Способы совершенствования продуктивности памяти это

10 правил улучшения памяти

«Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом», – Джон Локк хоть и образно, но очень точно выразился о механизме функционирования памяти. И если вы не хотите, чтобы информация хранящаяся в вашем мозге, напоминала старую заброшенную библиотеку, где книг хоть и много, но найти то, что нужно, совершенно невозможно – используйте все доступные инструменты для тренировки своих навыков.

А теперь опустим метафоры и сосредоточимся на простых правилах и методиках, которые помогут улучшить память.

Читайте

Хотя бы несколько раз в неделю читайте книги. Не новости в газете или журнале и не ленту в социальных сетях, а именно книги. В 2013 г. британская «The Telegraph» опубликовала отчёты учёных из университета Ливерпуля, которые провели исследования зависимости чтения и способности к запоминанию. В ходе опыта добровольцам зачитывали произведения английских классиков, параллельно сканируя их мозговую активность. В результате было установлено, что оригинальный текст на староанглийском запоминается лучше и заставляет мозг работать активнее, чем адаптированные современные версии. Но это не значит, что нужно отправляться к букинистам и искать «Капитал» в дореволюционном издании. Австралийские исследователи, в свою очередь, сравнили память тех, кто регулярно читает и тех, кто нет. Угадайте, у кого память оказалась лучше?

Оптимизируйте повседневные задачи

Многозадачность на грани истощения ваших физических и умственных сил убивает самую хорошую память. Всё больше экспертов в области тайм-менеджмента уверяют: всё запомнить невозможно, да и не нужно. Хорошая память это не когда вы способны удержать в голове все мелочи (выгулять собаку, купить молоко, написать месячный отчёт), а когда можете без проблем запомнить всю нужную информацию в необходимый момент. И хотя возможности человеческого мозга безграничны в теории, на практике он подобен компьютерной памяти. Поэтому заведите себе привычку записывать незначительные детали на внешние источники – пользуйтесь бумажными списками дел, ежедневниками или специальными программами.

Работайте в тихом месте

Обычно в библиотеке тихо не потому что так принято или ради соблюдения дисциплины, а именно с целью организации обстановки максимально содействующей концентрации и запоминанию. Когда мы сосредоточены на чём-то одном, а отвлечения исключены – память работает лучше. Здесь всё очевидно, поэтому когда вам предстоит выучить стих, подготовиться к контрольной или экзамену, запомнить речь или презентацию – обеспечьте соответствующую обстановку. Закройте окно, выключите телевизор, радио, музыку (хотя есть и люди, которые лучше концентрируются под неё), попросите вас не отвлекать и не отвлекайтесь сами. Проведя такую нехитрую подготовку, вы получите возможность поработать с высокой продуктивностью.

Высыпайтесь

Если вам когда-либо случалось не высыпаться, вы, наверное, отмечали странное, «затуманенное» самочувствие на следующий день. В таком состоянии способность к запоминанию, да и продуктивность мозга в целом, падает. Если подвергать организм недосыпанию постоянно – ухудшится не только запоминание новой информации, но и ускорятся процессы забывания старой. Это происходит потому, что мозгу нужен полноценный отдых. И как бы вы не убеждали себя в обратном, с природой спорить стоит едва ли. Поэтому, когда перед вами стоит выбор: ещё одна серия хорошего сериала или сон – всегда выбирайте сон. Память, как и другие физиологические механизмы организма, будут лишь благодарны за него.

Развивайте креативность

Многие известные художники и другие творчески одарённые люди имели развитую зрительную память (В. Серов, И. Репин, И. Айвазовский). Это связано с тем, что память и воображение, как процессы, тесно взаимосвязаны. По сути, без воображения воссоздание прошлой информации было бы немыслимо. Да и в целом, мы лучше запоминаем то, что можем себе представить. Исходя из этого, развитие креативности необходимо и для тренировки хорошей памяти, к тому же задействует правое полушарие, что благотворно сказывается на мысленной деятельности. Самые простые способы для этого: творческое хобби и развивающие игры. К последним можно причислить и такие упражнения – возьмите карандаш или ручку и начинайте рисовать всё, что приходит в голову; также можно взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно разные фигуры или картинки.

