Способы совершенствования познавательных психических процессов

38. Совершенствование познавательных процессов. Развитие общих и специальных способностей

38. Совершенствование познавательных процессов. Развитие общих и специальных способностей

Восприятие в подростковом и юношеском возрасте входит в состав запоминания. На практике это означает, что при запоминании школьник фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения. Исходя из этого, педагогу при изложении нового материала следует выделять ключевые элементы, употребляя такие слова: «Обращаю ваше внимание на…», используя разноцветный мел, акцентированное повторение и т. п.

Начиная с подросткового возраста, активно развивается произвольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используются практически повсеместно. Это приводит к замедлению развития механической памяти, хотя многие новые школьные предметы требуют ее применения, а потому учащаются жалобы подростка на плохую память. На этом фоне повышается интерес к приемам улучшения памяти. Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный внутренний мир человека. В подростковом и юношеском возрасте в работе памяти отмечаются существенные индивидуальные различия, которые следует учитывать в организации учебного процесса, предлагая школьникам различные способы подачи материала.

В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного запоминания и возрастает эффективность опосредованного.

В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотношение между памятью и мышлением.

Если раньше эти отношения строились по принципу мыслить – значит вспомнить, то теперь, вспоминать – значит мыслить, т. е. процесс запоминания заключается в установлении логических связей.

В средних и старших классах школы активно развивается монологическая и письменная речь.

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно готовить текст устного выступления.

Аргументировать свои мысли, писать сочинение на произвольную или заданную тему.

В среднем и старшем школьном возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда.

Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение – совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления.

В основе развития способностей лежат следующие положения:

1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться;

2) не позже 6 – 7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков;

3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей [1]

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей [1] Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало

Читайте также:  Японский способ заточки ножей

Развитие и совершенствование как способ усиления жизни

Развитие и совершенствование как способ усиления жизни Андрей Куршев.Наш Мир, Реальность — место обитания различных Сил. Это и сила Солнца, сила Земли, силы трав, воздуха, огня, силы животного и растительных миров, камней и т. д., и т. п. Но объединяет все эти силы, делает их

Развитие и совершенствование

Развитие и совершенствование Любовь Лаврова.Человек приходит в окружающий мир для того, чтобы познать безбрежный океан жизни. А чтобы осознать подаренную жизнь, человеку необходимо знать своё Божественное предназначение. Для успешного исполнения Божественного

Развитие и совершенствование как способ усиления жизни

Развитие и совершенствование как способ усиления жизни Андрей Куршев Наш Мир, Реальность – место обитания различных Сил. Это и сила Солнца, сила Земли, силы трав, воздуха, огня, силы животного и растительных миров, камней и т. д., и т. п. Но объединяет все эти силы, делает их

Развитие и совершенствование

Развитие и совершенствование Любовь Лаврова Человек приходит в окружающий мир для того, чтобы познать безбрежный океан жизни. А чтобы осознать подаренную жизнь, человеку необходимо знать своё Божественное предназначение. Для успешного исполнения Божественного

Люди феноменальных способностей

Люди феноменальных способностей 4 Дазе, Йоган – Гамбург, Германия; самые быстрые вычисления в уме: два 8-значных числа за 54 сек.5 Ампер, Андре Мари – французский физик, через полвека помнил наизусть прочитанные отрывки из энциклопедий по геральдике и охоты на сокола.Клайн,

20. Понятие о способностях. Виды способностей

20. Понятие о способностях. Виды способностей Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и

Тренировка способностей

Тренировка способностей Вы уже наверняка усвоили, что существует общее правило всех тренировок – от общего к специальному. Это иллюстрирует рис. 6.3.В самом начале сезона тренировочная работа носит скорее общий характер. Вы можете даже не использовать велосипед

Сегментация способностей

Сегментация способностей Может показаться, что я призываю вас к тому, чтобы специализироваться на определенных категориях гонок. Совсем нет. Моя цель состоит в том, чтобы показать, каким образом вы можете совмещать шесть способностей, о которых мы говорили выше, для того

Современное понимание двигательных способностей

Современное понимание двигательных способностей Оптимальная физическая подготовленность рассматривается как функциональное состояние всего организма, лишь условно разделяемое на основные формы двигательных способностей.Теперь обратимся к интересующему нас

Тестирование умственных способностей

Тестирование умственных способностей Тесты на так называемый «коэффициент интеллекта» (или ума) включают целую серию вопросов, задач, головоломок и сложных заданий и показывают общий уровень, на котором выполняет задания ребенок Коэффициент получается путем деления

Читайте также:  Консервирование мяса различными способами

Источник

Развитие познавательных процессов
консультация

В процессе познавательной деятельности ребенка происходит познавательное развитие, т. е. развитие таких познавательных процессов, как наглядное и логическое мышление, произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение. — результат – получение нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
rekom.docx 16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

В процессе познавательной деятельности ребенка происходит познавательное развитие, т. е. развитие таких познавательных процессов, как наглядное и логическое мышление, произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение. — результат – получение нового знания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

— выкладывания узора из мозаики;

— выкладывания фигуры из палочек по образцу;

— нахождения различий в двух похожих картинках;

— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

— нанизывания бусинок по образцу;

— срисовывания по клеточкам;

— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. — Устраните отвлекающие факторы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений. Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе). Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время). В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе. Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как

малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая

мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Научите ребенка:

* Различать цвета и их оттенки.

* Различать форму предметов и геометрические фигуры.

* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

* Различать и называть части суток, их последовательность.

* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения, распорядка дня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет.

Учебное занятие «Развитие познавательных процессов младших школьников».

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р.

Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе.

упражнения на развитие познавательных процессов

упражнения на развитие познавательных процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие познавательных процессов на уроках. Методическая тема по самообразованию.

Работа на тему: Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития через ознакомление с сезонными изменениями в природе

Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой п.

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями.

Источник

Читайте также:  Способы как взломать страничку
Оцените статью
Разные способы