Способы создания благоприятного психологического климата

Методы формирования благоприятного социально-психологического климата

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социально–психологический климат — это специфическое явление, сформированное из особенностей восприятия человека человеком. Он включает оценки, мнения и чувства, которые люди взаимно испытывают друг у другу, находясь в группе.

Особенности социально-психологического климата

Оптимальный социально-психологический климат характеризуется готовностью реагировать определенным образом на слова и поступки окружающих. Для него присущи следующие особенности:

  • Воздействие на самочувствие участников коллектива;
  • Влияние на процесс выработки, принятия и осуществления совместных решений;
  • Достижение эффективности совместной деятельности в группах (коллективах).

Социально-психологический климат представляет собой психологический настрой относительно устойчивого характера, который преобладает в группе или коллективе. Он проявляется через многообразные формы деятельности ее членов.

С помощью климата можно определить систему отношений его участников друг к другу, к трудовой деятельности, к окружающим событиям и к организации в целом. Это происходит на основе индивидуальных, личностных и ценностных ориентаций.

Любые действия руководителя или участника группы, особенно негативного характера, способны отразиться на состоянии морально-психологического климата (например, могут деформировать его). Напротив, любое положительное управленческое решение или групповое действие ведут к улучшению морально-психологического климата.

Основа и признаки благоприятного социально-психологического климата

Основа положительного социально-психологического климата представлена общественно значимыми мотивами отношения к труду у участников трудового коллектива. Оптимальным можно считать сочетание таких мотивов в том случае, когда задействованы 3 элемента:

  • материальная заинтересованность к данной конкретной работе;
  • проявление непосредственной заинтересованности к процессу труда;
  • гласное обсуждение результатов трудового процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Верным признаком благоприятного климата также считается активное участие всех членов в управлении, которое часто даже принимает форму самоуправления. Из этого вытекает другой признак, состоящий в высокой продуктивности коллективной работы.

Следующий признак — развитые межличностные отношения (контакты) в трудовом коллективе компании. Он способствует положительной установке коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения являются неизбежными в любых коллективах.

Таким образом, социально-психологический климат представляет собой преобладающий в группе (коллективе) относительно устойчивый психологический настрой его участников, который проявляется через отношение друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к компании в целом. В его основе лежат ценности и ориентации индивидуального (личностного) характера.

Психология рассматривает социально-психологический климат с точки зрения того, что он может быть благоприятным или неблагоприятным. В качестве признаков благоприятного социально-психологического климата выступают:

  • высокая требовательность друг к другу, предусматривающая доверие;
  • деловая критика в доброжелательном ключе;
  • достаточная информированность участников в отношении задач и состояния дел компании при их выполнении;
  • свобода в выражении собственного мнения в процессе обсуждения проблем, имеющих отношение ко всему коллективу;
  • удовлетворенность принадлежностью к делам компании;
  • терпимость к мнению коллег и руководства;
  • высокая эмоциональная включенность и взаимопомощь;
  • ответственность за состояние дел в группе каждым участником.

Методы формирования благоприятного социально-психологического климата

В первую очередь, для формирования благоприятного социально-психологического климата важно комплектовать его, учитывая психологическую совместимость сотрудников. В соответствии с целями работы в коллективе необходимо сочетание разных типов человеческого поведения. В большинстве ситуаций группа, включающая представителей одного типа поведения, оказывается низко работоспособной (например, когда собираются только люди, которые ждут указания и не умеют проявить инициативу, или только любители командовать).

В ходе формирования коллектива важно соблюдать принцип подчиненности. Оптимальным считается ограничение количества лиц, подчиненных одному человеку в количестве от 5 до 7 человек. В коллективе также должны отсутствовать лишние сотрудники и вакансии, поскольку недостаток или избыток членов способен привести к неустойчивости группы. По этой причине появляется почва для напряженности и конфликтов, так как несколько лиц желают занять вакантное место и получить продвижение по работе. Если коллектив сформирован не правильно, то возникает неравномерность трудовой загрузки отдельных людей при наличии лишних лиц.

Читайте также:  Способы применения микролакс для новорожденных

В оптимально сформированном социально-психологическом климате для сотрудников принят определенный служебный этикет, начинающийся с внешнего вида. На рабочем месте неуместной является одежда и косметика, которая слишком бросается в глаза (например, остро модные наряды, яркая косметика, обилие украшений). Определенным жестом неуважения к коллегам (клиентам) и причиной нарушения баланса социально-психологического климата является небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.