Ведите дневник или конспект

Конспекты придумали не строгие учителя для того, чтобы держать учеников в повиновении. Нет, это хороший и действенный метод организации информации, который способствует лучшему её запоминанию. Поэтому, каждый раз, когда есть возможность записать суть – не пренебрегайте ею. Если же в силу различных причин вы можете обойтись без конспекта, заведите дневник. Не обязательно делать записи ежедневно, но записывать свои мысли и случившееся с вами – отличная нагрузка на память, которая приучит ваш мозг быть в тонусе.

Правильно питайтесь

Когда наша память работает – в организме запускаются специфические химические реакции, которые истощают запасы полезных веществ, в первую очередь фосфора и солей кальция. Да и вообще, мозг, особенно в периоды активных нагрузок, нужно подпитывать. Не забывайте о рыбе, ягодах и орехах. Детальный перечень полезных продуктов с описанием их свойств собран в тематической статье.

Читайте также:  Способы против черных точек

Организуйте рабочее пространство

Порядок в памяти начинается с порядка на рабочем столе. Не обязательно направлять энергетические потоки с помощью фэншуй, но навести порядок и соответствующим образом подготовиться, перед тем как начать что-то изучать, нужно обязательно. Так вы исключите возможности для отвлечения, а всё необходимое будет под рукой. Тот факт, что когда вам понадобится ручка или стикер, но для этого не нужно будет копаться в завалах на столе, поспособствует не только организованности, но и сэкономит время.

Играйте в игры

Игры на развитие памяти ценны тем, что объединяют полезность и развлекательность. И пусть вас не вводит в заблуждение простота зачастую кажущихся детскими игр – не каждый взрослый без проблем с ними справляется. Геймификация с каждым годом занимает всё более важное место в образовательных программах не только школ, но и высших учебных заведений, в том числе, и в России. Поэтому комбинируйте игру в привычные пасьянсы с другими играми для развития памяти. Их без проблем можно найти в Интернете и сыграть онлайн.

Скажите «нет» вредным привычкам

В первую очередь речь об алкоголе и курении. Многочисленные исследования подтвердили: у курильщиков память хуже, чем у людей некурящих. С алкоголем дела обстоят ещё хуже. Злоупотребление спиртными напитками в целом негативно влияет на работу мозга, поскольку приводит к повреждению центральной и периферийной нервных систем. А вот занятия спортом и даже банальные прогулки на свежем воздухе насыщают мозг кислородом и улучшают память. Поэтому делайте правильный выбор!

Отзывы и комментарии

А какими правилами пользуетесь вы? Поделиться своим мнением и дополнить статью можно оставив комментарий.

Источник

Пути, приемы и средства улучшения памяти

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 17.01.2017 2017-01-17

Статья просмотрена: 2378 раз

Библиографическое описание:

Таранцов, А. А. Пути, приемы и средства улучшения памяти / А. А. Таранцов, А. В. Таранцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/729/ (дата обращения: 18.11.2021).

Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать».

Самая большая ошибка людей состоит, как правило, в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время, запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Также необходимо «кормить» мозг. Голодающий мозг то же, что голодный работник — он не будет работать хорошо. Самое главное «лакомство» для серых клеточек — кислород, и заполучить его очень просто: раз в неделю три часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя. Британская писательница Вирджиния Вульф говорила: «Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо поел». Плохо «накормленный» мозг никогда не сможет работать хорошо.

