Стратегия совладания с жизненными трудностями
Стратегии совладания человека с жизненными трудностями
Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери. Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. Словом, эти ситуации объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс.
Понятие стресс обозначает комплекс ответных реакций человека при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Они могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Под стрессом иногда понимают также ситуацию высоких требований и ограниченных ресурсов. Последняя трактовка стресса описывает скорее некую чрезвычайную ситуацию, чем ответные реакции человека на неблагоприятные жизненные события.
Негативные жизненные события — это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли. Если же событие оказывается неожиданным и ошеломляющим, насильственным и опасным для жизни человека, то его определяют как травматическое событие.
Кризисы считаются наиболее сложной формой стрессора, так как несут в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости безотлагательного действия. Естественно, что кризисы тоже переживаются человеком как негативные события
Бедствия — событие, сконцентрированное во времени и в пространстве, когда общество или относительно самостоятельная часть общества подвергается суровой опасности и подвергает своих членов и физическую среду таким лишениям, что социальная структура разрушается и осуществление всех или некоторых важных функций становится невозможным.
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют стратегии совладания с жизненными трудностями, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, совладение с жизненными трудностями — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».
Способы борьбы со стрессом
Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
Признаки стрессового напряжения
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.
Причины стрессового напряжения
1. Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в наши обязанности.
2. Постоянно не хватает времени — не успеваем ничего сделать.
3. Нас что-то или кто-то подгоняет, мы постоянно куда-то спешим.
4. Начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
5. Нам постоянно хочется спать — никак не можем выспаться.
6. Мы видим чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Очень много курим.
8. Потребляем алкоголя больше, чем обычно.
9. Нам почти ничего не нравится.
10. Дома, в семье — постоянные конфликты.
11. Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью.
12. Делаем долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
13. Появляется комплекс неполноценности.
14. Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
15. Мы не чувствуем уважения к себе — ни дома, ни на работе.
Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с точки зрения его личных ощущений).
Что может быть противопоставлено стрессу?
Способы повышения общей устойчивости человеческого организма:
· Первая группа — включает способы, использующие физические факторы воздействия — это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
· Вторая группа — аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
· Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.
Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».
Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становиться хроническим, навязчивым — возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).
Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
· правильная оценка значимости события;
· достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
· запасные отступные стратегии — это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: чтобы легче перенести боль, нужно стараться ее не демонстрировать.
Важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано.
Рассмотрим возможные способы борьбы со стрессом:
С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса(импульс, стресс, адаптация). Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или — еще лучше — сразу же после возвращения домой. Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация (умение сосредоточиться) по команде — на своем слове или на счете. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
Рассмотрим теперь подробнее, какие адаптивные задачи выдвигаются, какие стратегии совладания с негативными жизненными событиями избираются, и насколько они эффективны.
Выделяют пять видов задач, возникающих перед человеком в кризисной ситуации:
Первейшая из них состоит в том, чтобы установить смысл ситуации и определить ее значение для себя. Начальная реакция индивида на стрессовую обстановку обычно выражается в замешательстве. Только потом постепенно рождается понимание того, что произошло или происходит. Человек пытается оценить разные аспекты события, угадать его последствия.
Реакция человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей входит во вторую адаптивную задачу. В периоды экономического упадка, к примеру, каждый может столкнуться с проблемой приспособления к меньшим, чем прежде, доходам. Иногда встает вопрос о дополнительном заработке, о перераспределении семейных ролей и т.п. Немаловажным в такие периоды является и умение справляться с перегрузкой .