В рамках хороших отношений в коллективе психологи не рекомендуют говорить за спиной коллег ничего такого, что человек не мог бы сказать напрямую. В ходе работы важно соблюдать основные правила этикета. Так, первым должен здороваться входящий. Если же накануне создалось между ним и кем-то определенное напряжение, то именно такое короткое и обязательное приветствие часто поможет снять его безболезненно для самолюбия. На работе здороваться за руку не обязательно, а если в кабинете трудится несколько человек, то и не нужно.

При осуществлении профессиональной деятельности человек должен проявлять корректность, не навязывая никому своих переживаний и не пытаясь на ком-то «сорвать зло». Использование социально-психологических методов, которые способствуют выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, поможет руководителю в формировании лояльного и эффективного коллектива. Это может быть увлечение персонала личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения.

Источник

Психологический климат в коллективе: что это такое. Формирование благоприятного климата

Психологический климат – настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников. Не обязательно речь идет о трудовом коллективе, хотя чаще это так. Психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов, неврозов.

Что это такое

Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав.

Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:

  • Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
  • Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
  • Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:

  1. Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
  2. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
  3. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
  4. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять.

Благоприятный и неблагоприятный климат

Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Читайте также:  Premium silk ampoule способ применения cr1

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).

Структура климата

Психологический климат в коллективе имеет определенную структуру:

  1. Отношения по «горизонтали». Подразумевается сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов.
  2. Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией).
  3. Отношение к труду. Удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях.

Уровни климата

Климат имеет два уровня: статический и динамический.

Статический

Это устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения. Климат устойчив и хорошо выносит внешние влияния. Сформировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать. Участники коллектива чувствуют эту стабильность, от чего больше уверены в собственном положении. Коррекция климата практически не требуется, контроль – эпизодический. Этот уровень еще называют социально-психологическим климатом.

Динамический

Это изменчивый характер коллектива. Климат меняется ежедневно из-за смены настроений его участников. Этот уровень еще называют психологической атмосферой. Она быстрее меняется и меньше ощущается участниками. По мере накопленных изменений может создать нездоровый климат в коллективе.

Диагностика климата

Социально-психологический климат в коллективе – показатель уровня развития коллектива. Потому важно регулярно проводить диагностику и отслеживать динамику, выявлять свойства, скрепляющие коллектив или разрушающие его. Для этого подойдет методика оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина.

Испытуемому предлагается ответить на 13 утверждений относительно коллектива, в котором он находится. Оценка может быть от -3 до 3.

Бланк ответов

22 балла и больше – высоко благоприятный климат.

8-22 балла – средне благоприятный климат.

0-8 баллов – низко благоприятный климат.

От 0 до -8 – начальная неблагоприятность.

От -8 до -10 – средне неблагоприятный климат.

От -10 и больше – выраженная неблагоприятность, нездоровый климат.

Опросник проходит каждый член коллектива. При подведении итогов суммируются все баллы, делятся на количество опрошенных людей. Конечная цифра – общий балл коллектива. Также можно высчитать общую оценку по отдельным критериям.

Признаки, характеризующие климат

Внешне судить о климате коллектива можно по следующим признакам (пригодится тем, кто устраивается на работу):

  • текучка кадров;
  • качество продукта;
  • уровень дисциплины;
  • претензии и жалобы, негативные отзывы от работников;
  • частые перерывы в работе;
  • небрежность и неаккуратность.

Чем лучше эти показатели, тем климат благоприятнее. К признакам благоприятного климата также относится:

  • доверительность и высокая требовательность в отношениях;
  • добрая и конструктивная критика;
  • свобода слова и мнений;
  • предоставление инициативы работникам, отсутствие давления руководителя;
  • осведомленность участников в вопросах коллектива;
  • удовлетворенность от принадлежности к этой группе;
  • взаимопомощь и высокоразвитая эмпатия;
  • ответственность за себя и весь коллектив.