Вашей памяти не принесут никакой пользы однообразная еда, чипсы, белый хлеб и рис, но будут очень полезны фрукты, овощи, рыба, животные жиры и фолиевая кислота (в простонародье просто — зелень, печень и бобовые). Кстати, если вы думаете, что сигареты помогают развеяться, выбросите это из головы: никотин препятствует поступлению кислорода в головной мозг, а значит, ухудшает память.

Многие считают причиной школьной неуспеваемости плохую память. Как часто слышны жалобы родителей: «Современные учителя перегружают детей!». Как часто жалуются сами школьники: «Я просто не успеваю запомнить все, что мне задают!».

Конечно, частично все можно свалить на лень и на отсутствие познавательных интересов, но специалисты, исследующие механизмы памяти, в один голос заявляют, что плохой памяти не бывает. Бывают люди, которые не в состоянии «найти с ней общий язык», договориться о сотрудничестве, то есть максимально использовать ресурсы своей памяти.

Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации, и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.

Мнемотехника — мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга, так как мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

‒ Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

‒ Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

‒ Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова).

Читайте также:  Неисправность мясорубки способ устранения

‒ Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», которая сидит на «стуле», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно.

‒ Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти.

Хорошая память — это не данность, а результат работы над собой. Необходимо только правильное питание для улучшения памяти, ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Стараться надо питаться разнообразно и качественными продуктами.

Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин Р (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты.

Немало важен здоровый сон для улучшения памяти. Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Необходима физическая активность для улучшения памяти. При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, которые участвуют в работе мозга и улучшают память.

И конечно, нужны положительные эмоции для улучшения памяти. Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение.

Больше радости, смеха и улыбок!

1. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М., 1973. — с.191–207.

2. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. — с.62–86.

3. Развитие памяти. — Рига, 1991. Можно ли тренировать память? — с.43–47.

4. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976. Развитие памяти в процессе обучения — с.220–246.

5. Ипполитов Ф. В. Память школьника. — М., 1978. Советы по улучшению памяти — с.28–45.

Источник

Способы совершенствования памяти

Память.

1. Память — форма психического отражения, заключающаяся в

закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

2. Видыпамяти:

· Генетическая память— память на анатомическое,физиологическое строение организма и инстинкты. Эта информация хранится в молекулах ДНК в каждой клетке организма. Это самая прочная память. При сбоях в работе генетической памяти наблюдаются мутации.

· Прижизненная память— память на всю ту информацию,которую человек получает из окружающего мира посредством использования познавательных психических процессов с момента жизни до смерти.

· Импринтинг(запечатление)- память, присущая птенцам,детенышам млекопитающих и человеческим детям. Эта память даётся им на короткий промежуток времени: птенцам-на несколько часов после рождения; млекопитающим- на несколько недель; человеку- на срок до полугода года. Импринтинг можно назвать промежуточной формой промежуточной формой памяти, так как по прочности запечатление импринтинг похож на генетическую, а по форму функционирования- на прижизненную.

· Моторная,или двигательная— это память на положения тела в пространстве. Она лежит на основе двигательных навыков,к которым,в частности,относятся трудовые навыки,спортивные умения и т.д.

· Аффективная, или эмоциональная память- память на переживания.Она очень прочная и непроизвольная. Чаще всего воспроизведение пережитых эмоций происходит про повторении ситуации,при которой они впервые возникли. Под действие сильных эмоций запечатлеваемая информации искажается.

· Образная память- память на образы различной модальности. Подразделяется на зрительную,слуховую,вкусовую,осязательную,обонятельную.

v Зрительная память запечатлевает,хранит и воспроизводит зрительные образы. Преобладает над остальными видами образной памяти почти у 60% людей. Зрительный образ хорошо хранится и воспроизводится,однако,при хранении он претерпевает некоторые изменения.

v Слуховая память— память на образы слуховой модальности:мелодии,звуки,крики и т.д.

v Обонятельная,вкусовая и осязательная видны памяти играют важную роль в удовлетворении биологических потребностей,связанных с безопасностью и самосохранениям.

