно нарушать, но иногда строгое следование им создаёт невероятно интересные фотогарфии.
15 Естественные рамки
Когда вы можете пометить один элемент кадра внутри другого, у вас получается хороший эффект с естественной рамкой. Вы можете снимать сквозь оно или решётку, а можете выбрать не столь очевидную рамку и использовать изгиб ветвей деревьев или стены зданий.
16 Устойчивые треугольники
Треугольник – это устойчивая фигура. Она одновременно ведёт взгляд зрителя вдоль сужающихся линий и создаёт сильный акцент.
17 Перевернутый треугольник
Не обязательно треугольники использовать в архитектуре. Вы можете найти их когда человек прислонился к стене, когда упираете руки в бока или складываете ладони.
18 Разрезающие диагонали
Баланс кадра может быть нарушен одной линией, которая привлечёт внимание и сделает фотографию более неординарной.
19 Кривые линии и повторяющийся рисунок
Имея ряд одинаковых объектов или линий, вы получите какой-то узор, рисунок. Такие фотографии как будто гипнотизируют.
20 Симметрия
Чаще всего симметрия появляется, когда мы имеем дело с отражениями. Но это не те отражения, о которых мы говорили выше. Нам нужен ключевой объект, который будет привлекать внимание и его отражение, которое будет зеркально противопоставляться ему.
21 Вертикальное заполнение
Вы можете создать ряд вертикальных предметов, которые будут располагаться вдоль диагональной, уходящей вдаль линии. Это может быть строй солдат, деревья вдоль дороги, ряд домино, который вот-вот упадёт цепной реакцией или модели на подиуме, как в данном примере.
22 Движение
Динамика всегда интересна. Она описывает событие, которое произошло давно, но вы здесь и сейчас видите, как оно происходит в данный момент. Не всё событие, конечно, а лишь одно мгновение, но ваш мозг дорисовывает картину того, что будет дальше.
Бросание пыли, грязи, удар по мячу, прыжок или падение. Всё это описывает события, которые будут иметь финал. Мы видим лишь процесс и всегда думаем о том, что будет дальше, пусть даже подсознательно, но такие фотографии всегда интересны.
23 Обрыв сюжета
У вас может быть интересный сюжет, наполненный действиями, красками или эмоциями, но какой-то отдельный объект может всё оборвать, как эта колонна перекрывает руки людей.
24 Диагонали
Подобно перевернутым треугольникам сходящиеся диагонали – это хороший способ привлечь внимание к центральной точке.
25 Ведущие линии
Глаза всегда движутся по кадру определённым образом. Мы смотрим слева направо. Таким образом линии, уходящие от левой части кадра к правой будут вести вас по снимку. Они не обязательно должны удаляться. Это может быть даже зигзаг, который поведёт сначала вправо, потом обратно влево и снова вправо или как здесь просто уходящая дорога. Люди на этом фото создают историю. Мы видим чью-то пробежку и то, как парень с девушкой просто идут по мосту. У каждого своя жизнь, которая движется вдоль линий.
26 Ещё больше линий
В одном кадре может объединяться много разных линий. Если они не будут конфликтовать друг с другом, а смогут дополнить рисунок, это будет выглядеть красиво. Движущиеся объекты вдоль линий создают сюжет. Так мы видим скейтеров, катающихся на изогнутой рампе, парня в воздухе, достигшего кульминации своего прыжка и людей на фоне, которые просто идут вдоль прямых линий горизонта.
27 Вертикальные линии
Вертикали отлично сочетаются с портретной ориентацией, особенно при низком ракурсе. Мы имеем вытянутый вверх кадр, который заполнен линиями зданий или деревьев. В таком кадре желателен основной объект.
28 Контрастные элементы
Самый простой способ сделать фото более интересным – это противопоставить объект съёмки и фон или его окружение. Так яркие объекты отлично смотрятся на тёмном фоне и наоборот. Можно к цвету и яркости добавить структуру, так твёрдое всегда будет выделяться на мягком, как рука с ракушкой в воде.
29 Баланс объектов
Если у вас есть несколько объектов в кадре, они должны уравновешивать друг друга, даже если они не симметричны. Ветряк справа уравновешивается таким же объектом слева. Если бы в кадре был только один такой объект, то снимок получился бы не сбалансированным из-за тёмного окружения.
30 ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)
Это, пожалуй, самый распространённый способ отделения основного объекта от фона. Достигается он на открытой диафрагме или на большом фокусном расстоянии. Варьируя эти параметры можно получать различную ГРИП. Это позволяет передать глубину в разной степени.
Это, конечно же, не все возможные примеры построения композиции. Существует много правил и рекомендаций, техник работы с цветом и освещением. Мы лишь рассмотрели показательные примеры, на которые вы можете опираться при создании своих работ без необходимости использования дополнительного оборудования.
Источник