Что влияет на климат

На климат влияет ряд факторов:

  1. Тип организации, коллектива. Открытая или закрытая, частная или государственная, научная или производственная организация. Семья, класс, преступная группа, благотворительное объединение.
  2. Образ и уровень жизни участников коллектива.
  3. Микро (повседневные для конкретного человека) и макро (город, страна, культура общества) условия: нормальные, осложненные, экстремальные.
  4. Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав, учет возможностей и особенностей каждого члена коллектива.
  5. Структура коллектива.
  6. Неформальные лидеры или группы в коллективе.
  7. Стиль и особенности руководства. Для благоприятного климата необходимо внимание со стороны руководителя не только к производственным вопросам, но и к личным проблемам участников коллектива. То есть демократический стиль.
  8. Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива. Личное мнение, настроение и поведение человека – вклад в общий климат. В основе этого – пропуск внешних факторов и событий через призму собственного характера и склада личности.
  9. Сочетание особенностей всех участников образует новое коллективное качество – психику коллектива. Потому большую роль играет психологическая совместимость участников, прежде всего по темпераментам. Психологически люди должны быть совместимы по психомоторным реакциям, эмоционально-волевым проявлениям, работе мышления и внимания, характеру. Несовместимость вызывает антипатии, неприязнь, конфликты.
  10. Самооценка каждого участника. Его самосознание и соответствие притязаний и достижений.
Читайте также:  Способы хранения лодок пвх

Большое влияние на формирование климата оказывает руководитель. Следует обращать внимание на его личностные качества, отношение к другим участникам, авторитет, стиль руководства. Положительный климат создает руководитель, который:

  • принципиален;
  • ответственен;
  • активен;
  • дисциплинирован;
  • добр, отзывчив и контактен;
  • обладает организаторскими способностями.

Отрицательно на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.

От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:

  • быть доброжелательным и уважительным в отношениях;
  • предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
  • замечать и отмечать активность и творчество сотрудников;
  • способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
  • мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
  • быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.

Что может делать руководитель для благоприятного климата:

  1. Обоснованно с позиции психологии подбирать кадры.
  2. Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
  3. Изучить и практиковать теорию психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
  4. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.

Создание благоприятного климата

Благоприятный климат формируется там, где участники четко видят цели коллектива, ясно их понимают и принимают. Вместе с этим обладают гибкой системой средств и способов их достижения.

Чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее климат. Однако и на низком уровне развития благоприятный климат сформировать можно.

Важно поддерживать единство мотивов, интересов, убеждений, идеалов, установок, потребностей участников и грамотно сочетать их индивидуальные особенности.

Благоприятный психологический климат не может возникнуть сам собой. Это продукт слаженной и упорной работы всего коллектива, грамотной организационной деятельности руководителя.

По формированию благоприятного климата должна вестись целенаправленная работа. Это ответственное и творческое дело, предполагающее знание психологии людей, умение предугадывать вероятные ситуации во взаимоотношениях, разбираться в эмоциях и их регулировании.

Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека. Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:

  • работать над собственными отрицательными чертами характера;
  • формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, признание убеждений и интересов других людей, доверие, соблюдение вежливости и правил поведения, объективная оценка и самооценка, тактичность);
  • использовать вежливые слова и обороты, соблюдать этикет;
  • владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (необходимо для профилактики и устранения раздражения, обид, выгорания, нервозности, злости, усталости, возбуждения, апатии);
  • знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать;
  • избегать максимализма в суждениях и поведении, эгоцентризма, навешивания ярлыков, категоричности, завышенных ожиданий и представлений.

Каждый член коллектива должен быть ценен, уникален и положителен по-своему, а в условиях группы дополнять друг друга, не мешать и не затмевать.

Удовлетворенность как критерий

Основа оценки климата – удовлетворенность/неудовлетворенность людей взаимоотношениями в коллективе и самой деятельностью. Однако нужно понимать, что удовлетворенность бывает субъективной и объективной.

Нередко бывает, что один человек вполне удовлетворен коллективом, а другого совсем не устраивают условия работы. Это и есть субъективность в оценке. Свою лепту вносит разница в опыте, условиях и качестве жизни, интересах, характере людей и других индивидуальных особенностях. Принцип субъективной удовлетворенности – соотношение параметров «отдаю» – «получаю».

Неудовлетворенность от задержки зарплаты, регулярных наказаний, несоблюдения норм труда, нарушения прав – объективный показатель.

Послесловие

Психологический климат иногда отождествляют с социально-психологическим или морально-психологическим, что дополнительно подчеркивает его основу. Основа благоприятного климата – единство и сходство ценностей участников коллектива.

Характер климата влияет на личность: стимулирует или нет к труду, совместной деятельности, поднимает или опускает настроение, вселяет веру или неуверенность в собственные силы, бодрость или уныние, стимулирует или подавляет активность.

Предположить характер климата очень просто. Достаточно его участникам лишь ответить на вопросы «нравится – не нравится», «устраивает – не устраивает», «хочется – не хочется быть в коллективе».

О том, что такое психологический климат в коллективе, и как создать благоприятный климат узнайте от специалистов университета саморазвития Синергия.

Источник

Оцените статью
Разные способы