Читайте также:  Способы крепления канальных вентиляторов

· Логическая память- память на слова,мысли,логические построения. Это самый продуктивный,прочный,точный и зависящий от волевых усилий вид памяти. Достигает своего пика формирования у индивида примерно к 12 годам.

Также память классифицируют:

· по включённости волевых процессоров в процесс запечатления: непроизвольная(без стремления запомнить) и произвольная(запоминание с участием волевого акта)

· по способам запоминания и уровнять обработки информации: непосредственная(материал просто заучивается, иногда с помощью повторений) и опосредованная(материал анализируется, сравнивается, опосредуется с рисунком, предметом)

· По продолжительности хранения: кратковременная(хранит информацию в течение сколько секунд),долговременная(может храниться в течение всей жизни человека) и оперативная(Хранит текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия,и время хранения этой информации определяется только временем данного действия)

3. Свойства:

o Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов (количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия).

o Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.

o Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала.

o Скорость запоминания – время, необходимое для полного запоминания материала.

o Мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

4. Значение в медицине:

*работая с пациентом, врач должен постоянно учитывать активный характер процессов хранения и переработки информации;

* необходимо учитывать законы памяти при сборе анамнеза;

* учитывать законы психологии при закреплении в памяти клиентов врачебных рекомендаций и предписаний;

* большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающимся астенией.

Способы совершенствования памяти.

· Тренировка воспроизведения материала при его заучивании.

· Осмысление при кодировании. Чем больше установление связей между запоминаемыми элементами, тем легче эти менты будут воспроизводить впоследствии.

· Использование контекста. Для того чтобы вспомнить что-то, нужно вернуться в то место, где происходило запечатление

· Метод ПВЧУК. П-предосмотр. ;В-вопрос;Ч-чтение,У-устное воспроизведение; К- контроль.

· Сортировка по категориям

· Укрупнение единицы запоминание. Группировка, как при запоминании телефонных номеров.

· Конструирование повествования. Заключается в создании рассказа связующего пункты запоминаемого списка.

1.Речь -это одно из главных приобретений человечества, познавательный психический процесс,оказавший самое существенное влияние на развитие мышления человека и,таким образом,на становление самого человека.Она служит основным средством передачи мыслей от человека к человеку.Речь осуществляется посредством языка. Речь и язык –неразрыно связанные понятия.Язык-пассивный запас,речь-активная сила.

2.ВИДЫ:

1.Внутренняя речь-речь не направленная на коммуникацию,она включает в себя мысленное проговаривание.

2.Внешняя речь- речь направленная вовне, она подразделяется на устную и письменную.

3.Устная речь- внешняя речь ,которая может быть воспринята на слух.

4.Письменная речь- внешняя речь,для осуществления которой словесное высказвание кодируется с помощью спец. Графических символов.

5.Диалогическая речь- речь,состоящая из отдельных фраз и реплик, используемых в ответ на речь собеседника.

6.Монологическая речь- речь, представляющая собой последовательное длительное связное изложение своих мыслей, знаний.

7.активная речь-говорение самим человеком. Активная письменная речь –письмо.

8.Пассивная (рецептивная) речь -слушание, чтение.

3.СВОЙСТВА:

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.. Действенность— определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. номинативная-функция обозначения вещей и явлений действительности, коммуникативную-функцию общения выполняют предложения, экспрессивная-выр-ся эмоциональное состояние говорящего

4.ЗНАЧЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ:

Речьпомогает мед.работникам общаться с пациентами, поддерживать их, передавать мысли,спрашивать и обьяснять. Эффективное общение требует тщательной подготовки, внимательного отношения к собеседнику, взаимной готовности к общению. Часто люди, имеющие схожие нарушения зрения, слуха, физической активности и др., имеют различные проблемы. Уникальность каждого человека выявляется через общение.

5.СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Словесные методыэто чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

1.Мышление— познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, связи между событиями и явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Источник

Оцените статью
Разные способы