В третью задачу включили необходимость поддерживать отношения с членами семьи, с друзьями и с теми, кто способен оказать содействие в решении кризисных проблем. Недаром опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что основными и самыми надежными каналами получения помощи выступают родственники и друзья, т.е. неформальные источники (от 42,4 до 55,9% опрошенных россиян), тогда как на помощь государства (формальный источник) полагались лишь 5% респондентов. В то же время в помощи в той или иной ее форме нуждались около 79% россиян. Впрочем, похожая тенденция наблюдалась и в американском общенациональном исследовании: только на неформальные источники помощи опирались 45% опрошенных, только на формальные источники рассчитывали 3% респондентов, и на формальные, и на К. Муздыбаев. Стратегия совладания с жизненными трудностями 107 неформальные источники поддержки полагались 39% американцев [24, р. 45]. Четвертая категория задач — это сохранение разумного эмоционального баланса, управление негативными чувствами, вызванными неблагоприятными событиями. В самом деле, многим приходится решать задачу, как справиться со страхом, с чувством уязвимости, безнадежности, гнева, в общем, как сохранить эмоциональное равновесие. К примеру, в период экономического кризиса в 1992— 1997 годах от 45 до 56% опрошенных россиян отмечали, что они постоянно находятся в напряжении, испытывают раздражение, страх, тоску [23, р. 18; 25, с. 55]. В эти же годы в разные периоды от 69 до 77% респондентов сообщали при опросах, что они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне [26, с. 53; 27, с. 55; 28, с. 63; 29, с. 62; 30, с. 65]. Наконец, пятая адаптивная задача — это сохранение и поддержание образа себя, социальной идентичности, уверенности в себе. Кризисные события обычно испытывают способности человека, расшатывают его уверенность в себе, подвергают сомнению его идентичность и т.п. Найти баланс, например, между издержками в случае принятия помощи со стороны и сохранением самоуважения порой бывает нелегко. Специфические стратегии совладания с негативными жизненными событиями, такие, как стратегия, сфокусированная на оценке, стратегия, сфокусированная на проблеме, и стратегия, сфокусированная на эмоции, могут быть оценены в зависимости от того, в какой степени они удовлетворяют этим общим адаптивным задачам. Стратегия совладания со стрессом, сфокусированная на оценке, включает в себя усилие человека установить значение ситуации, понять происходящие негативные процессы и оценить возможные их последствия. В рамках данной стратегии осуществляются логический анализ обстановки и познавательная подготовка, т. е. человек принимает ситуацию и расчленяет ее, чтобы выделить какие-то благоприятные моменты. Эта стратегия может использовать и неконструктивные навыки, продиктованные защитными механизмами, например, отрицание или приуменьшение угрозы. Стратегия совладания с жизненными трудностями, сфокусированная на проблеме, нацелена на решительное противостояние стрессорам и их последствиям. Данный тип реакции на кризисную ситуацию начинается с получения как можно более надежной информации относительно той обстановки, в которой оказался человек. Сюда же относятся навыки индивида в поиске поддержки и успокоения у близких или полезных ему людей. Центральным моментом этой стратегии преодоления стрессовых ситуаций является принятие решений и совершение конкретных действий, стремление непосредственно иметь дело с критическими проблемами. Третья стратегия совладания с жизненными трудностями, как уже отмечалось, сфокусирована на эмоциях. Она нацелена на управление чувствами, вызванными кризисными событиями, и на поддержание эмоционального равновесия. Адаптивные навыки, помогающие сохранить эмоциональный баланс, прежде всего вселяют надежду на изменение ситуации. Надежда, размышления о позитивной перспективе помогают человеку подавлять негативные чувства и импульсивные акты, способствуют следованию нормам морали. Ибо именно надежда поддерживает волю к жизни, именно она является источником стремле- 108 Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2 ний. Помимо регулирования эмоций с помощью надежды, существует также способ управления эмоциями с помощью научения терпимости. Итак, описанные три стратегии сосредоточены на трех основных сферах: на оценке ситуации, на решении практической проблемы и на собственном эмоциональном состоянии. Несколько иную, но весьма похожую классификацию стратегий совладания с кризисными ситуациями предложили в свое время Перлин и Шулер [31]. По их мнению, защитные функции таких стратегий должны осуществляться тремя способами: посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы); путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы); посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом). Хотя изменение способа видения проблемы крайне важно для успешного ее урегулирования, классификация Мосса и Шефера кажется более последовательной и цельной: сначала оценка обстановки, затем решение проблемы, наконец, управление чувствами. Обе эти концепции — как концептуализация Мосса и Шефера, так и классификация Перлина и Шулера — оказались слишком обобщенными и, следовательно, не способными описать и объяснить ряд стратегий, применяемых в реальности. Действительно, в стрессовой ситуации, когда собственные ресурсы индивида недостаточны для решения конкретных проблем, он ищет поддержку в своей социальной среде или в государственных структурах. Слишком обобщенный подход не учитывал и такую стратегию личности, как стремление избежать кризисной ситуации. Последующие исследования существенно расширили список стратегий совладания с жизненными трудностями [32— 35]. Получен огромный эмпирический материал о детерминантах и эффективности разных способов преодоления стрессовых ситуаций. Правда, все эти работы носят сугубо эмпирический характер, и пока не предложено ни одной стройной, цельной, логичной концепции, которая бы могла конкурировать с работами Мосса и Шефера, Перлина и Шулера. Тем не менее, на данном этапе изучения темы чрезвычайно полезны и эмпирические классификации. Так,
Фолкман и Лазарус со своими сотрудниками разработали методику «Способов совладания», которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий:
1. Стратегия противостоящего совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.
2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.
3. Стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.
4. Стратегия поиска социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.
5. Стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей К. Муздыбаев. Стратегия совладания с жизненными трудностями 109 роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.
6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее.
7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.
8. Стратегия позитивной переоценки — описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.
Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда — дополняют. Недаром исследования показывают, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов; неэффективной является стратегия избегания, позитивная переоценка ситуации. Уместно указать на ловушку, которая скрывается в стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации. Не вызывает сомнений то, что придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна и дезадаптивность стратегии избегания. Во-первых, способ управления неприятными переживаниями посредством отрицания проблемы или ухода с арены конфликтной ситуации, оказывается, увеличивает дистресс и таким образом не только обостряет старые проблемы, но и порождает новые. Негативные последствия стратегии избегания особенно велики при наличии долгосрочных стрессоров. Надо, однако, заметить, что в случае краткосрочных стрессоров такая тактика поведения может оказаться эффективной. Она, вероятно, приемлема и в ситуации, когда нет никакой возможности для управления стрессором. Напротив, стратегия поведения, ориентированная на решение проблемы, с одной стороны, устраняет кризисную ситуацию, а с другой, — действует в качестве стабилизирующего фактора, т. е. уменьшает психологический дистресс. Конечно, эффективность совладания с неблагоприятными жизненными событиями зависит не только от удачного выбора стратегии, но и от индивидуальных особенностей личности. Ведь в кризисной ситуации возраст, пол, интеллект, сила характера тоже выступают в качестве ресурсов. Так, установлено, что по сравнению с молодыми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания. Кроме того, выявлено, что если молодые люди используют активные стратегии, ориентированные на решение проблемы, то пожилые чаще избирают пассивную стратегию, фокусированную, главным образом, на своем эмоциональном состоянии. Такой дивергентный выбор стратегии в зависимости от возраста закономерен. Он преимущественно обусловлен объемом наличных и доступных ресурсов и функциями разных стратегий совладания. Лазарус, Фолкман и их коллеги подчеркивали, что стратегии совладания со стрессовыми ситуациями имеют две основные функции: решение проблемы, которая вызывает дистресс, и управление эмоциональными реакциями на эту проблему. Когда ситуация оценивается человеком как управляемая, он использует первую стратегию. Если же обстановка кажется ему не поддающейся изменению, то он, скорее, изберет вторую стратегию.
Исследования показали, что мужчины и женщины выбирают разные стратегии совладания с неблагоприятными жизненными событиями. Верофф, Кулка и Доуван установили, что в затруднительных ситуациях мужчины либо ничего не делают и не думают о выходе из кризиса, либо сами прилагают усилия, чтобы решить проблему. Женщины же чаще ищут помощи у других. Подобная ориентация мужчин и женщин подтверждается и другими исследователями. Стоун и Нил также обнаружили, что мужчины чаще идут на прямое активное действие, а женщины предпочитают пассивную стратегию или поиск помощи. Делаются также попытки доказать, что существенной детерминантой выбора определенной стратегии совладания являются стабильные черты характера личности. По мнению Кобаса, наиболее универсальным фактором сопротивления жизненным невзгодам выступает стойкость личности. Экспериментально выявлено, что именно эта черта характера стала опорной в открытом и энергичном противостоянии стрессовым событиям. Нестойкие же люди демонстрировали отсутствие энергии, бессилие, экстернальность локуса контроля, нигилизм и отчужденность от своего Я. Как показали исследования, самым уязвимым в человеке является низкое самоуважение. Поэтому люди, склонные умалять свои способности и успехи, свое значение и достоинства, крайне болезненно переносят жизненные стрессоры. Чрезвычайно ценным представляется и следующий вывод, полученный при исследовании личностных факторов. Более уязвимыми для стрессовых ударов были те, кто придерживался иррациональных убеждений по поводу происшедшего, тогда как рациональные убеждения выступали в качестве своеобразного буфера против несчастий. Существует еще ряд важных черт и диспозиций личности, оказывающих заметное влияние на остроту переживания стрессовых ситуаций (пессимизм и оптимизм, «наученная находчивость», депрессивность и др.), которые могли бы стать темой для отдельного рассмотрения. Понятно, что не совладать с кризисной ситуацией можно по самым разным причинам. Однако следует выделить два крупных класса таких причин. Вопреки всем попыткам преодолеть неблагоприятные обстоятельства, неудачи происходят, во-первых, из-за смещения действий, во-вторых, из-за ошибочных действий. В первом случае реальные действия расходятся с первоначальными планами и намерениями. Во втором случае совершаемые действия нефункциональны.
Исследование причин неудач чрезвычайно важно, как с академической, так и с практической точки зрения. Неудачи не только генерируют новые проблемы. Они прежде всего истощают и разрушают ресурсы. Кроме того, неудачи в совладании с жизненными трудностями сами становятся факторами стресса. В данной работе мы попытались показать в наиболее интегральной форме самые важные результаты изысканий в области изучения стратегии совладания с жизненными трудностями. Это было важно сделать не только по причине того, что многие наши сограждане переживают значительный экономический и морально-психологичесий стресс, но также из-за того, что нашими исследователями пока недостаточно освоены сами концептуальные подходы и методы изучения совладания с жизненными трудностями. В следующей же статье мы надеемся представить собственные эмпирические результаты исследования этого явления.
Источник